Пути профилактики курения у учащихся средних классов в процессе обучения основ безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработка программы по профилактике курения среди учащихся 6-х классов в ходе изучения курса ОБЖ и обоснование ее эффективности.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения среди школьников средних классов сможет помочь в борьбе с распространением этой вредной привычки.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описывается обзор литературы, во второй – задачи, методы, организация исследования, а в третьей главе описываются результаты исследования), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....5
1.1. Влияние курения на учащуюся молодежь…………………………5
1.2. Табачная зависимость и вредное воздействие табачного дыма на окружающих……………………………………………………………..8
1.3.Возрастные особенности развития подростка……………………16
1.4. Анализ существующих методик по профилактике курения……19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...25
2.1. Задачи исследования………………………………………………25
2.2. Методы исследования……………………………………………...25
2.3. Организация исследования………………………………………..28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 490.50 Кб (Скачать документ)

      Трасч.  = 2,20 >  Ттабл.  = 2,02 (при р < 0,05)

      В педагогическом тестировании в экспериментальной  группе повысился средний балл теоретических знаний по ЗОЖ до 4,05 , а в контрольной – 3,45 балла. В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза о том, что целенаправленное применение  средств разработанной программы по профилактике курения помогло в борьбе с распространением вредной привычки среди школьников средних классов.

 

    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

      1. Как одно из средств профилактики курения среди учащейся молодежи мы рекомендуем использовать мониторинг наркотической ситуации в школе.  В данном случае имеется ввиду повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития вредной привычки. Объектом мониторинга может быть отдельный класс, несколько параллельных классов, возрастная группа школьников, школа. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие табакокурение.  Одним из наиболее доступных и эффективных видов мониторинга может служить анкетирование школьников. Проведение анализа ответов учащихся позволяет выявить процент курящих подростков или склонных к этому и влияние его на их физическое и психическое развитие. На основе полученных данных должны быть разработаны рекомендации по снижению влечения учащихся к курению и формированию у них установок на здоровый образ жизни.

      2.Необходимо проводить целенаправленную пропаганду здорового образа жизни среди учащейся молодёжи, начиная с детских дошкольных учреждений. Немалую роль здесь будет играть семья, общество и среда, которые окружают самого человека, особенно в период его становления и развития.

      3. Необходимо проводить беседы с врачами лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленных на формирование у школьников знаний о негативном воздействии курения на физическое и психическое здоровье человека.

      4. Среди мер, способных воспрепятствовать курению, особое значение имеют ОРУ (утренняя гимнастика). Причем особое место занимают спортивные массовые мероприятия, развивающие чувство коллективизма, ответственности перед своими товарищами, обучающие преодолевать трудности, достигать победы и т.д.

      5. Для проведения занятий по профилактике курения в школах мы рекомендуем использовать следующие формы работы:  

      - индивидуальные (в форме индивидуальных консультаций или коррекционных занятий с детьми из группы риска, имеющими противопоказания к участию в групповой работе);  

      -  групповые (занятия могут проводиться  в учебных группах);

      -  массовые (в виде школьных, районных мероприятий).

      6. Учителям «Основ безопасности жизнедеятельности», работающим в сельских малокомплектных школах рекомендуем использовать разработанную нами программу по профилактике курения в 6 классах.

 

   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Александров А.А. Курение и его профилактика в школе / А.А. Александров. - М. : Медиа Сфера, 1998. - 96 с.
  2. Аменд А.Ф. Проблема профилактики наркомании в молодежной среде / А.Ф. Аменд // Педагогика. – 2004. - № 4. – С. 21 – 29.
  3. Андреев П.М. Состояние функции внешнего дыхания у подростков / П.М. Андреев, А.Г. Латыпов. - Казанский медицинский журнал. - М., 2001. – С. 461 – 463.
  4. Бадалов О.Ю. О ситуации с табакокурением в Ставропольском крае. За свободную от табачного дыма Россию / О.Ю. Бадалов, И.З. Козловский, О.П. Бахтинов, Н.С. Стефаниди // Информационный бюллетень. – М., 2003. – С. 138 – 142.
  5. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура школьника / В.А. Бароненко. - М., 2003. - С. 345 – 348.
  6. Беседина А.А. Актуальные вопросы профессионального обучения подростков / А.А. Беседина // Актуальные проблемы гигиены детей и подростков. - Материалы науч.-практ. конф. – Харьков, 2000. – С. 22 - 24.
  7. Генкова Л.Л.  Почему опасно курение / Л.Л. Генкова. – М. : Просвещение, 2004. – С. 43 - 52.
  8. Гранкин П.Г. Табак и верзилу сведет в могилу! / П.Г. Гранкин // Воспитание школьников. - 2003. - С.70 - 74.
  9. Гринне Э.Ю. Состояние здоровья и некоторые аспекты понятия здорового образа жизни подростков / Э.Ю. Гринне. – Каунас, 2006. - С.  326 – 329.
  10. Гурова О.А. Влияние курения табака на организм подростков / О.А. Гурова, И.П. Самбурова, Е.В. Соколов // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 2002. - № 2. - С. 110 - 112.
  11. Давыденко Л.А.Образ жизни школьников крупного промышленного города: оценка риска / Л.А. Давыденко // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». - М., 2006. - С. 45 - 46.
  12. Даниленко Г.М. Школа как ядро системы формирования здорового образа жизни учащихся / Г.М. Даниленко, И.А. Клыгина // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». - М., 2006. - С. 47 - 49.
  13. Дедух Е.Л. Роль гигиенического образования школьников,  подростков  и молодежи в профилактике табакокурения / Е.Л. Дедух, Г.С. Лазунова, Н.А. Ручкина // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». - М., 2006. - С. 49 – 54.
  14. Деларю В.В. Губительная сигарета / В.В. Деларю. - М., 2005. - С. 543 – 548.
  15. Женев Е.А. Женщины и табак. Всемирная организация здравовохранения / Е.А. Женев. - М., 2007. - С. 34 - 39.
  16. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 141 - 149
  17. Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева. - М., 2002. - С. 240 – 243.
  18. Журавлева М.С. Распространенность вредных привычек среди подростков как медико-социальная проблема современного общества / С.М. Журавлева, Н.П. Сетко // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». - М., 2005. – С. 53 - 54.
  19. Журнист Л.А. Суд над табаком / Л.А. Журнист, Н.С. Лобанов // Читаем, учимся, играем. - 2000. - Вып. 4. - С. 102 - 105.
  20. Заикин И.В. Спасибо, не курю / И.В. Заикин, А.А. Никитин. – М. : Молодая гвардия, 2000. – С. 115 – 117.
  21. Застенская И.А. К проблеме табакокурения среди подростков / И.А. Застенская, Ж.Г. Лазарчик, Н.Ф. Фарино // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». - М., 2006. – С. 54 - 55.
  22. Казьмин В.Д. Курение. Мы и наше потомство / В.Д. Казьмин. - М., 2007. - С. 56 - 57.
  23. Качан В.А. О вреде курения / В.А. Качан. – Минск, 2009. - С. 34 - 35.
  24. Комаров, Ю.М. Все ли Вы знаете о курении? / Ю.М. Комаров, О.С. Радбиль. – М., 2009. - С. 322 - 323.
  25. Кучерук А.С. Исследования функциональных сдвигов в организме юношей 9-10 классов при велоэргометрических нагрузках / А.С. Кучерук, Д.Д. Совтысик // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 9. – С. 22 - 23.
  26. Кучма В.Р. Актуальность подготовки персонала отделений организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях на кафедре гигиены детей и подростков / В.Р. Кучма, Н.П. Ямщикова // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». - М., 2006. - С. 25 - 26.
  27. Лапис Г.А. Здоровье детей. Полная энциклопедия / Г.А. Лапис. - Спб. : Ид Весь, 2002. – С. 242 - 243.
  28. Левашова И.А. Состояние здоровья школьников и распространенность среди них курения / И.А Левашова, А.Н. Чайка, Н.А. Адельшина // Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья центрального региона России : Матер. науч.-практ. конф. - Смоленск, 2002. – С. 147 - 149.
  29. Левшин В.Ф. Методология и формы организации помощи в отказе от курения / В.Ф. Левшин // За свободную от табачного дыма Россию. - Информационный бюллетень. - М., 2003. – С. 3 - 4.
  30. Лоранский Д.Н. Азбука здоровья / Д.Н. Лоранский, В.С. Лукьянов. - М. : Профиздат, 2000. – С. 148 - 154.
  31. Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников : кн. для учителя / В.Ф. Матвеев. – М. : Просвещение, 2008. – С. 33 - 41.
  32. Морозов Г.В. Курение как фактор риска / Г.В. Морозов, И.В. Стрельчук. – М., 2009. - С. 343 - 346.
  33. Надеждин Д.С. Курение и высшая психическая деятельность подростков / Д.С Надеждин, Л.М. Сухарева [и др.] // Современные проблемы профилактической педиатрии : Матер. VIII Конгресса педиатров России. - М., 2003 – С. 242 - 243.
  34. Николаев Ю.С. Удовольствие или здоровье? / Ю.С. Николаев. – М. : Физкультура и спорт, 2001. – С.  253 - 256.
  35. Основы безопасности жизнедеятельности : Учеб. для общеобразовательных учреждений. 9 кл. / М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, Е.Н. Литвинов. - 3-е изд. - М. : АСТ, 2001. – 320 с.
  36. Панков Д.Д. Медицинские и психологические проблемы школьников – подростков: разговор учителя с врачом / Д.Д. Панков. – М. : АПК и ПРО, 2002. – С. 10 - 12.
  37. Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье-любовь-красота : в 5 т. / В.П. Петленко. – Спб : Петроградский и К, 2007. – Т. 3. – С.  345 - 347.
  38. Полька Н.С. Медико-социальные аспекты табакокурения Украины / Н.С. Полька, О.В. Бердник // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». - М., 2004. - С. 72 - 75.
  39. Почуева Л.П. Гигиеническое воспитание и обучение учащихся образовательных учреждений / Л.П. Почуева, И.И. Ковешникова, Л.В. Барков // Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи : матер. с межд. участием «Профессиональное гигиеническое обучение». -  М., 2006. - С. 73 - 74.
  40. Рубина И.М. Профилактика употребления алкоголя в школах профессионального образования / И.М. Рубина, И.В. Блука, Х.В. Лиепиньш // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке : Матер. межд. конгресса. - М., 2004. – Ч. III. – С. 54 - 56.
  41. Савина Н.В. Профилактическая программа «Некурящее поколение» как мера первичной профилактики табакокурения среди школьной популяции / Н.В. Савина, М.В. Ханды, Т.С. Таюрская [и др.]. - М., 2006. – Т. 5. - № 1. - С. 507 - 508.
  42. Сапунова Н.О. Гигиеническое  обоснование программы профилактики и охраны здоровья школьников в рамках проекта «Здоровые города» / Н.О. Сапунова. - М., 2005. - С. 245 - 247.
  43. Синяков А.Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника) / А.Ф. Синяков. - М. : Советский спорт, 1999. - 40 с.
  44. Скворцова Е.С. Табак как прихоть и несчастье человека / Е.С. Скворцова // Российский медицинский журнал. - 2001. - № 6. - С. 14 - 16.
  45. Стоппард М. Бросим курить / М. Стоппард. - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 80 с.
  46. Углов Ф.Г. Из плена иллюзий / Ф.Г. Углов. - 2-е изд., дораб. и доп. - М. : Мол. гвардия, 2000. – 288 с.
  47. Федосеев Г.Б. Курение и заболевание легких / Г.Б. Федосеев. – М., 2006. - С. 56 - 57.
  48. Формирование здорового образа жизни российских подростков : Учеб.-метод. пособ. / ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М., 2002. – С. 191 -198.
  49. Чаклин А.В. Как изжить вредные привычки / А.В. Чаклин. - М. : Знание, 1999. - 85 с.
  50. Шубочкина Е.И. Вредные привычки и охрана репродуктивного здоровья девушек / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова. М., 2003. - 204 с.
  51. Шубочкина Е.И. Курящие подростки как медико-социальная проблема / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова // Пути повышения эффективности медицинской помощи детям : Матер. Х Съезда педиатров России. – М., 2005. - С. 611 - 613.
  52. Шубочкина Е.И. Медико-социальные предпосылки совершенствования охраны здоровья девушек, получающих начальное профессиональное образование / Е.И. Шубочкина, А.В. Куликова, Н.Г. Самотолкина [и др.]. // Российский педиатрический журнал. - М., 2004. - № 5, С. 23 - 27.
  53. Шубочкина Е.И. Образ жизни и его значение в формировании состояния здоровья подростков / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в ХХI веке : Матер. межд. конгресса. - М., 2004. - С. 371 - 372.
  54. Шубочкина Е.И. Причины курения и некурения подростков и технология формирования здорового образа жизни / Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова. - М., 2006. - 246 с.
  55. Ягодинский В.Н. Уберечь от Дурмана : кн. для учащихся // В.Н. Ягодинский. - М. : Просвещение, 2001. – 95 с.
  56. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя : кн. для учащихся / В.Н. Ягодинский. – 2-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2002. – 84 с.

 

Приложение 1

      Анкета  для учеников 6 классов.

1.Куришь ли ты?

а) не курю;

б) курю от случая к случаю;

в) курю регулярно.

2.Пробовал ли курить?

а) нет;

б) пробовал и  не стал продолжать;

в) пробовал и  стал продолжать.

3.Когда пробовал/начал курить? (В каком классе?)

4.Как влияет  курение на твою учёбу?

а) ухудшилась память;

б) трудно включиться в работу;

в) трудно сосредоточиться.

5.Курят ли  в твоей семье?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

6.Кто беседовал  с тобой о вреде курения?

а) друзья;

б) семья;

в) учителя.

7. Почему ты  начал курить?

а) подражание взрослым ;

б) хотел стать  в своим в компании;

в) сигареты часто рекламируют.

 

Приложение 2

Тест  на проверку теоретических знаний по ЗОЖ.

1. Его  не купишь ни за какие деньги?

а) здоровье;

б) болезнь.

2. Что  такое ЗОЖ?

а) образ  жизни;

б) образ жизни с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

3. Что  милей всего на свете?

а) сон;

б) игра на компьютере.

4.  Массовое  заболевание людей?

а) эпидемия;

б) болезнь.

5. Рациональное  распределение времени?

а) режим;

б) рацион.

6. Тренировка  организма холодом?

а) закаливание;

б) обтирание.

7.Жидкость, переносящая в организме кислород?

а) вода ;

б) кровь.

8. Наука  о чистоте?

а) гигиена;

б) биология.

9. Мельчайший  организм, переносящий инфекцию?

а) микроб;

б) микроорганизм.

10. Добровольное  отравление никотином?

а) алкоголь;

б) никотин.

11.Любитель  нюхать вредные вещества?

а) токсикоман;

б) спортсмен.

12. Любимый  цветок наркомана?

а) мак;

б) роза.

13. Дымит,  воняет и лёгкие уничтожает?

а) курение;

б) закаливание.

14. Какие  болезни возникают от курения?

а) рак легких, рак гортани, язва желудка;

б) грипп.

15. Защитные  функции организма?

а) кожа;

б) иммунитет.

16. Набор  продуктов, удовлетворяющий потребности  в энергии и жизненно-важных  вещах?

а) рацион;

б) режим.

17. Болезненное  влечение к употреблению наркотиков?

а) алкоголизм;

б) наркомания.

18. Суммарный  показатель, который складывается из ощущений: бодрость, вялость, усталость?

а) самочувствие;

б) болезнь.

19. Нарушение  нормальной жизнедеятельности организма?

а) болезнь;

б) здоровье.

20. Назовите, что включает в себя ЗОЖ?

а) курение;

б) алкоголизм;

в) наркомания;

г) отказ от вредных привычек, физическая культура, гигиена.

 

       Приложение 3

   
№ п/п ЭГ № п/п КГ
до после до после
Бирюков В. 5 5 Белков С. 4 4
Богданова А. 4 4 Белова А. 3 4
Буканов К. 4 4 Бодачева А. 3 3
Гришанов  С. 4 4 Борисенко Т. 3 3
Грушецкая Д. 3 3 Егоров М. 3 4
Егорова В. 3 4 Гринев В. 3 3
Колбин  С. 4 5 Иванов И. 4 4
Кондратьева П. 3 4 Карасев А. 3 3
Левченкова  Т. 3 3 Козлов А. 4 4
Лобукова  Д. 2 4 Козлов Е. 3 3
Лукашенков  В. 3 4 Константинов  Ф. 4 4
Макаров А. 4 4 Крякин Д. 3 3
Морозов А. 3 4 Кудрявцева  А. 3 4
Морозов Т. 3 4 Маркович К. 3 3
Поляков Е. 3 4 Павлюченкова  М. 4 4
Пугачева  М. 3 4 Петров М. 3 3
Рисунков  В. 4 5 Петрова В. 3 3
Тепляк  Т. 3 4 Самсонов А. 3 3
Шалтаева  А. 3 4 Сафронова Д. 3 3
Шерстяных О. 4 4 Силанова Н. 3 4
-

Х

 
3,4
 
4,05
-

X

 
3,3
 
3,45

Информация о работе Пути профилактики курения у учащихся средних классов в процессе обучения основ безопасности жизнедеятельности