Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 15:54, доклад
Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259 году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274 года Фомы не стало.
Что касается античного наследия,
то первым Западная Европа узнала учение
неоплатоников, во многом благодаря
переводам Эриугены в IX веке. Аристотелю
повезло меньше всех, поскольку до
ХII века средневековым философам
были известны лишь его сочинения
по логике, переведенные на латынь Боэцием
еще в VI веке. Зато с ХII века Аристотель
становится главной фигурой в
философской жизни Европы. И происходит
это, как ни странно, благодаря арабскому
нашествию. Напомним, что начиная
с VII века арабы под знаменем ислама
подчиняли себе одну страну за другой.
В результате возник Арабский халифат,
простиравшийся от Туркестана до Испании
и превосходивший по размерам бывшую
Римскую империю. Именно через покоренную
арабами-берберами Испанию в
Завоеватели в целом оказались
более культурным народом, чем западноевропейцы
— потомки варваров и вандалов.
В результате именно благодаря арабам
европейцы познакомились с
Надо сказать, что к
ХШ веку в Европе уже появилось
несколько университетских
Эта тенденция усилилась с ростом популярности работ Аристотеля, и прежде всего его естественнонаучных работ, а также «Метафизики». Ситуация усугублялась тем, что указанные работы распространялись вместе с комментариями Аверроэса, который усилил материалистические акценты в творчестве Аристотеля. В результате на популярность материалистических идей Аристотеля католическая церковь ответила запретом на изучение его трудов в Парижском университете.
Но это не было выходом из положения, а потому одновременно с запретом была создана комиссия с целью приспособления трудов Аристотеля к христианскому вероучению. Комиссия работала шесть лет, не оправдав надежд церкви. И только после того, как эту работу поручили проделать ученым из ордена доминиканцев, был получен результат. Львиная доля этого успеха пришлась на особое дарование одного из членов ордена — Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (ок. 1226—-1274) происходил из знатного неаполитанского рода. С пяти лет он обучался в монастыре бенедиктинцев, а затем в университете Неаполя. В 18-летнем возрасте он решил стать монахом ордена доминиканцев и настоял на своем, несмотря на протесты семьи. Будучи монахом, Фома продолжал изучать теологию, сначала в Париже, а затем в Кельне. Коллеги по учебе звали его «Немым быком» за огромный рост, полноту, а также отсутствие интереса к беседам и диспутам.
Фома был основательным человеком, и, лишь пройдя все ступени обучения и получив степень магистра, он начинает писать собственные работы и участвовать в диспутах по теологическим вопросам. Упорство Фомы было вознаграждено: в 1259году именно ему была поручена работа над наследием Аристотеля. Результатом стал грандиозный труд под названием «Сумма теологии», который Фома создавал более 10лет. В 1273году работа над ним была завершена. А уже в марте 1274года Фомы не стало.
Здесь следует уточнить, что историю схоластики обычно делят на периоды. Первый период схоластики (с IX по ХП в.) — это время логических споров и дискуссий, когда теология видела в философии лишь своеобразное техническое средство для решения своих проблем. С XII по начало XIV века — второй период схоластики. И только здесь философия вновь обретает собственное поле деятельности. Им становится исследование природного и человеческого мира в его отношении к Богу. В свое время Августин заявил: «Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ничего». Из этого следовало, что природный мир мало интересовал Августина и тех, кто шел за ним. У Фомы Аквинского иное кредо: «Размышляю о теле, чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией, над ней же размышляю, чтобы думать о Боге». Как видим, постижение Бога у Фомы возможно лишь через изучение его творения. И сделав такой вывод, церковь в лице Фомы обрела в Аристотеле не противника, а мощного союзника.
Мир у Фомы предстает как иерархическая система, в чем-то аналогичная системе Эриугены. Здесь тоже четыре ступени. Первая — это неживая природа. Над ней возвышается мир растений и животных. Из него вырастает высшая ступень — мир людей, который образует переход к сверхъестественной и духовной сфере. Наисовершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолютной причиной, смыслом и целью всего сущего является Бог.
Фома использует в своем
учении аристотелевский гилеморфизм,
согласно которому все сущее состоит
из материи и формы. На низшей ступени
бытия у Фомы форма составляет
лишь внешнюю определенность вещи.
Это соответствует формальной причине
(causa formalis). Сюда относятся неорганические
стихии и минералы. На следующей
ступени форма предстает как
конечная причина (causa finalis), которая
характерна для растений. Они получают
свою целесообразную форму как бы
изнутри, в процессе роста. Третий уровень
— это животные, и здесь форма
становится действующей причиной (causa
officiens). Поэтому для животных характерен
не только рост, но и движение как
перемещение в пространстве. Наконец,
на четвертой ступени форма
Различение ступеней природы связано у Фомы с Другими понятиями, заимствованными у Аристотеля, а именно с понятиями актуальности и потенции. Актуальность буквально означает действенность, акт — действие. Потенция, наоборот, только возможность действия, способность к действию. Немецкий философ Шеллинг впоследствии будет называть различные ступени природы потенциями, а сам процесс восхождения природы от простого к сложному — потенцированием. Что же имел в виду сам Фома, когда вводил различение между актуальностью и потенцией?
Напомним, что у Аристотеля
возникновение различных вещей
в природе как раз происходит
путем превращения возможности
в действительность. Растение, например,
сначала является семенем. А семя
— это растение в возможности,
в потенции. Затем оно переходит
в актуальное состояние. Таким образом,
возможность у Аристотеля совпадает
с материей. Ведь именно в ней
заключена потенциальная
Последнее, а именно то, что мир ограничен в пространстве, полностью согласовывалось с христианской космологией. Но бесконечное существование мира во времени несовместимо с христианским учением о сотворении мира. И это стало одним из главных препятствий на пути приспособления аристотелизма к христианству. Выход был найден Фомой, и заключался он в том, что потенция из первичного состояния мира была превращена во вторичное. Потенциальная возможность, или «первая материя» Аристотеля, у Фомы становится результатом божественного творения. Так в учение Аристотеля была введена идея креационизма, то есть творения мира из ничего, соответствующая сути христианского вероучения.
Особое место в учении Фомы Аквинского занимают «доказательства» бытия Бога, которые он, будучи великим систематизатором схоластики, излагает в ясной и системной форме. У Фомы таких «доказательств» пять. И все они основаны на принципе постижения Бога по его творениям. Первое доказательство, которое называют сегодня «кинетическим», состоит в том, что если в мире все движется, то должен обязательно существовать Перводвигатель, то есть Бог. Второе «доказательство» основано на том, что если в мире все причинно обусловлено, то должна быть Первопричина, то есть Бог. Суть третьего «доказательства» заключается в том, что если природные вещи возникают и погибают и происходит это как по необходимости, так и случайно, то должна существовать в действительности и некая абсолютная необходимость, то есть Бог. В четвертом «доказательстве» Бог является абсолютным Совершенством, поскольку в мире есть более или менее совершенные предметы. А в пятом «доказательстве» Фома говорит о Боге как руководящем начале мира, так как вокруг нас все стремится к наилучшему сознательно или инстинктивно.
Мы уже не раз говорили о божественном провидении как одном из главных пунктов христианского вероучения. И в этом вопросе Фома также предлагает новые трактовки, отвечающие духу времени. Так, божественное провидение, согласно Фоме, осуществляется не непосредственно, как это было у Августина, а посредством естественных законов. Например, такие явления, как войны, эпидемии ит.п., по мнению Фомы, зависят не от Бога, а от совокупности естественных причин. И потому человек, утверждает Фома, способен через свою деятельность повлиять на ход событий. Этот мотив выражен в учении Фомы Аквинского совершенно явно. Таким образом, католицизм в лице Фомы ответил на стремления поднимающегося «третьего сословия», которое хотело действовать, преследуя свои интересы.
Но самый интересный раздел в учении Фомы Аквинского связан с его трактовкой души, причем не только души человека. Здесь Фома опять же исходит из Аристотеля. Он различает вегетативную душу, присущую растениям, и функции этой души — питание и размножение. Далее идет сенситивная душа, которой обладают животные. Функциями этой души являются чувственное восприятие, стремление и произвольное движение. И только человек имеет разумную душу, функцией которой является мышление. При этом разумная душа человека заодно выполняет и функции двух низших душ.
Мы уже говорили о том, что душа человека, согласно Фоме, есть чистая форма без материи, она духовна, бестелесна и бессмертна. Но, будучи крупнейшим систематизатором человеческих познаний, Фома дает развернутую картину познавательных способностей души. Так, помимо чувства и разума он выделяет у человека волю, воображение, способность суждения и память. Вслед за Аристотелем он различает активный и пассивный интеллект, а также говорит о наличии у человека некоего «общего чувства», которое находится между разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с единичным.
Но интересней всего то, что высшей познавательной способностью человека у Фомы оказывается интеллектуальное созерцание, сближающее человека с ангелами. Если люди пользуются обычно чувствами, разумом ит.п., то ангелы, считал Фома, не пользуются абстракциями, не рассуждают, а схватывают суть бытия в чистом акте непосредственного созерцания. Лишь частично эта способность присутствует и у человека. Но есть такой способ познания, доказывает Фома, который недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание всего и вся, без каких-либо специальных приемов и способностей. Такое познание свойственно лишь Богу.
2
Фома Аквинский (1225-1274) был самым крупным
представителем схоластической философии периода ее
расцвета.
Он родился в замке Рокасека близ Неаполя и был
седьмым сыном графа Аквинского. Учился в
Неаполитанском университете, где изучал Аристотеля и семь
свободных искусств: логику, риторику, арифметику,
геометрию, грамматику, музыку, астрономию. В возрасте 19
лет вступил в члены доминиканского ордена, рассердив тем
самым свою семью которая ожидала, что он станет
бенедиктинскик монахом. Чтобы помочь ему избежать гнева
его родственников, долиниканцы отправили его в Париж, но
по/дороге он был похипен своими братьями и свыше года
содержался дома. Однако он откашлся изменить свою
верность доминиканцам, и в конце концов ему было
разрешено вернуться к ним и возобновить формальные
занятия. В 1252 г. он поехал в Парижский университет, чтобы
читал лекции и получить звание профессора, которого
добился в возрасте 30 лет. В 1259 г вернулся в Италию и
преподавал в различных школах, а в 1269 г возвратился в
Париж, но спустя четыре года оказался от преподавания
вследствие ухудшения здоровья. Он умер 7 марта 1274 г. в
Цистерцианском монастыре близ Фосановы, не опрашвшись
от сердечного приступа, случившегося в то время, когда он
направлялся в Лион. Его звали "ангельским доктором".
Фома Аквинский оставил после себя большое
литературное наследие. В него входят прежде всего
комментарии на -Сентенции-Петра Ломбардского, к трудам
Боэция, к "Книге о причинах Прокла. к произведениям
Аристотеля, труды под названием Спорные вопросы" в
которых рассматриваются различные философоко-теологи-
ческие проблемы. Самыми важными произведениями Фомы
Аквин^ ского являются два объемистых тома, подводящие
итог его творческой деятельности: "Сумма против
язычников" (известная также под другим названием - "Сумма
философии") и "Сумма теологии", оставшаяся
неоконченной. -В основном все произведения
Фомы Аквинского касаются философско-теологических
вопросов и обходят естественнонаучную проблематику.
Логика интересует Фому Аквинского лишь постольку,
поскольку она образует структуру, в которой происходит
изложение схоластических проблем. Изложение Фомой
философско-теологического материала отличалось
исключительной логичностью и являлось образцом для
дальнейшего освоения. Каждая проблема или область
изложения начиналась с постановки ряда аргументов в
защиту того или иного положения, против которого он
выступал. После чего следуют контраргументы. Затем
идет основная часть, в которой излагается все то, что
<