Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа
Современность - время, когда экономика промышленно развитых стран достигает своего апогея, а общество потребления переживает свой расцвет… Когда научно-технический прогресс коренным образом изменяет наш образ жизни и мыслей… Когда ширится пропасть между богатыми и бедными и нарастает напряженность в мире неравенства… Когда в своей захватывающей сложности проявляются и сталкиваются различные устремления… Когда биотехнологии предлагают различное оружие против болезней, однако подобное могущество над жизнью неоднозначно… На карту поставлено само существование Человека… В основе современной ситуации лежит феномен «масс», определивший облик западного общества.
Введение 3
Глава 1. Феномен «масс» как отличительная черта
культуры современного западного общества 5
Массы как явление культуры: основные
объяснительные модели 5
Причины возникновения феномена «масс» 10
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс 15
2.1. Индивид-в-массе: общая характеристика 15
Личность, руководящая массами, и личность,
противостоящая массам: возможные попытки
выйти из массы 18
Глава 3. Проявление феномена масс в общественной
жизни современного западного общества 25
Политическая система в контексте массовой
культуры 25
Система ценностей западной культуры рубежа
тысячелетий 30
Заключение 34
Примечания 36
Приложение 39
Терминологический глоссарий. 40
Библиография 42
7.Интерес к телу. Культ тела – отличительная черта нашей эпохи. Появление суперзвезд, топ-моделей, интерес к аэробике, йоге, калланетике; рождение домов мод, журналов о моде – все это лишь некоторые наиболее яркие проявления культа тела. Истоки такого отношения к телу нужно искать в самой массе и той исторической эпохе, где масса и индивид-в-массе родился.
Прежде всего, интерес к телу следует связать с теми открытиями в области генетики, медицине, химии и других наук, которые произошли в 20в. Доктора научились восстанавливать человека. Развитие информатики, робототехники и их усовершенствованная миниатюризация открывала новые возможности в восстановлении органов. На пример, лечение зрения благодаря лазерным операциям. Большое значение сыграло здесь и открытие новых материалов: силикон, коралл и т.д. От средневековой деревянной ноги до современного динамичного протеза на шарнирах – таков прогресс в медицине. Какова же здесь связь между этими открытиями и культом тела?
Дело в том, что дальнейшее развитие медицины расширила возможности косметологии. Современная косметология способна не просто откорректировать внешность, но и полностью изменить ее: пластические операции; наращивание ногтей и волос; липоксация; изменение фигуры и др.
Отсюда, во-первых, человек вместо того, чтобы изменятся внутренне, меняется внешне. Однако это не подлинное превращение, т.к. это всего лишь иллюзия, что перемены во внешности меняют внутренний мир человека. Во-вторых, человек теряет самого себя, т.е. некоторую часть своей индивидуальности. Потому что зачастую люди делают пластические операции, чтобы стать похожим на своего кумира.
Еще одна причина возникновения культа тела – потеря внутренней индивидуальности. Это то, что связано с самой сущностью человека массы. Но все же человек не может хотя бы внешне не отличаться от своих собратьев. Это то, о чем говорил Ж.Бодрийяр в своем произведении «Прозрачность зла»: «Каждый ищет свое обличье. Так как более невозможно постичь смысл собственного существования, остается лишь выставлять напоказ свою наружность, не заботясь о том, чтобы быть увиденным, ни даже о том, чтобы быть. Человек не говорит себе, я существую, я здесь, но: я видим, я – изображение, смотрите, же смотрите! Это даже не самолюбование, это – поверхностная общительность, разновидность рекламного простодушия, где каждый становится импресарио своего собственного облика»52. Ж.Бодрийяр прав: индивид-в-массе пытается найти себя не через самопознание, а через внешность. Интерес к человеку внутреннему практически пропадает: он интересует лишь единиц. Важен человек внешний. Отсюда интерес к спорту, моде, косметологии.
Существует еще одна причина, которая является и в то же время отличительной чертой массы, - феномен молодости. «Люди убеждены, что убывание физической силы ведет к «дряхлению» всех их личности в целом, всех ее эмоциональных и интеллектуальных сил»53. Поэтому многие люди стремятся выглядеть как можно моложе. Если раньше общество относилось к старикам почтено: античность рисовала нам образ мудреца, уже в летах; идеалом средневековья выступал умудренный опытом, побывавший в боях король – то в современном обществе старости достается в награду печальный удел, они оказываются выброшенными за пределы общества, несмотря на все возможные социальные льготы.
Очевидным является тот факт, что культ тела рождается из самой массы, но в то же время он является одним из компонентов, которые формируют мировоззрение индивида-в-массе.
Современный человек находится в состоянии «бега наперегонки с самим собой». Заметно, что сегодня как никогда ранее в истории увеличился темп жизни, особенно это касается больших городов. Исчисление уже идет не на недели, дни, часы, а на минуты, порой на секунды. Человек оказывается в состоянии соревнования с другими людьми. А это ведет к утрате вечных ценностей. Зачастую определяющим фактором в выборе ценностей является критерий полезности: хорошо все то, что помогает индивиду перегнать других людей.
Но самое главное, что вытекает из бега на перегонки – это страх. Страх разорится, страх принять неверное решение, страх оказаться ненужным обществу, страх быть не таким как все, страх отстать в этой гонке. Страх во всех его проявлениях сегодня, как никогда, мучает человека. Раньше он искал спасение от своего страха в религии, в традициях, в истории, в ценностях, а теперь, когда человек парит в невесомости, страх вырвался на свободу. И как следствия этой гонки и страхов – всевозможные нервные заболевания.
Но самое страшное, что несет за собой страх – это не только от epimeleia54, но и от самопознания вообще. Лоренц отмечает: «Одно из наихудших последствий спешки или, может быть, непосредственно стоящего за спешкой страха – это очевидная неспособность современного человека хотя бы ненадолго остаться наедине с самим собой. С пугливой старательностью люди избегают всякой возможности подумать о себе, как будто боятся, что размышление откроет им какой-то ужасный автопортрет»55.
Таким образом, человек массы – термин, обозначающий индивида в толпе, который отказывается от своего «я» в пользу «мы», т.е. от сознательной деятельности в пользу бессознательной, от собственного мнения в пользу моды и дисциплины. «У человека массы мало времени, он не живет жизнью целого, избегает подготовки и напряжения без конкретной цели, преобразующей его в пользу; он не хочет ждать и допускать созерцание»56.
2.2. Личность, руководящая массами, и личность, противостоящая массам: возможные попытки выйти из массы.
Масса претендует на тотальность. Свое отражение масса находит в человеке (о чем было показано выше). Но в этом мире нет ничего абсолютного. Так и масса: она только может претендовать на тотальность, но обрести ее не в состоянии. Так как в этом мире еще остались люди, которые не хотят просто существовать, они не хотят быть марионетками в руках аппарата или системы (форма, которую принимает масса). Такой человек ищет пути выхода из масс и тем самым он перестает быть индивидом-в-массе: такой человек становится личностью.
Есть два рода пути, по которому идет индивид, чтобы выйти из массы, - можно возвыситься над массами, т.е. править ими, или просто выйти за границы масс, т.е. стать по ту сторону масс. Первый путь выбирает личность, руководящая массами, второй - личность, противостоящая массам.
Следует начать с анализа личности, руководящей массами. А точнее сказать, следует найти истоки рождения такого типа личности. Собственно говоря, причины возникновения личности, руководящей массами лежат на поверхности, т.е. в недрах самого феномена масс.
Масса – индифферентна: у нее нет определенной цели. Как справедливо заметил Канетти: «Для того чтобы она существовала, ей необходимо направление. Поскольку масса всегда боится распада, ее можно направить к какой-то цели»57. Таким образом, возникновение личности, руководящей массами – это потребность самой массы.
Что представляет собой личность, руководящая массами?
Прежде всего, личность, руководящую массами следует отличать от лидера или вождя толпы.
1. Лидер толпы выдвигается стихий
2. Следующее отличие
кроется в самой сущности этих
двух лидеров. Если брать за
основу классификацию лидеров
Макса Вебера, то тогда вождь
толпы – харизматический лидер,
3. Положение вождя в толпе можно охарактеризовать как «лидер впереди», а личность, руководящая массами – «лидер над».
Вождь толпы всегда находится в толпе, как вожак стаи. Он «свой», но только выше всех остальных. Яркий пример здесь представляет собой Александр Македонский. При переходе через Аравийскую пустыню, где редко встречаются оазисы и по которой войска А. Македонского шли десять дней, военачальник продемонстрировал свое равенство. Войско шло, воды практически не было – люди умирали от жажды. Александру, как царю, войны насобирали немного воды. Но Александр Великий вылил эту воду, т.к. он не хотел и не мог отличаться от войска. Таким образом, лидер толпы – это первый среди равных.
Лидер массы всегда отличается от массы. Он никогда не будет вместе с массой, лидер всегда над ней. Если вождя толпы можно сравнить с вожаком волчьей стаи, то личность, руководящая массами – это кукловод в кукольном театре. Его зачастую не бывает видно, и поэтому кажется, что его нет, и куклы двигаются сами по себе. Но это не так. Его методы и меры более искусны, чем у вождя толпы, т.к. личности, руководящей массами не нужно быть в массе и быть как масса.
И все же следует заметить, что цель и функции у лидера в толпе и лидера массы общие. И первые, и вторые направляют толпу и массу. Они задают ей цель. Толпа и масса, которые меняют местами сознательное и бессознательное, т.е. отказываются от своего сознательного в пользу бессознательного, отдают право думать и жить сознательно своим вожакам и лидерам. Таким образом, одна из главных функций как лидера толпы, так и личности, руководящей массами – решать за толпу и массу, соответственно. Вторая функция, которая присуща обоим видам лидерам – создавать веру. Поскольку в современном мире, как уже отмечалось выше, больше нет традиций, связи прошлого с настоящим, нужна идея, в которую люди бы верили, так как люди не могут жить в пустоте. Отсюда и появления огромного количества мифов: миф или идея большевиков о строительстве коммунизма во всем мире; миф фашистов об избранности арийцев; современная идея о глоболизации и построении демократии на Земле. Эти идеи не рождаются сами собой – они создаются и поддерживаются людьми, которые имеют власть над массами.
Итак, у нас уже
есть кое-какие представления
о сущности личности, руководящей
массами, но они лишь
В отличие от индивида-в-массе руководитель массы – это личность. Т.е. личность, руководящая массами способна отделить себя от массы. Именно поэтому она – личность, руководящая массами, а не индивид (как это употреблялось для человека массы) и не человек. Так как, цитируя Э.Фромма, «личность – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, которые характеризуют индивида и делают его уникальным»59. Она обретает самосознание себя как отличного от миллиона других людей. Но свое «я» он направляет не на себя, т.е. внутрь себя для самопознания и самосовершенствования, а во вне, чтобы управлять другими индивидами. Т.к. себя она считает достаточно совершенной и законченной (в духовном плане).
Зачастую превращение личности, руководящей массами из индивида-в-массе происходит благодаря слишком большой любви к себе. Это не просто любовь к себе, а самолюбование и даже самовлюбленность. Потому что любовь к себе выступает со знаком «плюс», ибо без нее не возможно уважение к себе и даже формирование себя как личности, т.е. того, что отсутствует в массе. Но, когда любовь к себе переходит границы, она становится самовлюбленностью, что делает человека эгоцентричным. Самовлюбленность всегда выступает со знаком «минус», так как эта сила направлена на разрушение и установление власти. Как следствие всего выше сказанного, личность, руководящая массами, стремясь установить свою власть над массами, и, в некотором смысле, способствует разрушению личности в массе и формированию индивида-в-массе.
Из того, что личность, руководящая массами считает совершенной, следует наличие завышенной самооценки, за которой зачастую скрывается неполноценность и обида на весь мир. Ярким, классическим примером здесь, безусловно, является Гитлер. Отсюда и желание править кем-то. Как пишет Э.Фромм: «В «Моей борьбе» Гитлер неоднократно проявляет садистское стремление к власти»60.
Еще один момент – это рациональность. Связана с функцией лидера принимать решения и приобретением своего «Я». Личность, руководящая массами руководствуется своим рацио, а не отказывается от него.
И это отражается в способах воздействия лидеров на массу.
1.УТВЕРЖДЕНИЕ + ПОВТОРЕНИЕ + «ЗАРАЗА» = воздействие на толпу. Эта формула, которую дает нам Лебон в книги «Психология масс». Причем, что немало важно, эта формула распространяется не только на массу, но и на толпу. Более того, следует отметить, что именно из толы эта формула и была заимствована. Сам Лебон писал: «В толпе идеи, чувства, эмоции, верования – все получает такую же могущественную силу заразы, какой обладают некоторые микробы»61.
2.Обаяние, или то, что М. Вебер назвал харизмой. Это так же способ воздействия, который существовал еще в толпе. Обаянием обладали как вожаки толпы: Жанна д`Арк, Будда, Наполеон, так и лидеры массы: Гитлер, Сталин, Ленин, Рузвельт, Кеннеди, М.Ганди и др. Обаяние связано как с личными качествами, так и с внешними, например, успех, слава. История демонстрирует нам много таких примеров, когда с потерей успеха, славы, уходили вожди и лидеры: Наполеон, как только стал проигрывать битвы одну за другой, его обаяние улетучилось, как ветер, и он был сослан на остров Святой Елены.
3.Тонкий расчет – то, что используют личности, руководящие массами. Вожди толпы, будучи погружены в толпу, так же чувствуют на себе влияние иррациональных сил. Поэтому не могут рационально просчитать последствие своих действий. Лидеры массы – другое дело: возвышаясь над массой, они не так сильно ощущают действие иррациональных сил. Вследствие чего личность, руководящая массами пользуется не только харизмой, но и силу своего разума. Всем известно, что Гитлер в своей политике делал упор на ораторское искусство. Но, тем не менее, он не просто пользовался харизмой, а рассчитывал все до мелочей: где и когда организовать свое выступление, в каком месте своей речи повысить голос, в каком говорить почти шепотом, тем самым довести массу до состояния транса.
Информация о работе Феномен «масс» в современном западном обществе