Во время пребывания
в Парижском университете он
слушает лекции своего нового
учителя Альберта (Великого) из Кельна.
Этот философ оказал на него
глубокое влияние.
В 1248 г. Фома вместе
с Альбертом отправляется в
Кельн с целью организации
там studium generale – центра по изучению
теологии. Здесь будущий создатель
томистской философии обучается
под руководством своего наставника
в течение последующих 4 лет.
Во время занятий Фома не
проявлял особой активности, редко
принимал участие в диспутах,
что явилось, между прочим, причиной
того, что коллеги прозвали его
«Немым Быком». В довершение, отличаясь
от всех других высоким ростом,
чрезмерной полнотой и неповоротливостью,
он получил кличку «Сицилийский
Бык», хотя родился не в Сицилии,
а под Неаполем. Известно, однако,
что после одного из его
выступлений Альберт, пораженный
глубиной и прозрачностью мысли
своего ученика, воскликнул: «Эти
молчуны, называемые быками, взревут
когда-нибудь так, что их услышит
весь мир».
После почти 4-летнего
пребывания в Кельне Фома в
1252 г. возвращается в Парижский
университет, где последовательно
проходит все ступени, необходимые
для получения степени магистра
теологии и лиценциата. После
этого – преподает в Париже
теологию. Здесь из-под его пера
выходит ряд комментариев, трудов
и так называемых «Questiones disputate»
(университетских диспутов). Среди
них – Комментарии к Священному
Писанию (1254-1256), «De principiis naturae» (1255),
«De ente et essentia» (1256), «De veritate, In Boetium de Hebdomadibus»
и др. Здесь он также начинает
работу над «Суммой философии»
(«Summa contra gentiles» [Против язычников];
другое встречающееся иногда
название данной работы – «Summa
philosophiae»).
Уже в первых трудах
Фома прибегает к “синтетическому”
приёму: он старается найти долю
правды и у тех, и у других.
Практически в подходе ко всем
проблемам, которые Фома Аквинский
начинает исследовать, он начинает
с того, что излагает все возможные
точки зрения, в том числе и
нелицеприятные для католической
Церкви. В этом плане у него
существует строгая схема: начинается
как бы тезис «Говорят, что...»,
и далее излагается точка зрения,
неприемлемая для католической
церкви. Потом Фома Аквинский
излагает существующее возражение:
«Однако, существует мнение, что...»,
и далее излагается известное
возражение. После этого Фома
Аквинский суммируя данные возражения,
добавляя к ним свои, излагает
истинный взгляд по данному
предмету, и после этого этот
истинный взгляд излагает в
форме силлогизма так, что данный
взгляд приобретает в глазах
читателя положение абсолютно
доказанной истины. Этот метод
Фомы Аквинского надолго устоится
в западном схоластическом мире,
и эта строгость к мышлению
перейдет через схоластику и
в философию Нового времени.
Отголоски этой философии перекочуют
в построения Декарта и Спинозы,
у которых ясность и точность
будут считаться основными критериями
философской истины.
В 1259 г. папа Урбан
IV вызвал его в Рим, где Фома
преподает в доминиканских школах
Италии. Появление Фомы при Папском
дворе было неслучайным: римская
курия[5] рассчитывала увидеть в
Аквинате человека, который смог
бы совершить важный для Церкви
труд – дать пригодную для
католицизма трактовку Аристотеля. Здесь
Фома завершает начатую еще в Париже «Философскую
сумму» (1259–1264), пишет «Contra errores Graecorum»
(1263), «De emptione et venditione» (1263) и др. Он приступает
также к работе над главным трудом своей
жизни – «Сумма теологии» («Summa theologica»).
Осенью 1269 г. по указанию
римской курии Фома 2-й раз отправляется
в Париж. Поскольку в это
время в Париже аверроисты
во главе с Сигером Брабантским
приобрели достаточно сильное
влияние, то Фома Аквинский
получает послушание от доминиканского
ордена это псевдо-аристотелевское
учение разоблачить и построить
истинно католическое аристотелевское
учение. Поскольку Парижский университет
был главным центром идеологической
мысли католицизма, борьба против
оппозиционной школы аверроистов
имела для римской курии принципиальное
значение. Другой враждебный Риму
стан представляла собой группа
французских теологов-«ворчунов», желавших
сохранить во чтобы то ни
стало в неизменном виде принципы
августиновской теологии.
В этот период Аквинат
пишет 2-ю часть «Суммы Теологии»
(1269–1272), «О единстве разума против
аверроистов» («De unitate intellectus contra Averroistos»,
1269–1272), комментарии к «Peri hermeneias»,
«Метеорологике», «De causis» Аристотеля
и много других работ. За
время пребывания в Парижском
университете Фома, поглощенный
борьбой с аверроистами и работой
над своими произведениями, не
принимал участия ни в каких
приемах, которыми славился тогдашний
Париж. Однако доминиканское руководство
рекомендовало ему принять приглашение
ко двору французского короля
Людовика IX. Во время этого приема
Фома, как обычно, сидел в задумчивости,
почти ни на что не реагировал.
Все участники встречи так
были заняты собой, что почти
забыли о погрузившемся в созерцание
Фоме. И вдруг, как рассказывает
анекдот, приятная атмосфера приема
была нарушена могучим доминиканцем,
который крикнул, ударив кулаком
по столу: «Ха, мы приведем
манихеев в порядок!».
В 1272 г. Фома был
возвращен в Италию. В Неаполе
он преподает теологию и продолжает
работу над 3-й частью «Суммы
теологии», которую заканчивает
в 1273 г. Здесь же появляются,
в частности, комментарии «De coelo
et mundo» и «De generatione et corruptione». В
1274 году Фома Аквинский отправляется
на знаменитый униатский собор
в Лионе, созванный папой Григорием
X.
Во время поездки
он тяжело заболевает. Ничтожность
и суетность всего мирского, в
том числе своей работы, открылась
Аквинату перед смертью, ее
непостижимой тайной и ожиданием
встречи с Богом. На увещевания
своего врача и секретаря прекратить
работать он ответил: "Non possum, quia
omnia quae scripsi videntur mihi paleae... respectu eorum quae vidi
et revelata sunt mihi'. – «He могу, потому что
все, что я написал, кажется
мне трухой, с точки зрения
того, что я увидел и что
мне было открыто». 7 марта 1274 г.
он умирает в монастыре бернардинцев[6]
в Фоссануове. После смерти ему был
присвоен титул “ангельский доктор”
(“doctor angelicus”). В 1323 г., во время понтификата
папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику
святых.
2. Труды
Фома Аквинский написал
большое количество работ, трудолюбие
его и плодовитость ни с
чем не сравнимы. Он написал
комментарии к различным книгам
Библии, к «Сентенциям» Петра
Ломбардского, к книгам Боэция, к
«Божественным именам» Дионисия
Ареопагита, к книге «О причинах»
Прокла и к работам Аристотеля.
Вышла полемика в Парижском
университете времен борьбы с
аверроистами под названием «Спорные
вопросы» и небольшие философские
трактаты: «О существовании и
сущности», «О вечности мира
против ворчунов» (августинианцев),
«О единстве разума против
аверроистов». Заглавие отсылает
нас к работе Альберта Великого
«О единстве разума против
Аверроэса».
Особо можно выделить
2 знаменитые работы Фомы Аквинского.
Первая – «Сумма истины католической
веры против язычников», из 4 книг.
3 книги носят философский характер,
поэтому работа часто называется
«Сумма философии», или «Сумма
против язычников». Вторая фундаментальная
работа – «Сумма теологии».
Она написана им в последние
годы жизни и считается неоконченной.
В этих работах, в «Сумме
против язычников» и «Сумме
теологии», Фома Аквинский показал
во всем блеске свой знаменитый
схоластический метод.
3. Жанр работ
Жанр вопросов, который
можно обнаружить и в "Сумме
теологии", воспроизводит схему
университетских диспутов: по каждому
вопросу приводятся аргументы
"за" (pro) и "против" (sed contra),
затем следует собственный ответ
("responsio"). После этого отдельные
аргументы ("ad I, ad 2, ...") исследуются
в связи с данным ответом.
– Аккуратная юридическая работа.
Лит: Лега В.П. История западной
философии
В. Татаркевич. История
философии. Античная и средневековая
философия
Э.Жильсон «История
христианской философии в Средние
века»Дата: 23.03.2009 Модуль: История
философии Категория: Фома
Аквинский Разместил: rat
Фома Аквинский
как родоначальник рациональной
теологии
1. На страже закона противоречия
2. Рацио
3. Фома Аквинский. Рационализация
христианства
4. Критика
На страже закона противоречия
Средневековье, как
известно, подняло вопрос о двоякого
рода истинах – истинах теологических
и истинах философских. И разрешило
его или, по крайней мере, в
некоторых случаях разрешало
в том смысле, что то, что может
быть истиной с точки зрения
теологической, может быть ложью
с точки зрения философской
– и наоборот.
