Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:59, автореферат
Одной из наиболее существенных проблем современной социальной мысли является познание и прогнозирование эволюции виртуальной реальности как наиболее стремительно развивающегося элемента искусственной реальности.
Всевозрастающая социальная значимость этой огромной проблемы обусловливается преимущественно планетарным масштабом распространения виртуальной реальности и ее всевозрастающим воздействием на все сферы общественной жизни.
Актуальность темы исследования заключается в недостаточной разработанности в современной философии и науке комплексной междисциплинарной проблемы природы и сущности виртуальной реальности, ее места и роли в структуре социального бытия.
Первые идеи виртуальной
реальности создавались в различных
дискурсах. Появление понятия «виртуальная
реальность» содействовало
Идея виртуальной реальности развивалась и воплощалась в среде маргинальной контркультуры, в последствии получившей, название, «киберпанк» (США, 1970—1980-е). Здесь виртуальная реальность стала одним из центральных элементов своеобразного либерально-идеологического дискурса. «Кибер-панк» быстро ассимилировался в массовой культуре и трансформировался в развивающуюся «киберкультуру» («суЪегсиЙше»).
Одной из первых историко-теоретических
работ о виртуальной реальности
стала книга американского
Именно интерактивные
возможности виртуальной
1 Иванов А.Е. Виртуальная реальность, виртуальное, виртуальность / История философии: Энциклопедия (в соавт. с А.А.Грицановым, Д.В.Галкиным и И.Д Карпенко). - Мн., 2002, с. 187.
компьютерном дизайне, системах телеприсутствия, учебно-тренировочных системах, различных производственных процессах и пр. По мысли Хэммита, наиболее перспективными областями применения технологий виртуальной реальности являются образование и развлечения. Отчасти эти соображения подтверждаются современным состоянием Интернета. С учетом данного обстоятельства исследование компьютерной виртуальной реальности как одного из типов искусственной реальности приобретает особую значимость.
В третьем параграфе «Виртуальная реальность и виртуальная компьютерная реальность» на основе определения понятия «виртуальная компьютерная реальность» осуществлено исследование самой виртуальной компьютерной реальности в контексте принадлежности ее к так называемым «системам погружения».
При появлении компьютерных
виртуальных реальностей особую
актуальность приобрела проблема смешения
реальностей. Но при этом необходимо
отметить, что в ряде случаев, по
мнению экспертов, ни внешний, ни внутренний
опыт человека не могут служить признаком,
позволяющим определить, в какой
именно реальности пребывает субъект
в данный момент времени. В связи
с этим единственным критерием, способным
содействовать выявлению границ
реальности, является система жизнеобеспечения,
связанная с конечностью
Человек может попасть в достоверный, с точки зрения его органов чувств, виртуальный мир. Но он может находиться и действовать в этом мире лишь до тех пор, пока сигналы внешнего мира и система жизнеобеспечения не выведут его за пределы, виртуального мира. Сознание может не отличать виртуальный мир от мира естественного, но материальная жизнь людей происходит в мире естественном, и это является основой для отличия одного мира от другого. Но если бы стало возможным поддерживать нормальное функционирование системы жизнеобеспечения в виртуальном мире, то, вероятно, с позиции сознания отдельного индивида в некоторых случаях могла бы произойти подмена константного мира миром виртуальным, поскольку единственным выходом из виртуального мира, так же как и из константного была бы смерть.
Виртуальная реальность обладает возможностью многократного переживания определенных ситуаций. Именно поэтому ценой ошибки в виртуальной реальности является не смерть, а всего лишь очередной цикл виртуального существования. Этим обстоятельством в значительной мере может быть объяснена высокая эффективность симуляционных тренажеров, основанных на использовании технологий виртуальной реальности.
Компьютерные виртуальные реальности также меняют наши представления о некоторых понятиях и явлениях, в частности, представления о пространстве. Если раньше человек мог присутствовать только в одной точке пространства - там, где находится его тело, то с развитием соответствующих техниче-
ских средств и устройств, человек смог как бы «распространяться» по различным азимутам пространства.
Виртуальная реальность имеет важное практическое значение в жизни современного общества. На технологиях виртуальной реальности базируются многие производственные, научные, военные и другие виды деятельности.
Виртуальная реальность - это
одна из разновидностей искусственной
реальности, сознательно создающейся
в специальных целях для
Постоянное и стремительное расширение диапазона и возможностей виртуальной реальности побуждает специалистов и общественность к осмыслению и использованию возможностей Интернета как одной из разновидностей проявления виртуальной реальности, классифицируемой как коммуникативная реальность.
Коммуникативная виртуальная
реальность — это искусственно созданная
информационная среда, основанная на технологиях
виртуальной реальности, основной целью
существования и
Одно из наиболее лаконичных
определений Интернета
Изучение Интернета и того нового, что он принес в жизнь людей, является важным и интересным вопросом социальной философии.
Бурное развитие Интернета
как демократического средства общепланетарной
связи стимулирует
В качестве наиболее типичных определений (в общем репрезентирующих специфику нынешних квалификаций) позволительно выделить следующие:
1) «Виртуалистика - это оригинальный общекультурный феномен конца XX века, междисциплинарный научный подход, при котором самые разные объекты и процессы рассматриваются как особые виртуальные реальности (ВР). Виртуалистику ставят в один ряд с кибернетикой и синергетикой, говоря о ее общем характере, о применимости ее методов во многих сферах человеческой деятельности»2.
2) «Виртуалистика - парадигмальный подход, в рамках которого виртуальные реальности рассматриваются как реалии, обладающие онтологическим статусом существования, а не как феномены. Виртуалистика основывается на признании полионтичности виртуальных реальностей. Вир-
1 См.: Баталова М. Влияние компьютеров
и компьютерных сетей на человека // http://ppf
uni udm iWimago-fact/imago-2000/
2 Солопов П Е. Виртуалистика и философия. - М., 2000, с. 3.
туалистика есть подход, который может быть использован в любой науч-1
ной дисциплине» .
Отдавая должное фиксации некоторых атрибутивных свойств, черт и качеств виртуалистики в данных определениях, вместе с тем нельзя не отметить, что в них отсутствуют некоторые существенно важные характеристики. Это обстоятельство побуждает выработать и предложить новое понимание виртуали-стики.
Виртуалистика (от лат. virtus — воображаемый, мнимый) - это комплексная научная дисциплина, предметом исследования которой являются проблемы. виртуальности и виртуальной реальности, исследуемые преимущественно в философских, научных, технологических, технических и практических измерениях.
Логично было бы полагать, что
уже в ближайшее время
Ныне же существование, функционирование
и эффективность Интернета
Вторая глава — «Философские,
социологические и
В первом параграфе «Современные
тенденции общественного
Информатизация и
В диссертации наглядно показана хронология, изменения процессов коммуникации в совокупности с эволюцией средств связи и методов передачи зна-
1 Носов H.A. Виртуальная психология. - М., 2000, с. 416-417.
ния и информации от изобретения иероглифической символики до книгопечатания, изобретения радио, ТВ и, наконец, форм электронного обмена информацией и компьютерных сетей.
Анализ данной хронологии позволяет утверждать, что все этапы развития человеческого общества неизбежно носили информационный характер.
Однако многие исследователи
переоценивают и во многом идеализируют
роль информации в общественном развитии,
обозначая информационную составляющую
в качестве базового условия исторического
прогресса. В этой связи многие современные
концепции информационного
Подобные концепции
В частности М.Маклюэн ввел в обращение понятие «электронного общества». Основным тезисом его исследований был «media is the message», который означает концептуальную попытку осмысления современного общества в пределах развития современных средств массовой коммуникации, а именно электронных СМИ.
В.М.Глушков, изучавший философские аспекты кибернетики, подчеркивал, что информатика - это методология работы с информацией, независимо от того, какими средствами и ресурсами располагает общество для исследования информационных потребностей во всех сферах социума.
Д.С.Робертсон выявил зависимость знания и информации от уровня развития технологии на основе пяти информационных революций. «Первая была связана с изобретением языка, вторая — письменности, третья — с книгопечатанием, четвертая — с созданием электронных средств информации, и, наконец, пятая — компьютерная революция1... »
Подобные концепции позволяют выработать иной подход к анализу исторического процесса развития общества, специфическим фактором которого, отличающим его от других процессов эволюции, являются механизмы создания, накопления, передачи и распространения информации на базе постоянно сменяющих друг друга информационных технологий.
Разработки в области информатики заложили основу для формирования условий постепенного исторического вызревания концепции информационного общества (Д.Белл, З.Бжезинский, Э.Тоффлер, Я.Масуда, Дж.Несбитт и др.).
1 См.: Рахитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии. - 1994. №4, с. 14-34.