Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, дипломная работа
Цель работы: разработка программы по профилактике курения среди учащихся 6-х классов в ходе изучения курса ОБЖ и обоснование ее эффективности.
Гипотеза: состоит в предположении о том, что целенаправленное применение средств разработанной программы по профилактике курения среди школьников средних классов сможет помочь в борьбе с распространением этой вредной привычки.
Работа состоит из введения, трех глав (в первой главе описывается обзор литературы, во второй – задачи, методы, организация исследования, а в третьей главе описываются результаты исследования), выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….....5
1.1. Влияние курения на учащуюся молодежь…………………………5
1.2. Табачная зависимость и вредное воздействие табачного дыма на окружающих……………………………………………………………..8
1.3.Возрастные особенности развития подростка……………………16
1.4. Анализ существующих методик по профилактике курения……19
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...25
2.1. Задачи исследования………………………………………………25
2.2. Методы исследования……………………………………………...25
2.3. Организация исследования………………………………………..28
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ………29
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..
Те, кто курит, должны помнить, что не следует курить там, где готовят и принимают пищу, где находятся дети, в общественных местах, да и в любом другом месте, где курение может оказаться неприятным для окружающих. Желательно, чтобы дети вообще не видели, что их родители курят.
В подростковом возрасте идёт активное развитие организма.
По мнению Д.Д. Панкова (2002), Рост (длина тела) - один из важнейших показателей физического развития Известно, что рост продолжается до 17 - 19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускорения роста перемежаются с периодами относительного замедления. Поэтому важно, чтобы в период интенсивного физического развития подростку были чужды вредные привычки.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости.
Подростничество - это самый трудный из детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого периода - самопознание, самовыражение, самоутверждение. Поэтому часто, для того чтобы утвердиться в среде сверстников, многие подростки и приобщаются к вредным привычкам. По их мнению, это делает их взрослее в глазах сверстников.
А.А. Александров (1998) считает, что в подростковом возрасте учащиеся стремятся быть похожими на старших, иногда такое желание становится настолько сильным, что подросток преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. Видя проявление некоторых качеств у взрослых или у тех, кто его старше, подросток начинает им подражать, это тоже приводит к приобщению их к вредным привычкам.
Подростку нравится чувствовать себя взрослым. Это связано и с физическими изменениями его организма. Подростки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу.
Таким образом, формирование и развитие самосознания ребёнка. Желательный образ "Я" у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинствах других людей. К сожалению, в жизни часто у подростков возникают ложные представления о том, каким должен быть "настоящий мужчина" и "настоящая женщина", видят их в тех, кому присуще увлечение вредными привычками, начинают слепо им следовать.
А.Ф. Синяков (1999) считает, что многие подростки стремятся заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков. Главным идеалом для них становится идеал мужественности. Подростки начинают подражать героям фильмов и прочитанных книг. Но в настоящее время для многих опять же героями становятся отнюдь не идеальные люди. Телевидение способствует формированию у подростков вредных авторитетов: сильный красивый человек красиво "употребляет" алкоголь и курит. И волей - неволей образ такого человека остаётся в памяти подростка.
Таким образом, важно способствовать стремлению у подростков увлечению здоровым образом жизни, это поможет противостоять вредным привычкам.
По мнению А.В. Чаклина (1999), для подростков характерна познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Подростки стремятся заниматься самообразованием. Они выбирают для себя предметы, которые особенно им интересны. Нередко отношение к тому или иному предмету определяется отношением к учителю. Поэтому именно учителю принадлежит одна из главенствующих ролей в формировании здорового образа жизни у подростков. Учитель должен быть образцом поведения для них.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом.
Также в подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. У старших подростков появляются профессионально ориентированные мечты.
Задача окружающих подростка взрослых людей заключается в том, чтобы помочь обучающемуся разобраться в истинных ценностях.
Большая роль отводится системе воспитательной работы в школе, в классном коллективе.
По мнению П.Г. Гранкина ( 2003 ), в подростковом возрасте высокого уровня достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, речь, которая становится высокоразвитой, мышление представляется во всех видах: наглядно - действенном, наглядно - образном, словесно - логическом. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Ряд исследователей (Л.А. Журнист, 2000; И.А. Застенская, 2006) считают, что подростничество имеет множество характерных для этого возраста противоречий и конфликтов. Так, например, важно, относясь к подростку по - серьёзному, то есть по - взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребёнком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого "детского" обращения не обнаруживать. Именно правильные взаимоотношения с взрослыми людьми помогают подростку избежать увлечения вредными привычками.
По мнению В.Ф. Матвеева (2008), школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни. Школа должна помочь обучающимся в противостоянии вредным привычкам.
Прежде всего, этому может способствовать следующая программа, предложенная Н.С. Савиной (2006), состоящая из нескольких этапов.
На
первом этапе обучения важно выработать
навык использования той
На втором этапе важным становится выработка изменения к своему здоровью и к вредным привычкам. Здесь очень важно правильно подготовить ребёнка к принятию решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:
Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться отнежелательных или опасных форм поведения. Важно на этом этапе использовать положительные
социальные ролевые модели, так как для подростка на этом этапе свойственно найти пример для подражания.
На третьем этапе обучения важным становится приучать ребёнка свободно принимать решение. Ребёнок должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни самостоятельно, а учитель в этом должен ему помочь. Нужно научить ребёнка правильно оценивать поступающую информацию. Он должен уметь сознательно делать выбор в конкретной ситуации, взвешивать все за и против. Большую помощь на этом этапе имеют ролевые игры. Например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые или сверстники.
На четвёртом этапе, когда школьник уже принял решение не курить, важную роль имеет поддержка близких, в том числе родителей и учителей.
Известно, что риск курения возрастает, если курят родители. А когда школа активно поддерживает антикурильные мероприятия, включая отказ от курения среди учителей, частота курения среди школьников снижается .
Данная программа предполагает проведение мероприятий, как с учениками, так и их родителями, в ходе которых формируется представление об основных системах организма и их функционировании, разъясняется полезное влияние физических упражнений и закаливания на организм человека и вредное влияние на организм курения.
Г.А. Лапис ( 2002) отмечает, что на формирование здорового образа жизни детей и подростков может оказывать влияние и «Закон об образовании», который возлагает на школу ответственность за здоровье учащихся, программы гигиенического обучения и воспитания должны занять соответствующее остроте проблемы место в программах обучения детей от младшего до старшего возраста. В настоящее время вопросы охраны здоровья представлены в совершенно недостаточном объеме в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
В последние годы получают распространение школы, содействующие здоровью, где вопросы формирования здоровья и здорового образа жизни органично включаются в программы преподавания различных предметов, охватывая учащихся всех классов. В частности, для учащихся младших классов образовательная программа «Здоровье» интегрируется в курс «Естествознание» и «Окружающий мир», для учащихся средних классов – в курс «ОБЖ» и «Биология», в старших классах - в курс «ОБЖ». Кроме названной выше программы существует для подростков профилактические программы: Полезные навыки” “Полезный выбор", которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности. Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления психоактивных веществ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение их употребления. В программах тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, так как данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания. Нужно проводить мероприятия с использованием разных форм: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы", деловая игра-конференция, мероприятия с привлечением различных специалистов. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования). Всё это должно привести к снижению числа злоупотребляющих вредными привычками. Также необходимы мониторинги по выявлению учащихся “группы риска" и с аддиктивным поведением, а также методы избирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группами учащихся, что даёт позитивный результат.
По мнению ряда исследователей (Л.В. Баль, С.В. Барканов, 2002; Н.О. Сапунова, 2006) в этих школах проводятся такие мероприятия как дни здоровья, тематические конкурсы, осуществляется тесная связь и работа с родителями по формированию здорового образа жизни учащихся, педагогический коллектив взаимодействует с медицинским персоналом. Показана хорошая эффективность такой профилактической работы в формировании здорового образа жизни учащихся и существенном снижении вредных привычек у школьников.
Роль врачей в проведении профилактической работы с детьми подростками трудно переоценить. Среди желаемых источников информации по здоровому образу жизни медики занимают, как правило, первое- второе место, разделяя его со специальной литературой. Однако среди реальных источников такой информации у подростков на 1 месте находятся сверстники и друзья, медицинские работники указываются в 4-5 раз реже, занимая 5-6 места. Профилактические приоритеты в медицинской практике при большой загруженности врача остаются во многом декларативными, хотя вменяются в обязанности врача любой специальности. Вместе с тем, в снижении распространенности табакокурения при оценке разных форм работы (лекции, групповые беседы, брошюры, плакаты) самой эффективной формой признаны индивидуальные конкретные советы и рекомендации врача. Врачи, осуществляющие помощь учащимся в образовательных учреждениях, и врачи отделений медико-социальной помощи детских поликлиник - основное звено, в котором профилактическая работа с учащимся разного возраста, в том числе по снижению девиантных форм поведения, должна действительно стать приоритетной.
Как говорит Е.Л. Дедух, (2006), в системе учреждений здравоохранения существуют Центры гигиенического образования населения и Центры медицинской профилактики, задачей которых является организация и проведение профилактической работы с населением по формированию ЗОЖ, в том числе с организованными контингентами учащихся. Специалисты этих учреждений взаимодействуют со школами и осуществляют антитабачное гигиеническое воспитание детей и подростков, включающее предупреждение потребления табачных изделий, повышение информированности о вреде курения для здоровья, а также помощь в ликвидации привычки к курению уже приобщившихся к нему, просветительскую работу с родителями. Опыт таких учреждений показывает, что успешность антитабачного воспитания дает действенные результаты при систематической планомерной и комплексной работе, где привлечены образовательные и медицинские учреждения, семья и средства массовой информации.