Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат

Описание

Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.

Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.

Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.

Работа состоит из  1 файл

Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи.docx

— 124.35 Кб (Скачать документ)

 

Первые идеи виртуальной  реальности создавались в различных  дискурсах. Появление понятия «виртуальная реальность» содействовало возникновению  понятия - «киберпространство», ибо  существование реальности без пространства и времени невозможно. Под киберпространством ныне обычно понимается конечная среда, основой которой являются компьютерные технологии и устройства, предназначенные  для создания или имитации виртуальной  реальности.

 

Идея виртуальной реальности развивалась и воплощалась в  среде маргинальной контркультуры, в последствии получившей, название, «киберпанк» (США, 1970—1980-е). Здесь виртуальная реальность стала одним из центральных элементов своеобразного либерально-идеологического дискурса. «Кибер-панк» быстро ассимилировался в массовой культуре и трансформировался в развивающуюся «киберкультуру» («суЪегсиЙше»).

 

Одной из первых историко-теоретических  работ о виртуальной реальности стала книга американского журналиста Ф.Хэммита «Виртуальная реальность» (1993). Основы функциональной концепции виртуальной реальности в контексте осмысления перспектив компьютерных систем состоят, по его мысли, в следующем: «1) Функции компьютера способны кардинально меняться в зависимости от совершенствования программного обеспечения. 2) Виртуальная реальность — это оптимизированный для возможностей человека способ ориентации в мире электронной информации, созданный на основе дружественного функционально-интерактивного интерфейса. 3) Операции с компонентами виртуальной реальности потенциально идентичны операциям с реальными инструментами и предметами. 4) Работа в среде виртуальной реальности сопровождается эффектами легкости и быстроты и носит акцентированно игровой характер. 5) Возникает ощущение единства машины с пользователем, и «перемещения» последнего в виртуальный мир: воздействие виртуальных объектов воспринимается человеком аналогично «обычной» реальности»1.

 

Именно интерактивные  возможности виртуальной реальности делают ее столь функционально значимой. Среда виртуальной реальности нашла  широчайшее функциональное применение; прежде всего — в производственном

 

1 Иванов А.Е. Виртуальная  реальность, виртуальное, виртуальность / История философии: Энциклопедия (в соавт. с А.А.Грицановым, Д.В.Галкиным и И.Д Карпенко). - Мн., 2002, с. 187.

 

компьютерном дизайне, системах телеприсутствия, учебно-тренировочных системах, различных производственных процессах и пр. По мысли Хэммита, наиболее перспективными областями применения технологий виртуальной реальности являются образование и развлечения. Отчасти эти соображения подтверждаются современным состоянием Интернета. С учетом данного обстоятельства исследование компьютерной виртуальной реальности как одного из типов искусственной реальности приобретает особую значимость.

 

В третьем параграфе «Виртуальная реальность и виртуальная компьютерная реальность» на основе определения  понятия «виртуальная компьютерная реальность» осуществлено исследование самой виртуальной компьютерной реальности в контексте принадлежности ее к так называемым «системам  погружения».

 

При появлении компьютерных виртуальных реальностей особую актуальность приобрела проблема смешения реальностей. Но при этом необходимо отметить, что в ряде случаев, по мнению экспертов, ни внешний, ни внутренний опыт человека не могут служить признаком, позволяющим определить, в какой  именно реальности пребывает субъект  в данный момент времени. В связи  с этим единственным критерием, способным  содействовать выявлению границ реальности, является система жизнеобеспечения, связанная с конечностью человеческого  существования.

 

Человек может попасть  в достоверный, с точки зрения его органов чувств, виртуальный  мир. Но он может находиться и действовать  в этом мире лишь до тех пор, пока сигналы внешнего мира и система  жизнеобеспечения не выведут его  за пределы, виртуального мира. Сознание может не отличать виртуальный мир  от мира естественного, но материальная жизнь людей происходит в мире естественном, и это является основой  для отличия одного мира от другого. Но если бы стало возможным поддерживать нормальное функционирование системы  жизнеобеспечения в виртуальном  мире, то, вероятно, с позиции сознания отдельного индивида в некоторых  случаях могла бы произойти подмена константного мира миром виртуальным, поскольку единственным выходом из виртуального мира, так же как и из константного была бы смерть.

 

Виртуальная реальность обладает возможностью многократного переживания  определенных ситуаций. Именно поэтому  ценой ошибки в виртуальной реальности является не смерть, а всего лишь очередной цикл виртуального существования. Этим обстоятельством в значительной мере может быть объяснена высокая  эффективность симуляционных тренажеров, основанных на использовании технологий виртуальной реальности.

 

Компьютерные виртуальные  реальности также меняют наши представления  о некоторых понятиях и явлениях, в частности, представления о  пространстве. Если раньше человек  мог присутствовать только в одной  точке пространства - там, где находится  его тело, то с развитием соответствующих  техниче-

 

ских средств и устройств, человек смог как бы «распространяться» по различным азимутам пространства.

 

Виртуальная реальность имеет  важное практическое значение в жизни  современного общества. На технологиях  виртуальной реальности базируются многие производственные, научные, военные  и другие виды деятельности.

 

Виртуальная реальность - это  одна из разновидностей искусственной  реальности, сознательно создающейся  в специальных целях для решения  разнообразных теоретических и  практических задач.

 

Постоянное и стремительное  расширение диапазона и возможностей виртуальной реальности побуждает  специалистов и общественность к  осмыслению и использованию возможностей Интернета как одной из разновидностей проявления виртуальной реальности, классифицируемой как коммуникативная  реальность.

 

Коммуникативная виртуальная  реальность — это искусственно созданная  информационная среда, основанная на технологиях  виртуальной реальности, основной целью  существования и функционирования которой является коммуникация, т.е. передача или взаимообмен информацией  между людьми.

 

Одно из наиболее лаконичных определений Интернета утверждает, что: «Интернет - всемирная кооперативно управляемая совокупность компьютерных сетей»1.

 

Изучение Интернета и  того нового, что он принес в жизнь  людей, является важным и интересным вопросом социальной философии.

 

Бурное развитие Интернета  как демократического средства общепланетарной  связи стимулирует разнообразные  исследования комплекса проблем  виртуальности и формирование специальной  научной дисциплины - виртуали-стики.

 

В качестве наиболее типичных определений (в общем репрезентирующих специфику нынешних квалификаций) позволительно  выделить следующие:

 

1) «Виртуалистика - это оригинальный общекультурный феномен конца XX века, междисциплинарный научный подход, при котором самые разные объекты и процессы рассматриваются как особые виртуальные реальности (ВР). Виртуалистику ставят в один ряд с кибернетикой и синергетикой, говоря о ее общем характере, о применимости ее методов во многих сферах человеческой деятельности»2.

 

2) «Виртуалистика - парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как феномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Вир-

 

1 См.: Баталова М. Влияние компьютеров и компьютерных сетей на человека // http://ppf uni udm iWimago-fact/imago-2000/Batalova.html

 

2 Солопов П Е. Виртуалистика и философия. - М., 2000, с. 3.

 

туалистика есть подход, который может быть использован в любой науч-1

 

ной дисциплине» .

 

Отдавая должное фиксации некоторых атрибутивных свойств, черт и качеств виртуалистики в данных определениях, вместе с тем нельзя не отметить, что в них отсутствуют некоторые существенно важные характеристики. Это обстоятельство побуждает выработать и предложить новое понимание виртуали-стики.

 

Виртуалистика (от лат. virtus — воображаемый, мнимый) - это комплексная научная дисциплина, предметом исследования которой являются проблемы. виртуальности и виртуальной реальности, исследуемые преимущественно в философских, научных, технологических, технических и практических измерениях.

 

Логично было бы полагать, что  уже в ближайшее время философские, социологические, психологические  и другие исследования виртуальности, виртуальной реальности и Интернета  будут основываться на статистически  репрезентативных данных виртуалистики.

 

Ныне же существование, функционирование и эффективность Интернета побуждает  к осмыслению на современном уровне природы, сущности, источников, движущих сил, динамики и тенденций развития всего человеческого сообщества.

 

Вторая глава — «Философские, социологические и психологические  аспекты Интернета» - посвящена анализу  концепции формирования «и развития информационного общества и влиянию  информационно-коммуникативного пространства Интернета на политическую, экономическую, социальную, и другие сферы жизни  современного общества.

 

В первом параграфе «Современные тенденции общественного развития в контексте информационных технологий и компьютерной виртуальной реальности»  обосновывается актуальность исследования новой социально-философской проблематики.

 

Информатизация и компьютеризация  всех сфер общественной жизнедеятельности  обусловливает необходимость всестороннего  анализа теорий развития постиндустриального  общества, и в частности «информационного общества». Автором отмечено, что для исследования воздействия современных компьютерных технологий и Интернета на характер общественных взаимоотношений и социальную динамику необходимо обратиться к теоретическим основам концепции информационного общества, заложенным в социологии в 60-е годы XX века при формировании идей постиндустриализма, акцентировавшего всевозрастающую и основополагающую роль знания, процессов информационного обмена и коммуникации в развитии общества.

 

В диссертации наглядно показана хронология, изменения процессов  коммуникации в совокупности с эволюцией  средств связи и методов передачи зна-

 

1 Носов H.A. Виртуальная  психология. - М., 2000, с. 416-417.

 

ния и информации от изобретения иероглифической символики до книгопечатания, изобретения радио, ТВ и, наконец, форм электронного обмена информацией и компьютерных сетей.

 

Анализ данной хронологии позволяет утверждать, что все  этапы развития человеческого общества неизбежно носили информационный характер.

 

Однако многие исследователи  переоценивают и во многом идеализируют роль информации в общественном развитии, обозначая информационную составляющую в качестве базового условия исторического  прогресса. В этой связи многие современные  концепции информационного общества нельзя считать корректно обоснованными. Автор обращается к этимологии понятия  «информация», трактовка которого изменилась в ходе научно-технической революции  и приобрела окончательное теоретическое  и практическое обоснование в  связи с развитием кибернетики. Роль информации в социальных системах постепенно возрастала, и это привело  к самооопределению информатики как науки об индустрии информации и создало предпосылки для теоретического переосмысления исторического развития человеческого общества.

 

Подобные концепции разрабатывались  многими исследователями. Среди  них М.Маклюэн, В.М.Глушков, Д.С.Робертсон и др.

 

В частности М.Маклюэн ввел в обращение понятие «электронного общества». Основным тезисом его исследований был «media is the message», который означает концептуальную попытку осмысления современного общества в пределах развития современных средств массовой коммуникации, а именно электронных СМИ.

 

В.М.Глушков, изучавший философские аспекты кибернетики, подчеркивал, что информатика - это методология работы с информацией, независимо от того, какими средствами и ресурсами располагает общество для исследования информационных потребностей во всех сферах социума.

 

Д.С.Робертсон выявил зависимость знания и информации от уровня развития технологии на основе пяти информационных революций. «Первая была связана с изобретением языка, вторая — письменности, третья — с книгопечатанием, четвертая — с созданием электронных средств информации, и, наконец, пятая — компьютерная революция1... »

 

Подобные концепции позволяют  выработать иной подход к анализу  исторического процесса развития общества, специфическим фактором которого, отличающим его от других процессов эволюции, являются механизмы создания, накопления, передачи и распространения информации на базе постоянно сменяющих друг друга информационных технологий.

 

Разработки в области  информатики заложили основу для  формирования условий постепенного исторического вызревания концепции  информационного общества (Д.Белл, З.Бжезинский, Э.Тоффлер, Я.Масуда, Дж.Несбитт и др.).

 

1 См.: Рахитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. - 1994. №4, с. 14-34.

Информация о работе Философские и психологические аспекты виртуальной и социальной реальности в их взаимосвязи