Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Работа состоит из  1 файл

философия готовое.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

       В истории философии стоит  различать два принципиальных  подхода к истине: онтологический  и гносеологический. Наиболее древний  из них - онтологический (хрестоматия  5.11). В рамках этого подхода истина рассматривается как особого рода бытие. Пример онтологического отношения к истине - философская концепция Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.

           Другой пример онтологизма - теологическое  представление о Боге как единственной  истине. В современной философии  к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э. Гуссерля [Гуссерль Э., 1998]

           Суть онтологизма, независимо  от различных вариаций внутри  этой парадигмы, остается одной  и той же: истина это независящая  от субъекта реальность, либо  одна из составляющих бытия,  либо бытие в своей полноте [Хайдеггер М., 1993].

           Онтологизму противостоит гносеологическое  понимание истины как особого  свойства знания. В рамках этой  концепции истина это характеристика  знания, не существующая в отрыве  от него, а значит и от познающего  субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение в философии.

           Общепризнанной в рамках гносеологизма  является классическая концепция,  в которой истина понимается  как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы - просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты (www.philosophy.ru).

           В классической концепции истине  приписывается ряд характеристик.  Объективность истины предполагает  независимость содержания истинного  знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина  объективна, то по форме она  всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

           Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания (хрестоматия 5.2). В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.

           В реальном познании истина  существует в относительной форме.  Относительность истины означает  ее неполноту, незавершенность,  условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения [Кант И., 1994].

           Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности  в знании определяет еще одно  свойство истины - динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины - процессуальность. Истина существует в движении - не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.

           Конкретность истины означает, что  не существует неизменной для  всех ситуаций истины, истинное  знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью.

           В рамках гносеологической парадигмы  помимо классической концепции  истины, существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества [Кун Т., 1975]. В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху (www.philosophy.ru). Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания [Поппер К., 1980].

           Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Тема разграничения  истины и знания чрезвычайно важна  для гносеологии. Понятия "знание" часто неправомерно отождествляется  с понятием "истинное знание". Следствием подобного отождествления являются такие определения знания:

  • знание - результат познания, характеризующийся сознанием истины;
  • знание - истинный познавательный образ и др (хрестоматия 5.1).

       Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория "знание" характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.

           Отождествление истинного знания  и научного знания также неправомерно [Кун Т., 1975]. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя массу неистинного. Неистинным или недоказанным является гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не может быть исключено из науки. Как раз за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки [Поппер К., 1980]. Стоит добавить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии.

 

  1.  Понятие науки и научной революции. Виды знаний.

 

         Наука в классическом виде  сформировалась в XVII - XVIII веках. Классический образ науки связан с естествознанием (хрестоматия 5.2). Долгое время этот образ науки считался единственно возможным и абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению. Во второй половине XIX века начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом науки. На рубеже XIX - XX в.в. в философии появляется проблема обоснования нового типа знания, которое объединено названием "науки о духе" (хрестоматия 5.7).

           Наука как особый род знания  обладает целым рядом характеристик.  Главная особенность научного  знания - рациональность. В науке  новые сведения формулируются  и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Представления о рациональности, конечно, меняются, однако, критерий логической непротиворечивости, составляющий ядро представлений о рациональности, всегда остается неизменным. Другая особенность научного знания - объективность. Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно, по возможности исключая субъективистские моменты (хрестоматия 5.3). Требование объективности знания в случае гуманитарных и социальных наук имеет свою специфику, поскольку предметом наук о духе выступает культурная и человеческая реальность, постижение которой неизбежно связано с субъективными моментами. Но субъективность и субъективизм - разные свойства, поэтому требование объективности, определенным образом трансформируясь, тем не менее, сохраняется и в науках о духе.

           Научное знание не ограничивается  констатацией фактов, научное знание  имеет объяснительный характер. Научное знание, в отличие от  обыденного, художественного, религиозного  или мифологического, является знанием доказательным. Наука стремится к обоснованию своих положений. Это, однако, не отменяет того факта, что в научном знании существуют гипотезы, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. (www.pilosophy.ru).

           Наука за единичным и случайным стремится обнаружить общее и необходимое. Цель науки - открытие закономерностей и общих принципов. Однако опять следует оговориться, что в случае с гуманитарным и социальным познанием меняется само представление о познаваемых закономерностях. Науки о духе, также как и науки о природе изучают общее и типичное, но такое общее и типичное, которое проявляется через индивидуальное и уникальное, через человека и его деятельность (хрестоматия 5.7).

           Особая задача науки - предсказание  неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных. Предсказательная сила или эвристичность научных теорий - один из важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Особенностью научного знания является также его системная организованность. Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые в свою очередь согласуются друг с другом [Вебер М., 1991].

     Современная  философия более не повторяет  ошибки философии классической, которая все возможные виды  знания отождествляла только с научным, либо "подтягивая" их к модели научного знания, либо вовсе отбрасывая как недостоверные(хрестоматия 5.1). Помимо научного, современная теория познания выделяет обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, квазинаучное знание, рассматривая их как равноценные для культуры и одинаково необходимые для понимания сущности познавательной деятельности (хрестоматия 5.7).

           Обыденное или житейское знание  основано на повседневном опыте,  хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает. Обыденное знание сводится к констатации и описанию фактов. По мере расширения универсума фактов, о которых знает человек, т.е. по мере развития науки, философии, искусства и т.п., сфера обыденного знания также расширяется и изменяется. Житейское знание выступает основой всех других видов знания, поэтому его значимость не следует преуменьшать (www.auditorium.ru).

           Художественное знание формируется  в сфере искусства и, в отличие  от научного или философского  знания, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания - художественный образ. Главная особенность художественных образов - самоочевидность и убедительность вне и независимо от любого доказательства. В искусстве в отличие от науки и философии допускается и даже приветствуется вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен. Но вымысел существует именно для того, чтобы яснее и выразительнее выявить какое-то знание о реальности. Искусство интересует по большей части не природная, а культурная и человеческая реальность, которая в науке находит весьма ограниченное отражение [Ортега-и-Гассет Х., 1991]. Если задача науки вывести общие и необходимые закономерности, то задача искусства сохранить и предъявить единичное и особенное и через них сказать что-то об общем. Искусство, опираясь на собственные средства, стремится осмыслить уникальное как своего рода квинтэссенцию реальности. Безусловно, познание - не главная функция искусства, поэтому художественное знание существует как своего рода побочный продукт. Тем не менее, совершенно отрицать гносеологическую ценность искусства было бы неверно [Ницше Ф., 1990].

           Мифологическое знание представляет  собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. В мифологическом знании собственно знание и переживание существуют в нерасчленимом единстве. В мифологическом знании наблюдения об окружающем мире не осмысливаются рационально. Мифологическое знание это не столько объективное отражение действительности, сколько отражение переживаний людей по поводу действительности. В первобытных обществах мифологическое знание играло очень существенную роль, обеспечивая стабильность первобытного социума и трансляцию значимой информации от одних поколений к другим. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т.е., в конечном итоге, познавал ее. Эта первоначальная мифологическая структуризация мира послужила основой возникновения в дальнейшем рациональных форм знания [Ницше Ф., 1990].

           Сущностная характеристика религиозного  знания - связь с верой в сверхъестественное  и эмоционально-образным отражением  действительности. В религиозном  знании акцент делается на  веру, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности, во всяком случае, она называет их таковыми. Но несмотря на апелляцию к эмоционально-чувственной стороне человеческой природы, любая развитая религиозная система несет на себе отпечаток выраженной системности, т.е., так же как и философия, носит характер умопостигаемой мировоззренческой доктрины. Религия, будучи одним из вариантов ответа на мировоззренческие вопросы, представляет собственную версию картины мира [Ортега-и-Гассет Х., 1991].

           Главной особенностью философского знания является его рационально-теоретическая форма. Взгляд философии на человека и мир это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разума. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории. В ранней философии причудливым образом переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления. Особенно это заметно в натурфилософских концепциях древних греков. Но даже в классической греческой философии, например, в системе Платона, еще сохраняются фрагменты мифологического (хрестоматия 4.6).

Информация о работе Философия