Феноминология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание

Феноменология (в более узком смысле), о которой здесь и будет идти речь, — учение западной философии, которое создано на рубеже XIX—XX вв. Э. Гуссерлем, а затем интенсивно разрабатывалось им и его ближайшими учениками в 10—30-х годах нашего столетия. Феноменология—это также и направление западной мысли, философская школа последователей Гуссерля, и еще широкое феноменологическое движение. На протяжении всего XX в. феноменология неизменно сохраняла глубокое влияние и на философию, и на другие области науки и культуры.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции.
Глава 2.Лозунг "Назад, к предметам!"
Глава 3.Сознание как ноэзис: смыслоформирование!
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 118.94 Кб (Скачать документ)

Общее же направление такого развития для  каждой профессии устанавливается  государственными стандартами специального образования. которые устанавливают  перечень специальных знаний и умений, по каждой специальности. Конечно, у  физика, биолога, инженера, менеджера  этот перечень оказывается неодинаковым.

Но  в равной степени профессионалом высокою класса можно стать лишь при условии овладения обоими этими блоками качеств: личностным и специальным.

В связи с выделением качеств образцового  специалиста, образцового работника  следует в заключение рассмотрения этого вопроса сделать одно существенное замечание: наличие всего комплекса  личностных и профессиональных качеств  у работника создает возможность. но отнюдь еще не гарантирует ему  обязательного успеха в его деятельности. Многое в практической деятельности зависит от умения использовать свои способности применительно к  конкретной производственной или жизненной  ситуации. Учет особенностей конкретной ситуации является важнейшим требованием к современному эффективному специалисту.

Определив таким образом двуединую цель самосовершенствования, учитывая условия  успешного применения своих способностей, не менее важно правильно выбрать пути, способы, методы, достижения поставленной цели.

Каждый  земледелец, прежде чем начать что-либо сеять, пытается выяснить, с какой  землей он имеет дело, что может  на ней вырасти, а что нет. Точно  так же и любой человек, прежде чем приступить к сложному делу самосовершенствования, должен начать с составления своего рода реестра своих физических и  психических качеств, своих возможностей и своих ограничений или. как  говорят психологи. с самоанализа или самопознания.

Самопознание - это оценка человеком самого себя, это осознание своих интересов, мотивов поведения. Трудность этой задачи связана с тем, что она предполагает попытку посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, попытку соединить субъект и объект наблюдения. Поэтому результаты самоанализа всегда оказываются не вполне точными.

Тем не менее, как известно из истории  философии, великий Сократ считал самопознание основой всей человеческой нравственности и мудрости.

Однако  задача эта оказывается настолько  сложной, что она, пожалуй, сравнима лишь с той, с которой столкнулся барон Мюнхгаузен, попав вместе с  конем в глубокое болото. Правда, как известно из его повествований, он, схватив себя за волосы, сумел-таки вытащить из болота, не только себя, но и коня.

Нам же в результате самонаблюдения нужно  извлечь из глубин психики скрытые  в ней качества, причем гак. чтобы  итоги нашей работы вызывали несколько  большее доверие, чем описание подвигов знаменитого немецкого барона.

Что же нужно делать, чтобы получить более или менее объективные результаты анализа своих собственных физических и психических качеств?

Специалисты-психологи  считают, что для этого нужно  использовать следующие рекомендуемые  наукой приемы:

1. первый из них — по возможности  беспристрастно оценить накопленный  профессиональный и жизненный  опыт. Такая оценка так или  иначе даст ответ на вопрос  и о наших сильных качествах,  например, таких как активность, честность, готовность к риску,  общительность, стремление к повышению  своего социального статуса и  т.п., а также о наших слабостях,  таких как недостаточная энергичность, нежелание рисковать, боязнь нового  и т.п. Чем богаче ваш жизненный  опыт, разнообразнее трудовая деятельность, тем больше материала будет  в вашем распоряжении, чтобы дать  самому себе правдивую, а не  приукрашенную самооценку. По мнению И.В. Гете, «человек знает самого себя лишь постольку, поскольку он знает мир».

Однако  с помощью только этого приема трудно добиться полной объективности  результатов самоанализа. Поэтому  психологи рекомендуют и другие методы самопознания, в том числе:

2. тестирование, тренинги, деловые игры. С помощью этих приемов, которые  получают все большее распространение  в качестве методов обучения, контроля и самопознания, можно  добиться более объективных результатов.  Эти средства сегодня широко  применяются для определения  психофизических характеристик.  знаний, опыта, умений испытуемого.  Так, широко известны тесты,  включающие несколько сотен вопросов  и на их основе определяющие  уровень интеллекта (например, широко  известный тест уровня интеллекта  английского психолога Ганса Айзенка и др.).

(Но  и эти методы, как считают психологи,  все же не являются полностью  надежными);

3. поэтому важен также и учет  мнений других людей о наших  сильных и слабых сторонах, особенно  мнений тех, кто знает нас  много лет: родственников, друзей, товарищей по работе:

4. и наконец, результаты самопознания  будут наиболее надежными. если  они будут постоянно проверяться,  дополняться, уточняться, корректироваться  в ходе повседневной трудовой, познавательной, общественной деятельности  человека. «Как можно познать  самого себя ? — спрашивал Гете  и отвечал: — Благодаря созерцанию  это вообще невозможно, оно возможно  только при помощи действия. Пытайся  исполнить свой долг, и тогда  ты узнаешь, что в тебе заключено».

Конечно, для того чтобы серьезно заняться этой нелегкой работой. нужно хорошо осознать ее значимость.

Необходимо  помнить, что установка на высокую  ценность самопознания является одной  из центральных не только в западной, начиная с Сократа, но и в русской культурной традиции.

Уместно также напомнить, что одна из главных  идей христианства, которая особенно отчетливо звучит в православии, состоит в убеждении, что «царство Божие находится внутри нас».

Смысл всей работы человека по самопознанию русские мыслители издавна видели в том, чтобы найти наилучшее  соответствие между теми способностями, талантами, которыми обладает каждый человек, и теми реальными условиями их развития, совершенствования, которые  даны ему судьбой, условиями его  реальной жизни. Работа эта весьма напряженная, многотрудная, порой даже трагическая. Но в поиске и реализации такой  гармонии между личными способностями  и реальными возможностями, согласно традиции русского самосознания, состоит высший смысл человеческой жизни.

На  основе результатов всесторонней самооценки и слагается более или менее  точная картина наших отрицательных  и положительных качеств, таг  итог самопознания, который и может  быть положен в основу плана самосовершенствования.

Четкое планирование — еще одна важная предпосылка успешного самосовершенствования. Если при традиционных формах образования задачу планирования выполняла главным образом школа, то в условиях самообразования планирование становится собственной задачей обучающегося.

Планирование  представляет собой своеобразный проект размещения процессов труда, учебы, других форм деятельности во времени  на более или менее продолжительный  период: от одного дня и до всей жизни  человека.

Основной  целью планирования является обеспечение  рационального использования личного  времени. Установлено, что увеличение времени, затрачиваемого на сам процесс  планирования, приводит в итоге к  значительной экономии времени в  целом.

Как показывает опыт, альтернативой планированию может быть только беспорядок, неразбериха  и хаос, как в общественной, так  и в личной жизни.

Планирование  включает в себя ряд этапов:

Работа  по составлению плана — вид  работы, который так или иначе  присутствует в любой человеческой деятельности, в том числе и  в деятельности по самосовершенствованию; это целый набор действий и  операций, среди которых особое значение имеют такие, как исследование затрат времени на отдельные виды планируемых  дел, консультации с людьми, имеющими значительный опыт планирования. разработка самого плана.

Планирование  личного труда, обучения представляет собой целую систему, включающую в себя ряд подсистем: долгосрочные планы, конкретизирующие их средне- и  краткосрочные планы.

Планирование  начинается с составления долгосрочного  плана, который может охватывать несколько лет и даже всю вашу жизнь. В среднесрочных планах, составляемых на период от одного года до одного месяца, планируются, как правило, мероприятия, проводимые регулярно в каждом году или в каждом месяце, краткосрочные  планы — это планы на сегодня-завтра, охватывающие время от одного дня  и до недели. Все эти виды личных планов, конечно, должны соответствовать  друг другу.

Обязательный  компонент этой системы — контроль, проверка результатов, сопоставление  «план-факт». Причем делать это нужно  по истечении каждого планового  периода.

Важно также обязательно оставлять  резерв времени: при этом рекомендуется  соблюдать правило: 60 : 40, т.е. планом должно быть охвачено только 60% времени, а остальные 40% следует отвести  как резерв для возникновения  неожиданных дел. В противном  случае, вы можете попасть в трагикомическую  ситуацию, в которой оказалась  одна бизнес-леди, когда ее муж случайно обнаружил в ее ежедневнике следующую запись: «Суббота, 23.00 — секс с мужем».

Успех работы по реализации принятого плана, как установлено исследованиями, во многом зависит от умения классифицировать намеченные задачи по степени их важности, т.е. от умения учитывать, что не все  дела, которые у вас есть, одинаково  важны, так же как не все ветви  яблони приносят одинаковые плоды; принцип  планирования, требующий выстраивания всех дел но степени их важности. иногда называют принципом АВС. этими  буквами обозначают те три важнейших  дела, которые сегодня нужно выполнить  в первую очередь, отодвинув на второй план все остальные.

Необходимо  также ежедневно планировать  свой рабочий день, каждое утро определяя  перечень задач и действий. Причем этот список должен быть реалистичным, посильным и не включать в себя более пяти-семи дел. Начинать его  выполнение следует всегда с дел  категории АВС.

Важно постоянно помнить, что главная  цель планирования — конкретный результат. Поэтому должен вестись постоянный контроль итогов и результатов планирования как по срокам, так и по качеству.

Научившись  планировать, человек сможет изменить к лучшему не только свою карьеру, но и свою жизнь, достигнуть высшего уровня самосовершенствования.

Однако  и работа по самопознанию, и планирование деятельности по самосовершенствованию  будут поставлены под угрозу, если одновременно с этим вы не будете уделять  должное внимание своему здоровью, его психофизическому регулированию.

4 Субъект и объект познания в философии


Если  рассматривать процесс научного познания в целом как системное  образование, то в качестве его элементов  в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать  как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда  субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание  собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект  не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение  и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут  стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи  ясно, что понятия объекта и  предмета отличаются друг от друга. Предмет  есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо  объекта в научном познании часто  выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является человек, но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, культурологии — на культуру, этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия  объекта. Со времени возникновения  философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения  претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта  в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное  познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

Информация о работе Феноминология