Феноминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание

Феноменология (в более узком смысле), о которой здесь и будет идти речь, — учение западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Э. Гуссерлем, а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10—30-х годах нашего столетия. Феноменология—это также и направление западной мысли, философская школа последователей Гуссерля, и еще широкое феноменологическое движение. На протяжении всего XX в. феноменология неизменно сохраняла глубокое влияние и на философию, и на другие области науки и культуры.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Глава 2.Лозунг "Назад, к предметам!"
Глава 3.Сознание как ноэзис: смыслоформирование!
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 118.94 Кб (Скачать документ)

В целом же, процесс дифференциации (разделения) философского знания пока явно преобладает над процессами интеграции, учитывая общую тенденцию  развития культуры. Однако на протяжении всего ХХ столетия, особенно начиная  с его второй половины, стала отчетливо  проявляться и противоположная  — синтетическая — тенденция, связанная с возвращением к фундаментальной  метафизической проблематике и фундаментальным  ходам философской мысли, выработанным в истории.

3

В процессе исторического  развития предмет философии исторически  менялся в тесной связи с развитием  общества, культуры, науки и самого философского знания. Причем очень  редко философы считали результаты предшествовавшего философствования несомненными. Практически вес великие  мыслители стремились провести радикальную  реформу философии и считали  это существенно важной задачей. Если в платоновско-сократовском смысле философия—это вечный поиск Истины, Добра и Красоты, то Кант определял  философию как науку об отношении  всякого познания к существенным целям человеческого разума, а  А. Камю считал основным философским  вопросом вопрос о самоубийстве, т. е. вопрос о том, стоит ли жизнь  того, чтобы ее прожить? В современном  мире самоопределение философии  еще более многообразно.  
В марксистской традиции в основу рассмотрения историко-философского процесса были положены два принципа—принцип социокультурной обусловленности философского знания и принцип развития. Конкретизацией последнего принципа и выступило определение основного вопроса философии, предложенного Ф. Энгельсом: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Этот вопрос, и свою очередь, подразделяется Энгельсом на два подвопроса: что является первичным или какова сущность мира? и «можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?». Ответ на первый подвопрос служит основанием для разделения всех философских учений на два направления — материализм (признает первичность бытия, природы) и идеализм (признает первичность мышления, духа). Ответ на второй подвопрос — гносеологический — позволяет выделить две основные позиции — гносеологического оптимизма (утвердительный ответ) и агностицизма (оспаривает возможность исчерпывающего, достоверного познания сущности мира). Историко-философский процесс предстает с точки зрения принципа развития как борьба материализма и идеализма, которая вела к взаимообогащению этих двух противоположных направлений. Оба типа мировоззрения меняли свою историческую форму в тесной связи с развитием общества, науки, религии.

4 ФИЛОСОФИЯ ПРАВА    

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА — научная  дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические  проблемы права как особого духовного  явления и специфической формы  общественных отношений.    

Хотя термин “философия права” появился в литературе довольно поздно (в 18 в.), сами философско-правовые исследования имеют давнюю традицию. Они восходят к учению древнегреческих  софистов 5—4 вв. до н. э. (Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидамант и др.) о естественном праве (праве по природе) как подлинном и справедливом праве, отличном от искусственного закона полиса (от права по человеческому установлению). Этот подход лег в основу всех последующих философско-правовых воззрений.    

Философско-правовые учения древности {Сократ, Платон, Аристотель, стоики, Цицерон, римские юристы и  т. д.), средневековья (Фома Аквинский, юристы-постглоссаторы Р. Луллий, Балдус и др.) и Нового времени (J; Граций. Дж. Локк, Г. Лейбниц, Ш. Л. Монтескье и щ>.) — это по существу различные варианты и направления понимания и трактовки естественного права и его соотношения с позитивным правом.    

Под заметным влиянием естественно-правовых идей развивались и последующие  философско-правовые концепции. Так, кантовская метафизическая трактовка соотношения  должного права (требований права, диктуемого априорным категорическим императивом  практического разума) и сущего права (позитивного права) является своеобразной рационально-философской интерпретацией стандартного положения любого естественно-правового  учения: разумное и нравственное по своей природе (и по определению) естественное право — это то должное  в сфере права, соответствие которому (и выражение требований которого) является безусловной необходимостью для фактически действующего позитивного  права. УГ.В.Ф. Гегеля (в силу тождества  мышления и бытия, разумного и  действительного) разумность естественного  права как предмета философии  права (в виде “идеи права —  понятия права и его осуществления”) — это уже не долженствование, как у И. Канта, а действительность — “то, что есть, ибо то, что  есть, есть разум”. Поэтому для Гегеля “естественное право” и “философское право” — тождественные понятия. В этой связи показательно, что  работа Гегеля, которую принято кратко называть “Философией права” (1820), была опубликована им под двойным  названием: “Естественное право  и наука о государстве в  очерках. Основы философии права”.    

В философско-правовых концепциях Канта и Гегеля, как и вообще во всех прошлых и современных  учениях о праве, находящихся  под влиянием естественно-правовых представлений, отсутствует принципиальное отграничение права от морали и нравственности. Это отчетливо проявилось и в  философскоправовых положениях неокантианцев (Р. Штаммлер, Г. Радбрух, В. Науке и  др.) и неогегельянцев (Э. Гирш, Ю. Биндер, К. Ларенц, Дж. Джентиле и др.). Так, Р. Штаммлер трактовал “правильное право” как “естественное право с меняющимся содержанием”. Сходные представления развивал и В. Науке. Как выражение идеи справедливого “подзаконного права” расценивал Г. Радбрух естественное право, божественное право, разумное право. В качестве момента “нравственной тотальности” (т. е. как нравственное явление) трактовали право представители неогегельянской философии права.    

Разработка проблем философии  права с естественно-правовых позиций (с соответствующей моральной  и нравственной трактовкой права) характерна и для многих русских авторов (В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского и др.). Несколько  иную позицию занимал Б. Н. Чичерин: выступая против смешения права и  нравственности, он вместе с тем  считал, что “содержание философии  права” составляет именно естественное право, т. е. “система общих юридических  норм, вытекающих из человеческого  разума и долженствующих служить  мерилом и руководством для положительного законодательства”.    

Многие новые направления  философско-правовой мысли в 20 в. тоже апеллировали к естественному праву  в соответствующей обновленной  версии его понимания. Так, представители  экзистенциалистической философии  права интерпретировали экзистенциальное право (право экзистенции) как “конкретное  естественное право” (В. Майхофер) или  как “естественное право со становящимся содержанием” (Е. Фехнер). В онтологической философии права Р. Марчича право  бытия (препозитивное право) раскрывается как естественное право, которое  делает возможным позитивное право.     

Естественно-правовой подход (с разными вариантами различения естественного и позитивного  права), в той или иной мере присущий рассмотренным философско-правовым учениям, является лишь одним из видов  юридического (антилегистского, антипозитивистского) правопонимания. Другой вид юридического правопонимания представлен в либертарноюридической  концепции права, согласно которой  право (в его различении с законом) — это не естественное право, а  принцип формального равенства.    

Либертарное понятие права, будучи последовательно антилегистским, вместе с тем свободно и от недостатков, присущих естественному праву (смешение права с моралью, нравственностью, религией; игнорирование различий между  формальным и фактическим и т. д.). Данное понятие права (как более  развитая форма юридического правопонимания) теоретически преодолевает понятие  естественного права (как менее  развитой формы юридического правопонимания), удерживая вместе с тем его  собственно правовой смысл (т. е. все  то, что в естественном праве соответствует  принципу формального равенства). Отсюда следует, что при определении  предмета философии права необходимо исходить из понятия не естественного  права, а права как формального  равенства. Имея в виду данное более  развитое понятие права, можно сказать: предмет философии права —  это право в его различении и соотношении с законом.    

Такое различение права и  закона, опирающееся на более развитое правопонимание, выступает как общая  теория для всех остальных (названных  и иных) частных случаев подобного  различения (включая различение естественного  и позитивного права) и тем  самым позволяет понять и выразить момент общности и единства в познавательной ориентированности, в смысловой  структуре и предмете различных  прошлых и современных философско-правовых учений. Именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает  обозначение внешне разноликих учений под общим названием “философия права” и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной).     

Предмет философии права  охватывает (в русле определенного  варианта различия и соотношения  права и закона) весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях. Бытие права  в человеческом мире подразумевает  и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого  бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в  общественной жизни людей. Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т. д.) распространяется не только на закон, но и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому предметная область философии права включает и проблемы философского исследования государства, которое понимается и трактуется как определенное правовое образование (правовой институт). При этом в поле философско-правового изучения, помимо правовых характеристик государства, его законодательной, законозащитной, законоприменительной и иной деятельности, находится и целый ряд других философско-правовых проблем, в числе которых: право и государство, человек — общество — государство, правовые формы организации самого государства, правовое государство как реализация идеи господства права и т. д.    

Различение и соотношение  права и закона представляет собой  ту предметную сферу и теоретическое  пространство, в рамках которого вся  эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания  закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно  развернута в виде последовательного  и непротиворечивого философско-правового  учения.    

Приведенное определение  предмета философии права охватывает все возможные варианты юридического (антилегистского) правопонимания и  соответствующие концепции философии  права — независимо от того, как  в них самих определяется их предмет (как естественное, правильное, разумное или надпозитивное право, как  идея права, как сущность права или  иначе). Это обусловлено тем, что  любая философская рефлексия  по поводу закона (позитивного права) с необходимостью ведет к праву (к осмыслению правовой сущности закона как правового явления). Также  и при определении предмета философии  права в виде идеи или сущности права подразумевается соотношение  этой идеи (или сущности) права с  законом как формой ее эмпирического  проявления. Так, с позиций понимания  права как формального равенства  предмет философии права можно  определить как принцип формального  равенства, подразумевая при этом, что  содержательное раскрытие понятийно-правового  смысла этого принципа и правовых форм его проявления включает в себя и такой необходимый момент, как  соответствующее различение и соотношение  права и закона.    

Определение предметной сферы  философско-правовых исследований в  виде различения и соотношения права  и закона адекватно отражает специфику  взаимосвязей теории и практики права, исследуемых этой научной дисциплиной, ориентированность представленного  в философии права практического  разума на утверждение в реальной жизни начал правового закона и правовой государственности. Философия  права как самостоятельная дисциплина была сформирована благодаря творческим усилиям как философов, так и юристов. С обоснованием концепции “философии права” в качестве отдельной юридической дисциплины в кон. 18 в. выступил немецкий юрист, основатель исторической школы права Г. Гуго. При этом под “философией права” он имел в виду “философию позитивного права”, т. е. философскую часть и научную основу учения о позитивном праве. “Философия права, — писал Гуго, — это частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)”. Гуго находился под определенным влиянием философии Канта, однако в целом придерживался позитивистского правопонимания, отвергал естественно-правовые концепции и просветительские идеи разумного права.    

Широкое распространение  термина “философия права” связано  с “Философией права” Гегеля, резко  критиковавшего взгляды Гуго. Философия  права, согласно Гегелю, это философская, а не юридическая дисциплина. В  философии права, по Гегелю, представлена подлинная наука о праве. “Наука о праве, — утверждал он, —  есть часть философии. Поэтому она  должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное  имманентное развитие самого предмета”. При этом Гегель явно занижал научный  потенциал юриспруденции, игнорировал  ее вклад в развитие философско-правовых исследований и утверждение философии  права как отдельной научной  дисциплины.    

Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода  к вопросу об определении дисциплинарного  характера философии права в  качестве юридической или философской  науки получили дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях 19—20 вв. Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали  свою версию философского правопонимания. Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские  трактовки права оказали и  продолжают оказывать заметное влияние  на всю юридическую науку и  на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения  о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают  большое воздействие на философские  исследования правовой тематики. Таким  взаимовлиянием и взаимодействием  философии и юриспруденции в  той или иной мере отмечены все  философские подходы к праву  — независимо от их дисциплинарной принадлежности к системе юридических  наук или к философии. И хотя со 2-й пол. 19 в. и в 20 в. философия права  по преимуществу стала разрабатываться  как юридическая дисциплина и  преподаваться в основном на юридических  факультетах, ее развитие всегда было и остается тесно связанным с  философской мыслью.    

Информация о работе Феноминология