Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Существенной лакуной  в современных исследованиях  является философское осмысление виртуальной  реальности и социальных последствий  ее распространения, без которого многие теоретические, методологические и  социальные проблемы не могут быть решены в соответствии с запросами  современности и важности для  всей общественной жизнедеятельности.

 

Осуществленное исследование «виртуальной реальности» в ее сопряженных  философских, психологических и  социальных измерениях создает определенные теоретические и методологические предпосылки для позитивного  решения проблемы на теоретическом, методологическом, прикладном и практическом уровнях.

 

Степень разработанности  проблемы. Эпизодические попытки  философского и естественнонаучного  осмысления феномена виртуальности  и виртуальной реальности предпринимались еще в эпоху Средневековья (Ф.Аквинским, Н.Кузанским, Д.Скоттом и др.). Однако лишь в XX веке проблема виртуальной реальности обрела дополнительные актуальные измерения в связи с бурным развитием естествознания и техники, которое содействовало интенсификации исследований всей совокупности проблем виртуальности.

 

Ныне различные аспекты  виртуальной реальности исследуются  во всех странах мира.

 

Значительная часть ученых стремится связать современную  трактовку понятия «виртуальная реальность» с содержанием понятия  «virtus» (от лат. -потенциальный, возможный, мнимый, доблесть, энергия и др.), употреблявшимся в работах философов Средневековья и Нового времени (ДКузанского, Г.Лейбница и др.).

 

В XX веке после ряда инноваций  в физике в работах К.Ф.Вайцзеккера, П.Дэвиса, Э.Кассирера, В.Клиффорда, А.Пайса, И.Р.Пригожина,

 

И. Л.Розенталя, КХюбнера и других физиков и философов развивалась идея о сопряжении и даже отождествлении понятия «виртуальная реальность» с понятиями «физический вакуум» и «физическая реальность».

 

В 1932 г. А.Арто опубликовал статью «Алхимический театр», где впервые упомянул о существовании «виртуальной реальности» театра. Со временем в оборот были введены и такие понятия как «виртуальная деятельность» (А.Бергсон), «виртуальные способности» (А.Н. Леонтьев) и др.

 

Среди основных работ, охватывающих философские, психологические, культурологические, юридические и экономические  аспекты проблемы виртуальной реальности, необходимо отметить работы В.С.Бабенко, МА.Вайнппайна, О.И.Генисаретского, И.Г.Корсунцева, В.В.Кравченко, Н.АНосова, Т.В.Носовой, В.М.Розина и др.1, в которых был достигнут позитивный сдвиг в понимании и интерпретации виртуальной реальности.

 

Проблемы компьютерных виртуальных  реальностей, (в частности Интернета, Интернет-зависимости и т.д.) особенно интенсивно исследуются в Западной Европе и США, где уже существуют философские, социологические и психологические школы, изучающие проблемы виртуальной реальности, ее места и роли в жизнедеятельности социума и человека.

 

Ныне во всех странах мира активно изучаются проблемы дистанционного образования и повышения профессиональной квалификации, виртуальных сообществ и корпораций, применения технологий виртуальной реальности в различных науках и дисциплинах, использования компьютеров для личностного развития и т.д. При этом особое внимание уделяется вопросам,

 

1 См.: Бабенко B.C. Две книги о виртуальной реальности // Труды лаборатории виртуали-стики. Выпуск 3. -М, 1997. - С. 56-69; Генисаретский О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах // http://wvvov.fotaremssia.ru/bmld/almanac/genisare.htm; Корсунцев И.Г. Виртуальные реальности как философская проблема // Философские исследования. - 1998. № I, с. 70-95; Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000. - 432 е.; Носова Т.В. Феномен соположения реальностей // Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 11. - М.: Путь, 2000. - 62 с. связанным с развитием Интернета, новых средств связи и обмена информацией и т.п.

 

Проблемы компьютерных виртуальных  реальностей и Интернет-зависимости  рассматриваются в работах Н.Винера, С.А.Давджа, Н.А.Носова, Ж.Ланье, В.М.Розина, У.Эшби, К.Янг и других исследователей, труды которых придали существенный импульс актуализации всей проблематики вир-туалистики и формированшо ее как комплексной научной дисциплины.

 

Комплекс вопросов, связанных  с философскими и психологическими аспектами виртуальной реальности, рассматривался в работах В.С.Бабенко, Н.А.Носова, Е.В.Ковалевской, И.Г.Корсунцева, В.П.Котенко, М.Ю.Опенкова, Е.А.Шаповалова и др.1 К наиболее значимым достижениям этих исследователей можно отнести конструктивную разработку онто-диалогического подхода М.Ю.Опенковым, анализ бытия в рефлексии субъектов в работе И.Г.Корсунцева, комплексный анализ проблем происхождения, природы, и роли виртуальной реальности в работах Н.А.Носова, разработку и описание симптомов интернет-зависимости в работе К.Янг «Caught in the Net» и др.2

 

Однако, несмотря на всевозрастающее  количество частнонаучных публикаций, проблему виртуальной реальности нельзя считать разработанной, поскольку современный философский анализ виртуальной реальности должен включать эпистимологические проблемы, методологические, эвристические, социальные и аксиологические измерения феномена виртуальной реальности как социокультурного явления, с учетом ее разновидностей, функций и роли в жизни человека и общества.

 

1 См.: Ковалевская Е.В. Компьютерные виртуальные реальности: философский анализ II Виртуальная реальность в" психологии и искусственном интеллекте. - М., 1998. - С. 287294; Шаповалов Е.А. Философские размышления о виртуальной реальности // Вестник СПбГУ, серия 6, вып. 2 (№ 13), 1996. - С. 33-38.

 

2 См.: Опенков М.Ю. Виртуальная  реальность: онто-диалогический подход.: Автореф. дис. . доктора филос. наук. М. 1997. - 40 е.; Корсунцев И.Г. Рефлексия и виртуальная реальность // Философские исследования. - 1997. № 3. - С. 138-158; Young Kimberly S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction—and a Winning Strategy for Recovery. - N. Y.: John Wiley & Sons, 1998. - 256 p.

 

Объектом исследования является виртуальная реальность как социокультурный  и инженерно-технический феномен.

 

Предметом исследования являются философские и психологические  аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.

 

Основной целью исследования является изучение природы и сущности виртуальной реальности, выявление  ее основных признаков и свойств, а также влияния виртуальной  реальности на формирование, функционирование и развитие современного общества, социальных групп и личностей.

 

Достижение основной цели исследования предполагает необходимость  решения комплекса основных задач:

 

• определение базисных понятий виртуалистики, их взаимосвязи и статуса;

 

• определение виртуальной  реальности как искусственной реальности нового типа и выявление ее природы, сущности и основных признаков;

 

• исследование взаимосвязи  виртуальной реальности с объективной  и субъективной реальностью;

 

• анализ взаимосвязи виртуальной  реальности и современных информационных технологий в контексте свойств  информационного пространства;

 

• исследование влияния  виртуальной реальности на формирование, функционирование и развитие общества и ее воздействия на психику и  поведение людей;

 

• выявление тенденций  потенциального применения технологий виртуальной реальности в социуме  и возможных социальных последствий  их распространения.

 

Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные  положения диалектико-материалистической философии, на основе и с использованием которых осуществлено исследование философских и психологических  аспектов виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи и  определена мера достоверности полученных новых научных результатов.

 

При постановке и решении  проблемы, в силу ее междисциплинарного статуса, также использовались диалектико-материалистически ориентированные концептуальные и методологические положения социологии, психологии, культурологии и истории, сформулированные в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

 

Научная новизна работы заключается  в следующих результатах, полученных в процессе диссертационного исследования:

 

1. Предложены новые определения  понятий «искусственная реальность»,  «виртуальность», «виртуальная реальность»,  «виртуальная компьютерная реальность»,  «виртуалистика» и выявлен их статус.

 

2. Уточнены содержание, место  и роль понятия «виртуальная  реальность» в категориально-понятийном  аппарате современной философии.

 

3. Показаны влияние, роль  и значение виртуальной реальности  в формировании планетарного  информационного пространства и  новой конфигурации общества.

 

4. Установлены и исследованы  основные философские и психологические  аспекты Интернета как компьютерной  виртуальной реальности.

 

5. Выявлены и исследованы  основные современные тенденции  развития информационных технологий  и виртуальной реальности и  показаны их позитивное и негативное  влияние на социум и личность.

 

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке категориально-понятийных, концептуальных и методологических оснований философских исследований виртуальной и социальной реальностей  в их взаимосвязи. Тем самым выявлены и восполнены значительные лакуны в  данной области философского познания.

 

В диссертации содержатся анализ и прогноз развития виртуальной  реальности как одного из элементов  искусственной реальности и отношений  между ними. Показана роль виртуальной  реальности в формировании новых  ценностей личностей, социальных групп и социума. Выявлены и исследованы основные современные тенденции развития информационных технологий и Интернета и их влияние на социальную динамику, а также роль виртуальной реальности в формировании информационной и социальной конфигурации общества. Предложено описание общих методик применения технологий виртуальной реальности в практической деятельности людей и спрогнозирована их эволюция.

 

Материалы диссертации, ее выводы, результаты и прогнозы могут быть использованы в качестве теоретической  и методологической основы при исследовании комплекса проблем развитая социальной мысли и общества и решении различных прикладных задач.

 

Практическая значимость исследования состоит в определении  понятий и категорий, представляющих значительный интерес для практической организации и повышения эффективности  использования информационного  пространства.

 

Основные положения и  выводы диссертации могут быть использованы при исследовании философских, социологических, психологических и культурологических проблем, связанных с применением  и влиянием технологий виртуальной  реальности на развитие человека и  общества.

 

Материалы диссертации могут  найти применение при разработке и чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, философии культуры, социологии, психологии и виртуалистике; формировании рациональной политики в области развития и гуманистического использования современных информационных технологий.

 

Структура работы. Структура  и объем работы соответствуют  целям и задачам диссертационного исследования и включают: введение, две главы, два приложения и список использованной литературы.

 

Заключение научной работы

диссертация на тему "Философские  и психологические аспекты виртуальной  и социальной реальности в их взаимосвязи"

 

Результаты исследования аудитории Интернета позволили  выработать основные методики и механизмы  управления и манипулирования политическим процессом и общественным мнением. Результаты опроса показали, что аудитория  Интернета преимущественно состоит  из молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет с высшим образованием, в основном работников сферы науки, образования и коммерческих структур. Именно на них были ориентированы  проекты создания всех основных будущих  политических ресурсов. Использование  Интернета в качестве средства массовой информации получило широкую поддержку как среди субъектов политического процесса, так и среди представителей СМИ, деловых кругов и независимых экспертов. Это объяснялось многими факторами, такими как:

 

• легкость, быстрота и дешевизна  публикации;

 

• возможность доступа  к опубликованной информации из любой  точки мира;

 

• интерактивность;

 

• неопределенный статус сетевой  публикации (возможность публиковать  сведения, не подходящие по формату  или содержанию для традиционных СМИ);

 

• совмещение многих возможностей печатных изданий, телевидения и  телефонии, что позволяет Интернету  играть роль не только информационной среды, но и средства общения, являться трибуной для политической рекламы  и пропаганды.

 

Первоначально Интернет воспринимался  как некое альтернативное медиа-пространство. Но спустя некоторое время Интернет стали использовать в качестве традиционного средства массовой информации, позволяющего публиковать материалы любого содержания, не подлежащие цензуре. Использование Интернета как средства политической борьбы двояко: оно включает как нормальное информирование общества и обсуждение новостей (в том числе и скрываемых официальными властями), так и организацию серий скандальных материалов и компромата, с которыми в наши дни довольно > часто ассоциируется политическая борьба. Политическое использование возможностей Интернет-технологий лучше всего видно на примере предвыборных компаний. В основном методы политической борьбы накануне выборов можно разделить на две большие группы.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи