Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.95 Кб (Скачать документ)

• Предоставление права и свободы выбора;

• Создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

• Полифункциональность использования помещений и оборудования;

• Возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов.

Оборудование  располагается так, чтобы дети могли  свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью

ребенок легко включался в игровую  ситуацию. Материалы театральной  зоны требуют периодического обновления, ориентированного на интересы разных детей. 

На первоначальном этапе необходимо провести диагностику  общего речевого развития детей группы. Полученные данные и их анализ позволяют  выстроить цепочку занятий по развитию речи, которая может решить выявленные проблемы речевого развития каждого ребенка группы.

Была  создана система по речевому развитию детей с использованием театрализованных игр.

Вся работа строилась в несколько этапов.

На первом этапе:

• Изучили  программу по развитию речи детей

• Исследовали  разные видов художественнолитературных  произведений (малые фольклорные  формы, сказки, стихи, рассказы.). Были отобраны сюжеты из повседневной жизни детей.

• Были отобраны литературные персонажи.

• В  соответствии с возрастом персонажи  должны меняться, усложняться их поведенческие  характеристики.  

На втором этапе отобранные произведения подвергались дидактической обработке:

• Подбирались  вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой  деятельности младших дошкольников в соответствии с программным  содержанием

• Подбирались  физкультминутки, подвижные игры, загадки  четверостишия так, чтобы они  были объединены общим сюжетом.

• Подбиралось  оборудование для создания сказочного сюжета: иллюстрации, игрушки, демонстрационный раздаточный материал, массажные  коврики, дорожки, модули.  

Следующий этап характеризовался творческим применением  театрализованных игр на практике

• На занятиях дети с удовольствием превращались в актеров и воплощали литературные образы;

• Имитировали  характерные движения героев произведений;

• Работали над интонациями;

• Учились  работать за ширмой; 

В первый раз театрализованная игра проводилась  в вечернее время на фланелеграфе, т.к. он позволяет свободно моделировать и одновременно фиксировать различные  ситуации. Чуть позже дети познакомились  с настольным театром игрушек  и картинок, которые обладают теми же свойствами, что и фланелеграф. К тому же в нем удобно имитировать  движения автомобилей, пешеходов, животных и других персонажей. Познакомились  дети и с театром теней, получив  массу приятных эмоций, они с удовольствием  включились в предложенную игру. Театр  теней хорошо использовать в часы досуга. Затем дети учились игре драматизации с пальчиками. Здесь  можно было обыгрывать персонажа  как находясь за ширмой, так и  изображать действия передвигаясь свободно по группе

Сложнее было играть куклами бибабо, так  как они требуют техники вождения, персонажи должны постоянно двигаться, как живые, их нельзя зафиксировать  на плоскости.   

2.2.. Методика подготовки  к театрализованным  занятиям. 

Мы считаем, что содержание театрализованных занятий  должно включать в себя:

• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной

• упражнения по социальноэмоциональному развитию детей. коррекционноразвивающие игры;

задания для развития речевой интонационной  выразительности;

• игрыпревращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические  минутки (логоритмика);

• пальчиковый  игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные  этюды

• отдельные  упражнения по этике во время драматизации;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных  сказок и инсценировок;

• знакомство не только с текстом сказки, но и  средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует  подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую  функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

1) развитию  речи и навыков театральноисполнительской  деятельности;

2) созданию  атмосферы творчества;

3) социальноэмоциональному  развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какоголибо литературного произведения или  сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками»  визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого  ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.  

Одно  из главных условий — эмоциональное  отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько  артистичность, сколько искренность  и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как  бы образцом эмоционального отношения  к тем или иным ситуациям.

Причем  чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.  

Недопустима даже мысль о разделении детей  на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих  и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя пускать  в атмосфере занятий страха перед  ошибкой, чтобы бы дети боялись выйти  «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть»  или «показать» чтолибо, педагог  должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

Подготовку  к театрализованной деятельности мы проводили в несколько этапов.

1. Воспитателю  выразительно читает произведение.

2. Проводится  беседа, поясняющую и выясняющую  понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности  пример, после чтения стихотворения  С. Маршака «Котята» можно спросить  у детей: «Какое настроение  у хозяйки в начале стихотворения?  Как вы догадалась об этом?»

3. Чем  полнее и эмоциональнее воспримут  произведение дети, тем легче  им будет потом театрализовать  прочитанное. Поэтому при чтении  мы широко использовали весь  комплекс средств интонационной,  лексической и синтаксической  выразительности.

Нами  были глубоко изучены дети группы как личности, чтобы понять, что  чувствует ребенок, слушая наше чтение. Это подчеркивал В.А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных  огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, чтото  в детской душе надломлено, и много  сил надо приложить, чтобы выпрямить  детскую душу».

4. Для  развития у детей умения внимательно  слушать, запоминать последовательность  событий, свободно ориентироваться  в тексте, представлять образы  героев мы использовать специальные  упражнения, проблемные ситуации  типа «Ты с этим согласен?».

Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта  песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушкиребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой  и спрашиваем: «Вы согласны, что  эта лиса из сказки «Лиса, заяц и  петух»? Почему вы так ли?» Отвечая  на эти вопросы и объясняя, почему они так они думают, дети вынуждены  вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала  играют иллюстрации в детских  книгах, а также видеофильмы, музыкальные  подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании с и иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

5. После  беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо  вновь вернуться к тексту, привлекая  детей к проговариванию его  отдельных фрагментов

Из многообразия средств выразительности в детском  саду мы во 2й младшей группе

• формируем  у детей простейшие образновыразительные умения (уметь имитировать характерные  движения сказочных животных), например, после слушания песни «Петушок»  В. Витлина изобразить, как поет и  двигается петушок, как прыгают  зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки  и т.д.;

• проговариваем  с детьми слова одного персонажа  – например, в сказке «Теремок»  надо попроситься как мышка и  как вол. Кто жалобнее скажет? Кто  похож больше?;

• разыгрываем  диалог двух персонажей: проговариваем  слова и действуем за каждого  – это упражнение в интонировании  диалога. Дети хорошо чувствуют и  повторяют интонации, построенные  на контрастах. Например, как разговаривают  три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети , угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем  дети сами с помощью интонации  загадывают друг другу загадки;

• читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед  репку» меняя ударенное слово, произнесите  фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д.

• используем спорыдиалоги – в кругу детей  сажаем перед собой ребенка, даем ему в руки персонаж, а себе возьмем  другой и ведем диалог, вовлекая в него партнера так, чтобы вызвать  его изумление, удивление, возражения:    

Воспитатель Ребенок 

Что у  тебя? Мячик. 

Да, нет, посмотри внимательно. Вижу: мячик. 

Нет, не мячик, а кубик. Кубик? 

Да, кубик, кубик! Нет, не кубик, не кубик! 

В самом  деле? А что же? Мячик, мячик… 

Неужели мячик? Да вот же мячик! 

Подобные  упражнения, развивают не только эмоциональную  окрашенность речи, но и пантомимику. Все эти упражнения мы использовали как на речевых занятиях, так и  физкультурных, музыкальных, в свободной  деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может  спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить  показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?»  и т.д.). 

При обучении детей средствам речевой выразительности  нами использовались знакомые и любимые  сказки, которые концентрируют в  себе всю совокупность выразительных  средств русского языка и предоставляют  ребенку возможность естественного  ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме  того, именно разыгрывание сказок позволяет  научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика). 

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников