Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа
Цель работы: разработка программы по профилактике курения среди учащихся 6-х классов в ходе изучения курса ОБЖ и обоснование ее эффективности.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения среди школьников средних классов сможет помочь в борьбе с распространением этой вредной привычки.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описывается обзор литературы, во второй – задачи, методы, организация исследования, а в третьей главе описываются результаты исследования), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....5
1.1. Влияние курения на учащуюся молодежь…………………………5
1.2. Табачная зависимость и вредное воздействие табачного дыма на окружающих……………………………………………………………..8
1.3.Возрастные особенности развития подростка……………………16
1.4. Анализ существующих методик по профилактике курения……19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...25
2.1. Задачи исследования………………………………………………25
2.2. Методы исследования……………………………………………...25
2.3. Организация исследования………………………………………..28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
ВЕЛИКОЛУКСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кафедра безопасности жизнедеятельности,
теории
и методики единоборств
ПУТИ
ПРОФИЛАКТИКИ КУРЕНИЯ
У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ
КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выпускная квалификационная работа
Студентки
55 группы Щукиной Анны Васильевны
Научный руководитель:
к.п.н., ст. преподаватель
Романов В.В.
Великие луки, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...
1.1. Влияние курения на учащуюся молодежь…………………………5
1.2. Табачная
зависимость и вредное воздействие табачного
дыма на окружающих……………………………………………………
1.3.Возрастные особенности развития подростка……………………16
1.4. Анализ существующих методик по профилактике курения……19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...25
2.1. Задачи
исследования………………………………………………
2.2. Методы
исследования…………………………………………….
2.3. Организация
исследования………………………………………..
ГЛАВА
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез.
По мнению Л.А. Давыденко (2006), курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части учащихся. Для курящих – проблемой является бросить курить, для некурящих – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек курил сам.
Что касается курения среди школьников‚ то в данной ситуации притягательным фактором является желание выглядеть взрослым, то есть имеет место подражание‚ лишь, затем привычка укореняется и вступают в действие факторы зависимости. Таким образом, за счет вышеперечисленных мер снизив привлекательность курения среди взрослого населения‚ можно устранить тягу к этому у подростков.
А.А. Беседина (2000) отмечает, что курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Ю.С. Николаев (2001) считает, что курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванного курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.
Курение и школьник несовместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки и привычки, усвоенные в школьном возрасте - самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Одной из основных задач в школе на уроках основы безопасности жизнедеятельности является привитие учащимся здорового образа жизни.
В настоящее время курение в нашей стране получило широкое распространение. В связи с этим представляется целесообразным проведение массовой профилактической работы среди учащихся среднего школьного возраста, именно в таком возрасте в результате сильного социального давления у подростков происходит «взрыв» интереса к курению. В результате чего многие парни и девушки поддаются этой вредной привычке, не задумываясь о возможных последствиях и о своем здоровье. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследованияю
Объект исследования: процесс изучения курса ОБЖ в средних классах общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: учащиеся 6 классов общеобразовательного учреждения на уроках ОБЖ, связанных с изучением раздела «Здоровый образ жизни»
Цель работы: разработка программы по профилактике курения среди учащихся 6-х классов в ходе изучения курса ОБЖ и обоснование ее эффективности.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения среди школьников средних классов сможет помочь в борьбе с распространением этой вредной привычки.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описывается обзор литературы, во второй – задачи, методы, организация исследования, а в третьей главе описываются результаты исследования), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.
По мнению, Е.А. Женева (2007) курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения. У подростков с небольшим стажем курения (0,5-2 года) нарушаются механизмы регуляции дыхания, оно становится менее экономичным. После выкуривания одной сигареты наблюдается достаточно продолжительное (10 минут) сужение мелких сосудов глазного яблока.
По мнению И.В. Заикина (2000) при курении происходит патология зрительной коры. У подростка - курильщика краски могут полинять, поблекнуть из-за изменения зрительного цветоощущения, может снизиться в целом многообразие восприятия. Первоначально наблюдается быстрая утомляемость при чтении. Затем начинается мелькание и двоение в глазах, и, наконец, снижение остроты зрения, поскольку возникшие от табачного дыма слезоточивость, покраснение и отёчность век приводят к хроническому воспалению зрительного нерва. Никотин вызывает изменения в сетчатке глаза, в результате - снижение чувствительности к свету. Так же, как у детей, родившихся от курящих матерей, у юных курильщиков исчезает восприимчивость сначала к зелёному, затем к красному и, наконец, к синему цвету.
Ряд исследователей (Е.И. Шубочкина , 2004; С.С. Молчанова, А. В. Куликова, 2004; А.В. Куликова , 2005) считают, что курение подростков способствует повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивает заболеваемость. С увеличением возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения - уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.
М.С. Журавлева (2002) отмечает, что курение в раннем возрасте активизирует у многих деятельность щитовидной железы, в результате чего у курильщиков учащается пульс, повышается температура, возникает жажда, раздражительность, нарушается сон. Из-за раннего приобщения к курению возникают поражения кожи - угри, себорея, что объясняется нарушениями деятельности не только щитовидной, но и других желёз эндокринной системы.
О
том, что курение ведёт к
По мнению В.Н. Ягодинского (2002), никотин вызывает сужение сосудов. Тем самым он способствует повышению артериального давления. А как реагирует на него сердце? Учащается ритм сокращений, возникают перебои. Помимо этого никотин, возбуждая симпатическую нервную систему, усиливает функцию управляемых ею желез внутренней секреции. К чему это ведет? В кровь выделяется избыточное количество биологически активных веществ, что отрицательно влияет на сердце и сосуды, способствует в частности сужению артерий, снабжающих кровью жизненно важные органы — сердце, мозг, почки.
Г.Б Федосеев(2006) говорит, что с увеличением числа молодых курильщиков помолодел и рак лёгких. Один из ранних признаков этой болезни - сухой кашель. Заболевание может проявляться незначительными болями в лёгких, тогда как основные симптомы - это быстрая утомляемость, нарастающая слабость, снижение работоспособности.
По мнению П.М. Андреева (2001), курение нарушает нормальный режим труда и отдыха, особенно у школьников, не только из-за действия никотина на центральную нервную систему, но и в силу желания закурить, появляющегося во время занятий. В этом случае внимание ученика полностью переключается на мысль о табаке. Курение снижает эффективность восприятия и заучивания учебного материала, уменьшает точность вычислительных операций, снижает объём памяти. Курящие ученики не отдыхают на перемене, как все другие, так как сразу после урока устремляются в туалет и в облаках табачного дыма и разного рода вредных испарений удовлетворяют свою потребность в никотине. Совокупное действие ядовитых компонентов поглощаемого табачного дыма вызывает головную боль, раздражительность, снижение работоспособности. В результате ученик приходит на следующий урок в нерабочем состоянии.
По мнению Д.Н. Лоранского (2000), под влиянием курения ослабевает память, внимание, мышечная сила, падает интеллект. Происходит замедление роста и общего развития ребенка.
Стоппард Мириам (2001) считает, что курение в подростковом возрасте вредит не только легким, у курильщиков заболевания ротовой полости, десен и кариес зубов встречаются гораздо чаще, чем у тех, кто не курит.
В первое время, когда подросток начинает курить, организм препятствует введению яда (першит в горле, тошнит, появляется кашель, головокружение). Затем привычка курить становится настолько сильной и непреодолимой, что у подростка отмечаются явления пристрастия и зависимости.
По мнению В.Н. Ягодинского (2001), курение очень вредно отражается на здоровье подростков. У них сильно страдают нервная и сердечно-сосудистая системы. Цвет лица обычно бледный с землистым оттенком. Появляется кашель, часто развивается анемия (малокровие). Тормозится общее развитие, задерживается рост, отмечается близорукость, слабеет память, снижаются сообразительность, внимание. Подростки становятся раздражительными, рассеянными, плохо успевают в школе.
Немало важным аспектом является и то, что подростки обычно покупают самые дешевые сорта сигарет, в которых содержание никотина намного выше, чем в дорогих. Кроме того, они докуривают сигарету до конца (а наибольшее количество никотина, как известно, содержится в ее конце), причем выкуривают быстро, так как часто курят скрываясь. При этом в дым из-за быстрого сгорания табака выделяется большое количество никотина и других ядовитых веществ. Все это способствует значительному отравлению организма. Иногда подростки подбирают и докуривают чужие окурки, что может приводить к заражению гельминтами (глистами) или инфекционными болезнями.