Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа
Феноменология (в более узком смысле), о которой здесь и будет идти речь, — учение западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Э. Гуссерлем, а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10—30-х годах нашего столетия. Феноменология—это также и направление западной мысли, философская школа последователей Гуссерля, и еще широкое феноменологическое движение. На протяжении всего XX в. феноменология неизменно сохраняла глубокое влияние и на философию, и на другие области науки и культуры.
Введение
Глава 1.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Глава 2.Лозунг "Назад, к предметам!"
Глава 3.Сознание как ноэзис: смыслоформирование!
Заключение
Список использованной литературы
В целом же, процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию развития культуры. Однако на протяжении всего ХХ столетия, особенно начиная с его второй половины, стала отчетливо проявляться и противоположная — синтетическая — тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной метафизической проблематике и фундаментальным ходам философской мысли, выработанным в истории.
3
В процессе исторического
развития предмет философии исторически
менялся в тесной связи с развитием
общества, культуры, науки и самого
философского знания. Причем очень
редко философы считали результаты
предшествовавшего
В марксистской традиции в основу рассмотрения
историко-философского процесса были
положены два принципа—принцип социокультурной
обусловленности философского знания
и принцип развития. Конкретизацией последнего
принципа и выступило определение основного
вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом:
«Великий основной вопрос всей, в особенности
новейшей, философии есть вопрос об отношении
мышления к бытию». Этот вопрос, и свою
очередь, подразделяется Энгельсом на
два подвопроса: что является первичным
или какова сущность мира? и «можем ли
мы в наших представлениях и понятиях
о действительном мире составлять верное
отражение действительности?». Ответ на
первый подвопрос служит основанием для
разделения всех философских учений на
два направления — материализм (признает
первичность бытия, природы) и идеализм
(признает первичность мышления, духа).
Ответ на второй подвопрос — гносеологический
— позволяет выделить две основные позиции
— гносеологического оптимизма (утвердительный
ответ) и агностицизма (оспаривает возможность
исчерпывающего, достоверного познания
сущности мира). Историко-философский
процесс предстает с точки зрения принципа
развития как борьба материализма и идеализма,
которая вела к взаимообогащению этих
двух противоположных направлений. Оба
типа мировоззрения меняли свою историческую
форму в тесной связи с развитием общества,
науки, религии.
4 ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — научная дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.
Хотя термин “философия права” появился в литературе довольно поздно (в 18 в.), сами философско-правовые исследования имеют давнюю традицию. Они восходят к учению древнегреческих софистов 5—4 вв. до н. э. (Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидамант и др.) о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, отличном от искусственного закона полиса (от права по человеческому установлению). Этот подход лег в основу всех последующих философско-правовых воззрений.
Философско-правовые учения древности {Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Цицерон, римские юристы и т. д.), средневековья (Фома Аквинский, юристы-постглоссаторы Р. Луллий, Балдус и др.) и Нового времени (J; Граций. Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ш. Л. Монтескье и щ>.) — это по существу различные варианты и направления понимания и трактовки естественного права и его соотношения с позитивным правом.
Под заметным влиянием естественно-правовых
идей развивались и последующие
философско-правовые концепции. Так, кантовская
метафизическая трактовка соотношения
должного права (требований права, диктуемого
априорным категорическим императивом
практического разума) и сущего права
(позитивного права) является своеобразной
рационально-философской
В философско-правовых концепциях Канта и Гегеля, как и вообще во всех прошлых и современных учениях о праве, находящихся под влиянием естественно-правовых представлений, отсутствует принципиальное отграничение права от морали и нравственности. Это отчетливо проявилось и в философскоправовых положениях неокантианцев (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке и др.) и неогегельянцев (Э. Гирш, Ю. Биндер, К. Ларенц, Дж. Джентиле и др.). Так, Р. Штаммлер трактовал “правильное право” как “естественное право с меняющимся содержанием”. Сходные представления развивал и В. Науке. Как выражение идеи справедливого “подзаконного права” расценивал Г. Радбрух естественное право, божественное право, разумное право. В качестве момента “нравственной тотальности” (т. е. как нравственное явление) трактовали право представители неогегельянской философии права.
Разработка проблем философии права с естественно-правовых позиций (с соответствующей моральной и нравственной трактовкой права) характерна и для многих русских авторов (В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др.). Несколько иную позицию занимал Б. Н. Чичерин: выступая против смешения права и нравственности, он вместе с тем считал, что “содержание философии права” составляет именно естественное право, т. е. “система общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодательства”.
Многие новые направления философско-правовой мысли в 20 в. тоже апеллировали к естественному праву в соответствующей обновленной версии его понимания. Так, представители экзистенциалистической философии права интерпретировали экзистенциальное право (право экзистенции) как “конкретное естественное право” (В. Майхофер) или как “естественное право со становящимся содержанием” (Е. Фехнер). В онтологической философии права Р. Марчича право бытия (препозитивное право) раскрывается как естественное право, которое делает возможным позитивное право.
Естественно-правовой подход
(с разными вариантами различения
естественного и позитивного
права), в той или иной мере присущий
рассмотренным философско-
Либертарное понятие права,
будучи последовательно
Такое различение права и
закона, опирающееся на более развитое
правопонимание, выступает как общая
теория для всех остальных (названных
и иных) частных случаев подобного
различения (включая различение естественного
и позитивного права) и тем
самым позволяет понять и выразить
момент общности и единства в познавательной
ориентированности, в смысловой
структуре и предмете различных
прошлых и современных
Предмет философии права
охватывает (в русле определенного
варианта различия и соотношения
права и закона) весь мир права,
все правовое в его сущностно-понятийном
единстве, во всех его определениях
и реальных проявлениях. Бытие права
в человеческом мире подразумевает
и включает в себя правовую определенность
и упорядоченность мира человеческого
бытия, правовое понимание и правовой
подход к основным отношениям, формам,
институтам и установлениям в
общественной жизни людей. Этот правовой
подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т. д.) распространяется не
только на закон, но и на такой основополагающий
институт общественной жизни людей, как
государство. Поэтому предметная область
философии права включает и проблемы философского
исследования государства, которое понимается
и трактуется как определенное правовое
образование (правовой институт). При этом
в поле философско-правового изучения,
помимо правовых характеристик государства,
его законодательной, законозащитной,
законоприменительной и иной деятельности,
находится и целый ряд других философско-правовых
проблем, в числе которых: право и государство,
Различение и соотношение
права и закона представляет собой
ту предметную сферу и теоретическое
пространство, в рамках которого вся
эта проблематика правопонимания (от
понятия права до правового понимания
закона и государства) может быть
адекватно осмыслена и
Приведенное определение
предмета философии права охватывает
все возможные варианты юридического
(антилегистского) правопонимания и
соответствующие концепции
Определение предметной сферы
философско-правовых исследований в
виде различения и соотношения права
и закона адекватно отражает специфику
взаимосвязей теории и практики права,
исследуемых этой научной дисциплиной,
ориентированность
Широкое распространение термина “философия права” связано с “Философией права” Гегеля, резко критиковавшего взгляды Гуго. Философия права, согласно Гегелю, это философская, а не юридическая дисциплина. В философии права, по Гегелю, представлена подлинная наука о праве. “Наука о праве, — утверждал он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета”. При этом Гегель явно занижал научный потенциал юриспруденции, игнорировал ее вклад в развитие философско-правовых исследований и утверждение философии права как отдельной научной дисциплины.
Восходящие соответственно
к Гуго и к Гегелю два подхода
к вопросу об определении дисциплинарного
характера философии права в
качестве юридической или философской
науки получили дальнейшее развитие
в философско-правовых исследованиях
19—20 вв. Представители почти всех
основных течений философской мысли
(от древности до наших дней) выдвигали
свою версию философского правопонимания.
Как сами философские учения непосредственно,
так и соответствующие