Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа
Современность - время, когда экономика промышленно развитых стран достигает своего апогея, а общество потребления переживает свой расцвет… Когда научно-технический прогресс коренным образом изменяет наш образ жизни и мыслей… Когда ширится пропасть между богатыми и бедными и нарастает напряженность в мире неравенства… Когда в своей захватывающей сложности проявляются и сталкиваются различные устремления… Когда биотехнологии предлагают различное оружие против болезней, однако подобное могущество над жизнью неоднозначно… На карту поставлено само существование Человека… В основе современной ситуации лежит феномен «масс», определивший облик западного общества.
Введение 3
Глава 1. Феномен «масс» как отличительная черта
культуры современного западного общества 5
Массы как явление культуры: основные
объяснительные модели 5
Причины возникновения феномена «масс» 10
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс 15
2.1. Индивид-в-массе: общая характеристика 15
Личность, руководящая массами, и личность,
противостоящая массам: возможные попытки
выйти из массы 18
Глава 3. Проявление феномена масс в общественной
жизни современного западного общества 25
Политическая система в контексте массовой
культуры 25
Система ценностей западной культуры рубежа
тысячелетий 30
Заключение 34
Примечания 36
Приложение 39
Терминологический глоссарий. 40
Библиография 42
Сама по себе идея демократии –
это величайшая социально-политическая
идея, цитируя Ортега-и-Гассета «
Во-первых, демократия с ее идеей
народовластия и равенства
А во-вторых, идея народовластия, которая означала, что теперь большинство, а не элита стала решающей силой. Отсюда следовало то, что «политикам пришлось бороться за голоса и симпатии большинства, которое, само собой, крайне неоднородно. Аргумент, который дошел бы до каждого, должен быть элементарным, понятным и ученому человеку, и его неграмотному слуге»30.
Очевиден тот факт, что демократия большинства превратилась, по словам А. де Торквиля в «тиранию большинства».
3.Психологические причины. Сущность этой причины вскрыл Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы». Идея народовластия принесла за собой желанную свободу. Но, внезапно произошло непредвиденное: люди всячески пытались отделаться от свободы. Э. Фромм анализирует различные механизмы «бегства от свободы». Нас будет интересовать только последний механизм «бегства» - конформизм. Суть этого механизма в следующем: «Индивидуум теряет самого себя, общественная мораль навязывает ему определенный тип личности, и он его с готовностью принимает, превращаясь при этом в «одного из» и становясь точно таким же как и все остальные, и таким, каким они хотят его видеть»31.
Свобода, за которую умирали тысячи людей, позволяет человеку быть свободным от уз природы и вследствие этого реализовать себя. Но свобода имеет и другую, незаметную, сторону: она, вырывая человека из лона природы, «дарит» ему чувство тревоги и одиночество. Именно от этих модусов человеческого бытия и стремится отказаться современный человек, считая, что конформизм – некий спасательный круг для него.
Ведь масса – это уже не собрание личностей, это, скорее всего собрания людей-машин. А сама идея неповторимости каждого, которая является лозунгом массового общества, по словам Фромма, - «всего лишь пустая иллюзия, и причем иллюзия опасная, так как она мешает устранить те причины, которые и привели к подобному убеждению»32.
Таким образом, в психологическом плане конформизм как механизм «бегства от свободы» является причиной возникновения масс.
4.Научно-технические причины. Прежде всего, это научно-техническая революция. Мишель Винок определил «четыре туза» современного западного общества: холодильник, стиральная машина, автомобиль и телевизор. В 1958году холодильником пользуется один француз из десяти, в 1961 – 4 из 10 и в 1969 – 8 из 1033. Научно-техническая революция способствовала качественно новых условий жизни, что породило уверенность в своем существовании (человеку теперь не нужно решать насущные проблемы, связанные с пропитанием, жильем, одеждой). Человек расслабился. Он уверен в завтрашнем дне, между прочим, его зависимость от благ цивилизации усиливается. История ярко продемонстрировала нам это, когда в 2003 году в Нью-Йорке было отключено электричество.
С другой стороны, НТР,
которая имеет под собой
5.Демографическая причина. Развитие техники, медицины, уровня жизни способствовали двум важным моментам – госту населения и урбанизации.
В течение одного века и особенно за последние пятьдесят лет чисто людей на поверхности Земли очень сильно увеличилось. С 1950 по 1990 год население планеты удвоилось с 2,5 миллиардов до более 5 миллиардов человек35. Рост населения способствовал скученности людей. По словам Ортега-и-Гассета: «Достаточно, повторяю, одного этого факта, чтобы объяснить триумф масс и все, что он сулит»36. Урбанизация, которая в конце19 – начале 20вв. достигла небывалых размеров (это ярко видно из таблицы 1: насколько быстро развивались города)37 опять же создает впечатление столпотворения. Кроме того, населения в мегаполисах пополняется не за счет внутреннего прироста, а за счет внешних миграций, т.е. переезда людей из деревень и маленьких городов в мегаполисы. Оторванные от привычных корней и стиля жизни, эти люди пытаются восполнить образовавшуюся пустоту и внести какой-то порядок в свой внутренний мир. Такие люди больше всего подвержены внушению.
Таким образом, демографическая проблема и проблема урбанизации, тесно связанные друг с другом, являются одними из важнейших причин в образовании масс.
6.Исторические причины. В качестве причины зарождения масс некоторые исследователи, среди них - Д.В.Прокудин, Б.М.Меерсон, выделяют первую мировую войну, которая началась 28 июля 1914года. И хотя в этой теории есть кое-какие недочеты, все же ее не стоит сбрасывать со счетов. Т.е. сама по себе первая мировая война стала уникальным историческим событием, т.к. это уже не национальная война: впервые в истории военное командование всех держав не представлялось себе реальным. Вследствие чего война приобрела характер «войны на истощение людских и производственных ресурсов воюющих стран»38. Ярким примером является «Верденская мясорубка» в 1916году.
Война приобрела массовый характер.
В этой войне появился феномен
мобилизации всех людских ресурсов, что
в сущности привело к разрушению существующей
социальной стратификации. В армии установились
новые порядки. Д.В.Прокудин, Б.М.Меерсон
говорят: «Общество, моделью которого
эта армия была и которое эта армия
во многом и создавала, мы называем массовым»39.
Для исследователей, которые
стоят на этой теории, несомненен тот факт,
что на фронтах и в тылу первой мировой
войны зарождалась массовая ментальность.
И в этом есть доля разумности. Стандартизация
жизни, скопление огромного числа людей
в городах (пополнявших свое население
за счет беженцев), на заводах, в армии
уничтожали человека и рождали нового
человека-винтика. «Ментальность этих
"винтиков" мы и называем массовой,
а сообщество их – массой»40.
У человека-винтика возникает ксенофобия,
т.е. неприязнь и боязнь тех, кто «не как
все». Сам такой человек старается быть
«как все». Из положения «как все» следует,
что промежутка между «чужими» и «нашими»,
как это всегда бывает на войне, быть не
может. Отсюда возникает черно-белое восприятие
мира.
Д.В.Прокудин, Б.М.Меерсон делают вывод: «Общество первой половины 20в. мы называем массовым именно потому, что в нем впервые возникает, а в ряде случаев начинает доминировать массовая ментальность»41.
Современное общество находится на разломе двух эпох. Разлом – это всегда кризис. Ведь самое темное время суток перед рассветом, так и в обществе: самые мрачные и темные периоды были как раз перед началом чего-то нового. Достаточно вспомнить переход от Средневековья к новому времени. Вопрос только в том: хватит ли человеку сил преодолеть этот разлом?!
Современную ситуацию часто сравнивают с периодом упадка Римской империи. Да, действительно, очень много общего: лозунг «хлеба и зрелищ!» можно отождествлять не только с Римской империей, в которой он возник, но и с современной западной цивилизацией. И что такое современные «reality show», как ни древнеримские гладиаторские бои. Две эпохи – эпохи духовного кризиса, где люди мечутся от религии к религии, от секты к секте, в надежде найти опору.
Но аналогии в истории проводить сложно – это всегда игра на грани фола. Ведь, когда мы ищем сходства, то стараемся не замечать различия. Каждая эпоха уникальна, каждая эпоха имеет свои проблемы. Современная эпоха здесь не исключение: выход из ситуации нам придется искать самим, но всегда при этом оглядываясь назад, чтобы чего-то не упустить, чтобы не остаться в конечном итоге без ничего.
Таким образом, появление масс на сцене истории не случайно, это закономерный процесс, к которому шла западная цивилизация и который возник в силу сосуществования ряда причин - философско-теоретических, социально-экономических, научно-технических, психологических, демографических и собственно исторических.
Глава 2. Проблема взаимоотношения личности и масс
2.1. Индивид-в-массе: общая характеристика
Каждая эпоха создает свой тип личности, т.е. некий типичный образ человека данной эпохи. Современная западная цивилизация, сущность которой составляют массы, представила нам свой тип человека – «индивида-в-массе». Психологический тип этого человека вытекает из характеристик массы как вида социального бытия.
Этот современный тип человека можно обрисовать следующими чертами:
1.Утрата личности в массе: путь от «Я» к «Ты». Сознание одного отдельного человека массы погружается в коллективное бессознательное. Вследствие чего личность мыслит и чувствует себя «как все». Не избирая в каждой ситуации своего подлинного пути, он идет по уже известным, проторенным дорожкам, он использует не собственные, пережитые слова и фразы, а внушенные извне. Этого человека можно назвать термином Хайдеггера das Man, т.к. это нечто безличное.
Однако ни один человек массы не скажет, что он утратил свою личность. Он существует, но то, что он воспринимает как свое «я», не есть продукт его сознания. Т.е. «индивид-в-массе» - человек Никто, даже если он весь мир центрирует на себе. К. Ясперс говорит по этому поводу: «Люди сравнивают себя с другими, тогда как каждый может быть самим собой, только если он несравним ни с кем»42.
2.Разрыв культурно-исторических связей. Человек становится самим собой «благодаря традициям, позволяющим ему заглянуть в темные глубины своего происхождения и жить, ощущая ответственность за будущее свое и своих близких, погруженный на долгое время в субстанцию своей историчности, он действительно присутствует в мире, создаваемом им из полученного наследия»43.
Современный «средний человек» покинул свою историческую почву. Традиции больше не чтятся, предки умерли, а сам он не идентифицирует себя с прошлым – он живет сегодняшним днем. Все это дает повод для размышления о «конце истории». Но история не может быть закончена, пока жив человек. Нужно помнить слова Ортега-и-Гассета: «С прошлым не сходятся в рукопашную. Новое побеждает, лишь поглотив его. А подавившись, гибнет»44.
3. Причина того, что человек массы отторгает прошлое и живет только настоящим – уверенность в обеспечении всем необходимым. Человека окружают предметы, которые облегчают ему жизнь. Однако это порождает чувство самоуверенности. К. Теплиц отмечает, что современный мир – «это весь мир устройств (таких как лампа, электробритва, холодильник, электрокамин), в которых мы видим банальную домашнюю утварь, хотя они заключают в себе «чудеса», неведомые всего лишь столетие назад»45. Эта черта лежит в основе человеческой натуры. И причем дело здесь касается не только материального мира культуры, но и природы, духовного мира. Здесь, к слову, можно вспомнить А. Камю. Он как-то писал, что бедность имеет в некотором смысле положительную сторону, ибо она всему придает цену. «Кто хоть на несколько ступеней поднялся к богатству, тот даже небо и ночь, полную звезд, принимает как нечто само собой разумеющееся»46. Такому же обесцениванию подвергся современный мир. И проблема здесь в том, что это массовое, а ни единичное, как было в прошлом, явление. И как следствие такого отношения к окружающему нас миру – экологический кризис, который ставит под угрозу само существования человека.
4. Вследствие развития техники происходит «беспрепятственный рост жизненных запросов и, следовательно, безудержная экспансия собственной натуры»47. Например, среднестатистический американец потребляет за каждый прием пищи больше калорий, чем один житель Сахеля за восемь дней48.
5. В силу того, что человек
перестал жить подлинной
6. На сегодня очень остро стоит проблема одиночества. Несмотря на то, что современные «города переполнены. Отели переполнены. Поезда переполнены. Кафе уже не вмещают посетителей. Улицы – прохожих. Приемные медицинских светил – больных. Театры, какими бы рутинными ни были спектакли, ломятся от публики. Пляжи не вмещают купальщиков. Становится вечной проблемой то, что прежде не составляло труда, - найти место»50. Несмотря на все это, появляется проблема одиночества. На первый взгляд это кажется парадоксом, но на самом деле все вполне закономерно. Более того, перенаселение и является причиной этого одиночества. С одной стороны, по меткому выражению Аристотеля, человек – это «политическое животное», т.е. общественное. С другой стороны, человеку необходимо быть одному, т.к. столпотворение ведет к агрессии. Агрессия и перенаселение рождает новый тип связей между людьми. На смену прочным, долгим, интимным связям приходят спонтанные, непродолжительные, поверхностные связи, которые приводят к феномену «экзистенциального вакуума». Человек чувствует себя брошенным, никому ненужным. Здесь можно вспомнить слова К. Лоренца: «Без сомнения, скученность людских масс в современных больших городах в значительной мере повинна в том, что в этой фантасмагории вечно меняющихся человеческих образов мы не можем больше разглядеть лик нашего ближнего»51.
Информация о работе Феномен «масс» в современном западном обществе