Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Практическая значимость исследования состоит в определении  понятий и категорий, представляющих значительный интерес для практической организации и повышения эффективности  использования информационного,простран-ства.

 

Основные положения и  выводы диссертации могут быть использованы при исследовании философских, социологических, психологических и культурологических проблем, связанных с применением  и влиянием технологий виртуальной  реальности на развитие человека и  общества.

 

Материалы диссертации могут  найти применение при разработке и чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, философии культуры, социологии, психологии и виртуалистике; формировании рациональной политики в области развития и гуманистического использования современных информационных технологий.

 

Структура работы. Структура  и объем работы соответствуют  целям и задачам диссертационного исследования и включают: введение, две главы, два приложения и список использованной литературы.

 

Основное содержание работы

 

Во введении характеризуется  предмет исследования, обосновывается актуальность темы диссертации, выясняется степень разработанности проблемы, формулируются цель и основные задачи исследования, определяется его теоретико-методологическая база, дается характеристика научной  новизны, теоретической и практической значимости работы, описывается структура  работы.

 

Первая глава - «Идеи и  концепции виртуальности и виртуальной  реальности в европейской философской  традиции» - посвящена исследованию и анализу эволюции содержания понятий  «виртуальность» и «виртуальная реальность» в философии и  науке, выявлению природы, сущности и основных характеристик виртуальной  реальности и формулировке основных проблем в области философских  исследований виртуальной реальности.

 

В первом параграфе «Понятие «виртуальность» и эволюция его  содержания в философии и науке» содержится концептуальный историко-философский  анализ понятий «виртуальность»  и «виртуальная реальность».

 

Опираясь на результаты исследований по истории философии, науки и  техники и точки роста в  исследовании и понимании данной проблематики в эволюции представлений  о виртуальности и виртуальной  реальности с известной степенью условности и относительности можно  выделить следующие фазисы дисциплинарного  доминирования виртуалистской проблематики: математический, физический, философский, кибернетический и виртуалистский.

 

Автор обращается к этимологии и философской традиции постижения виртуальной реальности, оставляя за пределами данного исследования различные рациональные манипуляции  с виртуальными объектами.

 

Отчетливая философская  постановка проблемы виртуальности  впервые была осуществлена в средневековой  философии, когда понятия «виртуальность»  и «виртуальная реальность» обрели значимый статус и использовались для  решения ряда фундаментальных философских  проблем. Наиболее существенные результаты исследований виртуальности были получены в работах Ф.Аквинского, Н.Кузанского и др.

 

Степень актуальности проблем  виртуальности и виртуальной  реальности менялась в ходе развития философии.

 

Большой интерес к данным проблемам вновь возник лишь в XX столетии и в решающей мере был  обусловлен возникновением и развитием  научно -технической революции.

 

Одним из признаков значительной актуализации виртуалистской проблематики стало стремительное расширение понятийного поля виртуалистики.

 

В физике начали активно  использовать понятие «виртуальные частицы» (посредством которого обозначаются частицы, существующие чрезвычайно  короткое время), в компьютерной технике  понятия «виртуальная память» и  «виртуальная машина», в искусствоведении понятие «виртуальный театр», в теории управления «виртуальный офис» и  «виртуальный менеджмент» и пр. Исследования в эргономике, ориентированные на создание принципиально нового способа отображения информации, привели к созданию серии различных эффективных виртуальных тренажеров (кабины самолета, электровоза и т.д.).

 

Особого внимания заслуживает  новая интерпретация в современной  науке понятий «виртуальности»  и «виртуальной реальности» как  совокупности

 

объектов определенного  уровня, сопряженных с порождающей  их реальностью.

 

Современные философско-психологические  концепции виртуальной реальности в общем основываются на следующих предпосылках: 1) понятие объекта научного исследования необходимо дополнить понятием реальности как среды существования множества разнородных и разнокачественных объектов; 2) виртуальную реальность составляют отношения разнородных объектов, расположенных на разных иерархических уровнях взаимодействия и порождения объектов — виртуальная реальность всегда порождена некоторой исходной (константной) реальностью; виртуальная реальность относится к реальности константной как самостоятельная и автономная реальность, существуя лишь во временных рамках процесса ее порождения и поддержания ее существования.

 

Проблематика виртуальной  реальности в статусе самоопределяющегося  философского направления конституируется  в рамках постнеклассической философии в 1980 - 2000-х гг. как проблема природы реальности, как осмысление возможного и невозможного в качестве действительного. «Например, Ж.Бодрийяр, оперируя понятием «гиперреальность»1, утверждал, что точность и совершенство технического воспроизводства объекта, его знаковая репрезентация конструируют иной объект — симулякр, в котором реальности больше, чем в собственно «реальном», который избыточен в своей детальности Социальный теоретик М.Постер, сопоставляя феномен виртуальной реальности с эффектом «реального времени» в сфере современных телекоммуникаций, отмечал, что в них происходит проблематизация реальности, ставящая под сомнение обоснованность, эксклюзивность и конвенциональную очевидность «обычного» времени, пространства и идентичности.

 

Модернистские и постмодернистские  интерпретации виртуальности отличаются особой оригинальностью, но для анализа  виртуальной реальности и порождаемой  ею культуры модернистские категории  социально-философского анализа оказываются  недостаточны.

 

Обретение понятием «виртуальная реальность» статуса современной  философской категории было обусловлено  преимущественно результатами нового осмысления соотношения объективной  и субъективной реальности. Именно поэтому попытки связать современные  представления о виртуальной  реальности как некой искусственной  среде, созданной при помощи компьютерной технологии, с толкованием «virtus» античными и средневековыми мыслителями являются неосновательными.

 

В значительной мере это  относится и к философско-психологической  концепции происхождения, природы  и развития виртуальной реальности, разработанной российской школой виртуалистики. Согласно концепции Н.А.Носова, подобное широкое и неоднозначное толкование понятия

 

1 См.: Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. // http://social.philosophy.pu.ru/biblio/bodryzlo.html

 

«virtus» и «виртуальности» происходит из-за полисемии слова «виртуальный». Он, в частности, привел пример с переводом английского слова «virtual», которое, как правило, переводится как «возможный, потенциальный»,' в то время как у этого термина есть и другие значения: «фактический, действительный, являющийся чем-либо по существу; возможный, виртуальный, предполагаемый; мнимый; эффективный».2 Осознавая, что построенный синонимический ряд представляет собой множество смысловых оттенков одного и того же понятия, Н.А.Носов и его последователи сознательно идут на выстраивание хронологической последовательности развития понятий «виртуальности» и «виртуальной реальности», опровергая тем самым собственное утверждение о неточностях в переводе текстов античных и средневековых философов, и неосознанно подгоняя концепцию под заранее определенный шаблон.

 

Во втором параграфе «Природа, сущность и классификации виртуальной  реальности» отмечено, что актуализация проблем виртуальной реальности и попытки осуществления ее философского анализа привели к возникновению комплекса проблем, вновь актуализирующих вопросы о реальности как таковой и необходимости более четкого определения понятий естественной и искусственной реальностей.

 

Исходные философские  представления о реальности были созданы в философии Древнего мира (Фалес, Гераклит, Платон, Аристотель и др.), в которой реальность, как  правило, отождествлялась с различными видами вещества и их комбинациями, а также с иными формами  бытия.

 

В философии Средневековья  под реальностью понимались различные  сущности, обладающие «значительной  степенью» бытия. При этом наивысшая  степень бытия приписывалась  Богу, как воплощенной «полноте бытия». В дальнейшем подлинное содержание понятия «реальность» было предметом  дискуссии между лидерами номинализма  и реализма, которая повлияла на понимание и трактовку реальности в философии Средневековья и  Нового времени.

 

Принципиально важным этапом понимания и трактовки реальности стала диалектико-материалистическая концепция (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.), утверждающая наличие объективной реальности (т.е. реальности, всего материального мира в целом) и субъективной реальности (т.е. духовной реальности), которая, как правило, отождествляется с сознанием и его деятельностью.

 

К числу наиболее существенных особенностей современных философских  исследований реальности относятся  недостаточная разработанность  соответствующих категориально-понятийных рядов и категориально-понятийных комплексов, а также иерархической  системы соответствующих категорий.

 

Подразделение реальности только на объективную и субъективную является необходимым, но недостаточным, и современные  потребности теории и

 

1 Новый Большой Англо-Русский  Словарь - М, 1994. - Т.З, с. 670.

 

2 Там же

 

практики предполагают также, как минимум, подразделение реальности на естественную реальность (т.е. природу) и искусственную реальность (т.е. реальность, созданную в результате творческой производительной деятельности лю-дей).1

 

Искусственная реальность - это реальность, созданная и создающаяся  людьми (человечеством) в процессе и  результате общественной жизнедеятельности.

 

Категория «искусственная реальность»  позволяет выработать представление  о виртуальной реальности как  одной из важнейших разновидностей искусственной реальности.

 

Автор оригинальной концепции  виртуальной реальности НА.Носов выделил четыре основных признака виртуальной реальности: 1) порожденность -виртуальная реальность продуцируется активностью какой-либо другой реальности внешней по отношению к ней; 2) актуальность — виртуальная реальность существует актуально, только «здесь» и «теперь» (только пока активна порождающая реальность); 3) автономность - в виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (для человека, находящегося в виртуальной реальности нет внеположенного прошлого и будущего); 4) интерактивность — виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с породившими ее2.

 

Из данных выделенных признаков  виртуальной реальности по меньшей  мере два признака (актуальность и  автономность) определены не -вполне корректно в силу того, что во внимание не было принято то, что виртуальная реальность является материальной и существует на материальных носителях. Это обстоятельство в свою очередь повлекло некорректное определение самой виртуальной реальности.

 

Одна из наиболее интересных классификаций виртуальной реальности была предложена Е.В.Ковалевской. Суть ее идеи состоит в классификации виртуальной реальности по двум направлениям: «технологическому принципу» и «содержанию».3 Позитивными моментами этой классификации являются: понимание и подчеркивание диалектической природы виртуальной реальности, ее структурирование, специальное выделение компьютерной виртуальной реальности и эвристического потенциала.

 

Все более широкое распространение  различных систем и устройств, ориентированных  на взаимодействие с человеком, побудило исследователей обратить внимание на психические особенности и последствия  взаимодействия человека с виртуальной  реальностью. С учетом данных обстоятельств  и посте-

 

1 Иванов А.Е. Реальность. / История философии: Энциклопедия. - Мн., 2002, с. 879.

 

2 Носов H.A. Виртуальная  психология. - М., 2000, с.ЗЗ.

 

3 См.: Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: Философско-методологический анализ: Ав-тореф. дис.... канд. филос. наук. - М. 1998, с. 12-13.

 

пенным обретением репрезентативной статистики необходимость таких  психологических исследований становится все более очевидной.

 

В общем, под компьютерной виртуальной реальностью ныне понимается технически конструируемая компьютерная интерактивная среда, обеспечивающая порождение и оперирование объектами, подобными реальным или воображаемым, на основе их трехмерного графического представления, симуляции их физических свойств (объема, движения и т.д.), способности  воздействия и самостоятельного присутствия в пространстве.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи