Эго является центральным элементом
личного сознания, как бы собирая
разрозненные данные личного опыта в единое
целое, формируя из них целостное и осознанное
восприятие собственной личности.
Персона – та часть нашей
личности, которую мы показываем
миру, какими мы хотим быть
в глазах других людей.
Тень является центром личного бессознательного. Как
Эго собирает данные о нашем внешнем опыте,
так Тень фокусирует, систематизирует
те впечатления, которые были вытеснены
из сознания. Содержанием Тени являются
те стремления, которые отрицаются человеком
как несовместимые с его Персоной, с нормами
общества.
Анима (у мужчины) или Анимус
(у женщины) – это те части
души, которые отражают интерсексуальные
связи, представления о противоположном
поле. На их развитие большое
влияние оказывают родители (мать
– у мальчика и отец –
у девочки).
Самость, с точки зрения Юнга,
является центральным архетипом
всей личности, а не только
ее сознательной или бессознательной
части; это «архетип порядка
и целостности личности». Ее
главное значение в том, что
она не противопоставляет разные части души (сознательную и бессознательную)
друг другу, но соединяет их так, чтобы
они дополняли друг друга. В процессе развития
личность обретает все большую целостность
и, индивидуализируясь, становится все
более свободной в своем выражении и самопознании.
Исходя из структуры души Юнг
создает и свою типологию личности,
выделяя два типа: экстраверты
и интроверты. Интроверты в процессе
индивидуализации обращают больше
внимания на внутреннюю часть
своей души, строят свое поведение
исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений.
Экстраверты, наоборот, больше ориентированы
на Персону, на внешнюю часть своей души.
Они, в отличие от интровертов, прекрасно
ориентируются во внешнем мире и в своей
деятельности исходят главным образом
из его норм и правил.
- Философия экзистенциализма.
Экзистенциализм - это философия
существования. Она получила распространение
в ряде стран Западной Европы
- Германии, Франции, Италии в 30
- 60-е годы. Классики экзистенциализма
- это немецкие философы М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс
(1883-1969), французские мыслители - Ж.П. Сартр
(1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973).
Экзистенциализм существовал как
в религиозной, так и атеистической
формах. Многие экзистенциалисты
известны не только как философы, но и
как видные представители современной
литературы и театра. Камю и Сартр - лауреаты
Нобелевской премии в области литературы
1957 и 1964 годов. Романы, рассказы, драмы
этих писателей - это художественное выражение
их философских идей.
Это философское течение возникло
как реакция на кризис гуманизма,
выражение глубоких социальных
и политических потрясений в
современную эпоху. Иногда экзистенциализм
называют "философией кризиса",
которая выражает бытие одинокого
человека, заброшенного потоком времени в
бесчеловечный социальный мир. В центре
внимания экзистенциалистов оказались
вопросы отчуждения человека в обществе,
смысла жизни, свободы и ответственности.
Центральное место в философии экзистенциализма
занимает понятие "существование".
На французском языке это слово звучит
как экзистенция, отсюда и пошло название
этого философского течения.
Экзистенция - это духовный мир
человека, поток его переживаний,
чувств, мыслей. Это переживание
человеком своего бытия в мире.
И среди этих переживаний, настроений
у человека преобладают чувства
тоски, тревоги, одиночества, разочарования,
страха, паники, отчаяния, ужаса.
Экзистенциалисты делают акцент на негативных
эмоционально-психологических состояниях
человека. Эти негативные эмоции возникают
у человека в безысходных, трагических
ситуациях. Экзистенциалисты называют
их пограничными (это ситуации на грани
между жизнью и смертью, бытием и небытием).
Отрицательные эмоции, настроения отражают
истинный смысл бытия, действительное
положение человека в обществе. Что касается
положительных, приятных эмоций (радости,
удовлетворённости, восторга), они всегда
более или менее поддельны, фальшивы.
Человек одинок в этом мире,
ему неоткуда ждать поддержки
и помощи. Таким образом, один
из основных мотивов в философии
экзистенциализма - это мотив трагического
существования человека в современном
мире. Несмотря на трагичность существования
человека в мире, он должен решать проблему
выбора своего жизненного пути. Экзистенциалисты
отстаивают положение об открытости человека,
о том, что человек - это проект, который
им самим конструируется. "Человек сам
себя выбирает" - пишет Сартр. Его жизнь
- самоопределение, а не предопределение.
И ничто - ни природные, ни социальные,
ни божественные силы - не предрешают мышление
и поведение человека. Основной постулат
этики экзистенциализма состоит в том,
что человек совершенно свободен в своей
внутренней жизни, и от этой абсолютной
свободы, как парадоксально выразился
Сартр, ему не спастись. Свобода человека
безгранична, во-первых, потому, что неисчерпаем
духовный мир человека; во-вторых, человек
не завершён как личность, он всегда пребывает
в поиске.
Экзистенциалисты поднимают и
разрабатывают ещё одну важную
проблему - отношения свободы и
ответственности. Они считают,
что свободный человек несёт
ответственность за всё совершённое
им, а не оправдывает себя обстоятельствами. Чувство вины
за всё совершающееся вокруг него - это
чувство свободного человека.
Экзистенциализм оказал большое
влияние на общественную жизнь
и духовную культуру ХХ века.
Он - один из источников контркультуры
на Западе.
- Проблема бытия в философии. Учение о субстанции.
Платон под истинным бытием
имел в виду «царчство чистых
мыслей и красоты» как нечто
умопостигаемое в отличии
от мира чувственных вещей.
По Аристотелю, бытие-это живая
субстанция, хар-ся следующими
принципами:каждая вещь есть самостоятельный
факт, на который мы обращаем свое
внимание(принцип материальности); каждый
объект обладает структурой, части
которой соотнесены друг с другом (концепция
активной формы); она указывает на свое
происхождение (принцип причинности);
она имеет свое определенное назначение
(принцип цели)В средние века оформилось
так называемое онтологическое доказательство
бытия Бога, состоящее в выводе
Абсолютного Бытия из понятия бытия, а
именно: то, больше чего нельзя помыслить,
не может существовать только в уме. В
эпоху Возражденияи ,особенно, в
Новое время происходит разделение философии
и естественной науки. В связи с
этим хар-на «объективизация» понятия
бытия и одновременно развитие
субъективистских концепций. Бытие осмысливается
как нечо телесное, вещественное,
как объктивная реальность противостоящая
человеку и его разуму. Декарт: «я
мыслю следовательно существую» это значит,
что бытие субъекта постигаемо
только в акте самосознания.
Слово
«субстанция» по-латински означает «то, что
лежит в основе», «подлежащее». Свою субстанцию
Спиноза называет еще Природой и Богом.
Спиноза определяет субстанцию как «причину
себя» (Causa Sui), то есть как вещь, которая
не зависит ни от чего, кроме себя. Субстанция
является абсолютно бесконечной и вечной.
Спиноза доказывает, что существует только
одна субстанция, а все прочие вещи, существующие
в природе, все идеи и тела – от элементарной
частицы материи до целой вселенной, –
являются ее Модусами, то есть состояниями
и действиями субстанции.
Субстанция обладает бесчисленными
Атрибутами. Атрибут – это конкретная
форма существования субстанции.
Человеческому разуму известны
только два ее атрибута –
протяжение (материя) и мышление.
Иначе говоря, субстанция является
Вещью мыслящей и протяженной.
- Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности.
Детерминизм: а) система взглядов
об объективной закономерной
взаимосвязи и всеобщей обусловленности
всех явлений окружающего мира;
б) учение о всеобщей причинной обусловленности
всех явлений (причинность — главное в
детерминизме, но она не исчерпывает данное
понятие).
Сторонники индетерминизма либо
не признают всеобщий и объективный
характер взаимосвязи явлений,
либо — в крайней форме —
вообще отвергают детерминизм как
таковой (а значит, и причинность). Они
считают, что имеются состояния и события,
для которых причина не существует или
не может быть указана. Индетерминизм
считает, в частности, что принцип причинности
неприменим к объяснению человеческой
деятельности, рассуждает о «свободе воли»
электрона, о том, что процессы микромира
управляются телеологическими силами
и т.п. При этом одна из исторических форм
детерминизма, а именно, механический
детерминизм, отождествлялся с детерминизмом
вообще.
Современный детерминизм включает
в себя два основных, объективно
существующих типа взаимообусловленных
явлений, каждый из которых
в свою очередь «воплощается»
в многообразных формах детерминации.
Первый тип — причинная детерминация,
выступающая решающей по отношению
к непричинной, все формы которой складываются,
в конечном счете на основе причинности
— краеугольного камня детерминизма.
Сущность принципа причинности
(каузальности) заключается в нахождении
таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают
генезис (возникновение) и развитие данного
предмета, детерминируют в конечном итоге
все другие его свойства, связи и отношения,
его своеобразие.
Реализуя
принцип причинности, познание
проходит следующие основные ступени:
1. Вычленение
предмета исследования как целостной
своеобразной системы из многих
других взаимодействующих с данной
системой.
2. Анализ
данной целостной системы в
качестве определенного результата
некоторого процесса развития, т.
е. в качестве следствия.
3. Изучение
механизма причинной детерминации
в плане одностороннего порождающего
воздействия одного объекта на
другой (внешняя причинность). На
данном этапе анализируются все
факторы, предпосылки, условия
и доводы, которые участвовали
в порождении данной системы; выявляются
многообразные формы причинной обусловленности,
вычленяется главная причина.
4. Исследование
механизма причинного обусловливания
как процесса самодетерминации
данной системы, т. е. доведение
анализа до понятия внутренней
причины самодвижения (внутренняя
причинность).
5. Изучение внешней
и внутренней причинности в
их единстве и взаимосвязи,
но при приоритете последней.
Особое внимание здесь должно
быть проявлено к движущим
силам, источнику развития —
к противоречиям (прежде всего внутренним). Именно взаимодействие
противоположности, противоречие являются,
в конечном счете, самым глубоким источником,
основной и коренной причиной взаимодействия
(самодетерминации), самодвижения и развитии»
объектов, их перехода к высшим формам.
Второй тип детерминизма
— отношение между взаимосвязями явлениями,
которые не имеют непосредственно причинного
характера, ибо здесь отсутствует момент
порождения и о события (процесса, явления
и т.п.) другим. Можно выделить следующие
основные формы непричинного обусловливания:
1. Функциональные
связи и зависимости между
явлениями, когда они сосуществуют
во времени, но не порождают
одна другую.
2. Связь состояний,
т. е. такое отношение разных
состояний какого-либо объекта
(атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический
(порождающий) аспект.
3. Вероятностные
соотношения, выражаемые в виде
статистических законов.
4. Отношения
симметрии, структурные, системные
и иные взаимосвязи, пространственные
и временные корреляции и другие,
рассматриваемые в рамках общенаучных
подходов.
5. Взаимоотношения
между определенными «парными»
или любыми иными категориями
материалистической диалектики, отражающими
своеобразные «срезы» реальной
действительности и самого процесса
познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма
особого типа).
В современной науке происходит
переход к более глубокому
осмыслению детерминизма — с
пониманием неоднозначности будущего
и с возможностью выхода на
желаемое будущее. Это детерминизм,
который усиливает роль человека.
- Философское учение об истине. Классическая и неклассические концепции истины.
Проблема истины - центральная в
гносеологии. Интерпретация этой
темы требует ответа на два
вопроса:
- о средствах и путях достижения истины, т.е. о познавательных способностях человека;
- о формах существования истины.