Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад

Описание

Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.

Работа состоит из  1 файл

фома.docx

— 373.30 Кб (Скачать документ)

Что касается античного наследия, то первым Западная Европа узнала учение неоплатоников, во многом благодаря  переводам Эриугены в IX веке. Аристотелю повезло меньше всех, поскольку до ХII века средневековым философам  были известны лишь его сочинения  по логике, переведенные на латынь Боэцием  еще в VI веке. Зато с ХII века Аристотель становится главной фигурой в  философской жизни Европы. И происходит это, как ни странно, благодаря арабскому  нашествию. Напомним, что начиная  с VII века арабы под знаменем ислама подчиняли себе одну страну за другой. В результате возник Арабский халифат, простиравшийся от Туркестана до Испании  и превосходивший по размерам бывшую Римскую империю. Именно через покоренную арабами-берберами Испанию в Европу стали проникать культурные достижения Востока, и среди них, кстати, всем теперь известные арабские цифры.

 

 

 

Завоеватели в целом оказались  более культурным народом, чем западноевропейцы — потомки варваров и вандалов. В результате именно благодаря арабам европейцы познакомились с полным наследием Аристотеля. Получилось так, что вначале работы Аристотеля были переведены на арабский язык и откоммен-тированы Авиценной (XI в.) и Аверроэсом (ХП в.), а затем вернулись в Европу, где были переведены с арабского  на латынь.

 

Надо сказать, что к  ХШ веку в Европе уже появилось  несколько университетских центров. Университеты были, к примеру, в Болонье, Падуе, Тулузе, а также в Оксфорде и Кембридже. Около 1200года открылся Парижский университет. И во всех этих университетах помимо теологии изучались «свободные искусства», право  и медицина. Подготовка в области  «свободных искусств» была условием поступления на другие факультеты. Но занятия «свободными искусствами» не всегда давали учащимся те духовные ориентиры, на которые рассчитывало духовенство.

 

Эта тенденция усилилась  с ростом популярности работ Аристотеля, и прежде всего его естественнонаучных работ, а также «Метафизики». Ситуация усугублялась тем, что указанные  работы распространялись вместе с комментариями  Аверроэса, который усилил материалистические акценты в творчестве Аристотеля. В результате на популярность материалистических идей Аристотеля католическая церковь  ответила запретом на изучение его  трудов в Парижском университете.

 

Но это не было выходом  из положения, а потому одновременно с запретом была создана комиссия с целью приспособления трудов Аристотеля к христианскому вероучению. Комиссия работала шесть лет, не оправдав надежд церкви. И только после того, как  эту работу поручили проделать ученым из ордена доминиканцев, был получен  результат. Львиная доля этого успеха пришлась на особое дарование одного из членов ордена — Фомы Аквинского.

 

Фома Аквинский (ок. 1226—-1274) происходил из знатного неаполитанского  рода. С пяти лет он обучался в  монастыре бенедиктинцев, а затем  в университете Неаполя. В 18-летнем возрасте он решил стать монахом  ордена доминиканцев и настоял на своем, несмотря на протесты семьи. Будучи монахом, Фома продолжал изучать  теологию, сначала в Париже, а  затем в Кельне. Коллеги по учебе  звали его «Немым быком» за огромный рост, полноту, а также отсутствие интереса к беседам и диспутам.

 

Фома был основательным  человеком, и, лишь пройдя все ступени  обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим  вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом  стал грандиозный труд под названием  «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним  была завершена. А уже в марте 1274года Фомы не стало.

 

Здесь следует уточнить, что  историю схоластики обычно делят  на периоды. Первый период схоластики (с IX по ХП в.) — это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в философии лишь своеобразное техническое средство для решения  своих проблем. С XII по начало XIV века — второй период схоластики. И только здесь философия вновь обретает собственное поле деятельности. Им становится исследование природного и  человеческого мира в его отношении  к Богу. В свое время Августин заявил: «Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего». Из этого следовало, что природный  мир мало интересовал Августина  и тех, кто шел за ним. У Фомы Аквинского иное кредо: «Размышляю о  теле, чтобы размышлять о душе, а  о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над  ней же размышляю, чтобы думать о  Боге». Как видим, постижение Бога у  Фомы возможно лишь через изучение его творения. И сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника, а мощного союзника.

 

Мир у Фомы предстает как  иерархическая система, в чем-то аналогичная системе Эриугены. Здесь  тоже четыре ступени. Первая — это  неживая природа. Над ней возвышается  мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень — мир  людей, который образует переход  к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог.

 

Фома использует в своем  учении аристотелевский гилеморфизм, согласно которому все сущее состоит  из материи и формы. На низшей ступени  бытия у Фомы форма составляет лишь внешнюю определенность вещи. Это соответствует формальной причине (causa formalis). Сюда относятся неорганические стихии и минералы. На следующей  ступени форма предстает как  конечная причина (causa finalis), которая  характерна для растений. Они получают свою целесообразную форму как бы изнутри, в процессе роста. Третий уровень  — это животные, и здесь форма  становится действующей причиной (causa officiens). Поэтому для животных характерен не только рост, но и движение как  перемещение в пространстве. Наконец, на четвертой ступени форма предстает  уже не в качестве организующего  принципа материи, а сама по себе, то есть независимо от материи (forma separata). Здесь форма является духом, разумной душой. И в этом пункте Фома уже корректирует Аристотеля на христианский лад. Ведь у Аристотеля чистой формой, «формой форм» является только Бог, а разумная душа человека — это внутренняя форма тела, которая вне этого тела, скорее всего, существовать не может. Фома, в отличие от Аристотеля, в вопросе о душе человека занимает более четкую и однозначную позицию. Бог, согласно Фоме, в момент рождения наделяет каждого человека его особой, неповторимой душой, которая не погибает со смертью тела. В этом вопросе Фома — последовательный христианский мыслитель, а потому не допускает и метемпсихоза, то есть переселения душ, и тем более переселения душ людей в тела животных.

 

Различение ступеней природы  связано у Фомы с Другими понятиями, заимствованными у Аристотеля, а  именно с понятиями актуальности и потенции. Актуальность буквально  означает действенность, акт — действие. Потенция, наоборот, только возможность  действия, способность к действию. Немецкий философ Шеллинг впоследствии будет называть различные ступени  природы потенциями, а сам процесс  восхождения природы от простого к сложному — потенцированием. Что  же имел в виду сам Фома, когда  вводил различение между актуальностью  и потенцией?

 

Напомним, что у Аристотеля возникновение различных вещей  в природе как раз происходит путем превращения возможности  в действительность. Растение, например, сначала является семенем. А семя — это растение в возможности, в потенции. Затем оно переходит  в актуальное состояние. Таким образом, возможность у Аристотеля совпадает  с материей. Ведь именно в ней  заключена потенциальная возможность  превращения в любую вещь. При  этом Аристотель различает материю  как абсолютно бесформенное и  неопределенное начало бытия и материю  определенную, оформленную. Неопределенное начало бытия Аристотель называл  «первой материей», а оформленную  материю — в виде камня, железа ит.п. — «второй материей». «Вторая  материя», по Аристотелю, постоянно  трансформируется, то есть, утрачивая  свою форму, перестает быть тем, чем  она была. Но «первая материя», по Аристотелю, не может ни возникнуть, ни исчезнуть. А в результате мир  в учении Аристотеля существует вечно, хотя и ограничен в пространстве.

 

Последнее, а именно то, что  мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с  христианской космологией. Но бесконечное  существование мира во времени несовместимо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных  препятствий на пути приспособления аристотелизма к христианству. Выход  был найден Фомой, и заключался он в том, что потенция из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возможность, или «первая материя» Аристотеля, у Фомы становится результатом божественного  творения. Так в учение Аристотеля была введена идея креационизма, то есть творения мира из ничего, соответствующая  сути христианского вероучения.

 

Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, которые он, будучи великим  систематизатором схоластики, излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств»  пять. И все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям. Первое доказательство, которое называют сегодня «кинетическим», состоит в том, что если в мире все движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, то есть Бог. Второе «доказательство» основано на том, что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог. Суть третьего «доказательства» заключается в том, что если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать в действительности и некая абсолютная необходимость, то есть Бог. В четвертом «доказательстве» Бог является абсолютным Совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы. А в пятом «доказательстве» Фома говорит о Боге как руководящем начале мира, так как вокруг нас все стремится к наилучшему сознательно или инстинктивно.

 

Мы уже не раз говорили о божественном провидении как одном  из главных пунктов христианского  вероучения. И в этом вопросе Фома также предлагает новые трактовки, отвечающие духу времени. Так, божественное провидение, согласно Фоме, осуществляется не непосредственно, как это было у Августина, а посредством естественных законов. Например, такие явления, как  войны, эпидемии ит.п., по мнению Фомы, зависят  не от Бога, а от совокупности естественных причин. И потому человек, утверждает Фома, способен через свою деятельность повлиять на ход событий. Этот мотив  выражен в учении Фомы Аквинского совершенно явно. Таким образом, католицизм в лице Фомы ответил на стремления поднимающегося «третьего сословия», которое хотело действовать, преследуя  свои интересы.

 

Но самый интересный раздел в учении Фомы Аквинского связан с  его трактовкой души, причем не только души человека. Здесь Фома опять  же исходит из Аристотеля. Он различает  вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души — питание  и размножение. Далее идет сенситивная  душа, которой обладают животные. Функциями  этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. При этом разумная душа человека заодно выполняет и функции двух низших душ.

 

Мы уже говорили о том, что душа человека, согласно Фоме, есть чистая форма без материи, она  духовна, бестелесна и бессмертна. Но, будучи крупнейшим систематизатором человеческих познаний, Фома дает развернутую картину  познавательных способностей души. Так, помимо чувства и разума он выделяет у человека волю, воображение, способность  суждения и память. Вслед за Аристотелем  он различает активный и пассивный  интеллект, а также говорит о  наличии у человека некоего «общего  чувства», которое находится между  разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с единичным.

 

Но интересней всего то, что высшей познавательной способностью человека у Фомы оказывается интеллектуальное созерцание, сближающее человека с  ангелами. Если люди пользуются обычно чувствами, разумом ит.п., то ангелы, считал Фома, не пользуются абстракциями, не рассуждают, а схватывают суть бытия  в чистом акте непосредственного  созерцания. Лишь частично эта способность  присутствует и у человека. Но есть такой способ познания, доказывает Фома, который недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание всего и вся, без каких-либо специальных приемов и способностей. Такое познание свойственно лишь Богу.

 

 

 

2

 

Фома Аквинский (1225-1274) был  самым крупным 

представителем схоластической философии периода ее

расцвета.

Он родился в замке  Рокасека близ Неаполя и был 

седьмым сыном графа Аквинского. Учился в 

Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь

свободных искусств: логику, риторику, арифметику,

геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19

лет вступил в члены  доминиканского ордена, рассердив тем 

самым свою семью которая  ожидала, что он станет

бенедиктинскик монахом. Чтобы помочь ему избежать гнева 

его родственников, долиниканцы  отправили его в Париж, но

по/дороге он был похипен  своими братьями и свыше года

содержался дома. Однако он откашлся изменить свою

верность доминиканцам, и  в конце концов ему было

разрешено вернуться к  ним и возобновить формальные

занятия. В 1252 г. он поехал в  Парижский университет, чтобы 

читал лекции и получить звание профессора, которого

добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и 

преподавал в различных  школах, а в 1269 г возвратился в 

Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания

вследствие ухудшения  здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в 

Цистерцианском монастыре  близ Фосановы, не опрашвшись

от сердечного приступа, случившегося в то время, когда он

направлялся в Лион. Его  звали "ангельским доктором".

Фома Аквинский оставил  после себя большое 

литературное наследие. В  него входят прежде всего 

комментарии на -Сентенции-Петра  Ломбардского, к трудам

Боэция, к "Книге о причинах Прокла. к произведениям 

Аристотеля, труды под  названием Спорные вопросы" в 

которых рассматриваются  различные философоко-теологи-

ческие проблемы. Самыми важными  произведениями Фомы

Аквин^ ского являются два  объемистых тома, подводящие

итог его творческой деятельности: "Сумма против

язычников" (известная  также под другим названием - "Сумма 

философии") и "Сумма  теологии", оставшаяся

неоконченной.      -В основном все произведения

Фомы Аквинского касаются философско-теологических 

вопросов и обходят  естественнонаучную проблематику.

Логика интересует Фому Аквинского лишь постольку,

поскольку она образует структуру, в которой происходит

изложение схоластических проблем. Изложение Фомой 

философско-теологического материала отличалось

исключительной логичностью  и являлось образцом для 

дальнейшего освоения. Каждая проблема или область 

изложения начиналась с постановки ряда аргументов в 

защиту того или иного  положения, против которого он

выступал. После чего следуют  контраргументы. Затем 

идет основная часть, в  которой излагается все то, что 

<

Информация о работе Фома Аквинский (ок. 1226—-1274)