Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Д.Белл был одним из основоположников концепции постиндустриального, а затем и информационного общества. Его основной задачей было выявление теоретической составляющей для изучения социальных аспектов феномена технической революции.

 

З.Бжезинский характеризовал постиндустриальное общество как технотронные общество, социальная, политическая, экономическая и культурная жизнь которого формируется под воздействием техники.

 

Необходимо отметить, что, например, Белл сознательно не использовал  понятие «информационное общество», выделяя в качестве основного  механизма общественного развития технологический фактор. Его идеи получили развитие в рамках анализа  современного состояния общества посредством  исследования информационных процессов. Самое пристальное внимание при  этом уделяется совершенствованию  электронных СМИ, информационных технологий и компьютерной техники.

 

В этой связи необходимо особо отметить концепцию Э.Тоффлера. В книге «Третья волна»1 он предложил собственную модель периодизации исторического прогресса, разделяющую всю историю человеческого общества на три волны: аграрную (до XVIII века), индустриальную (до 50-х гг. XX века) и постиндустриальную (с 50-х гг. XX века). Для характеристики процессов перехода от индустриальной стадии к постиндустриальной Тоффлер использует понятия «техносферы», «социосферы», «информационной» и «властной сферы», показывая суть трансформаций каждой из этих сфер в условиях современного мира.

 

В диссертации также проанализированы новейшие идеи постиндустриализма, реализованные  в работах П.Дракера и М.Кастельса2.

 

По Дракеру, современная эпоха - это эпоха радикальных изменений основ общественного устройства - трансформации капиталистического общества в посткапиталистическое общество, основанное на знаниях и предполагающее преодоление капиталистической частной собственности и отчуждения (в марксистском понимании), формирование новой экономической системы и глобального социума, основанного на знаниях и информации.

 

М.Кастельс ввел новое понятие «сетевого общества» и в отличие от Д.Белла, рассматривавшего постиндустриальное общество как некую теоретическую модель, возможность существования которой еще надо доказать, исследовал «сетевое общество» как реальную структуру, в основе которой лежит глобальная информационная экономика и международные финансовые рынки.

 

Среди российских ученых, занимающихся исследованиями трансформации моделей  общества в условиях постиндустриализма и концепции информа-

 

1 См.: Тоффлер Э. Третья волна. - М., 2002. - 781 с.

 

2 См.: Дракер П. Посгкапиталистическое общество / Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М, 1990, с. 70-95.

 

ционного общества можно выделить Р.Ф.Абдеева, ВЛ.Иноземцева, А.И.Ракитова, А.В.Чугунова др1.

 

Вопросами периодизации общественного  развития занимаются российские экономисты С.А.Дятлов, О.С.Сухарев и др2.

 

Например, С.А. Дятлов использовал  в своих исследованиях междисциплинарный  подход для поиска новой научной  парадигмы общественного развития. При этом он особо отмечал, что  область исследований, в границах которой рассматриваются информационные аспекты бытия социально-экономических  процессов и явлений, находится  на стыке нескольких научных дисциплин: философии, теории информации, кибернетики, синергетики, социологии, эконо-

 

Особого внимания заслуживает  теория Д.В.Иванова о «виртуализации общества», представляющая целостную социологическую модель, объединяющую современные разрозненные представления о постиндустриальном обществе, компьютерной революции и социально-экономических изменениях в единую концепцию теоретического анализа общественных изменений. Подвергая критике теории постиндустриализма и информационного общества, Иванов ввел понятие «кибепротезирования общества», означающее процессы замещения в основных институциональных сферах реальных вещей образами (симуляциями), выступающими в качестве основной характеристики виртуальной реальности любого рода. Под информацией Иванов понимает прежде всего механизмы коммуникации, и именно это коренным образом отличает современное общество как информационное.

 

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что основополагающим фактором, послужившим основой для  существования всех современных  концепций перехода к информационному  обществу, послужил тот факт, что  в наиболее развитых странах мира сегодня уже около половины трудоспособного  населения занято в сфере информационных услуг и производства информации, требующейся для полноценного функционирования и развития общества.

