Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Более того, по мнению ведущих  экспертов, после полной интеграции Интернета с экономикой, произойдёт соответствующее переосмыс-

 

ление существующей модели экономических отношений и ситуации в целом, которые приведут к формированию более современной экономики.

 

Таким образом, виртуализация  экономической деятельности и экономики  осуществляется во всевозрастающем  темпе и автоматически обусловливает  формирование новой экономики —  экономики XXI века.

 

В пятом параграфе рассматриваются  «Психологические механизмы и последствия  воздействия информационных технологий на личность человека».

 

Несмотря на все разнообразие активности пользователей Интернета, можно выделить три основных вида осуществляемой ими деятельности: познавательную, игровую и коммуникативную. Этим разновидностям деятельности соответствуют значительные изменения (трансформации) личности. Наблюдаемые воздействия информационных технологий можно условно разделить на три группы:

 

1. Увлеченность познанием  в сфере программирования и  телекоммуникаций (хакерство).

 

2. Увлеченность компьютерными  играми и, в частности; играми  посредством Интернета (игровая  наркомания).

 

3. Увлечение сетевой коммуникацией  (Интернет-аддикция).

 

Психологических исследований, посвященных хакерству нет, что  содействует мифологизации хакерского движения. Эти образы создаются преимущественно СМИ, считающими наиболее характерными действиями хакеров разработку и распространение компьютерных вирусов, взлом и выведение из строя электронных систем защиты, а наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов и фанатизм.

 

В психологическом плане  хакеры не асоциальны, а хакерство  как увлеченность познавательной стороной применения информационных технологией не является негативным направлением личностного развития. Те трансформации личности, которые предположительно характеризуют хакеров, являются амбивалентными (если исключить поистине крайние формы хакерства, граничащие с фанатизмом, который по сути является основным результатом негативного развития).

 

Игровая деятельность повсеместно  признается важным моментом развития отдельного человека и человеческих сообществ. Соответственно и посвященные  игре (в особенности детской) исследования весьма многочисленны. К лучшим из них  относят культурологический труд Й.Хейзинги «Homo ludens» и

 

работу «Психология игры»  Д.Б.Эльконина, работу Э.Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» и др1.

 

Специалисты до сих пор  не вполне определились, провоцируют  ли подростков на агрессивное поведение  сцены жестокости в кинофильмах  и телепередачах. Компьютерные игры вошли в нашу жизнь позже кино и телевидения, соответственно и  посвященных им исследований заметно  меньше, да и заложенный в таких  играх заряд агрессивности, вероятно, не более силен, чем в традиционных мультимедийных видах искусства, и тем не менее в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках. Из аналитической работы С.А.Шапкина2 следует, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми можно считать сильно завышенной. Психологическая природа «переходов» из объективной реальности в игровую (или виртуальную) реальность и обратно очень мало изучена. Мнение о том, что заядлые игроки уходят от проблем реального мира, чаще всего оказывается необоснованным: наоборот, дети, играющие в компьютерные игры, более социализированы и социально адаптированы, чем их сверстники, равнодушные к таким играм. Имеются данные, что у интересующихся компьютерными играми детей несколько лучше развиты внимание, мыслительные операции, процессы принятия решения.

 

В настоящее время нет  ни теоретических, ни эмпирических оснований  полагать, что увлеченность компьютерными  играми является препятствием для позитивного  личностного развития. Но надо все  же оговориться, что всякий вывод  в данной области не может считаться  окончательным, поскольку имеющиеся  исследования слишком немногочисленны  и при этом не всегда выполнены  на материале современного поколения  игр.

 

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. Общение в Интернете  характеризуется прежде всего факторами анонимности, новизны и непривычности опыта подобного общения. Все эти факторы активно привлекают молодежь, активно экспериминтирующую с новыми видами общения.

 

С параметром анонимности  тесно связаны такие психические  свойства, как идентичность и самопрезентация, активно изучаемые в настоящее время. Исследуются, в частности, психологические последствия появления множества самопрезентаций у одного субъекта. Среди них могут быть предположительно названы и отрицательные (виртуальный аналог множественной личности).

 

1 Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры. М.: Айрис-Пресс, 2003. - 496 е.; Эльконин Д Б Психология игры. Для практикующих психологов и педагогов М.: Владос, 1999. - 360 е.; Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.: Апрель Пресс, 2001. - 640 с.

 

1 Шапкин С.А. Компьютерная  игра- новая область психологических исследований» И Психо-

 

логический журнал, том 20, с. 86-102.

 

К позитивным аспектам личностного  развития при общении посредством  Интернета могут быть отнесены перспективы  преодоления коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения  информированности в обсуждаемых  вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, своего рода сгущения и компактности коммуникативного хронотопа (т.е. единства пространства/времени) при общении в реальном времени, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями.

 

Основной же негативной стороной коммуникативного использования Интернета  можно считать так называемую «наркозависимость от Интернета», или Интернет-аддикцию. Подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Само по себе наименование «зависимость от Интернета» выглядит спорным, поскольку оно не представлено в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других увлечений, не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости. Тем не менее представление о зависимости от Интернета, или Интернет-аддикции в достаточной степени утвердилось и в популярной, и в специальной литературе, что дает определенные основания использовать данное понятие, пусть это и не вполне корректно с терминологической точки зрения.

 

Интернет-аддикцию нередко полагают прямым следствием высокой степени анонимности работы в Интернете. В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. Наиболее значительный объем исследовательской и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа зависимости от опосредствованного Интернетом общения.

 

Интернет-аддикция почти единогласно признается негативным направлением трансформации личности. Психологические исследования Интернет-зависимости начались совсем недавно. Заметны разногласия в определении самого понятия «Интернет-зависимость» и отличии этого феномена от других увлечений. В настоящее время происходит активное накопление данных, изучение психологических и собственно клинических особенностей данного феномена, формулирование практических рекомендаций по терапии Интернет-аддиктов, а также выработка контрдоводов теми, кто не склонен признавать зависимость от Интернета явной патологией. Если Интернет-аддикцию понимать как крайность в сфере коммуникативных применений Интернета, то надо признать, что такого рода крайность способствует негативным личностным трансформациям.

 

В целом же дозированное, рациональное использование возможностей Интернета открывает новые горизонты  для саморазвития людей и приобщения

 

их к высшим гуманистически ориентированным достижениям культуры и цивилизации.

 

В заключении подведены итоги  диссертационного исследования, сформулированы основные выводы диссертации и намечены основные направления использования  результатов исследований.

 

Приложение 1 содержит аналитический  обзор общемирового опыта создания «электронного государства» и российских разработок в области создания «электронных»  органов государственной власти и управления в контексте современных  информационных технологий.

 

Приложение 2 представляет собой  обзорный материал, посвященный созданию и реализации Федеральной целевой  программы «Электронная Россия», предполагающей информатизацию всех областей государственной  и общественной жизни и управления.

 

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

 

1. Виртуалистика. / История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интер-прессервис; Книжный Дом, 2002, с. 184.

 

2. Виртуалистика. / Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. — Мн.: МФЦП, 2002, с.130.

 

3. Виртуалистика. / Социология: Энциклопедия. — Мн.: Книжный Дом, 2003, с. 175

 

4. Виртуальная реальность. / Большой энциклопедический словарь:  философия, социология, религия,  эзотеризм, политэкономия. - Мн.: МФЦП, 2002, с. 131

 

5. Виртуальная реальность, виртуальное, виртуальность. / История философии: Энциклопедия (в соавт. с А.А.Грицановым, Д.В.Галкиным, И.Д.Карпенко). - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002, с. 184187.

 

6. Интернет и сетевая  зависимость в системе психоаналитических  координат. / Бытие и время психоанализа. - М.: МГЛУ, 2000, с. 76-77.

 

7. Реальность. / История философии:  Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002, с. 879.

 

Заказ № 406 Подписано в  печать 09.09.04 Тираж 100 экз.

 

ООО "Цифровичок" тел. 741 -18-71, 505-28-72 www cfr.ru

 

Оглавление научной работы

 автор диссертации  — кандидат философских наук  Иванов, Алексей Евгеньевич

 

Введение.

 

Глава I. Идеи и концепции  виртуальности и виртуальной  реальности в европейской философской  традиции.

 

1.1 Понятие «виртуальность»  и эволюция его содержания  в философии и науке.

 

1.2 Природа, сущность и  классификации виртуальной реальности.

 

1.3 Виртуальная реальность  и виртуальная компьютерная реальность.

 

Глава П. Философские, социологические  и психологические аспекты функционирования Интернета.

 

2.1 Современные тенденции  общественного развития в контексте  информационных технологий и  компьютерной виртуальной реальности

 

2.2 Влияние Интернета на  социальную сферу.

 

2.3 Виртуализация общественной  деятельности в области политики.

 

2.4 Виртуализация общественной  деятельности в области экономики.

 

2.5 Психологические механизмы  и последствия воздействия информационных  технологий на личность человека.

 

Введение диссертации

2004 год, автореферат по  философии, Иванов, Алексей Евгеньевич

 

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование  эволюции виртуальной реальности как  наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

 

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается  преимущественно планетарным масштабом  распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

 

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной  разработанности в современной  философии и науке комплексной  междисциплинарной проблемы природы  и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре  социального бытия.

 

Настоятельная необходимость  философского исследования виртуальной  реальности обусловлена преимущественно  тем, что она оказывает и будет оказывать всевозрастающее непосредственное и опосредованное воздействие на общественную, групповую и индивидуальную жизнедеятельности людей.

 

Признание и понимание  данного обстоятельства тем не менее  пока еще не вызвали к жизни  философские, социологические и  психологические исследования, соответствующие  сложности и важности данной проблемы.

 

В настоящее время даже само понятие «виртуальная реальность»  весьма часто используется как метафора с довольно неопределенным, а иногда и произвольным содержанием. Не выявлены соотношения и взаимосвязи понятий «реальность», «объективная реальность», «субъективная реальность», «естественная реальность», «искусственная реальность», «виртуальность», «виртуальная реальность», «компьютерная виртуальная реальность», «виртуалистика» и т.д.; и не выстроены соответствующие категориально-понятийные ряды.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи