Пути профилактики курения у учащихся средних классов в процессе обучения основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработка программы по профилактике курения среди учащихся 6-х классов в ходе изучения курса ОБЖ и обоснование ее эффективности.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения среди школьников средних классов сможет помочь в борьбе с распространением этой вредной привычки.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описывается обзор литературы, во второй – задачи, методы, организация исследования, а в третьей главе описываются результаты исследования), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....5
1.1. Влияние курения на учащуюся молодежь…………………………5
1.2. Табачная зависимость и вредное воздействие табачного дыма на окружающих……………………………………………………………..8
1.3.Возрастные особенности развития подростка……………………16
1.4. Анализ существующих методик по профилактике курения……19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...25
2.1. Задачи исследования………………………………………………25
2.2. Методы исследования……………………………………………...25
2.3. Организация исследования………………………………………..28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 490.50 Кб (Скачать документ)

      Решение неотложной задачи по снижению распространенности вредных привычек среди подростков требует межведомственного взаимодействия, объединения усилий врачей, педагогов, родителей, социальных работников, всего общества. Необходимо принятие решений и на законодательном уровне, в частности, активная профилактика вредных привычек среди взрослого населения, ограничение рекламы табачных изделий, активная реклама в СМИ составляющих здорового образа жизни и вытеснение социально опасной рекламы.

      По  мнению Г.М. Даниленко (2006), исключительно важными представляются меры по снижению пресса скрытой и явной рекламы в интересах производителей и поставщиков табачной продукции, организация и проведение просвещения подростков с целью формирования у них потребности в здоровом образе жизни, соответственного отношения к здоровью в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения. Средства массовой информации, телевидение,  Интернет должны формировать новую моду среди молодых – модно и хорошо быть свободным от вредных привычек и здоровым. Девушка, выходящая из метро, и нервно закуривающая – имеет табачную зависимость! Мы их видим каждый день. Ее здоровье и здоровье ее будущих детей в опасности.

      Таким образом, В.Р. Кучма (2006) считает, что высокая распространенность вредных привычек в современной популяции подростков с тенденцией роста при снижении возраста их формирования является неблагоприятным для прогноза здоровья подрастающего поколения в ближайшем будущем и развития хронической патологии в последующем.

      За  последнее десятилетие произошло  не только количественное увеличение распространенности табакокурения  среди подростков, но и качественное изменение - увеличение доли подростков  со сформировавшейся зависимостью к курению. Совершенно очевидно, что профилактические программы формирования устойчивых стереотипов здорового образа жизни должны начинаться в более ранних возрастных группах. У подростков старшей группы, наряду с потребностью в таких программах, сформировалась выраженная потребность в конкретной помощи для отказа от курения, что требует помощи психологов и медиков.

 

       ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

       2.1. Задачи исследования

      1) Определить на основе анализа научно-методической литературы причины курения среди подростков и меры профилактики этой вредной привычки.

      2) Выяснить отношение учеников 6 классов МОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» к проблеме курения и уровень распространения этой вредной привычки среди исследуемого контингента.

      3) Разработать программу по профилактике курения среди учащихся 6 классов и определить ее эффективность в ходе изучения раздела «Основы здорового образа жизни» курса ОБЖ.

       2.2 Методы исследования

  1. Анализ  научно – методической литературы.
  2. Анкетирование.
  3. Педагогическое тестирование.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Математико-статистическая обработка результатов.

      Анализ  научно – методической литературы.

      Вся научная деятельность начинается с  углубленного изучения специальной  литературы.  Исследование деятельности – предварительный этап любого научного труда, позволяет определить современное состояние вопроса и все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме, её постановки, историю возникновения, степень работоспособности, имеющиеся решения.

      Работа  над литературными источниками включает в себя два этапа:

1) подбор необходимой литературы и предварительное ознакомление с ней. На этом этапе мы получили представление о месте и значении нашей темы среди проблем и вопросов выяснили смысл исследования и его направленность;

2) систематизация и использование литературы в процессе исследования.

      В ходе предварительного исследования нами было изучено 56 литературных источников.

      Анкетирование.

      Анкетирование - метод получения информации посредством письменных ответов, на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.

      С целью определения отношения  к такой вредной привычке, как  курение, было проведено анкетирование среди учащихся 6 классов. Оно проводилось для всех испытуемых в одинаковых условиях.

      Анкета ставила перед собой следующие цели: выявить количество курящих учащихся; определить возраст, с которого учащиеся начали курить; причины начала курения; знания о влияния курения на здоровье учащихся; выявить отношение к курению в семьях.

      Всего в исследовании принимало участие 40 человек: 20 человек 6 «А» класса и 20 человек 6 «Б» класса. Наша анкета содержала 7 вопросов.

      Педагогическое  тестирование.

      Педагогическое  тестирование – это форма измерения  знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов.

        Оно проводилось на классном часе, что дало возможность определить уровень теоретических знаний по теме «ЗОЖ». Тесты включали в себя 20 вопросов с двумя вариантами ответа. Знания учащихся оценивались по следующим критериям:

  от 18 – 20 правильных ответов – «5»

  от 15 – 17 – «4»

  от 11 – 14 – «3»

  Менее 10 и 10 – «2»

      Педагогический  эксперимент.

      Педагогический  эксперимент – это важнейший метод научно – практического исследования, направленный на выявление эффективности тех или иных форм, методов и приемов обучения, воспитания и тренировки, а также обоснование ценности материалов, служащих педагогическим задачам.

      В нашем исследовании  педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности применения разработанной программы по профилактике курения среди учащихся 6 классов.

      В исследовании принимало участие 40 учащихся 6 классов МОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» п. Кунья. Были созданы две группы: контрольная  и экспериментальная (по 20 человек в каждой, состоящие из мальчиков и девочек). В качестве контрольного был взят 6 «Б» класс, в качестве экспериментального – 6 «А» класс. 

      За  время эксперимента с учащимися  было проведено 3 урока ,3 классных часа, 2 беседы, 1 родительское собрание. Ежедневно проводился комплекс утренней гимнастики.

      Принципиальным  отличием занятий в экспериментальной группе было то, что занятия  с учениками  проводились с внедрением разработанной программы, а в контрольной группе проводились по программе предоставленной учителем.

      Математико-статистическая обработка результатов

        Для проверки достоверности полученных результатов применялся метод математико – статистической обработки по следующим критериям:

                                                 -      Х 1 +Х 2

а) среднее арифметическое:      Х =   ¾¾¾;

                                                               n   

                                                                      

                                                                     -         -

                                                                      Х max - X min

б) среднее квадратическое отклонение : s = ¾¾¾;

                                                                        K

                                                                       

                                                                          s

в) ошибка среднего арифметического: m = ¾¾¾;

                                               -      -            Ö n - 1

                                                   Х э – Х к

г) критерий Стьюдента t = ——————;              

                                     √ mэ2 + mк2

      Для статистической обработки использовались стандартные программы на ЭВМ.

       2.3. Организация исследования

      Исследование  было проведено в  три этапа:

      1 этап 2007 – 2008 г.г. На данном этапе выбиралась тема работы, определялись основные направления исследования, поставлены гипотеза, цели и задачи, велась работа над научно – методической литературой, определялись методы исследования.

      2 этап, 2009 – 2010 г.г. На основании данных специальной и методической литературы мы провели анализ состояния проблемы, связанной с табакокурением. Нами была составлена анкета – опросник для учащихся 6-х классов, состоящая из 7 вопросов. В период с марта по май 2010 года проводилось исследование на базе МОУ «Куньинская средняя общеобразовательная школа» п. Кунья, в котором принимали участие 40 учеников 6-х классов. Участникам исследования задавались вопросы в форме анкетного опроса. Целью анкетирования было выяснить отношение школьников к курению, к тому вреду, которое оно несет. На основе анализа результатов анкетного опроса мы хотели определить количество курящих школьников. А также проводилась проверка теоретических знаний у учащихся на тему «ЗОЖ». На основе исследований была разработана программа по профилактике курения. После внедрения программы были проведены повторные исследования.

      3 этап, 2010 – 2011 г.г. Этот этап был связан с уточнением и проверкой полученных результатов педагогического исследования, формулированием основных выводов и рекомендаций. На этом этапе велась математическая проверка результатов исследования и окончательное их оформление.

 

       ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 

       Анализ  литературных источников по исследуемой  проблеме показал, что в последние 10 лет ситуация, связанная с распространением табакокурения в России такова, что угрожает национальной безопасности страны. Необходимо подчеркнуть, что для России распространение курения, как угрозы будущему страны усугубляется и продолжающимся общим системным кризисом общества, глубинными социально – экономическими преобразованиями. Сегодня табакокурение поразило практически все социальные слои населения. Особое беспокойство вызывает то, что табакокурение  распространяется  среди молодежи. Кроме того ситуация усугубляется тем, что табачная зависимость у молодых людей способна развиваться быстро, уже после выкуривания нескольких сигарет.

      Именно  поэтому важнейшим направлением в борьбе с табакокурением является разработка и использование  разнообразных мер профилактики развития у молодежи табачной зависимости, путем переориентации молодого поколения на ценности здорового образа жизни, формирование стойкого негативного отношения  к выкуриванию сигарет, позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом.

      Из  анализа научно – методической литературы мы выявили, что основными причинами курения, которые отмечают ученые, являются: любопытство, пример друзей и взрослых, влияние средств массовой информации, рекламу, боязнь оказаться несовременным, отстать от сверстников. Причем, если причинами начала курения у мальчиков являются стремление подражать взрослым, отождествления курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девочек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, оно, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма приходит незаметно и становится все более сильным.

      Очень быстро вырабатывается своеобразный рефлекс  курения, когда вид красиво оформленной  пачки сигарет, запах ароматного дыма и другие атрибуты курения делают молодого парня или девушку заядлым курильщиком.

Информация о работе Пути профилактики курения у учащихся средних классов в процессе обучения основ безопасности жизнедеятельности