Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.95 Кб (Скачать документ)

• Иградраматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»). 

У детей  этого возраста отмечается первичное  освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает минипостановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тилибом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто  «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и  утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в  совместных с взрослым импровизациях  на заданные темы. 

Обогащение  игрового опыта возможно только при  условии развития специальных игровых  умений: 

Первая  группа умений связана с освоением  позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать  до конца, похлопать в ладоши, сказать  спасибо «артистам»).

Вторая  грyппa умений обеспечивает первичное  становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для  передачи образа героя, его эмоций и  переживаний и правильно держать  и «вести» куклу или фигурку  героя в режиссерской театрализованной игре.

Третья  группа умений – это умение взаимодействовать  с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные  роли по очереди и т.д. 

В играхдраматизациях решаются следующие задачи:

1. Воспитательнообразовательные:

обогащение  знаниями, умениями, навыками;

развитие  интереса к литературе и театру;

развитие  психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления);

развитие  таких качеств личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

формирование  норм поведения;

воспитание  моральноволевых качеств личности.

2. Коррекционные:

закрепление навыков правильной, речи;

усвоение  богатства родного языка;

усвоение  элементов речевого общения (жестов, мимики, интонации);

активизация и пополнение словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

развитие  тонкой моторики рук.

Рассмотрим  методику руководства играмидраматизациями.  

Здесь прослеживается тесная взаимосвязь  работы специалистов детского сада. На занятии по развитию речи воспитатель  читает детям художественное произведение, рассматривает с ними иллюстрации.

дети  пересказывают произведение по вопросам. При этом используется аппликационный материал и фланелеграф. Затем можно  перейти к пересказу по цепочке. Параллельно ведется большая  словарная работа по подбору определений, характеризующих персонажей и их действия. Завершить этот этап работы предлагается коллективным проигрыванием  этюдов. 

Далее воспитатели проводят цикл занятий, на которых дети в изобразительной  деятельности и художественном труде  отображают свои впечатления о прочитанном (рисуют, лепят, конструируют и т.д.).

Музыкальный руководитель подбирает музыкальный  репертуар и отрабатывает пантомиму. На заключительном логопедическом занятии  дети выбирают роли и "показывают спектакль" для подгруппы детей, обслуживающего персонала. При этом воспитатель  берет на себя роль режиссера, он активно  вмешивается в ход игры, предлагает ребенку исполнить свою роль более  выразительно. 

По желанию  детей тот или иной спектакль  может быть показан на праздничном  утреннике, вечередосуге. Здесь воспитателю  отводится роль зрителя. 

Как уже  отмечалось, репертуар игрдраматизаций  зависит от возраста детей, учитывая особенности психоречевого развития детей, материалом для игрдраматизаций  в группе (34 года) служат потешки, прибаутки, не требующие прямой речи, например:

Как у  нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у  котика усы

Удивительной  красы.

Глаза смелые, зубки белые.

Затем, предлагается драматизировать потешки  более сложного содержания, где дети включаются в диалог с воспитателем, например: 

Гуси  вы, гуси, красные лапки !

Где вы бывали, что вы видали? 

Мы видали волка. Он унес гусенка. 

Гуси  вы, гуси, красные лапки!

Ищите вы волка, спасайте гусенка.

К концу  года в младшей группе драматизируются  небольшие сказки: "Колобок", "Рукавичка", "Теремок", "Репка", "Лиса и  заяц", "Лиса и дрозд", "Снегурочка и лиса", "Пузырь, соломинка  и лапоть". 

Принципы  организации театрализованной игры.

Реализация  названных задач и содержания работы с детьми младших групп  требует учета основных принципов  организации театрализованной игры.  

1. Важнейшим  является принцип специфичности  данной деятельности, объединяющей  игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты  

2. Принцип  комплексности предполагает взаимосвязь  театрализованной игры с разными  видами искусства и разными  видами художественной деятельности  ребенка. 

