Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Дата добавления: 03 Января 2012 в 10:32
Автор работы: v********@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (85.61 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

Документ Microsoft Word (4).docx

  —  87.95 Кб

Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко  узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять  детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей  с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального  и вербального выражения. Особое внимание детей надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями).  

Значение  этой работы усиливается тем, что  без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность  речи.

Работа  на занятии строилась по трехчастной  структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, театрализованные занятия  могут включать как разыгрывание сказок, какихлибо сценок, так и  ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где  воспитатель и каждый ребенок  имеют возможность реализовать  свой творческий потенциал;

— эмоциональное  заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию речевых навыков, уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок  имеет возможность проявить себя в какойто роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

— выбор  детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых  детей, имеющих проблемы с речью;

— распределение  ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен  персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

Во время  занятий необходимо:

— внимательно  выслушивать ответы и предложения  детей;

— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с  персонажем;

— при  знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они  могли подействовать или поговорить с ними; 

в заключение различными способами вызывать у  детей радость,.* 

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социальноэмоционального  развития ребенка становится возможным  при выполнении следующих условий:

— единства социальноэмоционального и когнитивного развития;

— насыщении  этой деятельности интересным и эмоциональнозначимым для детей содержанием;

— постепенности  и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и  невербальными средствами выразительности;

— наличия  интересных и эффективных методов  и приемов работы с детьми;

— совместного  участия в данном процессе детей  и взрослых.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается  постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Игры  драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и  навыков театральноисполнительской  деятельности, созданию атмосферы творчества, социальноэмоциональному развитию детей.

Театрализованные  игры могут быть организованы в утренние и вечерние часы, органично включены в различные занятия, запланированы  специально в недельном расписании по родному языку. Работа с детьми над образами персонажей включает в  себя и развитие выразительности  речи, и развитие пластики, двигательных способностей, эмоционального состояния, поведенческих норм, нравственного  развития. Главная особенность этих игр в том, что ребенок обучается  незаметно для него самого, он артист и учится публично говорить и действовать.

В нашей  работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших  дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства  театральными играми и методика проведения занятий. Мы разработали этапы постепенного включения данного вида игр в  процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность. 

Проведенная нами работа по внедрению в процесс  развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. Содержание данной работы может быть использовано другими воспитателями  в планировании и построении занятий  по развитию речи с детьми младшего дошкольного возраста.  

ЛИТЕРАТУРА.  

1. Радуга: Прогр. и руководтво для воспитателей  второй младшей группы дет  сада/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова,  Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.

2. Артемова  Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.

3. Бочкарева  Л.П. Воздействие книг и картин  на игровые образы. В сб.: Воспитание  детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

4. Гербова  В.В. Учусь говорить: Метод. Рекомендации  для воспитателей, работающих с  детьми 36 лет по программе «Радуга». – 2е изд. – М.: Просвещение, 2000 г.

5. Горбушина  Л.А., Николичева А.П. «выразительное  чтение и рассказывание с детьми  дошкольного возраста»: Учебное  пособие: М.: КНОРУС, 2005г.

6. Домашний  театр – Серия «Через игру  – к совершенству». – М.: «Лист», 2001г.

7. Зинкевич  – Евстигнеева Практикум по  Сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2002г.

8. Караманенко  Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный  театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие  для воспитателей и музыкальных  руководителей. – СПб.: 2003.

9. Маханева  М.Д. Театрализованные занятия  в детском саду: Пособие для  работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

10. Менджерицкая  Д. В. Иградраматизация. В сб.: Воспитание  детей в игре. М.: А.П.О., 1994.

11. Поляк  Л.Я. Театр сказок: Сценарии в  стихах для дошкольников по  мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001.

12. Фомичева  М.Ф. «Воспитание у детей правильного  произношения»: пособие для воспитателей  детского сада. – М. «Пресс», 2004.

Описание
Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.