Феномен «масс» в современном западном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание

Современность - время, когда экономика промышленно развитых стран достигает своего апогея, а общество потребления переживает свой расцвет… Когда научно-технический прогресс коренным образом изменяет наш образ жизни и мыслей… Когда ширится пропасть между богатыми и бедными и нарастает напряженность в мире неравенства… Когда в своей захватывающей сложности проявляются и сталкиваются различные устремления… Когда биотехнологии предлагают различное оружие против болезней, однако подобное могущество над жизнью неоднозначно… На карту поставлено само существование Человека… В основе современной ситуации лежит феномен «масс», определивший облик западного общества.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Феномен «масс» как отличительная черта
культуры современного западного общества 5
Массы как явление культуры: основные
объяснительные модели 5
Причины возникновения феномена «масс» 10
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс 15
2.1. Индивид-в-массе: общая характеристика 15
Личность, руководящая массами, и личность,
противостоящая массам: возможные попытки
выйти из массы 18
Глава 3. Проявление феномена масс в общественной
жизни современного западного общества 25
Политическая система в контексте массовой
культуры 25
Система ценностей западной культуры рубежа
тысячелетий 30
Заключение 34
Примечания 36
Приложение 39
Терминологический глоссарий. 40
Библиография 42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая(феномен масс).doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

Таким образом, маргинализация – это феномен, который  поддерживается государством.

Современная политическая система представляет сложную систему, которая, в силу того, что обрела власть над жизнью, руководит человеком. Причем, что не стоит упускать, власть эта не бездумная, она использует, так называемые «социальные технологии». Социальные технологии  -  «совокупность методов, оказывающих влияния на поведение человека и служащих в руках правительства сильным средством социального контроля»72. Основные компоненты социальных технологий – мода и дисциплина.

Собственно  говоря, история моды стара как  мир, но история индустрии моды хронологически совпадает с рождением массы, т.е. это середина 19 века. Что такое мода? 

Мода – определенные образцы, идеальные типы поведения, которые устанавливаются и поддерживаются обществом и государством. Индивид в массе, не желая думать и переживать свою жизнь сам, примеряет на себя эти образцы, интериоризирует их. Мода носит не легитимный характер.

Мода распространяется через СМИ. СМИ буквально бомбардирует массу  новыми предложениями мира моды. В  результате создается психологически мнимая потребность приобрести модные вещи или вести себя так, так предписывает мода, чтобы не чувствовать себя ущербным. Купить продукцию престижной марки – обрести статус успеха, уверенность в себе. Мода никогда не говорит в повелительном наклонение, она никогда не использует слово «нужно», она лишь предлагает или советует. Но индивид-в-массе следует моде, так как это для него попытка обрести себя и свою индивидуальность. А для политической системы - это попытка подогнать всех под одну шкалу, не применяя при этом насилия. Насколько действенна мода, можно проиллюстрировать на различных примерах. Объемы продаж одежды крупнейшими компаниями «модной индустрии» в 2002 году составили: LVMH – 4,4 млрд$, Ralph Lauren – 2,4 млрд$, GUCCI – 1,6 млрд$, PRADA – 1,6 млрд$, HERMES – 1,2 млрд$, GIORGIO ARMANI – 1,1 млрд$73.  

  Второй пример, связан с политикой.  В 1999 году разразился скандал  вокруг канцлера Германии Герхарда  Шредера, который, по мнению  многих, сшил себе дорогое пальто  из кашемира. Немцы восприняли  это как расточительность74.

Такое положение дел не только в моде одежды, но и в других видах моды.

Таким образом, мода – это один из способов власти влиять на общество, причем это самый мягкий и «ненавящевый»  метод.

Второй способ – это дисциплина. Дисциплина – это то, что приходит на смену моде, когда последняя не в состоянии контролировать общественное мнение. Дисциплина «защищает выработанные идеалы, существующие основы жизни. Дисциплина забараняе чалавеку рабіць па яго ўласнаму сумленню, а толькі па выпрацаваннай форме»75. В отличие от моды, дисциплина всегда говорит словами «надо», «не надо». Ее институты – это суд, армия, тюрьма, полиция и др. Дисциплина не столько создает новые нормы, сколько следит за выполнением старых. И используется, если девиантное поведение угрожает обществу или самой власти.

Определенные типы поведения транслируются через институты воспитания и образования. Огромный интерес к социализации со стороны государства обусловлен тем фактом, что человек существо не только биологическое. Стать человеком в полном смысле этого слова он может только в культуре, то есть через социализацию. Поэтому политическая система, которая претендует на власть над жизнью, не может обойти стороной воспитание и образование, ибо в них закладываются основы человеческого менталитета и мировоззрения, формируется шкала ценностей, отношение к окружающей действительности. Контроль за образованием со стороны государства формирует новый тип образования.

1.Образование связано с полезностью. В учебных заведениях стараются учить только тому, что может пригодится в жизни.

2.Нивелирование универсального  образования. Так как учат только тому, что полезно, многие дисциплины или разделы становятся не нужными. В результате чего, по меткому выражению К. Ясперса, человек «обнаруживает обломки традиций, но не мир, в который он мог бы с доверием вступить»76.

3.Образование воспринимается как  овладение профессией. На сегодняшний день многие люди могли бы, не задумываясь, поставить между двумя этими процессами знак «равенство». Отсюда и феномен узкой специализации в образовании. Но такая специализация делает человека ограниченным, запертым в одной специальности. Кроме того, такой человек легко поддается внушению и влиянию со стороны СМИ, других людей, что на руку системе.

4.Специализация распространила миф о том, что «необходимое для этого знание может быть достигнуто усвоением методов и сведено к простейшей форме в своих результатах»77. Заучивание – вот самый главный метод в системе обучения. Такое заучивание ни к чему не приводит. Люди перестают мыслить.

5.Исчезновение дискурса. Раз человека не учат мыслить, следовательно, и не возможен философский дискурс.

6.Отсутствие исторического образования. История воспринимается как увлекательный рассказ, события которого не имеют абсолютно никакого отношения к современному человеку. Меж тем, именно в прошлом следует искать истоки нашего подлинного бытия.

Таким образом, современное образование  не может дать полной картины мира для человека. Сегодня образование  – только инструмент в руках государства. Подлинное образование человек  не может приобрести в стенах учебных заведений. Такой образование, образование для жизни, а не для специальности, можно получить только через самосознания и самопознание.

Итак, система, в которую мы погружены, это ни монархия, ни аристократия и  даже ни демократия. Современные исследователи называют ее демократическим тоталитаризмом. При первом рассмотрении современное общество отнюдь нельзя назвать обществом тоталитарным: такого количества прав и свобод не знало ни одно общество. Но современное общество – это общество свободы без выбора. Нам буквально навязывают свободу слова, мысли, действия, даже если человек и не просит ее. Вследствие чего, свобода потеряла свою ценность. Наступает время великого потребления. И.Джохадзе пишет: «Производимые в количествах, превышающих существующую в них потребность, вещи расходуются, поглощаются, уничтожаются почти сразу же по их появлении в мире»78. В результате чего, человек, заброшенный в эту систему производства и потребления,  вынужден потреблять практически автоматически. Более того, не только вещи, но и символы, краски, образы, идеи потребляются бессмысленно, т.е. индивид не вкладывает никакого смысла как в вещи, идеи, образы, так и в сам процесс потребления.

Таким образом, демократический  тоталитаризм – эта форма правления, пришедшая на смену либерально-демократической. Основная идея – создание «общества символического и экономического изобилия, массового производства  и потребления «благ», мультикультуралистского разнообразия форм, красок и стилей, общество социальной гармонии, умиротворения и благоденствия, обеспечиваемых доступностью свобод и удобств»79. Но это не означает, что демократический тоталитаризм следует рассматривать со знаком «плюс». Вследствие обилия информации и свобод, от которых невозможно нигде скрыться, человек все больше и больше подвергается манипуляциям со стороны общества и государства. Идеи спокойствия и всеобщего материального благоденствия ведут к исчезновению творчества. Все это угрожает человеку потерять себя.

Подводя итог, следует сказать пару слов о политической системе современного западного общества. Современное государство кажется нам тихим и спокойным, даже умиротворенным. Бытует мнение о том, что все самое ужасное осталось в прошлом, в советской России, в фашистской Германии. Но это не так. Именно сегодняшняя эпоха демонстрирует чудеса насилия, если в тоталитаристских государствах насилие заметно издалека, то в современной «гипердемократии»80 даже при ближайшем рассмотрении нельзя увидеть никакого насилия. И тем не мене «общество вынудят жить, - как писал Ортега-и-Гассета, - для государства, человека – для государственной машины»81.

Современная политическая система  намного тоньше и искуснее тоталитаризма. Это – власть в чистом виде. В  тоталитарных государствах бал вождь: в Германии – Гитлер, в СССР – Сталин, в Италии – Б. Муссолини, в Испании – Ф. Франко, в Португалии – А. Салазар.  Политическая система ассоциировалась с определенным человеком – вождем. После смерти этого вождя рушилась вся тоталитарная система. Даже в СССР после смерти Сталина вся система ослабла, и уже не было смысла говорить о тоталитаризме в полном смысле этого слова. Крах государства – вопрос времени. Современная система не персонифицирована. Здесь нет вождей, а есть только люди, расставлены внутри аппарата. Поэтому, если мы свергнем одно правительство, на его место придет другое, так как мы не уничтожим саму систему.

Закономерно возникает вопрос: сможет ли человек когда-нибудь выйти из этой политической системы? Наверное, да. Ведь ничто не вечно под солнцем. Но на сегодняшний день это не представляется возможным, ибо человек не готов еще отказаться от всех «благ» цивилизации, от внешнего контроля и жить самостоятельной духовной жизнью.

 

3.2. Система ценностей  западной культуры рубежа тысячелетий

 

Массы как феномен порождают  свою систему ценностей, которая транслируется через особую форму культуры – массовую культуру.

Само понятие массовая культура столь же неоднозначно и многогранно, как и феномен, родивший ее. На сегодняшний  день нет какого-то одного определения  «массовой культуры». Цитируя Теплица, хочется сказать, что «массовая культура – явление необычайно широкое, его невозможно замкнуть в границах какого-то стиля (как стиль Возрождения) или мировоззрения (как понятие Реформации). Перед нами скорее процесс, охватывающий как общественную жизнь, так и искусство, и связанный с новыми техническими средствами коммуникации»82.

Таким образом, мы будем рассматривать  массовую культуру в широком смысле этого слова, а не просто как возникновение  новых стилей в искусстве.

Как уже было отмечено выше, массовая культура – понятие многомерное и неоднородное. Современные исследователи классифицируют массовую культуру следующим образом:

  • 1 .кич культура;
  • 2. мид-культура;
  • 3. арт-культура.

 

     Кич культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) или «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. «Фаст-фуды», Евро-Диснейленд, тэге метки в виде замысловатых закорючек – все это проявления кич культуры.  Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, подделываются под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести:

  • упрощенную подачу проблематики;
  • опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты;
  • ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.

Такая культура однозначна: она не ставит вопросов, она содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Она не вызывает духовных исканий. Кич  культура получила особое распространение  в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции; в различных формах стандартизированного бытового украшения. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей. К тому же, следует добавить, что кич культура очень агрессивна, например триллеры, боевики. В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич культуры.

Кич культура как ни одна другая ориентирована  на прибыль. Впервые культура становится предметом купли-продажи.

Особенно ярко кич культура проявляется в рекламе. Реклама строится на следующей формуле:

РЕКЛАМА = СЛОГАН + ЛОГОТИП

В слогане и логотипе происходит игра цвета, звука, знакомых классических сюжетов, стереотипов. Слоган закрепляет идею рекламы. Например, «Вместе навсегда!»

С одной стороны, по словам Черчилля, «реклама…порождает потребности в  более высоком уровне жизни. Она  становит перед человеком цель обеспечить себя и свою семью лучшим жилищем, лучшей одеждой, лучшей пищей»83.

Но, с другой стороны, реклама не столько информирует человека, сколько манипулирует его сознанием. Кроме того, реклама, да и вся кич культура, низвергает высокую, традиционную и элитарную культуру, обесценивая ее. Когда реклама использует произведения высокой культуры в экономических целях, она тем самым девальвирует ценности.

Что касается ориентации рекламы на производство и прибыль, то здесь  следует привести следующие аргументы: В 1998 году в США годовые расходы  на рекламу составили 79 млрд.$84 .  В этом же году валовой доход десяти крупнейших рекламных фирм в мире составил 11,548 млрд.$85.

Таким образом, кич культура – это  массовая культура в полном смысле этого слова. 

Что касается мид-культуры, то, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон. На ее стандарты ориентируется массовая культура в целом. 

Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры. К арт-культуре относят фильмы Тарковского и Феллини.   

Кроме вышеперечисленных уровней  некоторые специалисты считают  необходимым выделять еще два  особых подуровня массовой культуры, а именно – поп культуру и рок  культуру.

Таким образом, массовая культура - понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Существенно, что производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит  коммерческий характер.

Информация о работе Феномен «масс» в современном западном обществе