Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа
Современность - время, когда экономика промышленно развитых стран достигает своего апогея, а общество потребления переживает свой расцвет… Когда научно-технический прогресс коренным образом изменяет наш образ жизни и мыслей… Когда ширится пропасть между богатыми и бедными и нарастает напряженность в мире неравенства… Когда в своей захватывающей сложности проявляются и сталкиваются различные устремления… Когда биотехнологии предлагают различное оружие против болезней, однако подобное могущество над жизнью неоднозначно… На карту поставлено само существование Человека… В основе современной ситуации лежит феномен «масс», определивший облик западного общества.
Введение 3
Глава 1. Феномен «масс» как отличительная черта
культуры современного западного общества 5
Массы как явление культуры: основные
объяснительные модели 5
Причины возникновения феномена «масс» 10
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс 15
2.1. Индивид-в-массе: общая характеристика 15
Личность, руководящая массами, и личность,
противостоящая массам: возможные попытки
выйти из массы 18
Глава 3. Проявление феномена масс в общественной
жизни современного западного общества 25
Политическая система в контексте массовой
культуры 25
Система ценностей западной культуры рубежа
тысячелетий 30
Заключение 34
Примечания 36
Приложение 39
Терминологический глоссарий. 40
Библиография 42
Массовая культура создает свою систему ценностей.
1.Современное понятие дома. Классическое понятие дома исчезает. Раньше дом бал местом, где человек не только рождался как биологическое существо, но и как социальное. Здесь появляются узы любви, которыми были связаны люди, здесь индивид становился личностью. Именно в доме искали опору. Теплиц пишет: «Человек здесь прочно укоренен в знакомой среде; являясь на свет, он принимает давнее наследие, оказывается на стороне одних против других, занимает сое собственное место в общине. Тем самым становится индивидуальностью»86.
Но современный ритм жизни и научно-технический прогресс изменил представление о доме. Дом индивид-в-массе воспринимает как место, где он спит и проживает. Причем этому способствовала и сама архитектура. Пытаясь разместить огромное число горожан, дома строились все по одному эталону.
Конечно, современные удобства и хорошие гигиенические условия впервые стали доступны почти всему населению, но за право иметь, скажем, хорошую ванную комнату приходится платить слишком дорого. Посредственные строительные материалы, скверная планировка, тонкие перегородки, плохая отделка – это лишь некоторые аспекты современного дома. Говоря словами Мишеля Винока: «Торопясь завершить отделочные работы, в погоне за количеством, забыли о том, что человек живет не только строительными блоками»87.
Итак, потеряв дом в истинном смысле, человек обрек себя на искание и дискомфорт.
2.Секс, брак, семья. Человек потерял дом, следовательно, такие понятия, как брак и семья, не могут остаться без изменения.
Семья больше не является чем-то сакральным. Как пишет К. Ясперс: «Брак стал в значительной степени только контрактом, нарушение которого влечет за собой в качестве конвенционального наказания отказ предоставлять содержание»88. Таким образом, человек отказывается от глубинных связей. В результате чего он теряет самобытность и чувствует себя одиноким. Если у человека больше нет корней, то у меня нет опоры, а это значит, что такой человек никому и ничему не доверяет, он не может ни на кого опереться.
Что касается секса, то он ста одним из компонентов контроля за жизнью человека. В современном мире секс стал больше, чем секс: он трансформировался в транссексуальность89.Так, на сегодняшний день секс затронул не только сферу половых отношений. Секс присутствует в политике – и это, в принципе, понятно. Современная политическая система, как уже отмечалось выше, распространила свое влияние на человеческую жизнь. А контроль над сексом дает неограниченную власть, потому что это наиболее яркий и сильный механизм влияния на самого человека. Секс присутствует в искусстве, науке, спорте, экономике. Но такое повсеместное распространение секса ведет к тому, что он теряет всякий смысл и всякую ценность. Из интимно-личностных, глубокочастных отношений секс превращается во всеобщее и нечто поверхностное, т.е. в продукт или вещь.
3. Спорт. Основная причина интереса к телу вызвана культом тела. Человек выражает свою индивидуальность через внешнюю оболочку. И чем совершеннее она будет, тем совершеннее становится человек в своих глазах и глазах окружающих. Конечно, нельзя обойти стороной и такую причину, как развитие транспорта: появление велосипеда, скутера, автомобиля, самолета, которые способствовали появлению новых видов спорта. Так, к примеру, в 1900г. благодаря Швейцарии, Франции, Бельгии, Италии и США создается международный союз велосипедистов. А в 1903г. впервые был организован Тур де Франс – самая знаменитая гонка по шоссе.
Спорт в современной западной цивилизации имеет две тенденции.
Спорт как массовое явление. Такой спорт, как справедливо заметил К.Ясперс, «организованный в виде обязательной, подчиненной правилам игры, направлен на то, чтобы отвести в иную сферу инстинкты, которые могут стать опасными для аппарата»90.
Кроме того, появление массового спорта помогает решить проблему свободного времени. Выше уже оговаривалась эта проблема, основной тезис которой заключается в том, что когда у человека появляются альтернативы труду, появляется свободное время, но человек не знает как им распорядится. Спорт вырывает человека из этого опустошения и заполняет образовавшееся свободное время. Стоит заметить, вследствие того, что человек окружен техникой и ему больше не нужно воевать с природно-климатическими катаклизмами, он расслабляется. Этот факт грозит его биологическому и генетическому вырождению. Спорт, хотя и искусственно, препятствует или, по крайней мере. Тормозит этот процесс.
Наряду с тенденцией к омассовлению, наблюдается и противоположная тенденция – спорт как профессиональная деятельность. Западная цивилизация не знала до этого спорт в таком виде. Все больше и больше спортом занимаются профессиональные спортсмены, и все меньше и меньше становится просто любителей спорта. Происходит некое отделение спорта от масс. Люди приходят на стадионы, ипподромы, ралли для того, чтобы посмотреть, а не для того, чтобы поучаствовать самим, принимая лишь пассивное участие. Еще более усугубляется это положение появлением радио и телевизора. Т.к. когда человек находится на стадионе, он может повлиять на ход игры, если играет сам, передать свое настроение, запал, когда приходит болеть. Но сидящий болельщик у экрана телевизора – лишь сторонний наблюдатель. Как бы яростно он не переживал за свою команду, такой человек не принимает абсолютно никакого участия в игре, так как находится в состоянии «вне игры», а не погружен в ее атмосферу.
Таким образом, рассматривая массовую культуру, мы вынуждены отказаться от однозначных оценок. Массовая культура – это сложный, порой противоречивый феномен, который порождает свою систему ценностей, свое отношение к миру. Система ценностей, в которую заброшен и погружен современный человек, представляет сложный продукт развития современной западной цивилизации.
Выше была представлена попытка описать феномен массы как особый вид социального бытия и как «знак нашего времени».
Мы пришли к выводу о том, что масса – это сложный, многомерный и неоднозначный феномен: его нельзя свести к какому-то одному основанию. Кроме того, рассматриваемый нами феномен представляет собой независимое и самостоятельное образование, которое характерно для середины 19 – начала 21 века. Самостоятельность и уникальность термина «масса» было продемонстрировано путем разграничения таких понятий, как «народ», «публика», «толпа», от данного феномена. В ходе такого анализа обнаружились не только различия этих феноменов, но и их сходство. Это дало нам повод утверждать о том, что масса, выйдя из народа, породив и пройдя через публику, вбирая в себя многие черты толпы, обрела в середине 20 века вполне оформленный и самостоятельный статус.
Далее мы предприняли попытку раскрыть свойства массы. К ним можно отнести:
И только после анализа
свойств массы появились
Следующим этапом работы стало отыскание причин, которые привели к восстанию масс. Среди них можно выделить философско-теоретические причины, социально-политические причины, психологические причины, научно-техническая причины, демографическая причина, исторические причины. Из анализа этих причин можно сделать следующие выводы:
Следующий момент в работе касается взаимоотношения индивида и массы. Мы выделили три возможные пути взаимодействия:
Из анализа этих путей очевидным становится тот факт, что с одной стороны путь «индивида-в-массе», который выбирают большинство современных людей, ведет к утрате собственного «Я». Но, с другой стороны, мы должны помнить, что жизнь отдельного человека не может быть прожита по всеобщим стандартам, другими словами, люди не могут быть полностью равны как внешне, так и внутренне.
Следующая проблема касается уже не современной ситуации. Здесь рассматривается политическая ситуация, образование, воспитание в современном мире и система ценностей, которую предлагает масса.
Современную политическую систему можно охарактеризовать как демократический тоталитаризм. Эта форма правления, пришедшая на смену либерально-демократической. Свободы, которые даны современному человеку, не предоставляется, а навязываются. Демократический тоталитаризм – тонкая и искусная форма манипуляции людей, при помощи социальных технологий.
Что касается современного образования, то в основе его лежит:
Масса как феномен порождает свою культуру и систему ценностей. Массовая культура - это сложный, порой противоречивый феномен, который порождает свою систему ценностей, свое отношение к миру. Система ценностей, в которую заброшен и погружен современный человек, представляет сложный продукт развития современной западной цивилизации.
Таким образом, феномен масс – это сущностная характеристика современной эпохи, у которой нет пока что альтернатив.
В заключении, следует сказать, что рассматриваемая мною проблема далека от завершения, поэтому в дальнейшем хотелось бы продолжить более глубокое исследование данного феномена.
Примечания
Приложение
Рост городского населения в США92
Год |
Городское население (млн) |
Сельское население (млн) |
Процент городского населения в общей численности населения |
1790 |
0,2 |
3,7 |
5 |
1810 |
0,5 |
6,7 |
7 |
1830 |
1,1 |
11,7 |
9 |
1850 |
3,5 |
19,6 |
15 |
1870 |
9,9 |
28,7 |
25 |
1890 |
22,1 |
40,8 |
35 |
1910 |
42,0 |
50,0 |
46 |
1930 |
69,0 |
53,8 |
56 |
1950 |
96,5 |
54,2 |
64 |
1970 |
149,8 |
53,9 |
73 |
1975 |
155,9 |
57,3 |
73 |
1980 |
170,5 |
56,1 |
74 |
1986 |
177,7 |
63,4 |
74 |
Терминологический глоссарий
Информация о работе Феномен «масс» в современном западном обществе