Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"
Помимо уже перечисленных,
Все перечисленные виды знания
отличаются друг от друга по
форме и содержанию, т.е. существуют
относительно независимо друг
от друга. Теория познания
Один из разделов философии -- социальная философия. Она изучает социальное бытие, то есть общество, его реальное существование. К числу важнейших проблем социальной философии относятся: 1) структура общества; 2) роль материальных, социальных и идеальных факторов в развитии общества; 3) периоды, циклы развития общества; 4) проблема общественного прогресса и его критериев; 5) особенности возникновения морали, искусства, религии и других элементов духовной жизни.
Материальная жизнь общества
Материальная жизнь общества -- сфера общественной жизни, связанная с производством материальных ценностей и удовлетворением материальных потребностей людей. Обычно выделяют следующие элементы материальной жизни общества.
Материальные потребности.
Материальная деятельность -- процесс,
связанный с производством
Материальные отношения -- это связи, возникающие между субъектами в материальной жизни общества. К ним относятся: 1) производственные отношения; 2) производительные силы; 3) организационно-технические отношения (например, отношения между конструктором и наладчиком, бригадиром и членами бригады).
Материальные условия жизни (быт): занятия домашним трудом, семейное обслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.
Идеология -- следующая сфера духовной жизни общества. Этот термин был впервые введен в научный оборот в начале XIX в. французским философом Д. де Траси (1734-1836) для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение из чувственного опыта.
Сегодня идеология понимается, прежде всего, как система идей, взглядов, выражающих интересы, идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. В качестве реальной причины социальных действий, стоящей за непосредственными мотивами, идеями участвующих в тех или иных действиях субъектов, можно считать интерес как осознанную потребность.
Идеология общества, в противоположность общественной психологии, складывающейся в основном стихийно, вырабатывается наиболее подготовленными представителями социальной группы, класса -- идеологами. Поскольку идеология является теоретическим выражением интересов социальных групп, классов, наций, государств, постольку она отражает действительность с определенных социальных позиций.
Как сфера духовной жизни
-- выражает интересы общества, социальных групп и служит руководством к действию для их осуществления; идеология может быть религиозной или светской, консервативной или либеральной, она может содержать истинные и ложные представления, быть гуманной или антигуманной;
-- защищает политический
строй, который отвечает интере
-- осуществляет
передачу опыта, накопленного
в процессе предшествующего
-- обладает способностью
влиять на людей путем
Критерием ценности идеологии
выступает ее способность
В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
Формационный подход был
Общественно-экономическая
Вся история рассматривается
как закономерный процесс
В целом К. Марксом было
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая (социалистическая).
К основным цивилизациям
• шумерская;
• вавилонская;
• минойская;
• эллинская (греческая);
• китайская;
• индусская;
• исламская;
• христианская;
• некоторые другие цивилизации.
Движущими силами истории
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории
• творческого меньшинства;
• инертного большинства.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное понятие данного подхода — культура.
Культура — совокупность
Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было
• индийская;
• китайская;
• вавилонская;
• египетская;
• античная;
• арабская;
• русская;
• западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.
Помимо формационного,
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:
• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;
• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка"; все остальные служат ей и зависят от нее;
• германский — осознают себя и свободны все.
Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение.
Позитивисты (Огюст Конт) выделяли
следующие стадии развития
• традиционную;
• доиндустриальную;
• индустриальную.
На базе данной классификации
получила широкое
• традиционного;
• доиндустриального (аграрного);
• индустриального;
• постиндустриального общества.
Понятие «цивилизация» входит
в научный обиход около
Во всех перечисленных
В философии существуют
Цивилизационный подход к
Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации - творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.
Культурологический подход к
истории широко использовал О.
Шпенглер, взгляды которого широко
были распространены на Западе
в первой половине ХХ в.