Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа
Цель работы: разработка программы по профилактике курения среди учащихся 6-х классов в ходе изучения курса ОБЖ и обоснование ее эффективности.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения среди школьников средних классов сможет помочь в борьбе с распространением этой вредной привычки.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описывается обзор литературы, во второй – задачи, методы, организация исследования, а в третьей главе описываются результаты исследования), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....5
1.1. Влияние курения на учащуюся молодежь…………………………5
1.2. Табачная зависимость и вредное воздействие табачного дыма на окружающих……………………………………………………………..8
1.3.Возрастные особенности развития подростка……………………16
1.4. Анализ существующих методик по профилактике курения……19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...25
2.1. Задачи исследования………………………………………………25
2.2. Методы исследования……………………………………………...25
2.3. Организация исследования………………………………………..28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
Так как мы уже выяснили, что школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни, то можно определить ряд профилактических мер по предотвращению вредной привычки у школьников:
Для решения второй задачи нами была составлена анкета, содержащая вопросы по интересующей нас теме.
Объектом нашего исследования явились учащиеся 6-х ( А, Б ) классов МОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» п. Кунья. Всего в исследовании принимало участие 40 человек: 20 человек 6 «А», 20 человек 6 « А « класса. Наша анкета содержала 7 вопросов. (Приложение 1)
В таблице 1 приведен анализ ответов на вопросы нашей анкеты.
Проанализировав вопросы анкеты, мы получили следующие данные. Из таблицы 1 видно, что на вопросы: «Куришь ли ты?», «Пробовал ли курить?» ответило отрицательно 70 - 75 % учащихся. Немного различаются ответы на вопросы «Как курение влияет на твою учебу?», «Почему ты начал курить? , 10 % учащихся выбрали вариант ответа трудно сосредоточиться, 55 – 60 % - хотел стать свои в компании.
Таблица 1
Сравнительный анализ ответов на вопросы анкеты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Куришь
ли
ты? |
Не курю % | Курю
от случая
к случаю % |
Курю регулярно % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 75 | 75 | 5 | 5 | 20 | 20 |
ЭГ | 70 | 95 | 10 | 5 | 20 | - |
Пробовал
ли курить? |
Нет % | Пробовал
и не стал % |
Пробовал
и
стал % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 75 | 75 | - | - | 25 | 25 |
ЭГ | 70 | 70 | 5 | 25 | 25 | 5 |
Когда
начал
курить? |
3 – 4 кл. % | 5 кл. % | 6 кл. % | |||
Испытуемые | ||||||
КГ | - | 20 | 5 | |||
ЭГ | 5 | 25 | - | |||
Как курение влияет на учебу? | Ухудшилась память % | Трудно включиться в работу % | Трудно сосредоточится % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 |
ЭГ | 10 | 10 | 5 | 5 | 10 | 10 |
Курят ли в твоей семье? | Да % | Нет % | Иногда % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 70 | 70 | 20 | 20 | 10 | 10 |
ЭГ | 55 | 55 | 45 | 45 | - | - |
Кто беседовал с тобой о вреде курения? | Друзья % | Семья % | Учителя % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 15 | 15 | 65 | 65 | 20 | 20 |
ЭГ | - | - | 90 | - | 10 | 100 |
Почему ты начал курить? | Подражание
Взрослым % |
Хотел стать своим в компании % | Сигареты часто рекламируют % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 5 | 5 | 60 | 60 | 35 | 35 |
ЭГ | 10 | 10 | 55 | 55 | 35 | 35 |
Для дальнейшего решения задач нами была
проведена проверка теоретических знаний
по теме «ЗОЖ» в двух классах в форме теста.
(Приложение 2) Оно было направленно на выявление
того, что насколько хорошо учащиеся владеют
информацией о том, что такое здоровье,
здоровый образ жизни. Результаты контрольного
тестирования представлены в протоколах
исследования (Приложение 3). Обобщенные
результаты тестирования представлены
в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня теоретических знаний по теме «Здоровый образ жизни» учащихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента.
Группа Результат |
Контрольная |
Экспериментальная |
-
X |
3,3 |
3,4 |
Т – кр. |
0,49 | |
Р |
P > 0,05 |
Из таблицы 2 видно, что теоретические знания по ОБЖ по разделу «ЗОЖ» находятся на среднем уровне. Среднее значение в контрольной группе составило 3,3 балл, а в экспериментальной – 3,4. Полученные результаты показывают, что достоверных различий в уровне знаний по ЗОЖ не имеется, так как показатели тестирования в контрольной и экспериментальной группах различаются недостоверно:
Трасч. = 0,49 < Ттабл. = 2,02 (при р > 0,05)
Нами была разработана программа по профилактике курения для 6 класса, представленная в таблице 3, которая включала 10 часов, из которых 3 часа отведено на уроки, 7 часов на внеклассные занятия: 2 беседы, родительское собрание, 3 классных часа, комплекс утренней гимнастики. Пример конспектов приведен в приложении 4, 5.
Таблица 3
Программа по профилактике курения для 6 класса
№ п/п | Название занятия | Часы |
Урочные занятия | ||
1 | Урок «О вреде курения – языком математики» | 1 |
2 | Урок «Здоровый образ жизни» | 1 |
3 | Урок «21 век без вредных привычек» | 1 |
Внеклассные занятия | ||
1 | Индивидуальная беседа «Что мешает мне бросить курить» | 1 |
2 | Беседа с врачом – наркологом «О вреде вредных привычек» | 1 |
3 | Родительское собрание | 1 |
4 | Классный час «Курение и здоровье» Игра «Брейн – ринг» | 1 |
5 | Классный час «Не унесенные дымом» | 1 |
6 | Классный час «Быть здоровым – это здорово» | 1 |
7 | Комплекс утренней гимнастики | 1 |
Всего | 10 |
Анализ результатов анкетирования и первичного тестирования уровня знаний по ЗОЖ позволили нам начать проведение педагогического эксперимента с применением разработанной нами программы по профилактике курения у учащихся 6 класса. Педагогический эксперимент проводился в период с марта по май 2010 года на базе Куньинской средней школы. В эксперименте приняли участие 40 учащихся 6 классов. Из них были образованы две группы: контрольная (n=20) и экспериментальная (n=20).
Принципиальным отличием занятий в экспериментальной группе было то, что занятия с учащимися проводились с внедрением разработанной программы, направленной на профилактику курения в 6 классах, а в контрольной группе - учебный процесс проводился по плану предоставленным учителем, в соответствии с запланированной программой.
В таблице 4 представлен сравнительный анализ ответов на вопросы двух групп до и после эксперимента.
Таблица 4
Сравнительный анализ ответов на вопросы анкеты контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента
Куришь
ли
ты? |
Не курю % | Курю
от случая
к случаю % |
Курю регулярно % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 75 | 75 | 5 | 5 | 20 | 20 |
ЭГ | 70 | 95 | 10 | 5 | 20 | - |
Пробовал
ли курить? |
Нет % | Пробовал
и не стал % |
Пробовал
и
стал % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 75 | 75 | - | - | 25 | 25 |
ЭГ | 70 | 70 | 5 | 25 | 25 | 5 |
Кто беседовал с тобой о вреде курения? | Друзья % | Семья % | Учителя % | |||
Испытуемые | до | после | до | после | до | после |
КГ | 15 | 15 | 65 | 65 | 20 | 20 |
ЭГ | - | - | 90 | - | 10 | 100 |
Из таблицы 4 видно, что после проведения повторных исследований число курящих снизилось в экспериментальной группе. На вопрос «Куришь ли ты?» ответило отрицательно 95 % учащихся. А на вопрос «Пробовал ли ты курить?» - 25 % учащихся выбрали вариант ответа – пробовал и не стал продолжать. На вопрос « Кто беседовал с тобой о вреде курения?» - 100% учащихся выбрали вариант ответа – учителя. В контрольной группе результаты остались неизменными.
Результаты итогового тестирования представлены в протоколах исследования (Приложение 6). Обобщенные результаты итогового тестирования отражены в таблице 5.
Таблица 5
Сравнительный анализ уровня теоретических знаний по теме «Здоровый образ жизни» учащихся контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Группа Результат |
Контрольная |
Экспериментальная |
-
X |
3,45 |
4,05 |
Т – кр. |
2,20 | |
Р |
P < 0,05 |
Из таблицы 5 видно, что в педагогическом тестировании в экспериментальной группе повысился средний балл теоретических знаний по ЗОЖ до 4,05, а в контрольной группе составил 3,45. В контрольном и экспериментальном классах показатели уровня знаний по ЗОЖ после итогового тестирования различаются достоверно:
Трасч. = 2,20 > Ттабл. = 2,02 (при р < 0,05)
В результате математического анализа мы выяснили, что прирост в уровне знаний по теоретическим вопросам ЗОЖ составил в контрольной группе 3 %, в экспериментальной – 13 %. Результаты роста качества знаний учащихся обеих групп итогового тестирования (в процентах) представлены на рис. 1
Рис.
1
Рис. 1 Сравнительный
анализ роста уровня
знаний учащихся КГ
и ЭГ после завершения
педагогического эксперимента (%)
В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения помогло в борьбе с распространением вредной привычки среди школьников средних классов. Данная программа позволила не только увеличить уровень теоретических знаний, но и снизить уровень курящих в классах.
ВЫВОДЫ
1. На основе анализа научно – методической литературы мы выявили, что основными причинами курения являются: любопытство, пример друзей и взрослых, влияние средств массовой информации, рекламу, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников. А основными профилактическими мерами по предотвращению вредной привычки у школьников являются: проведение различных бесед с учениками, проведение родительских собраний, проведение конкурсов рисунков по интересующей нас теме, проведение классных часов, викторин, просмотр видео – фильмов.
2. Для проведения исследования по нашей проблеме нами была составлена анкета, содержащая 7 вопросов. Из таблицы 1 видно, что на вопросы: «Куришь ли ты?», «Пробовал ли курить?» ответило отрицательно 70 - 75 % учащихся. Немного различаются ответы на вопросы «Как курение влияет на твою учебу?», «Почему ты начал курить? , 10 % учащихся выбрали вариант ответа трудно сосредоточиться, 55 – 60 % - хотел стать свои в компании.
Нами была проведена проверка теоретических знаний по теме «ЗОЖ» в двух классах. Теоретические знания по ОБЖ по разделу «ЗОЖ» находятся на среднем уровне. Среднее значение в контрольной группе составило 3,3 балл, а в экспериментальной – 3,4. Полученные результаты показывают, что достоверных различий в уровне знаний по ЗОЖ не имеется, так как показатели тестирования в контрольной и экспериментальной группах различаются недостоверно:
Трасч. = 0,49 < Ттабл. = 2,02 (при р > 0,05)
3. Нами была разработана и внедрена программа, направленная на профилактику курения в 6 классах, которая включала 10 часов, из которых 3 часа отведено на уроки, 7 часов на внеклассные занятия: 2 беседы, родительское собрание, 3 классных часа, комплекс утренней гимнастики.
После проведения повторного анкетирования мы выявили, что число курящих снизилось в экспериментальной группе. На вопрос «Куришь ли ты ?» ответило отрицательно 95 % учащихся. А на вопрос «Пробовал ли ты курить?» - 25 % учащихся выбрали вариант ответа – пробовал и не стал продолжать. На вопрос « Кто беседовал с тобой о вреде курения?» - 100% учащихся выбрали вариант ответа – учителя. В контрольной группе результаты остались неизменными. В контрольном и экспериментальном классах показатели уровня знаний по ЗОЖ после итогового тестирования различаются достоверно: