Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Работа состоит из  1 файл

философия готовое.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы.

 

      Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр). В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах - символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).

     Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики - о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью.

     Существует несколько подходов в понимании свободы.

1) Связывают понимание  свободы воли человека только  с необходимостью, и следовательно  (Гольбах): “во всех своих поступках  человек подчиняется необходимости...его  свобода воли есть химера”.  Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей и возможностей, если человек действует как автомат, то о какой свободе можно говорить.

2) $ и противоположная трактовка:  свобода – это возможность  поступать, как хочется. Екатерина  Великая – свобода – это  когда никто не может заставить меня делать так, как я не хочу. Здесь уже имеется элемент противоположности свободы не столько необходимости, сколько принуждению.

3) Некоторые утверждают  о наличии абсолютной свободы.  Легенда о расквашенном носе => свобода может и не знать граней, отделяющих ее от ошибочных действий. => нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна (не только в пределах имеющихся тех или иных рамок, но и различные оценки в разл.системах отсчета. Абс. свобода – абстракция от реального процесса формир-ия волевого акта ч-ка.

4) Одной из более разработанных  концепций свободы является концепция  Бердяева. Связь свободы с природной  или социальной необходимостью  лишает подлинную свободу всякого  смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода есть не только выбор возможности, свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. “Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя”. Достоинство – обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество человека (в " моменте свободы – или выбор возможности в материальном мире, или создание новой ситуации). Недостаток – устранение детерминизма.

5) В детерминистской философии  свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям, интересам

     Реальное свободное  действие человека выступает,  прежде всего, как выбор альтернативных  линий поведения (пр.: целей деятельности, средств, поступков). Объективным  основание ситуации выбора является  объективное $ целого спектра  возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность. Реализацию в действительности получает только та, для осуществления которой частично необходимо, а частично случайно складываются необходимые условия. В природе в реальной ситуации выбора практ. не возникает. Ч-к, наделенный сознанием, познавая законы природы и общества, может выделять различные возможности, сознательно влиять на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Основанием для ситуации выбора является $ объективного спектра возможностей, а объективным основание возможностей являетя закономерность и совокупность различных условий, необходимых для ее реализации. Мера возможности события прямо пропорциональна мере его необходимости. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализации в действительности. Выбор, прежде всего, определяется целевыми установками человека, а они – характером практической деятельности и той совокупности знаний, которыми человек обладает (прежде всего знание необходимости).

     В рамках  общей концепции детерминизма  свобод может быть определена  как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения. Возможность человека преобразовывать самого себя и окружающий социум, частичкой которого он является – развивающийся человек сам творит свою историю.

     Проблема свободы  тесно связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Силовое принуждение здесь не должно иметь места.


Информация о работе Философия