Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Но процессы виртуализации  и компьютеризации оказывают  значительное влияние и на другие институциональные формы. Например, виртуализация фирмы (корпорации) связана  с изменением характера и форм труда. Поскольку частично стоимость  создается не на конвейере и не в конструкторском бюро, постольку  зачастую нет больше нужды во многих атрибутах производственной организации: офисов, в которых рабочие места  организуются и заполняются работниками  по образцу конвейерной технологической  це

 

1 См.: Дятлов С.А. Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики. //http://emagiis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/15896a0f9d97f0ebc3256a33003a76 почки; процедур контроля трудозатрат; сложной иерархии должностных полномочий и т.д. Современные средства коммуникации предполагают новую организацию труда, тем более что новые информационные технологии делают возможной организацию рабочего места (для подавляющего большинства работников) практически везде: дома, у клиента, в отеле, автомобиле, самолете.

 

Как отмечено в исследовании сетевой экономики С.А.Дятлова, «в новых условиях появляются новые информационные факторы экономического роста и встает вопрос об информационно-инновационном типе воспроизводства. На основе использования Интернет-технологий у компаний появляется возможность при сокращении штатов и улучшении менеджмента увеличивать объемы производства и продаж, а также сокращать затраты и увеличивать производительность труда»1.

 

1 См.: Дятлов С.А. Методологическая конвергенция и анализ макропараметров сетевой экономики. // http://emagiis.ra/arc/infosoc/ernag.nsf7BPAyi5896a0f9d97roebc3256a33003a76

 

Схема 2. Классификация Интернет-услуг.1

 

1 См.: Перфильев Ю.Ю. Российское  Интернет-пространство: развитие и  структура. -М., 2003. - С. 30.

 

В перспективе симуляция  труда как продуктивной деятельности, возможна в той организационной  форме, которая получила название «виртуальная корпорация».

 

Виртуальная корпорация —  это временный альянс независимых  компаний или индивидуальных агентов  для решения единичной стратегической задачи. Альянс, по мысли адептов  концепции виртуальной корпорации, должен существовать как коммуникационная сеть на базе компьютерных технологий, посредством которой компании координируют свои усилия. При этом считается, что  «виртуальная концепция лишена вертикальной интеграции, центрального офиса, иерархии и прочих атрибутов «реальной» корпорации. После решения поставленной задачи сеть легко может изменить конфигурацию или вовсе распасться»1.

 

Альянсы, симулирующие крупную  корпорацию, позволяют их инициаторам  добиться локального преимущества в  конкурентной борьбе с компаниями-гигантами, а после этого распустить альянс и легко переключиться на использование  других возможностей, открывающихся  на рынке. В середине 90-х годов XX века тенденция к формированию виртуальных  корпораций стала распространяться и среди компаний-гигантов. Крупные  промышленные корпорации и банки  создают «одноразовые» альянсы  для создания и продвижения какого-либо продукта и открывают виртуальные  офисы в сети Интернет. Таким образом, го маргинальной экономической формы «виртуальная корпорация» постепенно превращается в обыденную общепринятую практику.

 

Процесс виртуализации экономики  затронул и деньги. Скорость обращения  денежной массы заметно возросла из-за применения современных электронных  платежных систем, телебанкинга и электронных расчетов. Это в свою очередь породило ряд проблем, связанных с контролем движения и об

 

1 Davidow W., Malone М. The virtual corporation: structuring and revitalizing the corporation for the 21st century. N. Y., 1992; Byrne J., Brandt R. The virtual corporation // Business Week. 1993. February 8. ращения денежных средств, влияния электронных денег на экономический рост и уровень инфляции.

 

Виртуальный продукт, информационное производство, виртуальный офис и  виртуальная корпорация, электронные  деньги допускают и провоцируют  превращение компьютерных сетей  не только в главное средство, но и в среду экономической деятельности. Коммерциализация киберпространства  превратила Интернет в область, где  теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки и где функционируют  виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной электронной валютой.

 

При обсуждении вопроса о  роли Интернета в развитии современной  экономики мнения исследователей разделились. Энтузиасты сети склонны полагать, что Интернет активно способствует прогрессу в этой сфере общественной жизни. В то же время скептики полагают, что, хотя Интернет и имеет важное значение, но на самом деле он является всего лишь технологическим инструментом для решения ряда практических задач и переоценивать его роль в этом процессе не следует. Для адекватной оценки влияния Интернета на экономику требуется время: использование Сети в коммерческих целях находится сейчас в стадии зарождения хотя оборот электронной торговли в 2000 г. уже составил сотни миллиардов долларов, и, как ожидается, будет исчисляться триллионами через несколько лет.

 

В 2000 году объем операций через Интернет между предприятиями  составил, по данным Gartner Group, 433 миллиарда долларов1. Несмотря на экономическую рецессию в США и потрясения на бирже NASDAQ, к 2005 году он вырастет до 8,5 триллиона долларов. Розничные продажи через Интернет достигли в 2000 году уровня 60 миллиардов долларов, почти удвоившись по сравнению с 1999 годом. Внедрение новых информационных технологий является сегодня общемировой тенденцией развития бизнеса. Уровень компьютеризации крупных и средних предприятий значительно возрос, а

 

1 См.: http://www.gartaer.com численность пользователей глобальной компьютерной сети, начиная с 1991 года, увеличилась в сотни раз. Данные тенденции особенно отчетливо просматриваются при графической форме их представления.

 

Чяеяо мтмА

 

07.00 377.85 jf иОНееХР /'l-Ownyot / ЛЕГовдороо И^УГГИИДИА^Г рЦцамЦ IWyPPOH OOWC*—f JtfFT BJC-50 маралий. / В2В-443мм«ИП. Lbura | 1 Офкмог&б AV«MMW»2000 / f*of «atonal ■

 

201,09 / ! )

 

147JB0 /'kttnietCi^lun 5.0 ПервывМлсрметчиапонимв Pocoot —/

 

70Ю0 37.00 1ДО 1Л VML in —Sen*r 10 еииимыисй HTML A HTML2i)-| HIMt4j0^r —i Песааяпекртка черва Мтрил ] jS NetacnpeNmAertw»* J .^»^МвлМММгпм1оп5ог**г&0 УфпадвнмеУ^-!! .1 .tnrun I 1 "Mcwfl Internet Ooy IMnddwAlMWl-J L.WMOM»9&

 

1991 1992 1999 1994 19» 199» 1997 1998 1999 2000 2001 2002 Нем

 

Рис. 6. Динамика развития программного обеспечения и электронной коммерции1.

 

В начале 1998 г. Всемирная  торговая организация приняла решение  освободить от обложения таможенными  пошлинами данные и программные  продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернет.

 

Некоторые страны имеют собственные  специальные программы стимулирования развития сетевой экономики. Например, в США, при продажах через Интернет, действует мораторий на изъятие  налога с продаж, который при обычной  торговле составляет 5-10% от цены товара.

 

 

1 См.: http://www.bizon.ru

 

В странах, входящих в Европейскую  Комиссию, действуют национальные программы  развития различных элементов сетевой  экономики (электронной коммерции, методов дистанционной работы и  т.д.).

 

Под влиянием Интернет-технологий меняются и критерии оценки национальных рынков и общемирового экономического пространства. Многие компании, ориентировавшиеся раньше только на местные рынки, имеют возможность теперь расширять свои производственные и сбытовые возможности, выйдя на национальный, многонациональный, международный и даже глобальный уровень. В этом плане Интернет-технологии способствуют глобализации мировой экономики в рамках единого сетевого сообщества.

 

Интернет быстро становится важным средством для экономической  и социально-экономической активности, но до сих пор количественных оценок его влияния на экономику очень  мало. Для того чтобы ликвидировать  этот пробел, по инициативе компании Cisco Systems было проведено специальное исследование «Влияние Интернета на экономику», в ходе которого проинтервьюированы руководители 2065 организаций в США и 634 в Великобритании, Франции и Германии.

 

Интернет-бизнес-решения  стали повседневной практикой большинства  предприятий. Организации разных размеров и отраслей индустрии активно  внедряют Интернет-бизнес-решения как  средство для снижения операционных издержек и увеличения прибылей. В  США доля таких предприятий — 61% от общего числа, в Европе (Великобритания, Франция, Германия) — 47%. Среди американских предприятий с числом сотрудников 5000 и больше эта цифра еще выше — 83%1.

 

В США особенно активно  внедряют интернет-решения сервис-провайдеры и телекоммуникационные компании, несколько отстают медицинские организации. В Европе всех опережают финансовые отрасли, за которыми следуют телекоммуникационные фирмы.

 

1 См.: Семенов А. Какая польза от Интернета? // http://www.i-b.ru/viewarticle.phtml?id==499

 

К 2010 г. экономия от интернет-бизнес-решений  может превысить 500 млрд. долл., а  рост оборотов компаний, внедривших их, — 1552 миллиардов долларов В Европе экономия к 2010 г. достигнет 88 миллиардов евро, а обороты, соответственно, вырастут на 230 миллиардов долларов США. Все это выразится в росте дохода на душу населения в странах, внедряющих интернет-бизнес-решения: в США, например, этот рост может составить от 36 тысяч долларов сегодня до 50 тысяч долларов к 2010 г1.

 

Заключение

 

Исследование философских, социологических и психологических  аспектов виртуальной реальности в  их взаимосвязи подтверждает актуальность и большую социальную значимость изучения виртуальной реальности.

 

Вместе с тем оно  дает основание полагать, что состояние  философских исследований этой междисциплинарной  проблемы не соответствует ее статусу, состоянию и важности.

 

В значительной мере это  можно объяснить тем обстоятельством, что в современной философии  практически отсутствует фундаментальные  комплексные исследования искусственной  реальности, одним из элементов которой  является виртуальная реальность.

 

Осуществленное в данной работе определение и сопряженное  философское исследование искусственной  и виртуальной реальности может  стать одним из существенных оснований  дальнейших исследований данной проблематики.

 

При реализации их было бы целесообразно  продолжить работу по определению и  уточнению содержания понятий категориально-понятийного  ряда «виртуальность» и сосредоточить  внимание на исследовании Интернета  и его влияния на все стороны  общественной жизнедеятельности и  личность.

 

Было бы логично полагать, что продолжение исследований на базе данного подхода с использованием новейших результатов интернетики и виртуалистики создаст необходимые предпосылки для позитивного сдвига в познании комплекса проблем виртуальности.

 

Определенное содействие в этой работе могут оказать и  результаты данного исследования.

 

В нем предложены новые  определения понятий «искусственная реальность», «виртуальная реальность», даны характеристики «виртуалистики» и определены ее основные функции, выделены основные признаки виртуальной реальности, определена ее природа и сущность, представлены современные классификации виртуальной реальности и пр.

 

Проанализированы постиндустриальные и информационные модели развития общества, влияние Интернета как средства передачи и обмена информацией на политическую, экономическую, социальную, культурную и другие сферы жизни  современного общества.

 

Необходимо особенно отметить эвристический потенциал предложенного  подхода к исследованию социальной и виртуальной реальности в их взаимосвязи посредством четкого  разграничения естественной и искусственной  реальности как миров человеческого  бытия.

 

Это тем более важно, поскольку  в ходе общественного прогресса  удельный вес искусственной реальности будет увеличиваться во всевозрастающем  темпе. И весьма возможно, что скорость его развития уже в обозримом  будущем будет сопрягаться с  теми темпами развития, которые характеризуют  ныне динамику изменений компьютерных технологий, компьютерной техники и  Интернета.

 

В этой связи предложенное понимание и определения виртуальной  реальности как одной из разновидностей искусственной реальности сознательно  создающейся в специальных целях  для решения разнообразных теоретических  и практических задач, открывает  определенные возможности для создания многомерных классификаций различных  виртуальных реальностей.

 

Философский анализ природы, сущности и взаимосвязи социальной и виртуальной реальности свидетельствует  о продуктивности и весьма значительном потенциале диалектико-материалистической методологии, использование которой  при исследовании всего проблемного  поля виртуальности и виртуалистики приведет к получению новых научных результатов.

 

Результаты диссертационного исследования могут использоваться в качестве концептуальной и методологической основы исследований виртуальной реальности, информационного пространства Интернета и новейших тенденций развития информационной среды общества.

 

Основные положения и  выводы диссертации могут быть использованы при исследовании широкого диапазона  философских, социологических, психологических  и культурологических проблем, связанных  с использованием технологий виртуальной  реальности и их влиянием на развитие человека и общества.

 

Список научной литературы

Иванов, Алексей Евгеньевич, диссертация по теме "Социальная философия"

 

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие. М: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.

 

2. Абросимов В.К., Носов  Н.А. О формализованном представлении  виртуальных реальностей посредством  нейронных сетей / Виртуальные  реальности // Труды лаборатории  виртуалистйки. Вып. 4., М.: Ин-т человека РАН, 1998. С. 11-14.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи