Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа
Феноменология (в более узком смысле), о которой здесь и будет идти речь, — учение западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Э. Гуссерлем, а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10—30-х годах нашего столетия. Феноменология—это также и направление западной мысли, философская школа последователей Гуссерля, и еще широкое феноменологическое движение. На протяжении всего XX в. феноменология неизменно сохраняла глубокое влияние и на философию, и на другие области науки и культуры.
Введение
Глава 1.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Глава 2.Лозунг "Назад, к предметам!"
Глава 3.Сознание как ноэзис: смыслоформирование!
Заключение
Список использованной литературы
Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии, различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис). Ж.-П.Сартр, разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", писал: сознание (субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по отношению друг к другу. Сознание как интенция осуществляет "прорыв к...". Вы, например, видите дерево - на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и скрюченное на жаре. Сознание (дерева) вырывается из себя для того, чтобы убежать от себя; убежать к тому, что не есть ты сам. Не узнаете ли вы в этом описании, спрашивает Сартр, ваши стремления и ваши предчувствия? Если бы вы проникли "в" сознание, вы бы были подхвачены стремительным вихрем и снова выброшены наружу, к дереву, в самую пыль, ибо сознание не имеет "внутренности", оно существует только вне самого себя, и именно это абсолютное убегание, этот отказ быть субстанцией определяют его в качестве сознания. Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-в-мире . Это - "бытие-в..." в смысле движения. Быть - это прорываться в мир, это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть в конце концов с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает.
Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью". Можно подытожить: дерево, о котором писал Сартр, может быть представлено, как минимум, двумя способами. Во-первых, и по-обыденному просто, о дереве можно иметь представление и наделить его некоторыми характеристиками. Это будет дерево - ноэма. Во-вторых, можно преобразовать дерево-ноэму в дерево-ноэзис, в интенциональность-к-дереву. И тогда можно увидеть как Я открываю для себя эту вещь - дерево. В конечном счете, все находится вне нас,- сказал бы Сартр, даже мы сами.
Чтобы говорить научно, т.е. говорить о бытии в логосе, надо сначала говорить о нем в эйдосе (смысле). Необходимо первоначальное разграничение как предметов вообще, так и сфер отдельных возможных знаний. Необходима эта первая встреча мыслящего сознания с мыслимым предметом, которая психологически должна выразиться в искательстве — иногда весьма затруднительном — подлинного смысла вещи, затуманенного и затерянного среди частностей ее проявления в разных местах и временах, искательстве при наличии разных выводов, случайных и неслучайных. Если видно издалека ту или иную вещь и не возможно различить ее деталей настолько, чтобы сказать, какая именно эта вещь, то необходимо или взять бинокль, или подойти ближе, или принять еще какие-либо другие меры, чтобы, наконец, увидеть предмет и назвать его. Мысль, приступая к той вещи, которая именуется как «слово», или, приступая к той вещи, которая именуется как «мысль», т.е. к самой себе (и в этом случае она сама для себя — объект, который ею ищется и формулируется), должна необходимым образом зафиксировать то, что она здесь видит, убедиться в том, что виденное здесь есть подлинное, некажущееся, и только тогда может начаться конструирование какой-нибудь теории или науки о мысли. Это первоначальное знание вещи как определенной осмысленности есть то, что надо назвать феноменологией. Нам надо знать, как живет и действует мысль и слово, наряду с прочими фактами. Еще не строя никаких теорий, мы начинаем всматриваться в то, что называется мыслью и словом. Мы сразу же видим, что звук слова есть нечто совсем иное, чем значение слова, что значение слова есть нечто совсем иное, чем предмет, к которому слово относится и т.д. Мы начинаем таким образом постепенно расчленять и описывать тот смутный и неясный предмет, который обычно именуется как «слово». Не строя никаких теорий о том, как фактически происходит и живет слово, как происходит и живет звуковая и незвуковая сторона слова, мы уже твердо знаем, что звук слова не есть значение слова, и какие бы теории потом ни строились о звуке или о значении, мы убеждаемся, что это различение должно остаться при всякой теории, и никакие факты не в силах ниспровергнуть этой простой феноменологической установки.
Феноменология есть до-теоретическое описание и формулирование всех возможных видов и степеней смысла, заключенных в слове, на основе их адекватного узрения, т.е. узрения их в их эйдосе. Феноменология не есть теория и наука, ибо последние есть проведение некоторого отвлеченного принципа и отвлеченной системы, приводящей в порядок разрозненные и спутанные факты. Кроме того, наука всегда есть еще и некое «объяснение», не только описание. Феноменология есть зрение и узрение смысла, как он существует сам по себе, и потому она всецело есть смысловая картина предмета, отказываясь от приведения этого предмета в систему на основании каких-нибудь принципов, лежащих вне этого предмета. Феноменологический метод поэтому, собственно говоря, не есть никакой метод, ибо сознательно феноменология ставит только одну задачу — дать смысловую картину самого предмета, описывая его таким методом, как этого требует сам предмет.
Феноменология — там, где предмет осмысливается независимо от своих частичных проявлений, где смысл предмета — самотождественен во всех своих проявлениях. Это и есть единственный метод феноменологии — отбросивши частичные проявления одного и того же, осознать и зафиксировать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же.
Феноменология есть эйдетическое видение предмета в его эйдосе. Итак, феноменология есть осязание умом смысловой структуры слова, независимо от характера этой структуры и от характера слова и независимо от той смысловой и не смысловой связи элементов, которая для него характерна. Она — не наука и не имеет научного метода, поскольку и физическое зрение еще не есть ни наука, ни метод. Но физическое зрение видит предмет во всей его случайной пестроте данного момента, а феноменологическое зрение видит его смысловую структуру, независимую от случайностей и пестроты и во всех этих случайностях и пестроте пребывающую неизменной и самотождественной. Чтобы вообще рассуждать о вещи, надо знать, что такое она есть. И уже это-то знание должно быть адекватным. Если же вы боитесь, как бы ваше знание не оказалось неадекватным, то это значит, что вы боитесь, как бы не оставить рассматриваемый вами предмет совсем в стороне и не перейти к другому. Поскольку же вы что-нибудь высказываете о каком-нибудь предмете, действительном или мнимом, по крайней мере, в моменты самого высказывания он какой-то точкой своей должен быть вам дан адекватно. Нет ни мысли, ни слова без того, чтобы вы не знали, какой именно смысл в данной мысли и в данном слове. Феноменология же только это и предполагает, постулируя необходимость до-теоретического адекватного узрения. Мы говорим о феноменологии слова, но, конечно, такова и феноменология вообще. Рассуждения о феноменологии и ее методе не новы, и школа Гуссерля в достаточной мере ясно и убедительно дала формулу этой феноменологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В настоящее время феноменология – это философский метод, который не поддается определению. Утверждается, что она все еще находится в процессе поиска своего определения. Заключение мнений в скобки или откладывание суждений, которое Гуссерль постулировал, как суть редукции любого философского предмета, невозможно выполнить в том случае, если это просто упражнение для интеллекта практикующего. Один человек, обучавшийся вместе с Мартином Хайдеггером, который был студентом Гуссерля, рассказывал, что когда Гуссерлю задавали прагматический вопрос, как можно выполнить эту редукцию, то он отвечал, – «Как, черт побери, я могу это знать? Я ведь философ». Современные философы, которые переработали и расширили параметры феноменологии, никогда на самом деле не обращались к практической стороне применения феноменологии. Для них феноменология осталась чисто философской темой. Поэтому, в их реальности, это заключение мнений в скобки остается просто философским упражнением.
С 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться "Гуссерлиана",- полное собрание сочинений философа с комметариями.
Список использованной литературы:
1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы
философии,1992.- № 7
2. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.- М.: Гнозис, 1994
3. Журнал прикладной герменевтики, №3, Лос Анджелес, Март 1996г.
4. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930
5. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля, - Томск: Водолей, 1999.
6. Стрелков Ю.К. Феноменология времени у Э.Гуссерля и М.Хайдеггера.
7. Философский энциклопедический словарь.- М.:Советская энциклопедия, 1983
8. Циплакова Ю. В. Критическая философия как источник феноменологии Э.
Гуссерля // Поволжский журнал по вопросам философии и социальным наукам,
1998. – № 2.
9. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории
науки // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.
10. Sartre J. - P. Situations I. Paris, 1947. Перевод А.И.Пигалева.
Семинар
1
1 Специфика философского
познания социальной
Что бы человек ни изучал: родной язык
или математику, литературу или биологию
- всё это - изучение объективной реальности.
Но нельзя изучать сразу весь язык, пусть
даже и кажущийся понятным и знакомым
с детства; невозможно взяться за изучение
всей математики одновременно. Однако
литература и биология - это менее сложные
миры, чем мир человеческой души или мир
растений и животных... Очевидно, что человек
для своего познания избирает тот конкретный
предмет, знание о котором ему сейчас более
всего необходимо. Но вместе с этим, человек
вынужден изучать и те предметы (явления),
которые находятся в непосредственном
взаимодействии с предметом изучения:
понятно, например, что выучив все склонения
существительных, мы не сможем овладеть
литературным русским языком. И все же
на каждом этапе обучения выделение его
конкретного предмета необходим
Один и тот же объект может быть предметом
многих исследований. ^ Социальная философия
имеет своим объектом познания общество,
то есть занимается познанием социальной
действительности.
В строгом смысле слова любое познание,
поскольку оно протекает в обществе, является
социальным. Кроме того, человек, являющийся
субъектом познания, - существо социальное,
на познавательную деятельность которого
оказывают воздействие и социальные качества,
и духовно-психологические состояния.
Но в философской литературе понятие "социальное
познание" употребляется для того, чтобы
разграничить знания об обществе и знания
о природе, поскольку социальное познание
имеет много особенностей, отличающих
его от познания природных процессов и
явлений. Социальному познанию можно дать
следующее определение: " Познание людьми
законов функционирования общества и
самих себя, своих целей, желаний, потребностей,
называется социальным познанием" (Очерки социальной философии.
М.,1994. С.16) 1.
В чем же заключаются наиболее важные отличия социального
познания от познания естественнонаучного:
1. В естественных науках первоначально
какой-либо предмет можно рассматривать
изолированно от других, абстрагируясь
от его связей и взаимовлияний реального
мира. Социальное познание прежде всего
имеет дело с системой взаимосвязей и
отношений. Представить себе какой-либо
предмет исследования: - собственность,
власть, идеологию, культуру и т.д. - без
системы отношений и взаимовлияний невозможно.
2. В естественных науках открыты законы,
действие которых достаточно неизменно.
Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна,
изменчива, потому законы, действующие
в обществе, имеют характер тенденций , а не жестко детерминированных
зависимостей.
3. Особенностью объекта социального знания
является его историчность, поскольку
и общество, и личность, и формы их взаимодействия
динамичны, а не статичны.
4. В общественной жизни явления не совпадают
с сущностью в значительно большей мере,
чем это наблюдается в природе. А отсюда
- дополнительные трудности социального
познания.
5. В естественных науках, как известно,
широко используются так называемые жесткие
познавательные процедуры, в познании
социальной жизни использование математических
и подобных им процедур возможно лишь
в достаточно ограниченных пределах, а
иногда просто невозможно.
6. Общество выступает одновременно и субъектом,
и объектом познания. Таким образом, социальное
познание выступает как самопознание.
(Это отнюдь не делает его проще или успешнее!)
Процесс социального познания, как и познание
вообще, осуществляется на двух уровнях-
обыденно-практическом и научно-теоретическом.
Конечно, глубина проникновения в сущность
явлений, нахождение причинно-следственных
связей, по- нимание сущности наблюдаемых
явлений на них разные. Обыденное сознание
в большинстве случаев руководствуется
"житейской мудростью", не проникая
в сущность явления и довольствуясь внешними
проявлениями, как бы скользя по поверхности.
Иное дело научное познание. Оно проходит
два этапа - эмпирический и теоретический.
Эмпирическим называется тот этап познавательного
процесса, на котором познающий субъект
непосредственно соприкасается с объектом
познания: исследователь описывает изучаемый
процесс, классифицирует, строит умозаключения
по аналогии, наблюдает, проводит тестирование,
анкетирование, отбирает необходимые
источники (архивные документы, статистические
материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные
приобретают научный и строгий теоретический
характер.
Теоретический этап научного исследования
направлен на обнаружение в объекте устойчивых
и повторяющихся связей, открытие законов
и закономерностей его функционирования
и развития. В процессе теоретического
исследования ученый, используя имеющийся
эмпирический материал, получает новые
знания о мире, проникает в сущность явления.
Но социальный объект настолько богат,
многообразен и сложен, что стало необходимым
подразделение социального познание на
несколько типов (видов).
Традиционно выделяются следующие типы социального
познания:
1) гуманитарное знание,
2) социально-экономическое
знание,
3) социально-философское
знание.
В чем особенности каждого из этих типов?
Предметом гуманитарного знания выступает субъективный
мир человека. Социальное бытие рассматривается
в нем субъективно, через его значимость
для человека. Объектом изучения гуманитарных
наук являются духовные и культурные явления,
человек, общество. Сюда прежде всего относятся
педагогика, психология, эстетическое
и нравственное образование, художественное
творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание
тех процессов, которые оказывают значительное
воздействие на развитие общества и прежде
всего - отношения собственности, распределения,
обмена и потребления материальных благ,
то есть экономическую жизнь общества.
Этот тип знания приближается к естественнонаучному,
поэтому в нем широко используются математические
и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-
Таким образом, онтологическая,
гносеологическая и аксиологическая стороны
социального познания тесно связаны между
собой, образуя целостную структуру познавательной
деятельности людей . Рассмотрим это подробнее.
^ Онтологическая сторона социального познания касается
объяснения бытия общества, закономерностей
и тенденций его функционирования и развития.
Вместе с тем, она затрагивает и человека
как субъекта социальной жизнедеятельности,
но лишь в той степени, в какой он включен
в систему общественных отношений.
^ Гносеологическая
сторона социального познания связана
с особенностями самого этого познания,
прежде всего с тем, способно ли оно формулировать
собственные законы и категории и имеет
ли их вообще. Другими словами, речь идет
о том, может ли социальное познание претендовать
на истину и обладать статусом науки? Ответ
на этот вопрос во многом зависит от позиции
ученого в решении онтологических проблем
социального познания, от того, признается
ли объективное существование общества
и наличие в нем объективных законов.
Помимо онтологической и гносеологической
сторон социального познания существует
и ценностная-аксиологическая
сторона, играющая важную роль в понимании
его специфики, поскольку любое познание,
и особенно социальное, связано с теми
или иными ценностными образцами, пристрастиями
и интересами различных субъектов. Ценностный
подход проявляется уже с самого начала
социального познания - с выбора объекта
исследования. Этот выбор осуществляется
конкретным субъектом исходя из его жизненного
и познавательного опыта, индивидуальных
целей и задач.
^ 2 Предмет и функции
социальной философии
Одно из самых распространенных определений
философии, которое несколько десятилетий
было принято в СССР, исходило из тезиса
К.Маркса о необходимости создания новой
философской науки, вооруженной современными,
точными методами исследования бытия,
общества и человека: философия - это наука
о наиболее общих законах развития природы,
человеческого общества и мышления.
Нередко под философией понимается чье-либо учение
о мире (например, античная философия,
философия Гегеля и т.п.)
Термином "философия" часто называют методологические
принципы, лежащие в основе какой-либо
науки, области знания (например, философия истории,
философия математики и т. д.)
Определить социальную философию ещё
более сложно, поскольку эта область знания
непосредственно затрагивает интересы
людей, понимание ими мира и себя в этом
мире. Социальная философия берет своё
начало в Античности. Ее появление связано
с именами Сократа и Платона, впервые поставивших
задачу философского осмысления общества
и отдельных его сфер.
В литературе термин "социальный"
употребляется в разных смыслах. Пожалуй,
наиболее часто используется определение,
данное П.А. Сорокиным, по мнению многих,
самым выдающимся социологом первой половины
ХХ века. "Социальное явление
есть мир понятий, мир логического (научного
- в строгом смысле этого слова) бытия,
получающийся в процессе взаимодействия
(коллективный опыт) человеческих индивидов" , - пи- сал этот американский
ученый (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.
Общество. М.,1992. С.527.).
Рассмотрим определения социальной
философии. Одним из самых известных определений
является следующее: "Социальная философия
призвана ответить на вопрос о том, как
вообще возможно сознательное упорядочение
людьми своих отношений в обществе, какие
открывались и открываются перед ними
в различные исторические эпохи пути и
средства строительства социальных отношений,
какой характер носили и носят здесь объективные
преграды, встающие перед людьми, как эти
ограничения осознаются людьми и проявляются
в практике, насколько адекватно эту проблему
отражали философские системы и идеологические
конструкции прошлого и настоящего" (Очерки социальной философии.
М.,1994. С.3.).
Какую роль играет социальная философия
в обществе? Прежде, чем ответить на этот
вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они
являются общими и для социальной философии.
1) функция экстраполяции
универсалий (выявление наиболее общих идей,
представлений, понятий, на которых базируется
общественно-историческая жизнь людей);
2) функция рационализации
и систематизации (перевод в логическую и теоретическую
форму суммарных результатов человеческого
опыта во всех его разновидностях: практическом,
познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического способа
мышления и познания, заблуждений, предрассудков,
ошибок);
4) функция формирования
теоретического обобщенного образа мира
на определенной ступени развития общества.
Говоря о специфике социальной философии,
следует особое внимание уделить следующим
ее функциям:
1) гносеологическая
функция (исследование и объяснение
наиболее общих закономерностей и тенденций
развития общества в целом, а также общественных
процессов на уровне больших социальных
групп);
2) методологическая
функция (социальная философия выступает
как общее учение о методах познания социальных
явлений, наиболее общих подходах к их
изучению);
3) интеграция и синтез
социального знания (установление всеобщих связей
социального бытия);
4) прогностическая
функция социальной философии (создание
гипотез об общих тенденциях развития
социальной жизни и человека);
5) мировоззренческая
функция (в отличие от других исторических
форм мировоззрения - мифологии и религии
- социальная философия связана с понятийным,
абстрактно-теоретическим объяснением
социального мира);
6) аксиологическая
или ценностная функция (любая со- циально-философская
концепция содержит в себе оценку исследуемого
объекта;
7) социальная функция (в наиболее широком смысле
со- циальная философия призвана выполнять
двуединую задачу - объяснять социальное
бытие и способствовать его материальному
и духовному изменению);
8) гуманитарная функция (социальная философия должна
способствовать формированию гуманистических
ценностей и идеалов, утверждению позитивной
цели жизни).
^ Функции социальной
философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает
остальные и так или иначе включает их
в свое содержание. Таким образом, очевидно,
что социально-философское исследование
общественных процессов будет тем более
успешным, чем с большей тщательностью
будет обращено внимание на каждую из
функций философии.
Таким образом, основная задача социальной
философии состоит в том, чтобы раскрыть
сущность общества, охарактеризовать
его как часть мира, отличающуюся от иных
его частей, но связанную с ними в единый
мировой универсум.
Вместе с этим социальная философия выступает
как особая теория, имеющая свои категории, законы
и принципы исследования.
В силу большой степени общности своих
положений, законов и принципов, социальная
философия выступает и как методология
для других общественных наук.
2 Структура философского знания. С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже. О составе философской метафизики до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (теории познания) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). В отличие от традиционного — в марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).
Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.
Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.
Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».
Если
попытаться в более краткой и
образной форме выразить взаимоотношения
между тремя разделами
Приведем
простейший пример для иллюстрации
различия в этих метафизических ракурсах
видения предмета. Предположим, мы созерцаем
березу, растущую на берегу реки. Если
мы задаемся вопросами о причинах
возникновения березы, о соотношении
случайного и необходимого в ее бытии,
о ее конструктивных функциях в рамках
окружающего ландшафта, то в данном
случае наше видение березы будет
онтологическим. Мы оказываемся здесь
центрированными на закономерностях
существования березы как таковой.
Если же мы интересуемся проблемами типа:
«А каково соотношение чувственного
и рационального в нашем
Но, глядя на березу, можно отнестись к ней с аксиологических (ценностных) позиций, абстрагируясь равно и от онтологического, и от гносеологического ракурсов ее видения. Береза на берегу реки может выступить для нас символом: чистоты, России и т.п. Впрочем, можно отнестись к той же березе и сугубо эстетически, просто наслаждаясь ее красотой. Наконец, человеческое ценностное отношение к березе может быть совершенно утилитарным, если прозаически прикидывать, сколько из нее может получиться дров.
Ясно,
что жесткие границы между
тремя разделами метафизики можно
провести лишь в абстракции, все
разделы метафизики наличествуют в
философии с самого ее начала. Тем
не менее первоначально
Постепенно,
по мере развития человеческой культуры,
науки и техники внутри философии
формируются другие разделы, чаще всего
в прямой зависимости от предметных
областей, на которые она направляет
свое внимание. Направленность философии
на сферу социальных отношений и
закономерностей исторического
процесса ведет к возникновению
социальной философии; правовых отношений
и правового сознания — к появлению
философии права. Потребность философского
осмысления закономерностей религиозного
опыта приводит к созданию философии
религии; научный и технический
прогресс привели к формированию
столь бурно развивающихся