 

1 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М., 1994. - 336с.; Иноземцев ВЛ. За десять лет. К концепции постэкономического общества. - М., 1998. - 576 е.; Ракитов А И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. - 1994. №4, с. 14-34; Чугунов A.B. Теоретические основания концепции «Информационного общества»: Учебно-методическое пособие по курсу «Интернет и политика» // httpV/www.cjes iWlib/content php?content_id=1557& category _id=3.

 

2 См.: Дятлов С.А. Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики. // http //emag iis ni/arc/mfosoc/emag i)sf7BPA/15896a0f9d97föebc3256a33003a76 37; Сухарев ОС. Структурные изменения в экономике: философия, институты, инвестиции. -Брянск, 1998.-287 с.

 

' Дятлов С.А. Предмет  и метод теории информационной  экономики / Экономическая теория  на пороге XXI века. Том 2. - М, 1998, с. 498.

 

В качестве признаков информационного  общества принято выделять высокую  развитость информационной сферы, высокой  уровень развития производства информации, демократизм и удобство информационной системы и т.д.

 

Однако следует признать, что концепция формирования «информационного общества» является в большей  степени идеализированным конструктом. Информационная составляющая социальной динамики не может полностью вытеснить  другие движущие силы исторического  прогресса. Автор, опираясь на фундаментальные  положения диалектико-исторического  материализма, делает вывод о том, что информационный фактор социального  развития позволяет не только расширить  панораму исторических перспектив, но и открывает возможности для  более глубокого анализа различных  элементов социума, которые могут  быть связаны не только с формационным, но и с цивилизационным процессом  развития общества. Это не в коей мере не умаляет значимости теории общественно-экономических формаций, согласно которой социально-экономическое  развитие в конечном счете обуславливается способом производства, в том числе уровнем развития техники и технологии. Современные технологии передачи информации и технические средства коммуникаций существенно изменили условия быта, оказали влияние на методы передачи информации, язык и практику языкового общения. Тем не менее всесторонний социально-философский анализ влияния этих инноваций на современную жизнь общества невозможен без детального рассмотрения воздействия компьютерных технологий и Интернета на социальную, политическую и экономическую сферу общественной жизнедеятельности, а также и психологического аспекта воздействия новых средств коммуникации на социум и личность.

 

Во втором параграфе «Влияние Интернета на социальную сферу» выявляются и исследуются общие тенденции  воздействия Интернет-технологий на социальную сферу общественной жизнедеятельности.

 

Необходимо отметить, что  из-за отсутствия на сегодняшний день адекватной методологии и соответствующих  методик анализа, большинство исследований в этой области носят приватный  характер и зачастую опираются на нерепрезентативные статистические данные. В значительной мере это обусловлено  сложностью и новизной самой проблемы.

 

К наиболее существенным проблемам  в исследовании влияния Интернета  на социальную сферу относится изучение социальной динамики и изменений  в социальной структуре общества.

 

В качестве основы для проведения анализа тенденций влияния Интернета  на социальную сферу автор избрал подход, использующийся многими российскими  исследователями и предполагающий изучение влияния новых видов  коммуникаций в контексте формирования новых социальных общностей и  их взаимосвязей. При этом автор  опирался на положения концепции  социального анализа В.С.Барулина, определившего социальную сферу как особую область

 

общественной жизни, содержание которой составляют законы формирования, функционирования и взаимосвязи  различных социальных групп.

 

Автором отмечено, что в  конце XX — начале XXI вв. в мире сформировался  новый тип социальной общности, которая  с известной долей условности может быть обозначена как глобальное Интернет-сообщество. В свою очередь  сообщество пользователей Интернета  имеет довольно разветвленную структуру  и состоит из различных по форме  и типу социальных групп, которые  принято называть Интернет-сообществами (от англ. Internet-community). В диссертации предложена схема классификации Интернет-сообществ на основе критерия степени общности. Выделены всеобщее (глобальное) Интернет-сообщество, а также общие и частные Интернет-сообщества.

 

Необходимо отметить, что  основой анализа как глобального  Интернет-сообщества, так и Интернет-сообществ микроуровня выступает механизм обмена информацией между членами социальных групп. Интернет-сообщества используют в качестве основного средства коммуникации компьютерные технологии. Однако в этом случае понятие «коммуникация» может иметь две дефиниции. С одной стороны, «коммуникация» обозначает общение или целенаправленную и контекстно-связанную форму информационного обмена между двумя или более сторонами и имеет отношение непосредственно к процессу человеческого общения. С другой стороны, понятие «коммуникация» (или «телекоммуникации») используется для обозначения технических средств удаленной связи. Современные исследователи в данной области (А.Е.Войскунский, О.Н.Арестова, Л.Н.Бабанин и др.) преложили понятие «компьютерно-опосредованная коммуникация», объединяющее оба значения понятия «коммуникация» - как средства связи (инструментарное), так и процесса общения (социальное), и наиболее точно характеризующее новую социально-философскую проблематику.

 

В тоже время необходимо отметить, что характеристики Интернет-сообществ как социальных образований могут быть весьма разнообразны. В качестве их наиболее распространенных атрибутов принято выделять временные и устойчивые социальные общности. Однако в силу незначительного периода существования сети Интернет в данный момент довольно трудно четко охарактеризовать временной тип конкретного Интернет-сообщества. Безусловно временные Интернет-сообщества являются более распространенным явлением и образуются, как правило, под эгидой общих профессиональных или коммерческих интересов в целях выполнения конкретных практических задач. После достижения поставленных целей они, как правило, заканчивают свое существование.

 

С временным атрибутами тесно связаны признаки территориальной принадлежности. При формировании новых Интернет-сообществ киберпростран-ство Интернета не накладывает ограничения по территориальному признаку, присущие в большой степени обычным социальным группам, так как оно не ог-

 

раниченными физическими границами, разделяющими естественные территориальные образования. В этом плане социальное пространство Интернета экстерриториально по своей сущности. Именно поэтому Интернет выступает в настоящее время в качестве катализатора процессов мировой интеграции и глобализации. Однако в рамках Интернета существуют и Интернет-сообщества микроуровня. Сюда можно отнести региональные Интернет-сообщества, созданные на базе территориальной общности, географических признаков и духовно-социальных факторов.

 

В связи с этим необходимо отметить, что Интернет-сообщества микроуровня преимущественно обладают диахронным характером, т.е. возникли на базе сознательного целеполагания. К таким Интернет-сообществам можно отнести различные общественные организации, политические партии, профессиональные сообщества и клубы по интересам. Связь между индивидами, составляющими эти Интернет-сообщества, достаточно четко оформлена. Наиболее распространенными типами Интернет-сообществ являются профессиональные сообщества и клубы по интересам, которые объединяют людей, имеющих общие профессиональные и ценностные ориентации.

 

На основе данных ряда статистических и психологических исследований, проведенных российскими исследователями, российское Интернет-сообщество можно  охарактеризовать как динамически  развивающееся сообщество, широкого возрастного диапазона, составляющее (в зависимости от региона) 3-9% от населения. Довольно значительную часть  его составляет научное сообщество. Таким образом, можно говорить о  достаточном широком распространении  компьютерно-опосредованной коммуникации, которая окажет в ближайшем будущем  воздействие на другие слои населения  и в первую очередь на образованные круги, как это уже наблюдалось  в истории общества.

 

При социально-философским  анализе компьютерной виртуальной  реальности и Интернет-сообществ  одной из наиболее актуальных задач  является выявление точек соприкосновения  социальной реальности и виртуальной  реальности. В этом контексте в диссертации проведен анализ таких явлений как дистанционное образование, телеработа, телемедицина и «электронное государство».

 

Дистанционное образование  представляет собой заочное обучение с применением современных инфотелекоммуникационных возможностей, позволяющее каждому гражданину персонально, сообразно его желаниям и возможностям, используя средства телекоммуникаций, получить глобально свободный доступ к образовательным ресурсам по всему миру. В современных условиях дистанционное обучение рассматривается как информационная услуга, согласующуюся с принятыми в мире перспективными направления связи - глобализацией и персонализацией.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи