Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа
Современность - время, когда экономика промышленно развитых стран достигает своего апогея, а общество потребления переживает свой расцвет… Когда научно-технический прогресс коренным образом изменяет наш образ жизни и мыслей… Когда ширится пропасть между богатыми и бедными и нарастает напряженность в мире неравенства… Когда в своей захватывающей сложности проявляются и сталкиваются различные устремления… Когда биотехнологии предлагают различное оружие против болезней, однако подобное могущество над жизнью неоднозначно… На карту поставлено само существование Человека… В основе современной ситуации лежит феномен «масс», определивший облик западного общества.
Введение 3
Глава 1. Феномен «масс» как отличительная черта
культуры современного западного общества 5
Массы как явление культуры: основные
объяснительные модели 5
Причины возникновения феномена «масс» 10
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс 15
2.1. Индивид-в-массе: общая характеристика 15
Личность, руководящая массами, и личность,
противостоящая массам: возможные попытки
выйти из массы 18
Глава 3. Проявление феномена масс в общественной
жизни современного западного общества 25
Политическая система в контексте массовой
культуры 25
Система ценностей западной культуры рубежа
тысячелетий 30
Заключение 34
Примечания 36
Приложение 39
Терминологический глоссарий. 40
Библиография 42
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФВКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
ФЕНОМЕН «МАСС» В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ ОБЩЕСТВЕ.
МИНСК
2004
Содержание
Введение 3
Глава 1. Феномен «масс» как отличительная черта
культуры современного западного общества 5
объяснительные модели 5
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс 15
2.1. Индивид-в-массе: общая
противостоящая массам: возможные попытки
выйти из массы 18
Глава 3. Проявление феномена масс в общественной
жизни современного западного общества 25
культуры 25
тысячелетий 30
Заключение 34
Примечания 36
Приложение 39
Терминологический глоссарий. 40
Библиография 42
Введение
В водовороте современного существования
часто становится непостижимым, что,
собственно, происходит. Неспособные спастись
на берегу, что позволило бы обозреть целое,
мы носимся в своем существовании, как по морю.
Водоворот создает то, что мы видим только тогда,
когда он увлекает за собой…
К. Ясперс
Современность - время, когда экономика промышленно развитых стран достигает своего апогея, а общество потребления переживает свой расцвет… Когда научно-технический прогресс коренным образом изменяет наш образ жизни и мыслей… Когда ширится пропасть между богатыми и бедными и нарастает напряженность в мире неравенства… Когда в своей захватывающей сложности проявляются и сталкиваются различные устремления… Когда биотехнологии предлагают различное оружие против болезней, однако подобное могущество над жизнью неоднозначно… На карту поставлено само существование Человека… В основе современной ситуации лежит феномен «масс», определивший облик западного общества.
Прежде всего, следует уточнить, что в дальнейшем будет пониматься под термином «современность». Дело в том, что сам по себе термин «современность» очень расплывчатый, у него нет четких хронологических рамок. Под словом «современность» или «современный» мы будем понимать исторический промежуток с середины 19 века по начало 21 века, ибо это и есть период зарождения, становления и оформление феномена «масс» в западном обществе.
Современная ситуация представляет собой весьма сложное и неоднозначное явление. Сложность общества рубежа тысячелетий заключается в том, что оно находится и существует на стыке сразу нескольких эпох, культур, веяний. То есть в некой ситуации «между».
Очевидными становится актуальность темы «феномен «масс» в современном западном обществе» и огромный интерес различного рода исследователей к этому феномену.
Интерес к массам появился относительно недавно, но мы должны помнить, что сам по себе феномен «масс» зарождается только в середине 19 в. Однако, еще Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше и ряд других исследователей прогнозировали «восстание масс». К первым серьезным работам по данной проблематике можно отнести работы Лебона и Тарда. Вслед за этими двумя работами вышло в свет произведение З.Фрейда «Психология масс и анализ человеческого «Я». Пожалуй, одной из самых авторитетных и известных работ в рамках данной проблемы считается работа Х.Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Нельзя также не отметить и деятельность Франкфуртской школы.
Главная причина интереса к этой теме заключается в том, что те проблемы, которые порождает масса (несомненно, что эти проблемы существуют), находятся не в прошлом и не в будущем – эти проблемы существуют в ситуации «здесь и сейчас». И решать их нужно сейчас. Прошлое хорошо тем, что оно прошлое: оно прошло и имеет к нам отношение лишь косвенно. Будущее еще не определено, и мы еще ничего не можем о нем сказать. Остается лишь настоящее, в котором мы живем, - только его нам под силу изменять.
Второй аспект актуальности данной темы касается непосредственно самого бытия человека. Масса рождает новый тип человека – среднего человека, или человека массы. В этом и заключается главная проблема нашего времени – полное безразличие к человеку, не только к другому, но и к самому себе. Окруженные тысячами удобствами, мы не заметили, как превратились, с одной стороны, в оружие внешних сил, которые диктуют нам условия существования, с другой, мы сами стали вещами среди других вещей. В работе предполагается рассмотреть данную ситуацию и проследить возможность выхода из нее.
Исследование предполагает не только проследить теоретические аспекты данного феномена как-то – определение и генезис феномена «масс», законы по которым функционирует масса и т.п. Следует также обратить внимание и на практический аспект данной проблемы. Например, исследование взаимодействия власти и массы позволяет разобраться в современной политической ситуации, а, значит, избежать некоторых негативных моментов в реальной социальной жизни.
Объектом исследования является феномен масс в культуре современного западного общества. Предметом данной работы выступают генетический и функциональный аспекты «массы».
Для того, что бы осуществить максимально
пространный обзор
Целью исследования является изучение феномена «масс» в современном западном обществе и построение на этой основе теоретической модели данного явления в двуединстве его генетического и функционального аспектов.
Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, следующие:
Глава 1.
Феномен «масс» как отличительная черта культуры современного западного общества
Современное общество, в которое погружен человек, можно охарактеризовать как господство масс. И это очень хорошо ощущается в городах. Яркими признаками такого положения служат нескончаемые очереди в магазинах, пробки на дорогах, столпотворения огромного числа людей в одном месте, бесконечные потоки информации, которые буквально обрушиваются на современного человека со всех сторон, стандартизация жизни и т.д.
Что же такое «массы»? Массы – это культурный феномен середины 19 - начала 21 вв. Но сложно сразу дать дефиницию понятия «массы» в силу ее очевидной полисемантичности. Поэтому будет правильно сначала посмотреть, как трансформировалось это понятие исторически (какие смыслы и значения вкладывали в этот феномен различные исследователи).
Одними из первых философов, обратившихся к термину «масса», были Г. Тард и Г. Лебон. В специфических явлениях, которые зародились в середине 19в. и которые многие исследователи игнорировали, Г.Тард и Г.Лебон увидели истинное лицо современной эпохи. Главной чертой этой эпохи, по словам Г.Лебона, «служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы»1. Следует сказать, что и Г.Тард, и Г.Лебон отождествляли термины «масса» и «толпа». Пытаясь вскрыть сущность «массы», Лебон отмечает: «Каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющий их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу».2 Несмотря на некоторые недочеты, зачастую грубое понимание понятия «массы», следует отметить, что им удалось привлечь внимание многих исследователей к этой проблеме.
Следующим философом, оставившим след в учениях о массах, был З.Фрейд. В своей работе «Психология масс и анализ человеческого «Я» Фрейд толкует массу как устойчивое образование индивидов, связанных либидной связью. Очевидно, для основателя психоанализа массовое закономерно превращается из чистого влечения в архаичные формы организации социума. «Итак, - пишет З.Фрейд, - масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орда»3. Таким образом, поведение массового человека становится возможным истолковать не просто как абстрактное, «низшее», неразвитое, но и как возрождение или сохранение архаичных структур мифологического сознания.
Наиболее известная работа в области изучения феномена «масс» - работа Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Для него понятие «масса» - это «средний человек»4. Главное в работе Х. Ортега-и-Гассета – то, что он показал: в основе восстания масс лежит замкнутость души массового человека. Т.е. человек массы считают себя совершенным, он никогда не сомневается в своем совершенстве. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, т.к. «средний человек» не способен выйти за свои пределы. «Умный знает, как легко сделать глупость, он всегда на стороже, и в этом его ум. Глупый не сомневается в себе; он считает себя хитрейшим из людей, отсюда и завидное спокойствие, с каким он пребывает в глупости»5. Однако следует отметить, что Ортега-и-Гассет не отличает понятия «масса» и «толпа». «Толпа -,пишет он, - понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу»6. Идеи испанского мыслителя во многом созвучны теориям массового общества К.Мангейма и Х.Арендта.
Если наметить следующий шаг в анализе массовости, то правомерно его связать с деятельностью франкфуртской школы (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе). Массовость признается существующим порядком, более того, порядком, претендующим на тотальность. Механизм действия такого общества трактуется, как способность поглотить любую перспективу. Отсюда появляется мысль о том, что стираются различия между людьми: в плане их индивидуальности, и человек превращается в «одномерного человека»7. Массы в современном обществе не имеют альтернатив. И теперь можно говорить о новом витке в истолковании масс. Здесь массы и массовое общество превращаются в массовую культуру. Поэтому разговор о массовом ведется уже в контексте анализа специфических норм, образцов, стандартов, регулирующих поведения человека в массе.
Следует также затронуть проблему времени появления масс. Например, Д.Уайт считает, что появление первых масс можно отнести к периоду существования Римской империи. А.Адорно полагает, что массы возникли во время становления капитализма в Англии, т.е. на рубеже 17-18вв. Однако большинство исследователей склоняются к тому, что нет оснований говорить о тысячелетней истории существования масс.
Таким образом, мы видим насколько сложен рассматриваемый нами феномен, как многогранно само понятие «массы».
Однако мы еще не можем дать дефиницию массам. Прежде всего, следует определить границы этого феномена. Определенная трудность здесь состоит в том, что многие исследователи, особенно середины 19- середины 20вв., смешивали понятия толпы и массы (что было показано выше). В результате, сам термин – и без того сложный и многомерный – стал запутанным и неточным. Именно для того, чтобы распутать этот клубок, следует провести границы феномена «масс», т.е. определить отличие массы от народа, публики и толпы.
Информация о работе Феномен «масс» в современном западном обществе