Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Цель: показать значимость театрализованных игр в активизации речевой
деятельности детей младшего возраста.
Задачи:
1) изучить психолого педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме;
2) изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;
3) проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми;
4) раскрыть механизмы театрализованных игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1.Теоретические аспекты использования театрализованных игр в развитии речевой деятельности детей младшего возраста.
1.1. Понятие и виды театрализованных игр.
1.2. Роль театрализованных игр в активизации речевой деятельности младших дошкольников.
1.3. Методика руководства играми драматизациями.
2. Анализ педагогического опыта использования театрализованных игр как средства речевого развития детей младшего возраста.
2.1. Последовательность этапов включения театрализованных игр в процесс развития речи ребенка.
2.2.. Методика подготовки к театрализованным занятиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 87.95 Кб (Скачать документ)

задания для развития речевой интонационной  выразительности;

• игрыпревращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

• упражнения на развитие детской пластики;

• ритмические  минутки (логоритмика);

• пальчиковый  игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• театральные  этюды

• отдельные  упражнения по этике во время драматизации;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных  сказок и инсценировок;

• знакомство не только с текстом сказки, но и  средствами ее драматизации — жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует  подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую  функции. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

1) развитию  речи и навыков театральноисполнительской  деятельности;

2) созданию  атмосферы творчества;

3) социальноэмоциональному  развитию детей.

Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какоголибо литературного произведения или  сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками»  визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого  ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.  

Одно  из главных условий — эмоциональное  отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько  артистичность, сколько искренность  и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как  бы образцом эмоционального отношения  к тем или иным ситуациям.

Причем  чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.  

Недопустима даже мысль о разделении детей  на «зрителей», т.е. на постоянно выступающих  и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя пускать  в атмосфере занятий страха перед  ошибкой, чтобы бы дети боялись выйти  «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» чтолибо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.

Подготовку  к театрализованной деятельности мы проводили в несколько этапов.

1. Воспитателю  выразительно читает произведение.

2. Проводится  беседа, поясняющую и выясняющую  понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности  пример, после чтения стихотворения  С. Маршака «Котята» можно спросить  у детей: «Какое настроение  у хозяйки в начале стихотворения?  Как вы догадалась об этом?»

3. Чем  полнее и эмоциональнее воспримут  произведение дети, тем легче  им будет потом театрализовать  прочитанное. Поэтому при чтении  мы широко использовали весь  комплекс средств интонационной,  лексической и синтаксической  выразительности.

Нами  были глубоко изучены дети группы как личности, чтобы понять, что  чувствует ребенок, слушая наше чтение. Это подчеркивал В.А. Сухомлинский. Если ребенок, писал он, «не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных  огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, чтото  в детской душе надломлено, и много  сил надо приложить, чтобы выпрямить  детскую душу».

4. Для  развития у детей умения внимательно  слушать, запоминать последовательность  событий, свободно ориентироваться  в тексте, представлять образы  героев мы использовать специальные  упражнения, проблемные ситуации  типа «Ты с этим согласен?».

Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта  песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушкиребятушки, отворитеся, отопритеся...») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой  и спрашиваем: «Вы согласны, что  эта лиса из сказки «Лиса, заяц и  петух»? Почему вы так ли?» Отвечая  на эти вопросы и объясняя, почему они так они думают, дети вынуждены  вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала  играют иллюстрации в детских  книгах, а также видеофильмы, музыкальные  подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании с и иллюстраций  особое внимание необходимо уделить  анализу эмоциональных состояний  персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?»  и др.).

5. После  беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо  вновь вернуться к тексту, привлекая  детей к проговариванию его  отдельных фрагментов

Из многообразия средств выразительности в детском  саду мы во 2й младшей группе

• формируем  у детей простейшие образновыразительные умения (уметь имитировать характерные  движения сказочных животных), например, после слушания песни «Петушок»  В. Витлина изобразить, как поет и  двигается петушок, как прыгают  зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки  и т.д.;

• проговариваем  с детьми слова одного персонажа  – например, в сказке «Теремок»  надо попроситься как мышка и  как вол. Кто жалобнее скажет? Кто  похож больше?;

• разыгрываем  диалог двух персонажей: проговариваем  слова и действуем за каждого  – это упражнение в интонировании  диалога. Дети хорошо чувствуют и  повторяют интонации, построенные  на контрастах. Например, как разговаривают  три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети , угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем  дети сами с помощью интонации  загадывают друг другу загадки;

• читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед  репку» меняя ударенное слово, произнесите  фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т.д.

• используем спорыдиалоги – в кругу детей  сажаем перед собой ребенка, даем ему в руки персонаж, а себе возьмем  другой и ведем диалог, вовлекая в него партнера так, чтобы вызвать  его изумление, удивление, возражения:    

Воспитатель Ребенок 

Что у  тебя? Мячик. 

Да, нет, посмотри внимательно. Вижу: мячик. 

Нет, не мячик, а кубик. Кубик? 

Да, кубик, кубик! Нет, не кубик, не кубик! 

В самом  деле? А что же? Мячик, мячик… 

Неужели мячик? Да вот же мячик! 

Подобные  упражнения, развивают не только эмоциональную  окрашенность речи, но и пантомимику. Все эти упражнения мы использовали как на речевых занятиях, так и  физкультурных, музыкальных, в свободной  деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может  спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить  показать данный образ в движении. После этого можно предложить детям загадать друг другу загадки, имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия в характере одного образа («Чем отличается лиса Таня от лисы Аленки?»  и т.д.). 

При обучении детей средствам речевой выразительности  нами использовались знакомые и любимые  сказки, которые концентрируют в  себе всю совокупность выразительных  средств русского языка и предоставляют  ребенку возможность естественного  ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме  того, именно разыгрывание сказок позволяет  научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика). 

Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко  узнавались всеми. Следует подчеркнуть, что здесь важно предоставлять  детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей  с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального  и вербального выражения. Особое внимание детей надо обратить на связь  между настроением и особенностями  вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). 

Значение  этой работы усиливается тем, что  без глубокого понимания эмоционального состояния и способов его внешнего проявления невозможна выразительность  речи.

Работа  на занятии строилась по трехчастной  структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, театрализованные занятия  могут включать как разыгрывание сказок, какихлибо сценок, так и  ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни смешной случай, интересное событие и др.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где  воспитатель и каждый ребенок  имеют возможность реализовать  свой творческий потенциал;

— эмоциональное  заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Таким образом, развитию речевых навыков, уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок  имеет возможность проявить себя в какойто роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

— выбор  детьми роли по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых  детей, имеющих проблемы с речью;

— распределение  ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен  персонаж);

— проигрывание ролей в парах.

Во время  занятий необходимо:

— внимательно  выслушивать ответы и предложения  детей;

— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с  персонажем;

— при  знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они  могли подействовать или поговорить с ними; 

в заключение различными способами вызывать у  детей радость,.* 

Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социальноэмоционального  развития ребенка становится возможным  при выполнении следующих условий:

— единства социальноэмоционального и когнитивного развития;

— насыщении  этой деятельности интересным и эмоциональнозначимым для детей содержанием;

— постепенности  и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и  невербальными средствами выразительности;

— наличия  интересных и эффективных методов  и приемов работы с детьми;

— совместного  участия в данном процессе детей  и взрослых.   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается  постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Информация о работе Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников