Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат
Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.
Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.
Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.
Более того, по мнению ведущих экспертов, после полной интеграции Интернета с экономикой, произойдёт соответствующее переосмыс-
ление существующей модели экономических отношений и ситуации в целом, которые приведут к формированию более современной экономики.
Таким образом, виртуализация
экономической деятельности и экономики
осуществляется во всевозрастающем
темпе и автоматически
В пятом параграфе
Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную. Этим разновидностям деятельности соответствуют значительные изменения (трансформации) личности. Наблюдаемые воздействия информационных технологий можно условно разделить на три группы:
1. Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций (хакерство).
2. Увлеченность компьютерными
играми и, в частности; играми
посредством Интернета (
3. Увлечение сетевой
Психологических исследований, посвященных хакерству нет, что содействует мифологизации хакерского движения. Эти образы создаются преимущественно СМИ, считающими наиболее характерными действиями хакеров разработку и распространение компьютерных вирусов, взлом и выведение из строя электронных систем защиты, а наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов и фанатизм.
В психологическом плане хакеры не асоциальны, а хакерство как увлеченность познавательной стороной применения информационных технологией не является негативным направлением личностного развития. Те трансформации личности, которые предположительно характеризуют хакеров, являются амбивалентными (если исключить поистине крайние формы хакерства, граничащие с фанатизмом, который по сути является основным результатом негативного развития).
Игровая деятельность повсеместно признается важным моментом развития отдельного человека и человеческих сообществ. Соответственно и посвященные игре (в особенности детской) исследования весьма многочисленны. К лучшим из них относят культурологический труд Й.Хейзинги «Homo ludens» и
работу «Психология игры» Д.Б.Эльконина, работу Э.Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» и др1.
Специалисты до сих пор не вполне определились, провоцируют ли подростков на агрессивное поведение сцены жестокости в кинофильмах и телепередачах. Компьютерные игры вошли в нашу жизнь позже кино и телевидения, соответственно и посвященных им исследований заметно меньше, да и заложенный в таких играх заряд агрессивности, вероятно, не более силен, чем в традиционных мультимедийных видах искусства, и тем не менее в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках. Из аналитической работы С.А.Шапкина2 следует, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми можно считать сильно завышенной. Психологическая природа «переходов» из объективной реальности в игровую (или виртуальную) реальность и обратно очень мало изучена. Мнение о том, что заядлые игроки уходят от проблем реального мира, чаще всего оказывается необоснованным: наоборот, дети, играющие в компьютерные игры, более социализированы и социально адаптированы, чем их сверстники, равнодушные к таким играм. Имеются данные, что у интересующихся компьютерными играми детей несколько лучше развиты внимание, мыслительные операции, процессы принятия решения.
В настоящее время нет ни теоретических, ни эмпирических оснований полагать, что увлеченность компьютерными играми является препятствием для позитивного личностного развития. Но надо все же оговориться, что всякий вывод в данной области не может считаться окончательным, поскольку имеющиеся исследования слишком немногочисленны и при этом не всегда выполнены на материале современного поколения игр.
Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Общение в Интернете характеризуется прежде всего факторами анонимности, новизны и непривычности опыта подобного общения. Все эти факторы активно привлекают молодежь, активно экспериминтирующую с новыми видами общения.
С параметром анонимности
тесно связаны такие
1 Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры. М.: Айрис-Пресс, 2003. - 496 е.; Эльконин Д Б Психология игры. Для практикующих психологов и педагогов М.: Владос, 1999. - 360 е.; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Апрель Пресс, 2001. - 640 с.
1 Шапкин С.А. Компьютерная игра- новая область психологических исследований» И Психо-
логический журнал, том 20, с. 86-102.
К позитивным аспектам личностного
развития при общении посредством
Интернета могут быть отнесены перспективы
преодоления коммуникативного дефицита
и расширения круга общения, повышения
информированности в
Основной же негативной стороной коммуникативного использования Интернета можно считать так называемую «наркозависимость от Интернета», или Интернет-аддикцию. Подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Само по себе наименование «зависимость от Интернета» выглядит спорным, поскольку оно не представлено в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других увлечений, не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости. Тем не менее представление о зависимости от Интернета, или Интернет-аддикции в достаточной степени утвердилось и в популярной, и в специальной литературе, что дает определенные основания использовать данное понятие, пусть это и не вполне корректно с терминологической точки зрения.
Интернет-аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени анонимности работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. Наиболее значительный объем исследовательской и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного Интернетом общения.
Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности. Психологические исследования Интернет-зависимости начались совсем недавно. Заметны разногласия в определении самого понятия «Интернет-зависимость» и отличии этого феномена от других увлечений. В настоящее время происходит активное накопление данных, изучение психологических и собственно клинических особенностей данного феномена, формулирование практических рекомендаций по терапии Интернет-аддиктов, а также выработка контрдоводов теми, кто не склонен признавать зависимость от Интернета явной патологией. Если Интернет-аддикцию понимать как крайность в сфере коммуникативных применений Интернета, то надо признать, что такого рода крайность способствует негативным личностным трансформациям.
В целом же дозированное,
рациональное использование возможностей
Интернета открывает новые
их к высшим гуманистически
ориентированным достижениям
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные выводы диссертации и намечены основные направления использования результатов исследований.
Приложение 1 содержит аналитический обзор общемирового опыта создания «электронного государства» и российских разработок в области создания «электронных» органов государственной власти и управления в контексте современных информационных технологий.
Приложение 2 представляет собой обзорный материал, посвященный созданию и реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия», предполагающей информатизацию всех областей государственной и общественной жизни и управления.
Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
1. Виртуалистика. / История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интер-прессервис; Книжный Дом, 2002, с. 184.
2. Виртуалистика. / Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. — Мн.: МФЦП, 2002, с.130.
3. Виртуалистика. / Социология: Энциклопедия. — Мн.: Книжный Дом, 2003, с. 175
4. Виртуальная реальность.
/ Большой энциклопедический
5. Виртуальная реальность, виртуальное, виртуальность. / История философии: Энциклопедия (в соавт. с А.А.Грицановым, Д.В.Галкиным, И.Д.Карпенко). - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002, с. 184187.
6. Интернет и сетевая
зависимость в системе
7. Реальность. / История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002, с. 879.
Заказ № 406 Подписано в печать 09.09.04 Тираж 100 экз.
ООО "Цифровичок" тел. 741 -18-71, 505-28-72 www cfr.ru
Оглавление научной работы
автор диссертации — кандидат философских наук Иванов, Алексей Евгеньевич
Введение.
Глава I. Идеи и концепции виртуальности и виртуальной реальности в европейской философской традиции.
1.1 Понятие «виртуальность» и эволюция его содержания в философии и науке.
1.2 Природа, сущность и
классификации виртуальной
1.3 Виртуальная реальность
и виртуальная компьютерная
Глава П. Философские, социологические
и психологические аспекты
2.1 Современные тенденции
общественного развития в
2.2 Влияние Интернета на социальную сферу.
2.3 Виртуализация общественной
деятельности в области
2.4 Виртуализация общественной
деятельности в области
2.5 Психологические механизмы
и последствия воздействия
Введение диссертации
2004 год, автореферат по философии, Иванов, Алексей Евгеньевич
Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.
Всевозрастающая социальная
значимость этой огромной проблемы обусловливается
преимущественно планетарным
Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.
Настоятельная необходимость философского исследования виртуальной реальности обусловлена преимущественно тем, что она оказывает и будет оказывать всевозрастающее непосредственное и опосредованное воздействие на общественную, групповую и индивидуальную жизнедеятельности людей.
Признание и понимание данного обстоятельства тем не менее пока еще не вызвали к жизни философские, социологические и психологические исследования, соответствующие сложности и важности данной проблемы.
В настоящее время даже само понятие «виртуальная реальность» весьма часто используется как метафора с довольно неопределенным, а иногда и произвольным содержанием. Не выявлены соотношения и взаимосвязи понятий «реальность», «объективная реальность», «субъективная реальность», «естественная реальность», «искусственная реальность», «виртуальность», «виртуальная реальность», «компьютерная виртуальная реальность», «виртуалистика» и т.д.; и не выстроены соответствующие категориально-понятийные ряды.