Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа
Феноменология (в более узком смысле), о которой здесь и будет идти речь, — учение западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Э. Гуссерлем, а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10—30-х годах нашего столетия. Феноменология—это также и направление западной мысли, философская школа последователей Гуссерля, и еще широкое феноменологическое движение. На протяжении всего XX в. феноменология неизменно сохраняла глубокое влияние и на философию, и на другие области науки и культуры.
Введение
Глава 1.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Глава 2.Лозунг "Назад, к предметам!"
Глава 3.Сознание как ноэзис: смыслоформирование!
Заключение
Список использованной литературы
Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии, различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис). Ж.-П.Сартр, разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", писал: сознание (субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по отношению друг к другу. Сознание как интенция осуществляет "прорыв к...". Вы, например, видите дерево - на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и скрюченное на жаре. Сознание (дерева) вырывается из себя для того, чтобы убежать от себя; убежать к тому, что не есть ты сам. Не узнаете ли вы в этом описании, спрашивает Сартр, ваши стремления и ваши предчувствия? Если бы вы проникли "в" сознание, вы бы были подхвачены стремительным вихрем и снова выброшены наружу, к дереву, в самую пыль, ибо сознание не имеет "внутренности", оно существует только вне самого себя, и именно это абсолютное убегание, этот отказ быть субстанцией определяют его в качестве сознания. Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-в-мире . Это - "бытие-в..." в смысле движения. Быть - это прорываться в мир, это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть в конце концов с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает.
Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью". Можно подытожить: дерево, о котором писал Сартр, может быть представлено, как минимум, двумя способами. Во-первых, и по-обыденному просто, о дереве можно иметь представление и наделить его некоторыми характеристиками. Это будет дерево - ноэма. Во-вторых, можно преобразовать дерево-ноэму в дерево-ноэзис, в интенциональность-к-дереву. И тогда можно увидеть как Я открываю для себя эту вещь - дерево. В конечном счете, все находится вне нас,- сказал бы Сартр, даже мы сами.
Чтобы говорить научно, т.е. говорить о бытии в логосе, надо сначала говорить о нем в эйдосе (смысле). Необходимо первоначальное разграничение как предметов вообще, так и сфер отдельных возможных знаний. Необходима эта первая встреча мыслящего сознания с мыслимым предметом, которая психологически должна выразиться в искательстве — иногда весьма затруднительном — подлинного смысла вещи, затуманенного и затерянного среди частностей ее проявления в разных местах и временах, искательстве при наличии разных выводов, случайных и неслучайных. Если видно издалека ту или иную вещь и не возможно различить ее деталей настолько, чтобы сказать, какая именно эта вещь, то необходимо или взять бинокль, или подойти ближе, или принять еще какие-либо другие меры, чтобы, наконец, увидеть предмет и назвать его. Мысль, приступая к той вещи, которая именуется как «слово», или, приступая к той вещи, которая именуется как «мысль», т.е. к самой себе (и в этом случае она сама для себя — объект, который ею ищется и формулируется), должна необходимым образом зафиксировать то, что она здесь видит, убедиться в том, что виденное здесь есть подлинное, некажущееся, и только тогда может начаться конструирование какой-нибудь теории или науки о мысли. Это первоначальное знание вещи как определенной осмысленности есть то, что надо назвать феноменологией. Нам надо знать, как живет и действует мысль и слово, наряду с прочими фактами. Еще не строя никаких теорий, мы начинаем всматриваться в то, что называется мыслью и словом. Мы сразу же видим, что звук слова есть нечто совсем иное, чем значение слова, что значение слова есть нечто совсем иное, чем предмет, к которому слово относится и т.д. Мы начинаем таким образом постепенно расчленять и описывать тот смутный и неясный предмет, который обычно именуется как «слово». Не строя никаких теорий о том, как фактически происходит и живет слово, как происходит и живет звуковая и незвуковая сторона слова, мы уже твердо знаем, что звук слова не есть значение слова, и какие бы теории потом ни строились о звуке или о значении, мы убеждаемся, что это различение должно остаться при всякой теории, и никакие факты не в силах ниспровергнуть этой простой феноменологической установки.
Феноменология есть до-теоретическое описание и формулирование всех возможных видов и степеней смысла, заключенных в слове, на основе их адекватного узрения, т.е. узрения их в их эйдосе. Феноменология не есть теория и наука, ибо последние есть проведение некоторого отвлеченного принципа и отвлеченной системы, приводящей в порядок разрозненные и спутанные факты. Кроме того, наука всегда есть еще и некое «объяснение», не только описание. Феноменология есть зрение и узрение смысла, как он существует сам по себе, и потому она всецело есть смысловая картина предмета, отказываясь от приведения этого предмета в систему на основании каких-нибудь принципов, лежащих вне этого предмета. Феноменологический метод поэтому, собственно говоря, не есть никакой метод, ибо сознательно феноменология ставит только одну задачу — дать смысловую картину самого предмета, описывая его таким методом, как этого требует сам предмет.
Феноменология — там, где предмет осмысливается независимо от своих частичных проявлений, где смысл предмета — самотождественен во всех своих проявлениях. Это и есть единственный метод феноменологии — отбросивши частичные проявления одного и того же, осознать и зафиксировать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же.
Феноменология есть эйдетическое видение предмета в его эйдосе. Итак, феноменология есть осязание умом смысловой структуры слова, независимо от характера этой структуры и от характера слова и независимо от той смысловой и не смысловой связи элементов, которая для него характерна. Она — не наука и не имеет научного метода, поскольку и физическое зрение еще не есть ни наука, ни метод. Но физическое зрение видит предмет во всей его случайной пестроте данного момента, а феноменологическое зрение видит его смысловую структуру, независимую от случайностей и пестроты и во всех этих случайностях и пестроте пребывающую неизменной и самотождественной. Чтобы вообще рассуждать о вещи, надо знать, что такое она есть. И уже это-то знание должно быть адекватным. Если же вы боитесь, как бы ваше знание не оказалось неадекватным, то это значит, что вы боитесь, как бы не оставить рассматриваемый вами предмет совсем в стороне и не перейти к другому. Поскольку же вы что-нибудь высказываете о каком-нибудь предмете, действительном или мнимом, по крайней мере, в моменты самого высказывания он какой-то точкой своей должен быть вам дан адекватно. Нет ни мысли, ни слова без того, чтобы вы не знали, какой именно смысл в данной мысли и в данном слове. Феноменология же только это и предполагает, постулируя необходимость до-теоретического адекватного узрения. Мы говорим о феноменологии слова, но, конечно, такова и феноменология вообще. Рассуждения о феноменологии и ее методе не новы, и школа Гуссерля в достаточной мере ясно и убедительно дала формулу этой феноменологии.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время феноменология – это философский метод, который не поддается определению. Утверждается, что она все еще находится в процессе поиска своего определения. Заключение мнений в скобки или откладывание суждений, которое Гуссерль постулировал, как суть редукции любого философского предмета, невозможно выполнить в том случае, если это просто упражнение для интеллекта практикующего. Один человек, обучавшийся вместе с Мартином Хайдеггером, который был студентом Гуссерля, рассказывал, что когда Гуссерлю задавали прагматический вопрос, как можно выполнить эту редукцию, то он отвечал, – «Как, черт побери, я могу это знать? Я ведь философ». Современные философы, которые переработали и расширили параметры феноменологии, никогда на самом деле не обращались к практической стороне применения феноменологии. Для них феноменология осталась чисто философской темой. Поэтому, в их реальности, это заключение мнений в скобки остается просто философским упражнением.
С 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться "Гуссерлиана",- полное собрание сочинений философа с комметариями.
 
Список использованной литературы:
1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы
философии,1992.- № 7
2. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.- М.: Гнозис, 1994
3. Журнал прикладной герменевтики, №3, Лос Анджелес, Март 1996г.
4. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930
5. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля, - Томск: Водолей, 1999.
6. Стрелков Ю.К. Феноменология времени у Э.Гуссерля и М.Хайдеггера.
7. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983
8. Циплакова Ю. В. Критическая философия как источник феноменологии Э.
Гуссерля // Поволжский журнал по вопросам философии и социальным наукам,
1998. – № 2.
9. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории
науки // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.
10. Sartre J. - P. Situations I. Paris, 1947. Перевод А.И.Пигалева.
Семинар
1
1 Специфика философского 
познания социальной 
 
Что бы человек ни изучал: родной язык 
или математику, литературу или биологию 
- всё это - изучение объективной реальности. 
Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть 
даже и кажущийся понятным и знакомым 
с детства; невозможно взяться за изучение 
всей математики одновременно. Однако 
литература и биология - это менее сложные 
миры, чем мир человеческой души или мир 
растений и животных... Очевидно, что человек 
для своего познания избирает тот конкретный 
предмет, знание о котором ему сейчас более 
всего необходимо. Но вместе с этим, человек 
вынужден изучать и те предметы (явления), 
которые находятся в непосредственном 
взаимодействии с предметом изучения: 
понятно, например, что выучив все склонения 
существительных, мы не сможем овладеть 
литературным русским языком. И все же 
на каждом этапе обучения выделение его 
конкретного предмета необходим
 
Один и тот же объект может быть предметом 
многих исследований. ^ Социальная философия 
имеет своим объектом познания общество, 
то есть занимается познанием социальной 
действительности. 
 
В строгом смысле слова любое познание, 
поскольку оно протекает в обществе, является 
социальным. Кроме того, человек, являющийся 
субъектом познания, - существо социальное, 
на познавательную деятельность которого 
оказывают воздействие и социальные качества, 
и духовно-психологические состояния. 
Но в философской литературе понятие "социальное 
познание" употребляется для того, чтобы 
разграничить знания об обществе и знания 
о природе, поскольку социальное познание 
имеет много особенностей, отличающих 
его от познания природных процессов и 
явлений. Социальному познанию можно дать 
следующее определение: " Познание людьми 
законов функционирования общества и 
самих себя, своих целей, желаний, потребностей, 
называется социальным познанием" (Очерки социальной философии. 
М.,1994. С.16) 1.  
 
В чем же заключаются наиболее важные отличия социального 
познания от познания естественнонаучного: 
 
1. В естественных науках первоначально 
какой-либо предмет можно рассматривать 
изолированно от других, абстрагируясь 
от его связей и взаимовлияний реального 
мира. Социальное познание прежде всего 
имеет дело с системой взаимосвязей и 
отношений. Представить себе какой-либо 
предмет исследования: - собственность, 
власть, идеологию, культуру и т.д. - без 
системы отношений и взаимовлияний невозможно. 
 
2. В естественных науках открыты законы, 
действие которых достаточно неизменно. 
Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, 
изменчива, потому законы, действующие 
в обществе, имеют характер тенденций , а не жестко детерминированных 
зависимостей. 
 
3. Особенностью объекта социального знания 
является его историчность, поскольку 
и общество, и личность, и формы их взаимодействия 
динамичны, а не статичны. 
 
4. В общественной жизни явления не совпадают 
с сущностью в значительно большей мере, 
чем это наблюдается в природе. А отсюда 
- дополнительные трудности социального 
познания. 
 
5. В естественных науках, как известно, 
широко используются так называемые жесткие 
познавательные процедуры, в познании 
социальной жизни использование математических 
и подобных им процедур возможно лишь 
в достаточно ограниченных пределах, а 
иногда просто невозможно.  
 
6. Общество выступает одновременно и субъектом, 
и объектом познания. Таким образом, социальное 
познание выступает как самопознание. 
(Это отнюдь не делает его проще или успешнее!)  
 
Процесс социального познания, как и познание 
вообще, осуществляется на двух уровнях- 
обыденно-практическом и научно-теоретическом. 
Конечно, глубина проникновения в сущность 
явлений, нахождение причинно-следственных 
связей, по- нимание сущности наблюдаемых 
явлений на них разные. Обыденное сознание 
в большинстве случаев руководствуется 
"житейской мудростью", не проникая 
в сущность явления и довольствуясь внешними 
проявлениями, как бы скользя по поверхности. 
Иное дело научное познание. Оно проходит 
два этапа - эмпирический и теоретический. 
 
Эмпирическим называется тот этап познавательного 
процесса, на котором познающий субъект 
непосредственно соприкасается с объектом 
познания: исследователь описывает изучаемый 
процесс, классифицирует, строит умозаключения 
по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, 
анкетирование, отбирает необходимые 
источники (архивные документы, статистические 
материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные 
приобретают научный и строгий теоретический 
характер.  
 
Теоретический этап научного исследования 
направлен на обнаружение в объекте устойчивых 
и повторяющихся связей, открытие законов 
и закономерностей его функционирования 
и развития. В процессе теоретического 
исследования ученый, используя имеющийся 
эмпирический материал, получает новые 
знания о мире, проникает в сущность явления. 
Но социальный объект настолько богат, 
многообразен и сложен, что стало необходимым 
подразделение социального познание на 
несколько типов (видов). 
 
Традиционно выделяются следующие типы социального 
познания: 
 
1) гуманитарное знание, 
 
2) социально-экономическое 
знание, 
 
3) социально-философское 
знание. 
 
В чем особенности каждого из этих типов? 
 
Предметом гуманитарного знания выступает субъективный 
мир человека. Социальное бытие рассматривается 
в нем субъективно, через его значимость 
для человека. Объектом изучения гуманитарных 
наук являются духовные и культурные явления, 
человек, общество. Сюда прежде всего относятся 
педагогика, психология, эстетическое 
и нравственное образование, художественное 
творчество. 
 
Социально-экономическое знание ориентировано на описание 
тех процессов, которые оказывают значительное 
воздействие на развитие общества и прежде 
всего - отношения собственности, распределения, 
обмена и потребления материальных благ, 
то есть экономическую жизнь общества. 
Этот тип знания приближается к естественнонаучному, 
поэтому в нем широко используются математические 
и другие точные методы познания. 
 
Среди всех типов социального познания социально-
 
Таким образом, онтологическая, 
гносеологическая и аксиологическая стороны 
социального познания тесно связаны между 
собой, образуя целостную структуру познавательной 
деятельности людей . Рассмотрим это подробнее. 
 
^ Онтологическая сторона социального познания касается 
объяснения бытия общества, закономерностей 
и тенденций его функционирования и развития. 
Вместе с тем, она затрагивает и человека 
как субъекта социальной жизнедеятельности, 
но лишь в той степени, в какой он включен 
в систему общественных отношений. 
 
^ Гносеологическая 
сторона социального познания связана 
с особенностями самого этого познания, 
прежде всего с тем, способно ли оно формулировать 
собственные законы и категории и имеет 
ли их вообще. Другими словами, речь идет 
о том, может ли социальное познание претендовать 
на истину и обладать статусом науки? Ответ 
на этот вопрос во многом зависит от позиции 
ученого в решении онтологических проблем 
социального познания, от того, признается 
ли объективное существование общества 
и наличие в нем объективных законов. 
 
Помимо онтологической и гносеологической 
сторон социального познания существует 
и ценностная-аксиологическая 
сторона, играющая важную роль в понимании 
его специфики, поскольку любое познание, 
и особенно социальное, связано с теми 
или иными ценностными образцами, пристрастиями 
и интересами различных субъектов. Ценностный 
подход проявляется уже с самого начала 
социального познания - с выбора объекта 
исследования. Этот выбор осуществляется 
конкретным субъектом исходя из его жизненного 
и познавательного опыта, индивидуальных 
целей и задач. 
 
^ 2 Предмет и функции 
социальной философии 
 
Одно из самых распространенных определений 
философии, которое несколько десятилетий 
было принято в СССР, исходило из тезиса 
К.Маркса о необходимости создания новой 
философской науки, вооруженной современными, 
точными методами исследования бытия, 
общества и человека: философия - это наука 
о наиболее общих законах развития природы, 
человеческого общества и мышления. 
 
Нередко под философией понимается чье-либо учение 
о мире (например, античная философия, 
философия Гегеля и т.п.) 
 
Термином "философия" часто называют методологические 
принципы, лежащие в основе какой-либо 
науки, области знания (например, философия истории, 
философия математики и т. д.) 
 
Определить социальную философию ещё 
более сложно, поскольку эта область знания 
непосредственно затрагивает интересы 
людей, понимание ими мира и себя в этом 
мире. Социальная философия берет своё 
начало в Античности. Ее появление связано 
с именами Сократа и Платона, впервые поставивших 
задачу философского осмысления общества 
и отдельных его сфер. 
 
В литературе термин "социальный" 
употребляется в разных смыслах. Пожалуй, 
наиболее часто используется определение, 
данное П.А. Сорокиным, по мнению многих, 
самым выдающимся социологом первой половины 
ХХ века. "Социальное явление 
есть мир понятий, мир логического (научного 
- в строгом смысле этого слова) бытия, 
получающийся в процессе взаимодействия 
(коллективный опыт) человеческих индивидов" , - пи- сал этот американский 
ученый (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. 
Общество. М.,1992. С.527.). 
 
Рассмотрим определения социальной 
философии. Одним из самых известных определений 
является следующее: "Социальная философия 
призвана ответить на вопрос о том, как 
вообще возможно сознательное упорядочение 
людьми своих отношений в обществе, какие 
открывались и открываются перед ними 
в различные исторические эпохи пути и 
средства строительства социальных отношений, 
какой характер носили и носят здесь объективные 
преграды, встающие перед людьми, как эти 
ограничения осознаются людьми и проявляются 
в практике, насколько адекватно эту проблему 
отражали философские системы и идеологические 
конструкции прошлого и настоящего" (Очерки социальной философии. 
М.,1994. С.3.). 
 
Какую роль играет социальная философия 
в обществе? Прежде, чем ответить на этот 
вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они 
являются общими и для социальной философии. 
 
1) функция экстраполяции 
универсалий (выявление наиболее общих идей, 
представлений, понятий, на которых базируется 
общественно-историческая жизнь людей); 
 
2) функция рационализации 
и систематизации (перевод в логическую и теоретическую 
форму суммарных результатов человеческого 
опыта во всех его разновидностях: практическом, 
познавательном, ценностном); 
 
3) критическая функция (критика догматического способа 
мышления и познания, заблуждений, предрассудков, 
ошибок); 
 
4) функция формирования 
теоретического обобщенного образа мира 
на определенной ступени развития общества. 
 
Говоря о специфике социальной философии, 
следует особое внимание уделить следующим 
ее функциям: 
 
1) гносеологическая 
функция (исследование и объяснение 
наиболее общих закономерностей и тенденций 
развития общества в целом, а также общественных 
процессов на уровне больших социальных 
групп); 
 
2) методологическая 
функция (социальная философия выступает 
как общее учение о методах познания социальных 
явлений, наиболее общих подходах к их 
изучению); 
 
3) интеграция и синтез 
социального знания (установление всеобщих связей 
социального бытия); 
 
4) прогностическая 
функция социальной философии (создание 
гипотез об общих тенденциях развития 
социальной жизни и человека); 
 
5) мировоззренческая 
функция (в отличие от других исторических 
форм мировоззрения - мифологии и религии 
- социальная философия связана с понятийным, 
абстрактно-теоретическим объяснением 
социального мира); 
 
6) аксиологическая 
или ценностная функция (любая со- циально-философская 
концепция содержит в себе оценку исследуемого 
объекта; 
 
7) социальная функция (в наиболее широком смысле 
со- циальная философия призвана выполнять 
двуединую задачу - объяснять социальное 
бытие и способствовать его материальному 
и духовному изменению); 
 
8) гуманитарная функция (социальная философия должна 
способствовать формированию гуманистических 
ценностей и идеалов, утверждению позитивной 
цели жизни). 
 
^ Функции социальной 
философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает 
остальные и так или иначе включает их 
в свое содержание. Таким образом, очевидно, 
что социально-философское исследование 
общественных процессов будет тем более 
успешным, чем с большей тщательностью 
будет обращено внимание на каждую из 
функций философии. 
 
Таким образом, основная задача социальной 
философии состоит в том, чтобы раскрыть 
сущность общества, охарактеризовать 
его как часть мира, отличающуюся от иных 
его частей, но связанную с ними в единый 
мировой универсум. 
 
Вместе с этим социальная философия выступает 
как особая теория, имеющая свои категории, законы 
и принципы исследования. 
 
В силу большой степени общности своих 
положений, законов и принципов, социальная 
философия выступает и как методология 
для других общественных наук.
2 Структура философского знания. С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного — в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).
Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.
Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.
Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».
Если 
попытаться в более краткой и 
образной форме выразить взаимоотношения 
между тремя разделами 
Приведем 
простейший пример для иллюстрации 
различия в этих метафизических ракурсах 
видения предмета. Предположим, мы созерцаем 
березу, растущую на берегу реки. Если 
мы задаемся вопросами о причинах 
возникновения березы, о соотношении 
случайного и необходимого в ее бытии, 
о ее конструктивных функциях в рамках 
окружающего ландшафта, то в данном 
случае наше видение березы будет 
онтологическим. Мы оказываемся здесь 
центрированными на закономерностях 
существования березы как таковой. 
Если же мы интересуемся проблемами типа: 
«А каково соотношение чувственного 
и рационального в нашем 
Но, глядя на березу, можно отнестись к ней с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может выступить для нас символом: чистоты, России и т.п. Впрочем, можно отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически прикидывать, сколько из нее может получиться дров.
Ясно, 
что жесткие границы между 
тремя разделами метафизики можно 
провести лишь в абстракции, все 
разделы метафизики наличествуют в 
философии с самого ее начала. Тем 
не менее первоначально 
Постепенно, 
по мере развития человеческой культуры, 
науки и техники внутри философии 
формируются другие разделы, чаще всего 
в прямой зависимости от предметных 
областей, на которые она направляет 
свое внимание. Направленность философии 
на сферу социальных отношений и 
закономерностей исторического 
процесса ведет к возникновению 
социальной философии; правовых отношений 
и правового сознания — к появлению 
философии права. Потребность философского 
осмысления закономерностей религиозного 
опыта приводит к созданию философии 
религии; научный и технический 
прогресс привели к формированию 
столь бурно развивающихся