Но "нормальный теолог"
средневековья такой противоположности
не допускал. Фома Аквинский строго
стоял на том, что истина
– божественная ли, человеческая
ли, всегда одна и та же. Истина
– одна, не может быть “двух
истин”. «Наша способность к познанию
естественно постижимых начал
– божественного происхождения,
ибо создатель нашей природы
– сам Бог. Божественная мудрость
также содержит эти начала. Таким
образом, все, противоположное
этим началам, противоположно
божественной мудрости и, стало
быть, не может происходить от
Бога. Следовательно, божественное
откровение, достигаемое верой, не
может быть противоположно естественному
знанию». Иными словами: основные
принципы нашего познания и
познания Божеского одни и
те же. Это положение доказывается
посредством целого ряда igitur, т.
е. способом или методом того
же cognitio naturalis, правомерность которого
как будто подлежала сомнению
и требовала оправдания. Так что
выходит, что безупречный диалектик
допустил на этот раз petitio principii
– и притом плохо скрытое.
Еа quae ex revelatione divina per fidem tenetur,
non possunt naturali cognitione esse contraria: истина Откровения
и истина, познаваемая естественным
путем, не могут противоречить
одна другой.
И еще меньше допустимо,
чтоб перед лицом какого бы
то ни было Откровения сам
закон противоречия, этот верховный
судья над живыми и мертвыми,
согласился бы, в каком бы то
ни было смысле, поступиться присвоенными
им себе – неизвестно когда
и за что – суверенными правами.
Рацио
Вещи и структуры,
о которых идет речь в системах
средневековой онтологии, принципиально
отличаются от предметов повседневного
опыта, предстоящих человеку в
обычных актах восприятия. В то
время как предметы, выделяемые
в актах восприятия, неопределимы,
а характеристики их размыты
– в средневековой онтологии
все вещи, включая те, о которых
человек имеет знание на основе
чувственного восприятия, рассматриваются
как обладающие строго определенными
характеристиками, содержание которых
может быть точно выражено
с помощью понятий.
В схоластике предполагается
как нечто само собой разумеющееся,
что человек в момент восприятия
раскладывает воспринимаемое на
“части”, соответствующие тем
или иным понятиям, так что
в процессе этого разложения
выявляется реальная структура
вещи. Предположение о возможности
такого разложения – основная
предпосылка построения онтологических
систем, хотя сами средневековые
мыслители не сформулировали (и
не сумели бы сформулировать)
ее в явном виде. Убеждение
в том, что мир в своей
основе рационален и потому
рациональное знание о мире
возможно и достижимо схоластика
унаследовала от античной философии.
Согласно такому подходу, познание
вещей означает, прежде всего,
познание их сущности, их существенных
характеристик; эти характеристики
определяют “вид”, “форму” каждой
вещи, и они же позволяют подвести
вещь под общее понятие, назвать
ее “человеком”, “камнем” и
т. п.
Сущность вещи полностью
доступна познанию, поскольку у
сущности и понятия одна и
та же структура; они отличаются
только своим местопребыванием:
сущности существуют в вещах,
а понятия – в уме человека.
Построение онтологии
как системы рационального знания,
центральным понятием которой
должно быть понятие сущего, постигаемое
в актах созерцания чувственно
воспринимаемых вещей, может быть
реализовано только в том случае,
если предметом рассмотрения
в этой системе, по крайней
мере, на начальном этапе ее
построения, будут особого рода
объекты, одновременно доступные
и чувству и интеллекту, – рациональные
объекты и характеристики, усматриваемые
(или доступные рассмотрению) в
актах непосредственного созерцания
(чувственного восприятия).
Фома Аквинский. Рационализация
христианства
Однако Фома Аквинский
не только христианизировал философию,
но и рационализировал христианство.
По сути дела, он так сказать,
поставил веру на научную основу.
Верующим, и прежде всего своим
коллегам-теологам, он доказывал
необходимость использования научных
аргументов в обосновании догматов
веры. А ученым показывал, что
их научные открытия необъяснимы
без искренней веры во Всевышнего.
Учение Фомы Аквинского
стало высшим этапом в развитии
западноевропейской схоластики. После
смерти выдающегося философа-теолога,
его идеи постепенно признаются
в качестве основополагающих
сначала среди монахов-доминиканцев,
а затем и во всей римско-католической
церкви. Со временем томизм (от
латинского прочтения имени Фома
– Тома) становится уже официальным
учением римско-католической Церкви,
каковым является до сих пор.
С 1879 (Энциклика Льва XIII "Eterni Patris")
философская система Фомы Аквината
была признана «единственно истинной
философией католицизма», став основой
неотомизма. Выбранные из его
философии (метафизики и натурфилософии)
24 тезиса были определены церковью
24 июля 1924 как истинное учение
Фомы Аквинского.