Эпикуризм
Эпикуризм. Эпикуреизм - учение и
образ жизни, исходящие из идей
Эпикура и его последователей,
отдающих не задумываясь предпочтение
материальным радостям жизни.
Видимо, наиболее выдающимся мыслителем
эллинистического периода был
Эпикур. Гл.произведения: «Правило» (канон), «О природе»
и.т.д. Учение Демокрита Эпикур не принимает
пассивно, но поправляет его, дополняет
и развивает. Если Демокрит характеризует
атомы по величине, форме и положению в
пространстве, то Эпикур им приписывает
еще одно свойство - тяжесть. Вместе с Демокритом
он признает, что атомы, движутся в пустоте.
Эпикур допускает и признает закономерным
и определенное отклонение от прямолинейного,
движения.
Эпикурово понимание случайности
не исключает, причинного объяснения.
У человека есть свобода выбора, а не все
предопределено. В учении о душе Эпикур
отстаивает материалистические взгляды.
Согласно Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное,
а структура атомов, тончайшая материя,
рассеянная по всему организму. Отсюда
вытекает и отрицание бессмертия души.
В области теории познания Эпикур - сенсуалист.
В основе всякого познания лежат ощущения,
которые возникают при отделении отражений
от объективно существующих предметов
и проникают в наши органы чувств. Таким
образом, основной предпосылкой всякого
познания является существование объективной
реальности и ее познаваемость с помощью
чувств.
Большое внимание уделял Эпикур
и понятиям. Ясность и точность
употребляемых понятий он считал
основой любых рассуждений.
Этические и вообще философские воззрения Эпикура
теснейшим образом связаны с его открытым
и воинствующим атеизмом. Основным источником
возникновения и существования религии
он считал страх смерти и незнание естественных
законов. Эпикуреизм представлял собою
в греческой филоcoфии III-I в. до н. э. наиболее
четко выраженное материалистическое
направление и в принципе сыграл положительную
роль.
Стоицизм
В конце IV в. до н. э. в
Греции формируется стоицизм, который
в эллинистическом, а также
в более позднем римском периоде становится одним из
самых распространенных философских течений.
Его основателем был Зенон. Трактат «О
человеческой природе». Стоики часто сравнивали
философию с человеческим организмом.
Логику они считали скелетом, этику - мышцами,
а физику - душой. Более определенную форму
стоическому мышлению придает Хрисипп.
Он превращает стоическую философию в
обширную систему. Стоики характеризовали
философию как «упражнение в мудрости».
Орудием философии, ее основной частью
они считали логику. Она учит обращаться
понятиями, образовывать суждения и умозаключения.
Без нее нельзя понять ни физику, ни этику,
которая является центральной частью
стоической философии.
В онтологии стоики признают
два основных принципа: материальный
принцип (материал), который считается основой, и духовный
принцип - логос (бог), который проникает
через всю материю и образует конкретные
единичные вещи. Стоики, в отличие от Аристотеля
сущностью считали материальный принцип
(хотя, так же как и он, признавали материю
пассивным, а логос (бог) - активным принципом).
Понятие бога в стоической философии можно
охарактеризовать как пантеистическое.
Логос, согласно их взглядам, пропитывает
всю природу, проявляется везде в мире.
Он является законом необходимости, провидением.
Понятие бога сообщает всей их концепции
бытия детерминистский, вплоть до фатализма,
характер, который пронизывает и их этику.
В области теории познания стоики представляют
по преимуществу античную форму сенсуализма.
Стоики упрощают аристотелевскую систему
категорий - четыре основными категориями:
субстанция (сущность), количество, определенное
качество и отношение, согласно определенному
качеству. С помощью данных категорий
постигается действительность.
Центром и носителем познания,
согласно стоической философии,
является душа. Она понимается
как нечто телесное, материальное. Иногда
ее обозначают как пневма (соединение
воздуха и огня). Ее центральную часть,
в которой локализируется способность
к мышлению и вообще все то, что можно определить
в нынешних терминах как психическую деятельность,
стоики называют разумом (гегемоником).
Разум связывает человека со всем миром.
Индивидуальный разум является частью
мирового разума. Хотя стоики считают
основой всякого познания чувства, большое
внимание они уделяют и проблемам мышления.
Стоическая этика выдвигает на
вершину человеческих усилий
добродетель. Добродетель, по
их представлениям единственное
благо. Добродетель означает жить
в согласии с разумом. Стоики
признают четыре основные добродетели,
прибавляются четыре противоположности: разумности
противостоит неразумность, умеренности
- распущенность, справедливости - несправедливость
и доблести - трусость, малодушие. Между
добром и злом, между добродетелью и грехом
четкое, категорическое различие.
Стоическая философия, видимо, лучше всего
стращает развивающийся кризис духовной
жизни греческого общества, который явился
следствием экономического и политического
разложения. Именно стоическая этика наиболее
адекватно отражает «свое время». Это
этика «сознательного отказа», сознательного
cмирения с судьбой. Она отводит внимание
от внешнего мира, от общества к внутреннему
миру человека. Лишь внутри себя человек
может найти главную и единственную опору.
Поэтому стоицизм вновь оживает в период
кризиса Римской республики и затем в
период начинающегося распада Римской
империи.
Скептицизм
В конце 4 в. до н.э. формируется
еще одно, направление - скептицизм.
Основатель - Пиррон из Элиды.
Как и Сократ излагал свои
идеи устно. Поэтому все сведения
о нем идут из трудов его ученика Тимона. Скепсис имел
место в греческой философии и раньше.
В элленистическую эпоху складываются
его принципы, ибо скепсис определялся
не методическими установками в невозможности
дальнейшего познания, а отказом от возможности
дойти до истины. И этот отказ становится
программой.
Доводы против правильности как
чувственных восприятий, так и
познаний мысли скептики объединили
в десять тезисов, тропов: например,
первый подвергает сомнению положения
о действительности развития
физиологической структуры животных, 2 - подчеркивает
индивидуальные различия людей с точки
зрения физиологии и психики, 3 - о различии
чувственных органов, в которых вещи вызывают
разные ощущения и т.д. Вообщем они делали
акцент на субъективизм познания человека.
Исходя из принципа «ничего не утверждать»,
подкрепленного тропами, скептики отвергали
любые попытки познания причин и отбрасывали
любые доказательства. В отличие от ЭП.
и СТ. философии, где достижение предполагало
познание явлений и законов природы, эта
философия отказывается от познания. Достижение
счастья по Пиррону - достижение атараксии
(спокойствия, невозмутимости).
Хотя скептицизм во многом
критически постигает реальную
проблематику сложности развития
познания, его основной чертой
были, однако, безнадежность и отказ, ведущие к агностицизму.
- Основная проблематика средневековой философии.
Средневековье как этап развития
человечества характеризуется
переходом от политеистической
языческой религии к религиям
монотеистичным. Соответствующий характер принимает и мировоззрение:
если в центре философских изысканий
античности был чувственно-материальный
космос, то в средние века предметом
философских изысканий часто выступает
единый Бог, который считается творцом
природы и человека (креационизм - лат.
"creatio", творение, создание). Все определяется
единственным божественным началом, а
такие свойства бытия, как вечность, неуничтожимость
и т.д., становятся атрибутами божества.
Бог непознаваем, но может открываться
человеку в результате откровения. Через
всю средневековую философию красной
нитью проходит спор об универсалиях.
Онтологический аспект проблемы универсалий
формулируется в вопросе: "Существует
ли общее в реальности?" В частности,
существуют ли "человечность", "красота"
и т.д. в действительности? Спор этот, как
мы уже отмечали, был инициирован Боэцием,
философом переходного периода от патристики
к схоластике.
В
дальнейшем умеренный реализм
(Боэций) приходит к концепции
ультра реализма: каждому имени
соответствует реальная сущность. Последовательное проведение
данной точки зрения приводило к утверждению,
что даже слову "ничто" соответствует
нечто, "некий недифференцированный
материал".
Ультра
реализму противостоит ультраноминализм:
общее существует только в
разуме, в действительности существуют только единичные
вещи. Разум для удобства именования и
использования слов языка образует общую
идею, которой соотносит определенное
слово. Таким образом, универсалии являются
только лишь словами, и проблема соотношения
разума, языка и действительности даже
не ставится. Мы не можем себе представить
сущее, которое соответствовало бы общему
понятию. Воспринимать мы можем только
единичные вещи, поэтому только они и могут
существовать.
Обычно
средневековый номинализм характеризуют
как "тенденцию к материализму".
Это, конечно, неверно, хотя данное учение
и не было принято церковью. Однако
главные мотивы здесь были иные. Если
универсалии считать лишь словами,
именующими множества единичных вещей,
то, в частности, и в понятии "троица"
мыслится не единство сущности Бога, а
отдельные его лица, ипостаси, "что
означало ересь тринитаризма и тритеизма
(троебожия, политеизма), ведь соединяющая
воедино ипостаси Бога, а на самом деле
отдельные личности, сущность - всего лишь
название, слово"
Августин и Ансельм Кентерберийский
формулируют очень гибкую точку зрения,
которая в различных вариациях доживает
до современности, - слова естественного
языка употребляются в контекстах. Так,
по Ансельму, для субъекта и предиката
как структурных элементов простых
высказываний контекстом являются сами
эти высказывания. Если есть некоторое
высказывание, то его субъект обозначает
то, о чем идет речь, а предикат является
именем определенного качества, приписываемого
субъекту при помощи утверждения в данном
контексте (предикат становится "именем
качества для данного субъекта"). Все
высказывание в результате становится
осмысленным (наделенным смыслом) выражением,
а его структурные части - имена - соотносятся
с определенными сущностями. У Ансельма
мы видим подход к различению грамматической
и логической форм, и даже тенденцию к
различению теории именования и теории
смысла, т.е. фактически истоки современной
логической семантики. Представленное
решение проблемы соотношения языка, мышления
и реальности легло в основу его знаменитого
онтологического доказательства бытия
Бога.
Позиции
крайнего номинализма придерживается
Абеляр. Универсальность, с его
точки зрения, может быть приписана
только словам. В процессе рассуждения
мы говорим только о словах,
а не о вещах. Но слово имеет двуединую
сущность: материальный знак, воспринимаемый
органами чувств, и идеальное (логическое,
мысленное) содержание. В универсалии
мыслятся свойства, приписываемые идеальному
содержанию. Поэтому универсальных сущностей
в реальности не существует, в ней существуют
только индивидуальные сущности (единичные
вещи). Универсальные понятия являются
результатом абстрагирующей деятельности
разума.
Универсалии
не имеют онтологических оснований,
они являются абстрактными
копиями многих вещей. Универсальный термин
не является именем собственным, но именует
класс (множество) единичных предметов,
который уже является абстракцией,
не существующей в действительности, в
действительности, еще раз повторим, существуют
только единичные предметы. "Тем не
менее, - как указывает Б. Рассел, - Абеляр
не отвергает в целом платоновские идеи:
они существуют в божественном уме как
образцы для творения; фактически - они
"концепты" Бога».
Умеренного
реализма придерживается крупнейший
философ и теолог Фома Аквинский. "Сущее",
согласно его концепции, является категорией
для обозначения двух родов бытия: логического
и реального. Логическое сущее выражается
с помощью логической связки "есть"
или "суть", которая функционально
предназначена для соединения двух
понятий в новой логической форме -
суждении. Если в результате соединения
образуется истинное суждение, то этот
факт не свидетельствует в пользу реального
существования общего, выраженного
в этих понятиях, а говорит о существовании
предметов и приписываемых им свойств
в действительности. Не понятия существуют
в реальности, а предметы, им соответствующие,
причем имеются в виду только случаи,
если понятия образуют истинные суждения.
"Существуют глаза, потерявшие нормальную
функцию видеть, но слепоты как таковой
нет. Слово "слепота" использует человеческий
интеллект, чтобы дать краткое имя
факту, что не все глаза видят. А посему
не будем гипостазировать понятия
и наивно верить, что каждому из них
соответствует нечто в реальности"
.
Реальное сущее есть все существующее.
Но способ (вид) существования для Бога
и мира, им сотворенного, разный. Бог есть
абсолютное бытие, в котором сущность
и существование с необходимостью совпадают.
Сотворенный мир обладает возможностью
бытия, и если она осуществлена в действительности,
то только лишь как отблеск божественной
сущности. Мир (и человек как существо
в мире) сотворен по образу и подобию Бога.
В сотворенном мире сущность и различные
возможности ее осуществления приводят
к разнообразию вещей - реально сущего,
которое может быть, а может и не быть более
или менее совершенным, благостным, справедливым,
мудрым. В реальном мире возможно несовпадение
сущности и существования. Бытие едино
(непротиворечиво, целостно, неразделимо),
пронизано божественной благодатью.
Две
категории сущего - логического
и реального - приводят Фому
Аквинского к признанию двух
концепций истины: логической и
онтологической. Логическая концепция
истины есть не что иное, как
идущее еще от Аристотеля классическое
понимание истины как свойства
человеческого мышления, опирающееся
на принцип соответствия (или адекватности)
мысли действительности. Онтологическая
концепция истины вводится Фомой Аквинским
по чисто теологическим причинам. С этой
точки зрения вещь истинна, если она соответствует
божественной мысли, которая является
прообразом, моделью, концептом ее. Итак,
для Фомы Аквинского универсалии существуют
в человеческом (но не божественном) разуме,
и разум способен познавать их. Но так
как универсалии являются общими понятиями,
которые относятся к вещам, то человек
через универсалии способен к познанию
вещей.