Феномен «масс» в современном западном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание

Современность - время, когда экономика промышленно развитых стран достигает своего апогея, а общество потребления переживает свой расцвет… Когда научно-технический прогресс коренным образом изменяет наш образ жизни и мыслей… Когда ширится пропасть между богатыми и бедными и нарастает напряженность в мире неравенства… Когда в своей захватывающей сложности проявляются и сталкиваются различные устремления… Когда биотехнологии предлагают различное оружие против болезней, однако подобное могущество над жизнью неоднозначно… На карту поставлено само существование Человека… В основе современной ситуации лежит феномен «масс», определивший облик западного общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Феномен «масс» как отличительная черта
культуры современного западного общества 5
Массы как явление культуры: основные
объяснительные модели 5
Причины возникновения феномена «масс» 10
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс 15
2.1. Индивид-в-массе: общая характеристика 15
Личность, руководящая массами, и личность,
противостоящая массам: возможные попытки
выйти из массы 18
Глава 3. Проявление феномена масс в общественной
жизни современного западного общества 25
Политическая система в контексте массовой
культуры 25
Система ценностей западной культуры рубежа
тысячелетий 30
Заключение 34
Примечания 36
Приложение 39
Терминологический глоссарий. 40
Библиография 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(феномен масс).doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

Массовая культура создает свою систему ценностей.

1.Современное понятие дома. Классическое понятие дома исчезает. Раньше дом бал местом, где человек не только рождался как биологическое существо, но и как социальное. Здесь появляются узы любви, которыми были связаны люди, здесь индивид становился личностью. Именно в доме искали опору. Теплиц пишет: «Человек здесь прочно укоренен в знакомой среде; являясь на свет, он принимает давнее наследие, оказывается на стороне одних против других, занимает сое собственное место в общине. Тем самым становится индивидуальностью»86.

Но современный ритм жизни и  научно-технический прогресс изменил  представление о доме. Дом индивид-в-массе  воспринимает как место, где он спит и проживает. Причем этому способствовала и сама архитектура. Пытаясь разместить огромное число горожан, дома строились все по одному эталону.

Конечно, современные удобства и  хорошие гигиенические условия  впервые стали доступны почти  всему населению, но за право  иметь, скажем, хорошую ванную комнату приходится платить слишком дорого. Посредственные строительные материалы, скверная планировка, тонкие перегородки, плохая отделка – это лишь некоторые аспекты современного дома. Говоря словами Мишеля Винока: «Торопясь завершить отделочные работы, в погоне за количеством, забыли о том, что человек живет не только строительными блоками»87.

Итак, потеряв дом в истинном смысле, человек обрек себя на искание  и дискомфорт.

2.Секс, брак, семья. Человек потерял дом, следовательно, такие понятия, как брак и семья, не могут остаться без изменения.

Семья больше не является чем-то сакральным.  Как пишет К. Ясперс: «Брак стал в значительной степени только контрактом, нарушение которого влечет за собой  в качестве конвенционального наказания отказ предоставлять содержание»88. Таким образом, человек отказывается от глубинных связей. В результате чего он теряет самобытность и чувствует себя одиноким. Если у человека больше нет корней, то у меня нет опоры, а это значит, что такой человек никому и ничему не доверяет, он не может ни на кого опереться.

Что касается секса, то он ста одним  из компонентов контроля за жизнью человека. В современном мире секс стал больше, чем секс: он трансформировался  в транссексуальность89.Так, на сегодняшний день секс затронул не только сферу половых отношений. Секс присутствует в политике – и это, в принципе, понятно. Современная политическая система, как уже отмечалось выше, распространила свое влияние на человеческую жизнь. А контроль над сексом дает неограниченную власть, потому что это наиболее яркий и сильный механизм влияния на самого человека. Секс присутствует в искусстве, науке, спорте, экономике. Но такое повсеместное распространение секса ведет к тому, что он теряет всякий смысл и всякую ценность. Из интимно-личностных, глубокочастных отношений секс превращается во всеобщее и нечто поверхностное, т.е. в продукт или вещь.

3. Спорт. Основная причина интереса к телу вызвана культом тела. Человек выражает свою индивидуальность через внешнюю оболочку. И чем совершеннее она будет, тем совершеннее становится человек в своих глазах и глазах окружающих. Конечно, нельзя обойти стороной и такую причину, как развитие транспорта: появление велосипеда, скутера, автомобиля, самолета, которые способствовали появлению новых видов спорта. Так, к примеру, в 1900г. благодаря Швейцарии, Франции, Бельгии, Италии и США создается международный союз велосипедистов. А в 1903г. впервые был организован Тур де Франс – самая знаменитая гонка по шоссе.

Спорт в современной западной цивилизации имеет две тенденции.

Спорт как массовое явление. Такой спорт, как справедливо заметил К.Ясперс, «организованный в виде обязательной, подчиненной правилам игры, направлен на то, чтобы отвести в иную сферу инстинкты, которые могут стать опасными для аппарата»90.

Кроме того, появление массового  спорта помогает решить проблему свободного времени. Выше уже оговаривалась  эта проблема, основной тезис которой  заключается в том, что когда  у человека появляются альтернативы труду, появляется свободное время, но человек не знает как им распорядится. Спорт вырывает человека из этого опустошения и заполняет образовавшееся свободное время. Стоит заметить, вследствие того, что человек окружен техникой и ему больше не нужно воевать с природно-климатическими катаклизмами, он расслабляется. Этот факт грозит его биологическому и генетическому вырождению. Спорт, хотя и искусственно, препятствует или, по крайней мере. Тормозит этот процесс.

Наряду с тенденцией к омассовлению, наблюдается и противоположная  тенденция – спорт как профессиональная деятельность. Западная цивилизация не знала до этого спорт в таком виде. Все больше и больше спортом занимаются профессиональные спортсмены, и все меньше и меньше становится просто любителей спорта. Происходит некое отделение спорта от масс. Люди приходят на стадионы, ипподромы, ралли для того, чтобы посмотреть, а не для того, чтобы поучаствовать самим, принимая лишь пассивное участие. Еще более усугубляется это положение появлением радио и телевизора. Т.к. когда человек находится на стадионе, он может повлиять на ход игры, если играет сам, передать свое настроение, запал, когда приходит болеть. Но сидящий болельщик у экрана телевизора – лишь сторонний наблюдатель. Как бы яростно он не переживал за свою команду, такой человек не принимает абсолютно никакого участия в игре, так как находится в состоянии «вне игры», а не погружен в ее атмосферу.

Таким образом, рассматривая массовую культуру, мы вынуждены отказаться от однозначных оценок. Массовая культура – это сложный, порой противоречивый феномен, который порождает свою систему ценностей, свое отношение к миру. Система ценностей, в которую заброшен и погружен современный человек, представляет сложный продукт развития современной западной цивилизации.

Заключение

 

Выше была представлена попытка описать феномен массы как особый вид социального бытия и как «знак нашего времени».

Мы пришли к выводу о том, что  масса – это сложный, многомерный  и неоднозначный феномен: его  нельзя свести к какому-то одному основанию. Кроме того, рассматриваемый нами феномен представляет собой независимое и самостоятельное образование, которое характерно для середины 19 – начала 21 века. Самостоятельность и уникальность термина «масса» было продемонстрировано путем разграничения таких понятий, как «народ», «публика», «толпа», от данного феномена. В ходе такого анализа обнаружились не только различия этих феноменов, но и их сходство. Это дало нам повод утверждать о том, что масса, выйдя из народа, породив и пройдя через публику, вбирая в себя многие черты толпы, обрела в середине 20 века вполне оформленный и самостоятельный статус.

Далее мы предприняли попытку раскрыть свойства массы. К ним можно отнести:

  1. Стремление к безграничному росту
  2. Стремление к равенству
  3. Отсутствие рассуждения и критики
  4. Индифферентность
  5. Восприимчивость к внушению
  6. Импульсивность
  7. Чувство преследование.
  8. Растворение индивида в массе
  9. Жажда разрушения
  10. Отсутствие чувства ответственности

И только после анализа  свойств массы появились основания, опираясь на которые, мы смогли дать дефиницию  термина «масса». Масса – полисемантичное понятие, фиксирующее специфический культурный феномен середины 19 – начала 21 вв. Так, согласно С. Московичи, масса – «это совокупность равных, анонимных и схожих между собой людей, в недрах которой идеи и эмоции имеют тенденцию выражаться спонтанностью»91.

Следующим этапом работы стало отыскание причин, которые  привели к восстанию масс. Среди  них можно выделить философско-теоретические  причины, социально-политические причины,  психологические причины, научно-техническая  причины, демографическая причина, исторические причины. Из анализа этих причин можно сделать следующие выводы:

  1. Массы – явление, которое не было обусловлено иррациональными силами, фортуной или случайностью. Появление этого феномена оказалось закономерным развитием западной цивилизации.

  1. Психологические причины показали, насколько глубоко укоренены те основания, на которых зиждется масса, в сознании людей.
  2. Совокупность всех причин помогли понять всю сложность и проблемность современной ситуации.

Следующий момент в работе касается взаимоотношения индивида и массы. Мы выделили три возможные пути взаимодействия:

    • «индивид-в-массе»;
    • личность, руководящая массами;
    • личность, противостоящая массам.

Из анализа этих путей  очевидным становится тот факт, что  с одной стороны путь «индивида-в-массе», который выбирают большинство современных людей, ведет к утрате собственного «Я». Но, с другой стороны, мы должны помнить, что жизнь отдельного человека не может быть прожита по всеобщим стандартам, другими словами, люди не могут быть полностью равны как внешне, так и внутренне.

Следующая проблема касается уже не современной ситуации. Здесь  рассматривается политическая ситуация, образование, воспитание в современном  мире и система ценностей, которую  предлагает масса.

Современную политическую систему можно охарактеризовать как демократический тоталитаризм. Эта форма правления, пришедшая на смену либерально-демократической. Свободы, которые даны современному человеку, не предоставляется, а навязываются. Демократический тоталитаризм – тонкая и искусная форма манипуляции людей, при помощи социальных технологий.

Что касается современного образования, то в основе его лежит:

  • заучивание и даже зазубривание;
  • специализация образования;
  • отсутствие дискурса;
  • редукция образования к получению профессии;
  • отсутствие историчности в образовании.

Масса как феномен порождает  свою культуру и систему ценностей. Массовая культура - это сложный, порой  противоречивый феномен, который порождает  свою систему ценностей, свое отношение  к миру. Система ценностей, в которую заброшен и погружен современный человек, представляет сложный продукт развития современной западной цивилизации.

Таким образом, феномен масс – это  сущностная характеристика современной  эпохи, у которой нет пока что  альтернатив.

В заключении, следует сказать, что рассматриваемая мною проблема далека от завершения, поэтому в дальнейшем хотелось бы продолжить более глубокое исследование данного феномена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания

 

  1. С.147 Лебон Г. Психология масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  2. С.162 Лебон Г. Психология масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  3. С.375 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  4. С.434 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  5. С 419 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  6. Маркузе Г. Одномерный человек. -  www.socionet.ru
  7. С142 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  8. С143 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991. Политиздат.
  9. С.313 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  10. С.143 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  11. С.254 Фромм Э. Бегство от свободы // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри.  2000. 
  12. С.313 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  13. Канетти Э. Масса и власть. - www.dere.com.
  14. Канетти Э. Масса и власть. -  www.dere.com.
  15. Канетти Э. Масса и власть. -  www.dere.com.
  16. С.142 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  17. С.174 Лебон Г. Психология масс // Психология толпы .- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  18. С.171 Лебон Г. Психология масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  19. Канетти Э. Масса и власть. - www.dere.com.
  20. С. 187 Лебон Г. Психология масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  21. Канетти Э. Масса и власть. -  www.dere.com.
  22. С.313 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  23. С.427 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  24. С.297 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  25. С.160 Лебон Г. Психология масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  26. С.433 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  27. С.439-440 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  28. С.22 Теплиц К.Т.  Все для всех: массовая культура и современный человек. -  М.: Наука.  1996.
  29. С.22 Теплиц К.Т.  Все для всех: массовая культура и современный человек. -  М.: Наука. 1996.
  30. С.231 Фромм Э. Бегство от свободы // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри.  2000. 
  31. С.232 Фромм Э. Бегство от свободы // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри.  2000. 
  32. С.1740 Открытия 20 века // Энциклопедия. -  М.: Терра. 1997.
  33. С.29 Теплиц К.Т.  Все для всех: массовая культура и современный человек. -  М.: Наука.  1996.
  34. С.1762 Открытия 20 века // Энциклопедия. -  М.: Терра. 1997.
  35. С.424 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  36. см. Приложение №1.
  37. Проскудин Д.В., Меерсон Б.М. Лекция №3. Первая мировая война и рождение массового общества// Лекции по истории Западной цивилизации. -  www.som.fio.ru.
  38. Проскудин Д.В., Меерсон Б.М. Лекция №3. Первая мировая война и рождение массового общества// Лекции по истории Западной цивилизации. - www.som.fio.ru.
  39. Проскудин Д.В., Меерсон Б.М. Лекция №3. Первая мировая война и рождение массового общества// Лекции по истории Западной цивилизации. - www.som.fio.ru.
  40. Проскудин Д.В., Меерсон Б.М. Лекция №3. Первая мировая война и рождение массового общества// Лекции по истории Западной цивилизации. -  www.som.fio.ru.
  41. С.314 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  42. С.323 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  43. С.445 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  44. С.33 Теплиц К.Т.  Все для всех: массовая культура и современный человек. -  М.: Наука.  1996.
  45. С.153 Камю А. Изнанка и лицо//Посторонний. -  М.: АСТ 2001.
  46. С.430 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  47. С.1761 Открытия 20 века // Энциклопедия. -  М.: Терра. 1997.
  48. С.448 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  49. С 422 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  50. Лоренс К. Восемь грехов цивилизованного человека. - www.bookap.ru.
  51. С.94 Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // Культурология: учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов. -  Минск: БГУ. 2002.
  52. С.568 Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри.  2000. 
  53. с греч. -  «забота о себе». М. Фуко использует этот термин в качестве углубленного самопознания.
  54. Лоренс К. Восемь грехов цивилизованного человека. - www.bookap.ru.
  55. С. 377 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  56. Канетти Э. Масса и власть. - www.dere.com.
  57. Московичи С. Век толпы. - www.socionet.ru
  58. С.431 Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри.  2000. 
  59. С.273 Фромм Э. Бегство от свободы // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри.  2000. 
  60. С.247 Лебон Г. Психология масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  61. С.376 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат.1991.
  62. С.546 Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри. 2000.
  63. С.563 Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри. 2000.
  64. С.566 Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри. 2000.
  65. С.566 Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри. 2000.
  66. С.318 Фромм Э. Бегство от свободы // Бегство от свободы. -  Минск: Попурри.2000.  Попурри.
  67. С.144 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  68. С.142 Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  69. Канетти Э. Масса и власть. - www.dere.com.
  70. Фуко М. Власть над жизнью и смертью // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. -  www.fuko-mishel.viv.ru.
  71. С.414 Манхейм К. Диагноз нашего времени // Диагноз нашего времени. -  М. Юрист. 1994.
  72. Попова Л. Подражай и властвуй // Вокруг света №2 . - 2003.
  73. Попова Л. Подражай и властвуй // Вокруг света №2.-  2003.
  74. С23 Абдзіраловіч І.  Адвечным шляхам // Гукі мінуўшчыны. -  Мінск: Навука і тэхніка. 1993.        
  75. С356 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории // М.: Политиздат. 1991.
  76. С.359 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат.1991.
  77. Джохажзе И. Демократический тоталитаризм: свобода без выбора . -  www.ruthenia.ru.
  78. Джохажзе И. Демократический тоталитаризм: свобода без выбора. -  www.ruthenia.ru.
  79. Так охарактеризовал современную политическую ситуацию Ортега-и-Гассет
  80. С.461 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Психология толпы.- М.: ЭКСМО; Спб.: Terra fantastica.  2003.
  81. С.21 Теплиц К.Т.  Все для всех: массовая культура и современный человек. - М.: Наука. 1996.
  82. С.71 Ротман Е. Реклама: учебник для студентов специальности «Маркетинг». -  Киев – Харьков: Студцентр. 1999.
  83. С.59 Ротман Е. Реклама: учебник для студентов специальности «Маркетинг». -  Киев – Харьков: Студцентр. 1999.
  84. С.60 Ротман Е. Реклама: учебник для студентов специальности «Маркетинг». -  Киев – Харьков: Студцентр. 1999.
  85. С.24 Теплиц К.Т.  Все для всех: массовая культура и современный человек. -  М.: Наука.  1996.
  86. С.1733 Открытия 20 века // Энциклопедия.- М. Терра. 1997.
  87. С.326 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. -  М.: Политиздат. 1991.
  88. см. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла // Культурология: учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов. -  Минск: БГУ.  2002.
  89. С.331 Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. - М. Политиздат. 199.
  90. Московичи С. Век толпы. -  www.socionet.ru
  91. С.257 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. -  М.:  Республика. 1992 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

 

 

 

 

 

Рост городского населения в США92

 

 

 

Год

Городское население

(млн)

Сельское население

(млн)

Процент городского населения  в общей численности населения

1790

0,2

3,7

5

1810

0,5

6,7

7

1830

1,1

11,7

9

1850

3,5

19,6

15

1870

9,9

28,7

25

1890

22,1

40,8

35

1910

42,0

50,0

46

1930

69,0

53,8

56

1950

96,5

54,2

64

1970

149,8

53,9

73

1975

155,9

57,3

73

1980

170,5

56,1

74

1986

177,7

63,4

74


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Терминологический глоссарий

 

  1. Демократический тоталитаризм – это форма правления, пришедшая на смену либерально-демократической. Основная идея – создание общества культурного, социального и экономического изобилия, массового производства  и потребления «благ», разнообразия форм, красок и стилей, общество социальной гармонии и благоденствия, обеспечиваемых доступностью свобод и удобств. Но это не означает, что демократический тоталитаризм следует рассматривать со знаком плюс. Вследствие обилия информации и свобод, от которых невозможно нигде скрыться, человек все больше и больше подвергается манипуляциям со стороны общества и государства. Идеи спокойствия и всеобщего материального благоденствия ведут к исчезновению творчества. Все это угрожает человеку потерять себя.
  2. Дисциплина – это то, что приходит на смену моде, когда последняя не в состоянии контролировать общественное мнение. Дисциплина защищает выработанные идеалы, существующие основы жизни. Она носит легитимный характер.
  3. Личность, противостоящая массам, - человек, который совершает выбор в пользу свободы, тем самым, разрывая связи с массами. Он становится по ту сторону масс: отрекаясь от моды, он ищет собственные ценности, возвращает себе свое «Я». Однако, совершив такой выбор, он оказывается в оппозиции к массам.
  4. Личность, руководящая массами,– человек, который способен возвыситься над массами, посмотреть на массы сверху, но в то же время не выходит из массы. Личность, руководящая массами, создает идеи и правила, с помощью которых управляет массами и направляет их в нужное для себя русло. Именно от него зависит, какой будет масса – положительной или отрицательной.
  5. Масса – полисемантичное понятие, фиксирующее специфический культурный феномен середины 19 – начала 21вв. – представляет собой устойчивою совокупность анонимных и схожих между собой людей, которые «расставлены внутри аппарата по упорядочению существования таким образом, чтобы решающее значение имела воля и свойства большинства»23.
  6. Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Существенно, что производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит  коммерческий характер.
  7. Мода – определенные образцы, идеальные типы поведения, которые устанавливаются и поддерживаются обществом и государством. Индивид в массе, не желая думать и переживать свою жизнь сам, примеряет на себя эти образцы, интериоризирует их. Мода носит не легитимный характер.
  8. Социальные технологии - совокупность методов, оказывающих влияния на поведение человека, на его восприятия окружающей действительности, которые служат в руках политических сил сильным средством социального контроля.
  9. Человек массы – термин, обозначающий индивида в толпе, который отказывается от своего «я» в пользу «мы», т.е. от сознательной деятельности в пользу бессознательной, от собственного мнения в пользу моды и дисциплины. «У человека массы мало времени, он не живет жизнью целого, избегает подготовки и напряжения без конкретной цели, преобразующей его в пользу; он не хочет  ждать и допускать созерцание» (К. Ясперс «Духовная ситуация времени»)

Информация о работе Феномен «масс» в современном западном обществе