Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Работа состоит из  1 файл

философия готовое.doc

— 352.00 Кб (Скачать документ)

           Помимо уже перечисленных, существует  еще один особый вид знания, которое объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного - квазинаучное. При этом квазинаучное знание - самостоятельное культурное явление, несводимое ни к науке, ни к философии, ни к религии, ни к искусству. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т.п. Квазинаучное знание выполняет в культуре специфические компенсаторные функции, позволяя человеку обрести психологический комфорт в быстро меняющейся, трудно предсказуемой реальности (www.auditorium.ru).

           Все перечисленные виды знания  отличаются друг от друга по  форме и содержанию, т.е. существуют  относительно независимо друг  от друга. Теория познания выявляет  специфические особенности каждого из них, соотносит с другими культурными формами и определяет их место в культурном универсуме.

 

  1. Философское учение об обществе. Материальные и идеальные факторы в развитии общества.

     Один  из разделов философии -- социальная  философия. Она изучает социальное бытие, то есть общество, его реальное существование. К числу важнейших проблем социальной философии относятся: 1) структура общества; 2) роль материальных, социальных и идеальных факторов в развитии общества; 3) периоды, циклы развития общества; 4) проблема общественного прогресса и его критериев; 5) особенности возникновения морали, искусства, религии и других элементов духовной жизни.

     Материальная жизнь общества

       Материальная жизнь общества -- сфера  общественной жизни, связанная  с производством материальных ценностей и удовлетворением материальных потребностей людей. Обычно выделяют следующие элементы материальной жизни общества.

      Материальные потребности. Потребность  -- это состояние субъекта, при  котором он испытывает нужду  или недостаток в чем-либо, необходимом для нормального функционирования. Примеры материальных потребностей: потребность в пище, одежде, жилище, технических устройствах и т. д.

        Материальная деятельность -- процесс,  связанный с производством материальных ценностей. Главным элементом материальной деятельности является материальное производство. Это процесс, с помощью которого люди преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

       Материальные отношения -- это  связи, возникающие между субъектами в материальной жизни общества. К ним относятся: 1) производственные отношения; 2) производительные силы; 3) организационно-технические отношения (например, отношения между конструктором и наладчиком, бригадиром и членами бригады).

       Материальные условия жизни (быт): занятия домашним трудом, семейное обслуживание, удовлетворение физиологических потребностей.

       Идеология -- следующая сфера духовной жизни общества. Этот термин был впервые введен в научный оборот в начале XIX в. французским философом Д. де Траси (1734-1836) для обозначения науки об идеях, призванной изучать их происхождение из чувственного опыта.

     Сегодня идеология  понимается, прежде всего, как  система идей, взглядов, выражающих  интересы, идеалы, мировоззрение общества, социальной группы или класса. В качестве реальной причины социальных действий, стоящей за непосредственными мотивами, идеями участвующих в тех или иных действиях субъектов, можно считать интерес как осознанную потребность.

        Идеология общества, в противоположность общественной психологии, складывающейся в основном стихийно, вырабатывается наиболее подготовленными представителями социальной группы, класса -- идеологами. Поскольку идеология является теоретическим выражением интересов социальных групп, классов, наций, государств, постольку она отражает действительность с определенных социальных позиций.

         Как сфера духовной жизни идеология  выполняет следующие основные  функции:

-- выражает интересы  общества, социальных групп и  служит руководством к действию для их осуществления; идеология может быть религиозной или светской, консервативной или либеральной, она может содержать истинные и ложные представления, быть гуманной или антигуманной;

-- защищает политический  строй, который отвечает интересам данного класса, социальной группы;

-- осуществляет  передачу опыта, накопленного  в процессе предшествующего развития  идеологии;

-- обладает способностью  влиять на людей путем обработки  их сознания, противостоять или  бороться с идеями, выражающими  интересы противоположного класса, социальной группы.

        Критерием ценности идеологии  выступает ее способность обеспечить  духовные предпосылки политического,  управленческого влияния того  или иного класса, социального  движения, партии в деле достижения  своих интересов.

 

  1.  Философия истории.

В своих взглядах на историю философы разделились  на две группы:

• те, кто рассматривает  историю как хаотичный, случайный  процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);

• те, кто видит  определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.

          Среди подходов к истории как  к внутренне логическому и  закономерному процессу особо  выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):

• формационный подход;

• цивилизационный  подход;

• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.

         Формационный подход был предложен  основоположниками марксизма —  К. Марксом и Ф. Энгельсом,  развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.

        Общественно-экономическая формация  представляет собой совокупность  производственных отношений, уровня  развития производительных сил,  общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

         Вся история рассматривается  как закономерный процесс смены  общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает  в недрах предыдущей, отрицает  ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

        В целом К. Марксом было выделено  пять общественно-экономических  формаций:

• первобытнообщинная;

• рабовладельческая;

• феодальная;

• капиталистическая;

• коммунистическая (социалистическая).

            К основным цивилизациям относятся  (относились):

• шумерская;

• вавилонская;

• минойская;

• эллинская (греческая);

• китайская;

• индусская;

• исламская;

• христианская;

• некоторые  другие цивилизации.

         Движущими силами истории согласно  Тойнби являются:

• вызов, брошенный  цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

• ответ цивилизации  в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

         Развитие всей истории строится  по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней структуре  цивилизация состоит из:

• творческого  меньшинства;

• инертного  большинства.

        Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

       Культурологический подход был  предложен немецким философом  Освальдом Шпенглером (1880 — 1936). Центральное понятие данного подхода — культура.

        Культура — совокупность религии,  традиций, материальной и духовной  жизни. Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная  реальность. Культура зарождается,  живет и умирает.

         Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

      Всего Шпенглером было выделено  восемь культур:

• индийская;

• китайская;

• вавилонская;

• египетская;

• античная;

• арабская;

• русская;

• западноевропейская.

     Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в.

           Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют  и иные философские подходы,  рассматривающие историю как  объективный и закономерный процесс.  Среди них можно выделить подход  Гегеля и позитивистский подход.

       Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа:

• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и  свободен только один человек — правитель, все остальные — его рабы;

• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и  свободна лишь одна группа, прослойка  людей — "верхушка"; все остальные  служат ей и зависят от нее;

• германский —  осознают себя и свободны все.

        Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время широкое распространение.

      Позитивисты (Огюст Конт) выделяли  следующие стадии развития общества:

• традиционную;

• доиндустриальную;

• индустриальную.

          На базе данной классификации  получила широкое распространение  среди современных западных философов  точка зрения о том, что человечество  в своем историческом развитии  прошло стадии:

• традиционного;

• доиндустриального (аграрного);

• индустриального;

• постиндустриального  общества.

 

  1.  Роль понятия цивилизации в познании общества.

 

          Понятие «цивилизация» входит  в научный обиход около середины  ХVII в. Общепринятого философского  взгляда на понятие «цивилизация» еще не сформировалось. Можно выделить несколько определений цивилизации:

  • как определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом (А. Тойнби, П. Сорокин);
  • как этапа общественного развития, следующего за варварством и характеризующегося образованием государства (Л. Морган, Ф. Энгельс);
  • как характеристики целостности всех культур, подчеркивающей их общечеловеческое единство (К. Ясперс);
  • как конечного момента в развитии того или иного народа или региона (О. Шпенглер);
  • как материальной деятельности и ее результатов, в отличие от культуры как сферы только духовной деятельности (Н. Бердяев, С. Булгаков).

       Во всех перечисленных вариантах  понятия культуры и цивилизации  тесно связаны друг с другом  и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.

         В философии существуют цивилизационный  и культурологические подходы  к мировой истории.

         Цивилизационный подход к мировой  истории разработал английский  историк А. Тойнби. Для А. Тойнби  цивилизация - особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.

                Выделив в качестве основного  критерия религию, он насчитал пять основных цивилизаций - китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации - творческое меньшинство. Прогресс человечества заключается в его духовном совершенствовании. Смысл истории для А. Тойнби состоит в реализации нравственного и творческого человеческих достоинств.

               Культурологический подход к  истории широко использовал О.  Шпенглер, взгляды которого широко  были распространены на Западе  в первой половине ХХ в. Каждая  культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она рождается, зреет, живет и умирает подобно организму. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: индийская, китайская, египетская, вавилонская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Смерть культуры начинается с возникновением цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах. Городской житель, считает Шпенглер, лишен традиции и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.

Информация о работе Философия