3. Согласно  принципу импровизационности театрализованная  игра рассматривается как творческая  деятельность, что обусловливает  особое взаимодействие взрослого  и ребенка, детей между собой,  основу которого составляют свободная  атмосфера, поощрение детской  инициативы, отсутствие образца  для подражания, наличие своей  точки зрения у ребенка, стремление  к оригинальности и самовыражению.

4. Все  названные выше принципы находят  свое выражение в принципе  интегративности, в соответствии  с которым целенаправленная работа  по развитию театрализованноигровой  деятельности включается в целостный  педагогический процесс. 

Заучивание  роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование  произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой  перед ними специальных задач  на запоминание, сохранение и воспроизведение  материала. Множество таких задач  естественно возникает в игровой  деятельности. Особенно, если ребенку  интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль образ выбранного героя.  

Четкая  постановка задачи, разнообразие и  умелая организация игровой деятельности педагогом способна направить ее в определенное развивающее русло. Так, например, вместо уже привычной  инсценировки литературного произведения можно предложить детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые  подробно в тексте не описываются, не раскрываются. Детям необходимо продумать  поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребенку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителей угадать эпизод, догадаться, о чем идет речь. Можно сопровождать свои выступления, показы музыкальными фрагментами.  

Нужно предлагать участникам игр меняться ролями, чтобы каждый мог прочувствовать не только своего персонажа, выбранного согласно со своими внутренними симпатиями, но и других персонажей, с другими  качествами, характерами и поведением, для того чтобы лучше понять и  всесторонне оценить проблему, поставленную в произведении. 

Все эти  приемы стимулируют развитие речи, мышления, фантазии, воображения, умение анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными  средствами передачи образа. Таким  образом, в процессе организации  театрализованной игры у детей развиваются  организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения  детей друг с другом, приобретаются  коммуникативные умения и навыки.  

Если  детям создать условия для  самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым  образам, общаясь друг с другом, развивая и активизируя свою речь. Во время  подготовки и разыгрывания спектакля  разговаривать с детьми нужно  всегда вежливо и ласково. Следить, чтобы и дети также обращались друг с другом. 

Итак, возможности  театрализованных игр как средства активизации и развития речи младших  дошкольников достаточно широки. Они  позволяют добиваться совершенствования  выразительности речи ребенка, которая  развивается в течение всего  дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к  интонационной речевой у детей  среднего возраста, а затем и к  языковой выразительности речи старших  дошкольников.

Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные(интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование  в педагогической работе потешек  и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки  в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка рвзных видов театрализованных игр.   

2. АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ  ИГР КАК СРЕДСТВА  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ВОЗРАСТА.

2.1. Последовательность  этапов включения  театрализованных  игр в процесс  развития речи  ребенка.

В психическом  развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано  формирование как личности в целом, так и всех основных психических  процессов. Поэтому определение  направлений и условий развития речи у детей относится к числу  важнейших педагогических задач. Анализ литературы и наш исследовательский  поиск свидетельствуют о том, что на этапе от трех до четырех  лет необходимо:

• интенсивно обогащать речь ребенка путем  восприятия речи и рассказов взрослых;

• развивать  диалогическую речь.

Развитие  речи маленьких детей находится  в прямой зависимости от следующих  факторов:

• речевого окружения (речевая среда);

• педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.

В своей  работе мы использовали расширение речевой  среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать  эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью  театрализованных игр.

Нами  были поставлены следующие задачи по развитию речи младших дошкольников

развитие  выразительной стороны речи

1) развитие  связной монологической и диалогической  речи;

2) развитие  звуковой культуры речи;

3) воспитание  привычки публичной речи;

4) обогащать,  уточнять и активизировать словарь;

5) формирование  грамматических навыков. 

Прежде  чем приступить к выполнению поставленных целей и задач, направленных на активизацию  речевого развития, необходимо создать  речевую среду. Так как средством  развития речи были выбраны игрыдраматизации, то возникла необходимость в проектировании зоны театрализованной деятельности детей, которое предполагает соблюдение основных принципов построения предметнопространственной  среды в ДОУ:

• Обеспечение  баланса между совместной и индивидуальной деятельности детей;

• Организация  «зон приватности»;

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников