Феноминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание

Феноменология (в более узком смысле), о которой здесь и будет идти речь, — учение западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Э. Гуссерлем, а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10—30-х годах нашего столетия. Феноменология—это также и направление западной мысли, философская школа последователей Гуссерля, и еще широкое феноменологическое движение. На протяжении всего XX в. феноменология неизменно сохраняла глубокое влияние и на философию, и на другие области науки и культуры.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Глава 2.Лозунг "Назад, к предметам!"
Глава 3.Сознание как ноэзис: смыслоформирование!
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 118.94 Кб (Скачать документ)

Современная психология исходит из положения, что  в картину мира, которую формирует человеческая психика, включен и сам человек, носитель сознания. Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно двунаправлено: прежде всего — вовне, на внешний мир, на объект, но вместе с тем оно обращено и вовнутрь, на самого носителя сознания, на субъект.

Правда, степень выраженности этих векторов сознания у разных людей неодинакова. Людей, психика которых направлена преимущественно вовне, называют экстравертами, а тех, у кого она направлена главным образом вовнутрь, - интровертами.

Сознание  и самосознание в психической  жизни индивида неразрывны, хотя качественно  своеобразны. Сознание в целом может  осуществляться только на основе осознания  своей пространственной принадлежности к внешнему миру. Если сознание ориентировано  на объективный мир в целом, то объектом самосознания является субъективный мир личности. В процессе самосознания личность выступает и как субъект, и как объект познания.

Самосознание  создает в нас чувство собственной  уникальности, неповторимости, единственности. Это чувство постоянно поддерживается памятью о нашем прошлом, переживаниями  настоящего, надеждами на будущее.

Исторически самосознание, так же как и сознание в целом, могло зародиться только в процессе общественных взаимоотношений  между людьми, в процессе производственной деятельности. Познавая себя в процессе труда и общения, человек мог  регулировать свое поведение и одновременно изменять общественные отношения. Самосознание, таким образом, развивалось в  процессе родового и индивидуальною развития самого человека.

По  мере своего развития самосознание стало  выступать стержневым звеном, участвовать  в регуляции всех форм активности человека, его развития и саморазвития. Оно является необходимым условием сохранения психических качеств  личности, преемственности основных стадий ее развития.

По  своей структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов:

  • процесс самопознания;
  • эмоциональная самооценка;
  • процесс саморегулирования на основе результатов самопознания и самооценки.

Эти компоненты самосознания так или  иначе присутствуют в каждом его  акте. Причем первый из них - самопознание -выступает в качестве исходного момента, основы самосознания, продуктом которого является то или иное знание индивида о себе.

Именно  на этой основе формируется и эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает  второй компонент самосознания - самооценка. Она, в свою очередь, запускает механизм саморегулирования, действен но-волевой сферы, например механизм профессионального самосовершенствования, повышения профессиональной квалификации.

Самопознание - процесс оценки человеком самого себя, начальным моментом которого является самонаблюдение, самоанализ.

Однако  самоанализ с точки зрения современной  психологии может дать только начальный  материал для самопознания, который  в целях повышения его объективности  должен быть дополнен другими методами исследования. Инструментами корреляции и уточнения результатов самопознания является совокупность всех форм общения данной личности, опыт его профессиональной и социальной деятельности.

Самосовершенствование - целесообразная деятельность человека по систематическому формированию у себя положительных качеств и ограничению или устранению отрицательных.

Основой этой деятельности является образование  и самообразование, т.е. совершенствование  имеющихся знаний, умений и навыков. Исходный момент самосовершенствования  — самопознание.

Логически родовым понятием для самосовершенствования  является категория самоорганизации - центральная категория теории самоорганизации, или синергетики — одной из новейших комплексных общенаучных дисциплин.

Синергетика — новое междисциплинарное направление современной науки, исследующее процессы самоорганизации различных систем (физических, биологических, социальных). Эффективность самопознания и самосовершенствования во многом зависит от степени его включенности в процесс человеческого общения.

Поскольку исходной собственной, специфической  категорией самосознания является самопознание и на ней основываются все другие главные понятия рассматриваемого процесса, на этой категории следует остановиться несколько подробнее.

Самопознание, оценка и регулирование самого себя проходят ряд этапов в процессе индивидуального развития. На доречевой стадии самопознание ограничивается лишь осознанием своего физического бытия. Затем наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осмысление своих психических свойств. Позднее формируется социально-личностная самоооценка. оценка своих нравственных качеств.

Весьма  длительным, многоэтапным стал исторический процесс изучения самосознания.

В общем виде эта проблема была впервые  поставлена уже в Древнем мире. Известно, что на фронтоне древнегреческого храма Апполона в городе Дельфы было начертано: «Познай самого себя». Этот афоризм принадлежит одному из семи греческих мудрецов — Хило- ну (VI в. до н. э.). Афоризм Хилона положил  в основу своей системы великий  Сократ, признанный отцом философии  за совершение крутого поворота философской  мысли от проблем природы к  загадкам человеческой души.

С тех пор эта проблема стала  центральной для всей философской  науки. Так, И. Кант, характеризуя содержание своей философской системы, писал: «Если существует наука, действительно  нужная человеку, то это та. к которой  я иду, а именно подобающим образом  занять человеку место в мире —  и из которой можно научиться  тому, каким быть, чтобы быть человеком».

Следует отметить, что человеческая мудрость, в том числе и та, которая  учит нас управлять собой, не знает  границ науки, религии, искусства и  обыденной жизни.

В Средние века, например «творчестве  выдающего христианского философа Аврелии Августина (Блаженного), одного из отцов церкви, самопознание оказывается важной стороной постижения Бога. Известно, что одной из главных идейных установок христианства стало убеждение, что «Царство Божие находится внутри нас», т.е. в нашей душе.

В рационализме Нового времени определяющим в изучении самосознания оказался принцип  непосредственной данности психического. который предполагает, что внутренняя жизнь человека открывается его  пониманию такой, какой она является на самом деле (Р. Декарт).

Эта гуманистическая установка европейского Просвещения на признание ценности и позитивных возможностей самопознания и самосовершенствования была активно  поддержана многими деятелями культуры России. Это мироощущение, выражавшее самую суть русского национального  самосознания, присутствует во множестве  работ русских философов, историков, писателей и поэтов XIX- XX вв. Русские  мыслители (И. Киреевский, А. Хомяков, Н. Бердяев) настойчиво обосновывали идею о том, что смысл любой работы человека по самопознанию состоит в  отыскании наилучшего соответствия между способностями, которыми обладает в той или иной степени каждый человек, и теми реальными условиями  их применения. которые даны ему  судьбой. Работа по поиску путей такого согласования, подчеркивали они, многотрудная, порой даже трагическая. По в поиске и реализации гармонии между личными способностями и реальными условиями их применения состоит высший смысл человеческой жизни.

Однако  господствующее в эпоху Просвещения  оптимистическое представление  о безграничности возможностей человеческого  разума в процессе самопознания впервые  поставил под сомнение родоначальник  немецкой классической философии И. Кант, обнаруживший разорванность человеческой познающей способности, сложность  согласования познающей, нравственной и эстетической составляющих духовной жизни.

В западной философии XX в. самопознание все чаще стало трактоваться как  «переживание себя» (Э. Гуссерль). Подчеркивалось, что самопознавательная деятельность наталкивается на обломки индивидуальных бессознательных представлений (3. Фрейд).

Тенденция современной философской мысли, представляемая такими течениями, как  герменевтика, феноменология, структурализм. связана с отказом от понимания  самопознания как непосредственного  пути к себе. В свете этих установокпроблема самопознания может быть решена только с помощью тех или иных «посредников», в роли которых могут выступать сознание «другого», предметный мир, те или иные социально значимые образцы, эталоны.

Проблема  самопознания


Исследуя  ту же самую проблему самопознания, современная психология концентрирует  внимание на следующих задачах, без решения которых невозможна эффективная деятельность человека.

1. При решении проблемы самопознания  важно учитывать, что в данном  случае речь идет не о познании  того, что находится вне нас,  а о постижении того, что находится  внутри нас; иначе говоря, при  самопознании субъект не отделен  от объекта, сливается с ним.  поскольку мысли человека о  самом себе являются неотъемлемой  частью его самого. Поэтому в  этом деле нельзя искать легких  путей.

2. Но даже не вполне исчерпывающие  и не совсем точные результаты  самоанализа, самооценки, которые  нами могут быть получены в  самом начале этой нелегкой  работы, тем не менее будут  представлять собой немалую для  нас ценность, дадут позитивный  результат, поскольку в той  или иной степени будут упорядочивать  нашу деятельность, придавая ей  большую целенаправленность и  повышая таким образом ее общую  эффективность.

3. Далеко несовершенные в самом  начале итоги анализа своих  возможностей, конечно, будут нуждаться  в существенной корректировке.  И самым надежным инструментом  такой корректировки, уточнения  результатов самоанализа, самооценки  является активное общение со  своими коллегами, партнерами, близкими  людьми, постоянное взаимодействие, кооперация с ними. Именно общение  выступает в качестве наиболее  надежного критерия правильности  или ошибочности проведенного  анализа своих способностей. Причем  чем выше, оптимальнее уровень  разнообразных форм общения у  данного субъекта, тем полнее  реализуются его информационные, интерактивные и оценочные функции.

4. Однако вся эта работа самосовершенствования  станет более эффективной, если  она будет упорядочена, подчинена  определенным целям. Для этого  человеку важно уяснить, какие  именно из множества способностей  и задатков, которыми располагает  каждый из нас, нужно укреплять  и развивать, чтобы сделать  свою производственную и повседневную  деятельность более эффективной.  Для решения этой проблемы  психологии при разработке психограмм различных профессий разрабатывают различные варианты перечней тех профессиональных качеств, которые наиболее востребованы современным рынком труда.

Так, среди качеств, необходимых современному специалисту, руководителю любого уровня и направления наиболее часто  упоминаются. например, такие как:

  • умение общаться с людьми;
  • творческие способности;
  • хорошие организационно-технические навыки в своей отрасли;
  • педагогические способности, т.е. умение не только накапливать информацию, но и передавать ее другим в доступной форме, выступая в роли инструктора, преподавателя;
  • хорошие знания в области математики, информатики, компьютерной техники, их применения в своей области:
  • навыки финансовой, инвестиционной деятельности;
  • знание иностранных языков, в первую очередь таких «горячих», как английский, немецкий, японский, что особенно увеличивает шансы найти хорошую работу;
  • очень важны хорошие навыки эффективного самопознания и самосовершенствования, ил и самоменеджмента.

Но  не менее важно иметь представление  и о тех качествах, которые  негативно сказываются на деятельности любого специалиста, руководителя, снижают  ее эффективность. Среди качеств, препятствующих успешной карьере любого работника, часто указываются такие как:

  • отсутствие четких жизненных и профессиональных целей;
  • недостаточная способность творческого подхода к делу;
  • боязнь дел, связанных с риском;
  • смутное представление о своих способностях;
  • слабое развитие профессионально значимых навыков;
  • нехватка энергии, активности, слабые волевые качества;
  • неумение влиять на людей, обучать их;
  • неспособность к самоменеджменту, саморазвитию.

5. Растущая сложность, многообразие  производственной деятельности  порождает еще одну первостепенную  задачу самопознания и самосовершенствования  — четкое планирование личной  деятельности, включая личную жизнь.

Информация о работе Феноминология