Пути профилактики курения у учащихся средних классов в процессе обучения основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработка программы по профилактике курения среди учащихся 6-х классов в ходе изучения курса ОБЖ и обоснование ее эффективности.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения среди школьников средних классов сможет помочь в борьбе с распространением этой вредной привычки.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описывается обзор литературы, во второй – задачи, методы, организация исследования, а в третьей главе описываются результаты исследования), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....5
1.1. Влияние курения на учащуюся молодежь…………………………5
1.2. Табачная зависимость и вредное воздействие табачного дыма на окружающих……………………………………………………………..8
1.3.Возрастные особенности развития подростка……………………16
1.4. Анализ существующих методик по профилактике курения……19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...25
2.1. Задачи исследования………………………………………………25
2.2. Методы исследования……………………………………………...25
2.3. Организация исследования………………………………………..28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 490.50 Кб (Скачать документ)

      Так как мы уже выяснили, что школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни, то можно определить ряд профилактических мер по предотвращению вредной привычки у школьников:

  • Проведение различных бесед с учениками
  • Проведение родительских собраний
  • Проведение конкурсов рисунков по интересующей нас теме
  • Приобщение детей к физической культуре и спорту и ЗОЖ
  • Проведение классных часов, викторин
  • Просмотр видео - фильмов
  • Беседы учащихся с медперсоналом.

      Для решения второй задачи нами была составлена анкета, содержащая вопросы по интересующей нас теме.

      Объектом  нашего исследования явились учащиеся 6-х ( А, Б ) классов МОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» п. Кунья. Всего в исследовании принимало участие 40 человек: 20 человек 6 «А», 20 человек 6 « А « класса. Наша анкета содержала 7 вопросов. (Приложение 1)

      В таблице 1 приведен анализ ответов на вопросы нашей анкеты.

      Проанализировав вопросы анкеты, мы получили следующие данные. Из таблицы 1 видно, что на вопросы: «Куришь ли ты?», «Пробовал ли курить?» ответило отрицательно 70 -  75 % учащихся. Немного различаются ответы на вопросы «Как курение влияет на твою учебу?», «Почему ты начал курить? , 10 % учащихся выбрали вариант ответа трудно сосредоточиться, 55 – 60 % - хотел стать свои в компании.

Таблица 1

Сравнительный анализ ответов на вопросы анкеты контрольной  и экспериментальной  групп до и после  эксперимента

      
Куришь  ли

ты?

Не курю % Курю  от случая

к случаю %

Курю  регулярно %
Испытуемые до после до после до после
КГ 75 75 5 5 20 20
ЭГ 70 95 10 5 20 -
Пробовал

ли курить?

Нет % Пробовал

и не стал %

Пробовал  и

стал %

Испытуемые до после до после до после
КГ 75 75 - - 25 25
ЭГ 70 70 5 25 25 5
Когда начал

курить?

3 – 4 кл. % 5 кл. % 6 кл. %
Испытуемые      
КГ - 20 5
ЭГ 5 25 -
Как курение влияет на учебу? Ухудшилась  память % Трудно  включиться в работу % Трудно  сосредоточится %
Испытуемые до после до после до после
КГ 5 5 5 5 10 10
ЭГ 10 10 5 5 10 10
Курят ли в твоей семье? Да % Нет % Иногда %
Испытуемые до после до после до после
КГ 70 70 20 20 10 10
ЭГ 55 55 45 45 - -
Кто беседовал с тобой о вреде  курения? Друзья % Семья % Учителя %
Испытуемые до после до после до после
КГ 15 15 65 65 20 20
ЭГ - - 90 - 10 100
Почему  ты начал курить? Подражание

Взрослым %

Хотел стать  своим в компании % Сигареты  часто рекламируют %
Испытуемые до после до после до после
КГ 5 5 60 60 35 35
ЭГ 10 10 55 55 35 35

 

        Для дальнейшего решения задач нами была проведена проверка теоретических знаний по теме «ЗОЖ» в двух классах в форме теста. (Приложение 2) Оно было направленно на выявление того, что насколько хорошо учащиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни. Результаты контрольного тестирования представлены в протоколах  исследования (Приложение 3). Обобщенные результаты тестирования представлены в таблице 2. 

   Таблица 2

     Сравнительный анализ уровня теоретических знаний по теме «Здоровый образ жизни» учащихся контрольной и экспериментальной групп до эксперимента.

                      Группа 

Результат

 
Контрольная
 
Экспериментальная
                       -

                   X

 
3,3
 
3,4
 
Т – кр.
 
0,49
 
Р
 
P > 0,05
 

      Из  таблицы 2 видно, что теоретические  знания по ОБЖ по разделу «ЗОЖ» находятся на среднем уровне. Среднее значение в контрольной группе составило 3,3 балл, а в экспериментальной – 3,4. Полученные результаты показывают, что достоверных различий в уровне знаний по ЗОЖ не имеется, так как показатели тестирования в контрольной и экспериментальной группах различаются недостоверно:

          Трасч. = 0,49 < Ттабл. = 2,02 (при р > 0,05)

      Нами  была разработана программа по профилактике курения для 6 класса, представленная в таблице 3, которая включала 10 часов, из которых 3 часа отведено на уроки, 7 часов на внеклассные занятия: 2 беседы, родительское собрание, 3 классных часа, комплекс утренней гимнастики. Пример конспектов приведен в приложении 4, 5.

Таблица 3

     Программа по профилактике курения  для 6 класса

№ п/п Название занятия Часы
Урочные занятия
1 Урок «О вреде  курения – языком математики» 1
2 Урок «Здоровый  образ жизни» 1
3 Урок «21 век  без вредных привычек» 1
Внеклассные занятия
1 Индивидуальная  беседа «Что мешает мне бросить курить» 1
2 Беседа с  врачом – наркологом «О вреде вредных привычек» 1
3 Родительское  собрание 1
4 Классный час  «Курение и здоровье» Игра «Брейн – ринг» 1
5 Классный час  «Не унесенные дымом» 1
6 Классный час  «Быть здоровым – это здорово» 1
7 Комплекс утренней гимнастики 1
Всего   10
 

      Анализ  результатов анкетирования и  первичного тестирования уровня знаний по ЗОЖ позволили нам начать проведение педагогического эксперимента с применением разработанной нами программы по профилактике курения у учащихся 6 класса. Педагогический эксперимент проводился в период с марта по май 2010 года на базе Куньинской средней школы. В эксперименте приняли участие 40 учащихся 6 классов. Из них были образованы две группы: контрольная (n=20) и экспериментальная (n=20).

      Принципиальным  отличием занятий в экспериментальной группе было то, что занятия с учащимися проводились с внедрением разработанной программы, направленной на профилактику курения в 6 классах, а в контрольной группе - учебный процесс проводился по плану предоставленным учителем, в соответствии с запланированной программой.

      В таблице 4 представлен сравнительный  анализ ответов на вопросы двух групп  до и после эксперимента.

Таблица 4

      Сравнительный анализ ответов на вопросы анкеты контрольной  и экспериментальной групп до и после эксперимента

Куришь  ли

ты?

Не курю % Курю  от случая

к случаю %

Курю  регулярно %
Испытуемые до после до после до после
КГ 75 75 5 5 20 20
ЭГ 70 95 10 5 20 -
Пробовал

ли курить?

Нет % Пробовал

и не стал %

Пробовал  и

стал %

Испытуемые до после до после до после
КГ 75 75 - - 25 25
ЭГ 70 70 5 25 25 5
Кто беседовал с тобой о вреде  курения? Друзья % Семья % Учителя %
Испытуемые до после до после до после
КГ 15 15 65 65 20 20
ЭГ - - 90 - 10 100
 

      Из  таблицы 4 видно, что после проведения повторных исследований  число курящих снизилось в экспериментальной группе. На вопрос «Куришь ли ты?» ответило отрицательно 95 % учащихся. А на вопрос «Пробовал ли ты курить?» - 25 % учащихся выбрали вариант ответа – пробовал и не стал продолжать. На вопрос « Кто беседовал с тобой о вреде курения?» - 100% учащихся выбрали вариант ответа – учителя. В контрольной группе результаты остались неизменными.

      Результаты  итогового тестирования представлены в протоколах исследования (Приложение 6). Обобщенные результаты итогового тестирования отражены в таблице 5.

        Таблица 5

     Сравнительный анализ уровня теоретических  знаний по теме «Здоровый  образ жизни» учащихся контрольной и  экспериментальной групп после эксперимента

                      Группа 

Результат

 
Контрольная
 
Экспериментальная
                       -

                   X

 
3,45
 
4,05
 
Т – кр.
 
2,20
 
Р
 
P < 0,05
 

      Из  таблицы 5 видно, что в педагогическом тестировании в экспериментальной группе повысился средний балл теоретических знаний по ЗОЖ до 4,05, а в контрольной группе составил 3,45. В контрольном и экспериментальном классах показатели уровня знаний по ЗОЖ после итогового тестирования различаются достоверно:

      Трасч.  = 2,20 >  Ттабл.  = 2,02 (при р < 0,05)

       В результате математического анализа  мы выяснили, что прирост в уровне знаний по теоретическим вопросам ЗОЖ составил в контрольной группе 3 %, в экспериментальной – 13 %.  Результаты роста качества знаний учащихся обеих групп итогового тестирования (в процентах) представлены на рис. 1

 Рис. 1 Рис. 1 Сравнительный анализ роста уровня знаний учащихся КГ и ЭГ после завершения педагогического эксперимента (%) 
 

      В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что целенаправленное применение  средств разработанной программы по профилактике курения помогло в борьбе с распространением вредной привычки среди школьников средних классов. Данная программа позволила не только увеличить уровень теоретических знаний, но и снизить уровень курящих в классах.

 

      ВЫВОДЫ

      1. На основе анализа научно – методической литературы мы выявили, что основными причинами курения являются: любопытство, пример друзей и взрослых, влияние средств массовой информации, рекламу, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников. А основными профилактическими мерами по предотвращению вредной привычки у школьников являются: проведение различных бесед с учениками, проведение родительских собраний, проведение конкурсов рисунков по интересующей нас теме, проведение  классных часов, викторин, просмотр видео – фильмов.

   2. Для проведения исследования по нашей проблеме нами была составлена анкета, содержащая 7 вопросов. Из таблицы 1 видно, что на вопросы: «Куришь ли ты?», «Пробовал ли курить?» ответило отрицательно 70 -  75 % учащихся. Немного различаются ответы на вопросы «Как курение влияет на твою учебу?», «Почему ты начал курить? , 10 % учащихся выбрали вариант ответа трудно сосредоточиться, 55 – 60 % - хотел стать свои в компании.

        Нами была проведена проверка теоретических знаний по теме «ЗОЖ» в двух классах. Теоретические знания по ОБЖ по разделу «ЗОЖ» находятся на среднем уровне. Среднее значение в контрольной группе составило 3,3 балл, а в экспериментальной – 3,4. Полученные результаты показывают, что достоверных различий в уровне знаний по ЗОЖ не имеется, так как показатели тестирования в контрольной и экспериментальной группах различаются недостоверно:

          Трасч. = 0,49 < Ттабл. = 2,02 (при р > 0,05)

      3. Нами была разработана и внедрена программа, направленная на профилактику курения в 6 классах, которая включала 10 часов, из которых 3 часа отведено на уроки, 7 часов на внеклассные занятия: 2 беседы, родительское собрание, 3 классных часа, комплекс утренней гимнастики.

      После проведения повторного анкетирования мы выявили, что число курящих снизилось в экспериментальной группе. На вопрос «Куришь ли ты ?» ответило отрицательно 95 % учащихся. А на вопрос «Пробовал ли ты курить?» - 25 % учащихся выбрали вариант ответа – пробовал и не стал продолжать. На вопрос « Кто беседовал с тобой о вреде курения?» - 100% учащихся выбрали вариант ответа – учителя. В контрольной группе результаты остались неизменными. В контрольном и экспериментальном классах показатели уровня знаний по ЗОЖ после итогового тестирования различаются достоверно:

Информация о работе Пути профилактики курения у учащихся средних классов в процессе обучения основ безопасности жизнедеятельности