Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат
Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.
Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.
Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.
Практическая значимость
исследования состоит в определении
понятий и категорий, представляющих
значительный интерес для практической
организации и повышения
Основные положения и
выводы диссертации могут быть использованы
при исследовании философских, социологических,
психологических и
Материалы диссертации могут найти применение при разработке и чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, философии культуры, социологии, психологии и виртуалистике; формировании рациональной политики в области развития и гуманистического использования современных информационных технологий.
Структура работы. Структура
и объем работы соответствуют
целям и задачам
Основное содержание работы
Во введении характеризуется
предмет исследования, обосновывается
актуальность темы диссертации, выясняется
степень разработанности
Первая глава - «Идеи и
концепции виртуальности и
В первом параграфе «Понятие «виртуальность» и эволюция его содержания в философии и науке» содержится концептуальный историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность».
Опираясь на результаты исследований по истории философии, науки и техники и точки роста в исследовании и понимании данной проблематики в эволюции представлений о виртуальности и виртуальной реальности с известной степенью условности и относительности можно выделить следующие фазисы дисциплинарного доминирования виртуалистской проблематики: математический, физический, философский, кибернетический и виртуалистский.
Автор обращается к этимологии и философской традиции постижения виртуальной реальности, оставляя за пределами данного исследования различные рациональные манипуляции с виртуальными объектами.
Отчетливая философская постановка проблемы виртуальности впервые была осуществлена в средневековой философии, когда понятия «виртуальность» и «виртуальная реальность» обрели значимый статус и использовались для решения ряда фундаментальных философских проблем. Наиболее существенные результаты исследований виртуальности были получены в работах Ф.Аквинского, Н.Кузанского и др.
Степень актуальности проблем виртуальности и виртуальной реальности менялась в ходе развития философии.
Большой интерес к данным проблемам вновь возник лишь в XX столетии и в решающей мере был обусловлен возникновением и развитием научно -технической революции.
Одним из признаков значительной актуализации виртуалистской проблематики стало стремительное расширение понятийного поля виртуалистики.
В физике начали активно использовать понятие «виртуальные частицы» (посредством которого обозначаются частицы, существующие чрезвычайно короткое время), в компьютерной технике понятия «виртуальная память» и «виртуальная машина», в искусствоведении понятие «виртуальный театр», в теории управления «виртуальный офис» и «виртуальный менеджмент» и пр. Исследования в эргономике, ориентированные на создание принципиально нового способа отображения информации, привели к созданию серии различных эффективных виртуальных тренажеров (кабины самолета, электровоза и т.д.).
Особого внимания заслуживает
новая интерпретация в
объектов определенного уровня, сопряженных с порождающей их реальностью.
Современные философско-психологические
концепции виртуальной
Проблематика виртуальной реальности в статусе самоопределяющегося философского направления конституируется в рамках постнеклассической философии в 1980 - 2000-х гг. как проблема природы реальности, как осмысление возможного и невозможного в качестве действительного. «Например, Ж.Бодрийяр, оперируя понятием «гиперреальность»1, утверждал, что точность и совершенство технического воспроизводства объекта, его знаковая репрезентация конструируют иной объект — симулякр, в котором реальности больше, чем в собственно «реальном», который избыточен в своей детальности Социальный теоретик М.Постер, сопоставляя феномен виртуальной реальности с эффектом «реального времени» в сфере современных телекоммуникаций, отмечал, что в них происходит проблематизация реальности, ставящая под сомнение обоснованность, эксклюзивность и конвенциональную очевидность «обычного» времени, пространства и идентичности.
Модернистские и постмодернистские
интерпретации виртуальности
Обретение понятием «виртуальная
реальность» статуса
В значительной мере это
относится и к философско-
1 См.: Бодрийяр Ж. Прозрачность
зла. // http://social.philosophy.pu.
«virtus» и «виртуальности» происходит из-за полисемии слова «виртуальный». Он, в частности, привел пример с переводом английского слова «virtual», которое, как правило, переводится как «возможный, потенциальный»,' в то время как у этого термина есть и другие значения: «фактический, действительный, являющийся чем-либо по существу; возможный, виртуальный, предполагаемый; мнимый; эффективный».2 Осознавая, что построенный синонимический ряд представляет собой множество смысловых оттенков одного и того же понятия, Н.А.Носов и его последователи сознательно идут на выстраивание хронологической последовательности развития понятий «виртуальности» и «виртуальной реальности», опровергая тем самым собственное утверждение о неточностях в переводе текстов античных и средневековых философов, и неосознанно подгоняя концепцию под заранее определенный шаблон.
Во втором параграфе «Природа,
сущность и классификации виртуальной
реальности» отмечено, что актуализация
проблем виртуальной реальности
и попытки осуществления ее философского
анализа привели к
Исходные философские представления о реальности были созданы в философии Древнего мира (Фалес, Гераклит, Платон, Аристотель и др.), в которой реальность, как правило, отождествлялась с различными видами вещества и их комбинациями, а также с иными формами бытия.
В философии Средневековья
под реальностью понимались различные
сущности, обладающие «значительной
степенью» бытия. При этом наивысшая
степень бытия приписывалась
Богу, как воплощенной «полноте бытия».
В дальнейшем подлинное содержание
понятия «реальность» было предметом
дискуссии между лидерами номинализма
и реализма, которая повлияла на
понимание и трактовку
Принципиально важным этапом
понимания и трактовки
К числу наиболее существенных
особенностей современных философских
исследований реальности относятся
недостаточная разработанность
соответствующих категориально-
Подразделение реальности только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным, и современные потребности теории и
1 Новый Большой Англо-Русский Словарь - М, 1994. - Т.З, с. 670.
2 Там же
практики предполагают также, как минимум, подразделение реальности на естественную реальность (т.е. природу) и искусственную реальность (т.е. реальность, созданную в результате творческой производительной деятельности лю-дей).1
Искусственная реальность - это реальность, созданная и создающаяся людьми (человечеством) в процессе и результате общественной жизнедеятельности.
Категория «искусственная реальность» позволяет выработать представление о виртуальной реальности как одной из важнейших разновидностей искусственной реальности.
Автор оригинальной концепции виртуальной реальности НА.Носов выделил четыре основных признака виртуальной реальности: 1) порожденность -виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности внешней по отношению к ней; 2) актуальность — виртуальная реальность существует актуально, только «здесь» и «теперь» (только пока активна порождающая реальность); 3) автономность - в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (для человека, находящегося в виртуальной реальности нет внеположенного прошлого и будущего); 4) интерактивность — виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с породившими ее2.
Из данных выделенных признаков виртуальной реальности по меньшей мере два признака (актуальность и автономность) определены не -вполне корректно в силу того, что во внимание не было принято то, что виртуальная реальность является материальной и существует на материальных носителях. Это обстоятельство в свою очередь повлекло некорректное определение самой виртуальной реальности.
Одна из наиболее интересных
классификаций виртуальной
Все более широкое распространение
различных систем и устройств, ориентированных
на взаимодействие с человеком, побудило
исследователей обратить внимание на
психические особенности и
1 Иванов А.Е. Реальность.
/ История философии:
2 Носов H.A. Виртуальная психология. - М., 2000, с.ЗЗ.
3 См.: Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: Философско-методологический анализ: Ав-тореф. дис.... канд. филос. наук. - М. 1998, с. 12-13.
пенным обретением репрезентативной статистики необходимость таких психологических исследований становится все более очевидной.
В общем, под компьютерной виртуальной реальностью ныне понимается технически конструируемая компьютерная интерактивная среда, обеспечивающая порождение и оперирование объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объема, движения и т.д.), способности воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве.