Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа
Феноменология (в более узком смысле), о которой здесь и будет идти речь, — учение западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Э. Гуссерлем, а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10—30-х годах нашего столетия. Феноменология—это также и направление западной мысли, философская школа последователей Гуссерля, и еще широкое феноменологическое движение. На протяжении всего XX в. феноменология неизменно сохраняла глубокое влияние и на философию, и на другие области науки и культуры.
Введение
Глава 1.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Глава 2.Лозунг "Назад, к предметам!"
Глава 3.Сознание как ноэзис: смыслоформирование!
Заключение
Список использованной литературы
потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и
бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается
значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой
потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу
бессознательного.
Такое проникновение в
сознательное. Напротив,
бессознательное приобретает
часть психики, которая относится к сфере сознания, Бессознательное не
следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и
способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек
оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление
сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой
агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через
него хочет обо всем узнать. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир»
интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на
бессознательное. Конечно, это достигается через общение, но обычно с
людьми, склонными к мистицизму, наделенными даром экстрасенсорности.
Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону
тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к
светской литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим
самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.
Третий тип бессознательных
касающихся личностного бессознательного. Это — желания, мысли, намерения,
потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием
цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с
поведением человека и его сознательной регуляцией.
Каждая новая историческая
современников, и с изменением исторических условий существования людей
меняется их сознание.
3. Бессознательное.
Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его
признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для
Платона признание существования бессознательного послужило основой создания
теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах
психики человека.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне
(сновидения); ответные
реакции, которые вызываются
воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные” реакции);
движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению
автоматизировавшиеся
и поэтому более
деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным
явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в
психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на
том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию,
приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же
специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно
детерминировано общественными
условиями существования
как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Бессознательное образует
это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь
психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание»,
«сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения
действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени
и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В
бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный
контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного
сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но
реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные»
реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению
автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые
побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К
бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления,
возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.
Неосознаваемые побуждения
постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в
экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен
выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и
развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил
указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить
столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук
был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели
явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во
время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение
функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что
действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно.
Разнообразие форм и
В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и
надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального
опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником
или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и
фактически оказываются соединением сознания и бессознательного.
Вообще, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр
толкования, начиная от автоматических действий человека (не получающих
отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в
основном определяющей жизнь и поступки людей. Представление о
многослойности психики человека существовало ухе в древневосточной
философии. Концепция бессознания впервые была четко сформулирована
Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как низшую форму
душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений,
возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций
(восприятий). В европейской традиции об этом также писал Кант, свою
концепцию бессознательного создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории
З.Фрейда бессознательное представлено в виде мощной иррациональной силы,
определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом введено понятие «коллективного
бессознательного», характерного для каждого народа и этноса и формирующего
его творческий дух, чувства и ценности. В современной глубинной психологии
это понятие широко используется для трактовки всех психических форм жизни
человека. В современной оно толкуется как совокупность психических
процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в
сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для
характеристики группового поведения, цели и последствия которого не
осознаются членами и лидерами группы. Личное бессознательное и коллективное
бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса.
2-3
Эпицентром сознания является сознание собственного «Я», илисамосознание. Сознание внешнего мира и самосознание возникают и развиваются одновременно и взаимообусловленно.
Наиболее
обоснованной концепцией генезиса самосознания
представляется теория И.М. Сеченова, согласно
которой предпосылки
По мере объединения ощущений, получаемых извне, складывается представление о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом себе. Взаимодействие этих двух центров координации ощущений внешнего и внутреннего мира психологи рассматривают как решающую исходную предпосылку способности человека осознавать себя, т.е. выделять из внешнего мира.
В ходе онтогенеза происходит постепенное разделение знаний о внешнем мире и знаний и самом себе.
В онтогенезе самосознания выделяются два основных этапа.
На первом этапе образуется схема собственного тела и формируется чувство «Я» как целостная система чувственной самоидентификации. В основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки, поскольку формирование происходит на основе реакций окружающих людей.
На втором этапе, по мере совершенствования интеллектуальных возможностей и становления понятийного мышления,самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек оказывается способным не просто отличать свое бытие от бытия внешнего мира на чувственном уровне, но и осмысливать это переживание в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень индивидуального самосознания всегда остается в той или иной степени внутренне связанным с самопереживанием на уровне самоощущения.
На уровне самосознания формируется чувство внутренней целостности, постоянства личности, которая в любых изменяющихся ситуациях способна оставаться сама собой.
Самосознание связано с ощущением своей единственности, которая поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: каждый психически здоровый человек помнит о прошлом, переживает настоящее, обладает надеждами на будущее.
Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле.
Сегодня,
на рубеже третьего тысячелетия, становится
все более очевидным, что важнейшей
жизненной задачей каждого
Динамика
современного общества преподносит
нам перспективу «пожизненного
обучения». Современная социально-
Весьма актуально звучат сегодня слова Платона: «Самая великая победа, которую мы можем одержать, — это победа над самим собой».
В связи с этим резко возрастает значимость правильного самопознания своих способностей, объективной самооценки, умении пользоваться разнообразными техниками саморегулирования.