Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Первая группа - это традиционная политическая реклама и пропаганда при помощи Интернет-форумов, чатов, гостевых книг или публикаций в сетевых СМИ, которые стали стремительно распространяться в российском Интернете с 1996 г. Впоследствии правительством был принят закон об обязательной регистрации средств сетевой массовой информации. Возникли такие всем известные проекты как Lenta.Ru, Gazeta.Ru, Ytro.Ru и др.

 

Вторая группа — это  другие Интернет-издания, которые приобрели  сегодня стабильную популярность среди  самого широкого круга Интернет-аудитории. Это сайты, которые содержат компрометирующие материалы, такие как www.kompromat.ru. Таких примеров в российском Интернете 19981999 гг. было немало. Как правило, такие сайты имели и соответствующие названия: Коготь-1, Коготь-2 или Слухи. Схема их работы довольно проста: это так называемый «слив» компромата в сеть через анонимный сайт, а затем перепечатка этих материалов в традиционных СМИ со ссылкой на анонимный источник. Конечно, подобные приемы - не единственный пример. Например, часто практикуются и хакерские взломы и подмена содержания конкурирующего сайта. Разновидностью данного примера политической борьбы является организация параллельного сайта мэра Москвы Ю.М.Лужкова. Наряду с официальным сайтом www.luzhkov.ru появился внешний сходный с ним сайт, содержащий однако критические материалы о Лужкове (www.lujkov.ru). Его открытие было приурочено ко дню рождения Ю.М.Лужкова.

 

К сожалению, эти грязные  политические технологии получают все  большее распространение и оказывают  серьезное влияние на формирование общественного мнения.

 

Неоднократно от разных политиков  поступала инициатива ограничить на законодательном уровне использование  сетевых ресурсов.

 

В частности в 2004 г. Ю.М.Лужков выступил с предложением о разработке законопроекта, предполагающего ввод цензуры на материалы, публикующиеся в сети. Это предложение противоречит демократическим принципам свободного волеизъявления и свобод граждан на получение информации, к чему неоднократно призывали различные демократические силы и в частности лидеры, в том числе и сам Лужков.

 

Согласно декларации независимости  киберпространства Интернет не может  подвергаться цензуре или контролю со стороны кого-либо. Неудивительно, что это вызывает неудовольствие властей и порождает попытки  ограничивать законодательным образом  распространение информации по современным  каналам связи.

 

Инициатива Лужкова вызвала  мощный протест сто стороны пользователей  Интернета не только в России, но и во многих странах мира.

 

Именно Интернет-ресурсы  дают сейчас уникальную возможность  составить независимую картину  происходящего в стране. Причем этой информацией пользуются не только граждане России, но и все население планеты. В этом плане Интернет -катализатор процессов глобализации и интеграции мирового сообщества на всех уровнях: политическом, экономическом, культурном.

 

Страны, которые ввели  у себя ограничение или запрет на использование сети, например Белоруссия или КНДР оказались изолированными от мировых процессов обмена информацией.

 

Практически все политические акции и кампании теперь сопровождаются созданием специализированных серверов и web-страниц, посредством которых формируется имидж политика (акции, организации), ведется агитация, осуществляется коммуникация со сторонниками, и др. Многие политические партии, объединения и движения, а также большинство общественных и неформальных организаций обладают собственными веб-узлами в Интернете. Такие сайты обычно предоставляют пользователю возможность ознакомиться с уставом и программой партии или организации, программой мероприятий и пр. Тут же можно вступить в ряды понравившегося движения или поучаствовать в обсуждении насущных проблем на страницах форума или гостевой книги. Многие крупные политические партии в России (например, КПРФ или Яблоко) превратили свои виртуальные отделения в настоящие полнофункциональные партийные ячейки. На сайтах регулярно публикуются отчеты о деятельности партий, проходят онлайновые конференции и дискуссии, идет обмен мнениями по наиболее актуальным и острым политическим проблемам.

 

Победить в борьбе за власть, не имея доступа к электронным  и печатным СМИ, сегодня почти  невозможно. Однако опыт избирательных  кампаний в России показал, что есть новый, гораздо менее трудоемкий способ оказывать влияние на умы  электората - через сеть Интернет. Декабрьские  и мартовские выборы 1999-2000 гг., возможно, запомнились многим только по той  причине, что Интернет впервые стал всерьез восприниматься как полноценный  инструмент политической пропаганды и  агитации. По крайней мере так полагали и политические организации, и кандидаты в президенты - практически все они открыли в Сети собственные сайты. Но насколько оправданны подобного рода «вложения» и можно ли действительно воспринимать Интернет как эффективный инструмент влияния? Ведь не секрет, что у Интернета есть своя, особая специфика, благодаря которой его невозможно сравнивать с обычными СМИ. Хотя бы даже потому, что его невозможно «информационно монополизировать» в отличие, например, от центральных телеканалов.

 

То, что Интернет начинает играть самую активную роль в политике, поняли и власти. Причем пользоваться возможностями Интернета они  начали как раз в период выборов  в декабре-марте 1999-2000 гг. Достаточно вспомнить нашумевший проект Фонда  эффективной политики, когда, пользуясь  отсутствием законодательного регулирования  Интернета, ФЭП на своем сайте  вопреки протестам ЦИК и Генпрокуратуры опубликовал предварительные результаты выборов. Обычным же СМИ закон  такую практику строго запрещает, так  как это якобы может повлиять на настроения избирателей. Именно этот факт и спровоцировал попытки власти разработать закон, который приравнивал бы все без исключения российские сетевые издания к разряду средств массовой информации. В результате на свет появился законопроект, не выдерживающий никакой критики. Впрочем, авторов этого законопроекта понять можно, поскольку Интернет почти не поддается контролю. К примеру, до сих пор неясно, по каким признакам можно определить, является ли сайт «российским» или «зарубежным».

 

Не секрет, что сейчас разрабатываются новые технологии проведения избирательных компаний и выборов посредством Интернет-технологий. Такие разработки появились в 2000 г. в США при организации голосования групп военнослужащих, которые несут службу в удаленных районах. Позже в Эстонии приступили к разработке и внедрению механизмов онлайн голосования.

 

Анализ создающихся в  связи с развитием Интернета  новых моделей коммуникации в  политическом процессе (изменение роли государства на информационном рынке, способов и стратегий его взаимодействия с контрагентами; роль СМИ вообще и новых информационных технологий, в частности) в настоящее время  является одним из самых перспективных  направлений в политической теории и междисциплинарньгх исследованиях.

 

Развитие Интернет-технологий открывает перед обществом множество перспектив и дает надежду на качественный прорыв в самых разных сферах.

 

Например, в том, что касается непосредственно политического  процесса, Интернет может способствовать преодолению негативной тенденции  к снижению уровня политического  участия, упростив прямой контакт граждан  и правительства, а также снизив затраты на согласование возможных  путей политического действия между  индивидами, придерживающимися схожих взглядов, но не взаимодействующих  непосредственно в реальном мире.

 

Интернет дает возможность  для создания виртуальных партий, основанных на неизвестных для современной  политической системы принципах  членства, которые потенциально будут  способны оперативно реагировать на изменения позиций своих членов по важнейшим вопросам и, таким образом, наиболее приближаться к идеалу адекватной репрезентации интересов тех  или иных социальных групп в политическом процессе.

 

2.4 Виртуализация общественной  деятельности в области экономики

 

Процессы компьютеризации  и виртуализации современного общества, пожалуй в первую очередь отразились на экономической и производственной сферах.

 

В настоящее время набирают силу процессы глобализации мировой  экономики, ориентированные на создание единого общемирового экономического пространства и интеграцию крупнейших бизнес-структур. Экономические институты современного общества образуют комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем создания, распределения и использования капитала и других ресурсов. Рынок, предпринимательство, корпорация, финансы — все это системы норм, задающих путь к созданию стоимости. В условиях новой информационной экономики именно эти элементы в большей степени подвержены виртуализации.

 

В научный и повседневный обиход уже прочно вошли понятия  «сетевая» или «Интернет-экономика» и «электронная коммерция». Существовавпше до сегодняшнего дня социально-экономические теории фактически игнорировали информационный аспект деятельности человека и вследствие этого не располагали инструментарием для исследования экономических форм деятельности людей, основанных на применении информационных технологий, в том числе и сетевой экономики.

 

Ключевым понятием, определившим направление процессов глобализации и формирования сетевой экономики  на базе Интернет-технологий, стало «онлайновое» или «Интернет сообщество». Интернет-сообщество несет в себе новые формы социально-экономической деятельности людей, а также новую модель общественных отношений. В рамках Интеренет-сообществ люди объединены Интернет-технологиями, которые они используют для осуществления экономической деятельности и взаимодействий друг с другом. Только в пределах данных сообществ возможно применение таких инноваций как телеработа, телеприсутствие, электронные деньги и электронная коммерция.

 

Укрепление позиций Интернет-экономики является прямым следствием повсеместного использования компьютерной техники и сети Интернет. Экономика была одной из первых областей, куда наиболее активно начали проникать достижения компьютерной мысли. Многие компании разработчики программного обеспечения изначально ориентировали свой бизнес исключительно на выполнение конкретных задач по обслуживанию макро и микроэкономических процессов. «Благодаря масштабному развитию информационных технологий, компьютерных и телекоммуникационных сетей темпы роста производительности труда в США в 90-е годы удвоилась - с 1,5 до 3% в год. Начиная с 1995 года, ИТ-индустрия обеспечивает США 21-31% прироста ВВП. 98% заказов фирмам поступают только в электронном виде, за счет чего только на оперативных издержках американская промышленность экономит более $300 млн. ежегодно. Объем электронных сделок составил в 1998 году $43 млрд., в 1999 - $109 млрд., а в 2000 году примерно $250 млрд.»1.

 

В условиях формирующегося постиндустриального общества исследование сетевой формы организации экономической  деятельности имеет особое значение. Экономический рост, связанный с  распространением Интернет-технологий, обусловлен прежде всего преимуществами новых механизмов коммуникации и информационного обмена. Таким образом, распределение капитала и финансовые потоки в полной мере зависят от потоков информационных.

 

В этой связи сетевую или  Интернет-экономику можно определить как «глобальную сетевую сложно организованную многоуровневую структуру  взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемых через Интернет и другие телекоммуникационные сети. Она включает в себя индустрию  создания новых информационных технологий и программных продуктов, телекоммуникационные и провайдерские услуги, электронный бизнес, электронные рынки, электронные биржи, электронные платежные системы, телеработу, дистанционную занятость и другие составляющие. Интернет-экономика развивается в соответствии со своими специфическими целями и критериями эффективности»2 (см. Схему 2).

 

Важнейшей составляющей сетевой  экономики является Интернет-бизнес, который в свою очередь включает в себя электронную коммерцию. Согласно исследованием компании ГОС, в 2003 году «оборот электронного бизнеса достигнет 1,3 триллиона долларов США, то есть в  сто раз превысит оборот 1997 г. По данным исследования e-Stats, объемы электронной торгов

 

1 См.: Дятлов С.А. Методология, проблематика и мониторинг информационно-сетевой экономики. // http://dyatlov.nw.ru/statya4.htm

 

2 Там же. ли в 2003 г. по модели В2В составят 1082,3 миллиардов долларов США, а по модели В2С - 167,2 миллиардов долларов»1.

 

Развитие Интернет-экономики характеризуется процессом виртуализации основных экономических институтов. Чаще всего это связано с распространением симуляционных компьютерных технологий, позволяющих имитировать большую часть привычных хозяйственных и экономических операций. Симуляция индустриальных практик создания товара и инноваций приводит к виртуализации институтов рынка и предпринимательства. Например, в последние годы привычной практикой стала покупка различных товаров в Интернет-магазинах. При этом пользователь, совершая покупку через сеть Интернет, получает большое количество преимуществ в виде неограниченного времени поиска и выбора товара, получения полного спектра информации

 

0 конкретном товаре из различных источников. Витрина современного электронного магазина все больше напоминает витрину реального магазина Все от способа расположения товаров, методики классификации, рекламы отдельных единиц товара напоминает обычный поход в магазин с единственной разницей - человек совершает покупку, не выходя из дома или непосредственно с рабочего места. Развитие подобных порталов стало в наши дни обычным явлением. Успешное развитие торговли невозможно без четко работающих механизмов электронной коммерции.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи