Аристотелевская аргументация
была использована Фомой Аквинским
и в обосновании христианской
космологии, христианской гносеологии,
христианской этики, психологии
и т.д. Иначе говоря, Фома Аквинский,
наподобие Аристотеля, создал развернутую
систему католического вероучения,
объясняющую практически все
проблемы окружающего мира и
человека. И в этом смысле он
как бы завершил многовековой
период в развитии христианства
среди народов Западной Европы,
исповедующих католичество.
§4. Критика
В свое время Аквинский
считался смелым новатором; даже
после его смерти многие из
его доктрин были осуждены
Парижским и Оксфордским университетами.
Общая направленность этого учения
на рационализацию католичества
вызывала немало возражений, ибо
по мнению многих мыслителей
исключала иные способы постижения
Бога. Уже в конце XIII – начале
XIV в. некоторые христианские теологи
стали критиковать это учение
за излишнее превознесение роли
научного знания, подчеркивая религиозно-мистические
свойства христианской веры. С
другой стороны, томизм начинают
критиковать светские мыслители,
считающие, что в нем значение
науки (и философии) как раз
принижается. Особенно ярко эта
критика проявилась в эпоху
Возрождения.
При жизни Фома имел
противников даже среди доминиканцев:
сам английский провинциал, кентерберийский
епископ Роберт Килвордби в
том же году отрицал ряд
идей Фомы, например, его учение о единстве
формы. Но больше всего оппонентов Фома
имел среди францисканцев, которые рьяно
защищали августиновские традиции. Они
очень активно выступали против него,
в особенности 3 ученика Бонавентуры: Пеккам,
который как епископ осудил идеи Фомы
в 1284 г., Мидлтаун и де ла Марр, автор специальной
работы «Исправление брата Фомы», в которой
он подверг критике 117 положений Фомы Аквинского.
Лит: Лега В.П. История западной
философии
В. Татаркевич. История
философии. Античная и средневековая
философия
Э.Жильсон «История
христианской философии в Средние
века»Дата: 23.03.2009 Модуль: История
философии Категория: Фома
Аквинский Разместил: rat
Теология
и философия Фомы Аквинского
1. Соотношение теологии
и философии
2. Философия как самостоятельная
наука
3. Теология как основанная
на философии наука
4. Отсутствие противоречий
между теологией и философией
5. Источники
6. Задачи философии
Фома Аквинский и соотношение
теологии и философии
Фома Аквинский явился
родоначальником рациональной теологии.
Согласно Фоме, и теология
и философия, суть "науки"
в аристотелевском понимании,
т. е. системы знания, в основании
которых лежат первые принципы,
а из этих принципов посредством
силлогистических рассуждений выводятся
заключения. Теология и философия
суть самостоятельные науки, ибо
принципы теология – догматы
– и принципы разума не зависят
друг от друга.
Часть истин Откровения
носит сверхразумный характер (догматы
троичности, первородного греха
и др.), – другие являются рационально
постижимыми (существование Бога,
бессмертие души и др.).
Откровенное (сверхразумное)
и естественное знание не могут
противоречить друг другу, поскольку
и то и другое является истинным.
Задача теологии состоит
в систематическом изложении
и истолковании спасающей истины
Откровения; для того чтобы сделать
положения веры понятными и
убедительными для "естественного
разума" человека. Для этого теология
прибегает к помощи философии,
в частности к его понятийному
аппарату. Рассматриваемая как средство
достижения главной цели христианского
вероучения – спасения человека,
философия есть служанка теологии.
(Фома повторяет это за своим
предшественником Петром Дамиани).
Богословие использует
философию и науку, чтобы более
доходчиво, наглядно, убедительно
показать человеку истины христианского
учения. Это – следствие того,
что человек имеет несовершенный
ум, который не может привести
человека непосредственно к богопознанию,
для этого есть предварительные
ступени.
Фома Аквинский. Философия
как самостоятельная наука
В трудах Фомы Аквинского
была окончательно признана важная
и относительно самостоятельная
роль науки, и в первую очередь
– философии. Еще учитель Фомы
Альберт Великий обвинил блж.
Августина в том, что он не
знал природы. Правда, из всего
богатого спектра научных начинаний
учителя Фома воспринял только
теологически-философскую часть,
но зато придал ей завершенную
форму. (Другие же ученики Альберта
продолжили его естественнонаучные
исследования, а также развили
и платонические мотивы его
философии: особенно Ульрих и
Теодор, известные под именем
«альбертистов», не раз вступали
в конфликт с «томистами»).
По мнению Фомы, область
знания достаточно обширна: разум
познает не только материальные
вещи, но и Бога – в Его
существовании, Его характеристиках,
Его деятельности. Правда, существуют
истины, которые разуму недоступны,
такие как Святая Троица, первородный
грех, воплощение, сотворение мира
во времени. Это такие истины
веры, которые только Откровение
может сделать доступными для
людей. Подобное разграничение,
полученное на основе более
точного понимания знания, было
новым: оно явилось началом
критического разграничения истин
с точки зрения их различной
природы, которому философия последующих
столетий посвятила множество
произведений. Схоласты XII в., такие
как Ансельм, пытались еще доказать
все истины Откровения. У Фомы доказательство
таинств веры превышает возможности разума,
возможны лишь защита этих истин и демонстрация
недостаточности тех попыток, которые
направлены против них.
Как "преамбула веры"
философия обладает безусловной
автономией, ибо ее инструменты
и методы не ассимилируемы
теологическими методами и инструментами.
В схватке с еретиками можно
апеллировать ко всей Библии.
Но на что опереться в спорах
с язычниками, как не на разум?
Поэтому, будучи апологетом, не
следует упускать из внимания
то, что разум образует нашу
сущностную характеристику: не пользоваться
им, значит, не уважать его природных
требований. Такое умаление не
оправдывает даже ссылка на
Всевышнего. Более того, существует
со времен античности философский
корпус как результат своего
рода гимнастики рацио: эти
плоды стали органичной частью
христианской традиции. Наконец,
уверен Аквинат, радикальная зависимость
человека от Бога не лишает
его относительной автономии.
И тут необходимо держать в
боевой готовности весь арсенал
средств чистого разума, познавательный
потенциал, чтобы сделать достойным
его ответ на изначальный вызов
"знать и господствовать над
миром". И если верно, что
теология не вытесняет философию,
а вера – разум, то ясно,
что он – последний мотив
и единственный источник истины.
По мнению Аквината,
философия имеет свою сферу
деятельности, ограниченную рамками
познания того, что доступно человеческому
разуму. Используя свои, рациональные
методы познания, Философия, способна
изучать свойства окружающего
мира.
Более того, догматы
веры, доказанные с помощью разумных,
философских доводов, становятся
более доступными человеку и
тем самым укрепляют его в
вере. И в этом смысле, научно-философское
знание является серьезной опорой
в обосновании христианского
вероучения и опровержении критики
веры.
Теология как основанная
на философии наука
Фома Аквинский считал,
что с помощью научно-философских
доводов возможно даже доказать
истинность некоторых христианских
догматов, например догмат о бытии
Бога.
В то же время,
другие догматы научно недоказуемы,
так как в них показаны сверхъестественные,
чудесные качества Бога. И значит,
они являются предметом веры,
а не науки. Так, по его
мнению, разум просто бессилен
в обосновании большинства христианских
догматов – возникновения мира
"из ничего", первородного греха,
воплощения Христа, воскресения
из мертвых, неизбежности Страшного
Суда и дальнейшего вечного
пребывания человеческих душ
в блаженстве или же в муках.
Поэтому истинное, высшее
знание науке неподвластно, ибо
человеческий разум не способен
постичь Божественный замысел
в полном объеме. Бог – это
удел сверхразумного познания, и,
следовательно, предмет теологии.
Так что теология – это совокупность
человеческих представлений о
Боге, частично доказанных с помощью
науки, частично основанных на
вере.
Теология, в понимании
Фомы Аквинского, является высшей
формой человеческого знания
именно потому, что в ее основе
лежит вера. Иначе говоря, теология
– это тоже знание, только сверхразумное
знание.
Отсутствие противоречий
между теологией и философией
Между философией и
теологией нет противоречия, ибо
философия, как "естественная
познавательная способность"
человека, в итоге приводит к
истинам веры. Если же подобного
не происходит, то в этом виновата
ограниченность самих людей, которые
не умеют правильно пользоваться
своим разумом. Поэтому, в представлении
Фомы Аквинского, изучая вещи
и явления природы, истинный
ученый прав лишь тогда, когда
раскрывает зависимость природы
от Бога, когда показывает, как
в природе воплощается Божественный
замысел.
Точка зрения Аквината
на взаимоотношения науки и
веры значительно расходилась
и с идеями Августина, и с
популярными тогда воззрениями
Пьера Абеляра. Блж. Августин
утверждал принципиальную иррациональность
веры, считая, что истины веры
совершенно недоступны разуму
и наука только в самой малой
степени раскрывает людям содержание
догматов. – Пьер Абеляр, наоборот,
пропагандировал идею о том,
что вера абсолютно невозможна
без науки, и подвергал критическому
научному анализу все постулаты
(догматы) христианского вероучения.
Фома Аквинский занимает
между ними как бы среднюю
позицию, почему его учение
и было в конце концов так
быстро принято римско-католической
Церковью. Развитие научного знания
в XIII столетии достигло уже
определенного высокого уровня
и потому без учета достижений
науки официальное учение католицизма
просто не могло существовать.
Источники
Фома Аквинский разделяет
теологию и науку по разным
принципам: теология черпает свое
знание из Откровения, а науки
– из чувств и разума. Предмет
у теологии и философии один,
различны лишь методы познания.
Науки бывают высшие
и низшие. Высшая наука – та,
которая черпает свои знания
из некоторых общих принципов,
а низшая основывается на высшей
науке. Из наук естественных
к высшим наукам относятся
арифметика и геометрия, поскольку
они основываются на некоторых
очевидных аксиомах. Среди низших
Фома отмечает, например, теорию
перспективы, основанную на геометрии,
и теорию музыки, основанную на
арифметике.
Такая же классификация
приводится Фомой Аквинским и
в отношении богопознания. Есть
высшая наука, но этой наукой
владеет лишь Бог. Только лишь
Бог знает Сам Себя полностью
и совершенно. И есть наука
низшая, основанная на божественном
знании, эта наука – богословие.
Богословие черпает свои положения
из высшей науки, Откровения, но
поскольку человек не может
своим умом постигнуть Бога, то
основные принципы, которое берет
богословие, это принципы, которые
сам Бог дает нам в Своем
Откровении. Поэтому богословие
черпается из божественного Откровения,
в первую очередь из Священного
Писания.
Хотя предмет у наук
и теологии один, но метод, которым
изучается и исследуется этот
предмет, разный. Поэтому не запрещается,
чтобы теология и наука исследовали
один и тот же предмет, но
разными методами. Так Фома Аквинский
приводит такое сравнение: земля
может исследоваться и астрономом
и физиком. Однако если астроном
исследует землю, используя метод
арифметический, математический, то
физик использует метод рациональный
и метод чувственного познания.
Но это не означает, что результаты,
которых достигнут эти ученые,
будут отличаться по своей
истинности. Наоборот, они будут
друг друга дополнять, и если
между ними возникает противоречие,
то следует отдавать предпочтение
более высшей науке перед низшей.
То же самое можно
видеть и в отношении истин,
которые постигаются в богословии.
Поскольку предмет богословия
и философии один и тот же,
лишь методы разные, то предметы,
с которыми имеет дело богословие,
могут быть доказаны. Т. е. и
философия и теология могут
размышлять о Боге, используя
разный метод. Богословие использует
метод откровения, а философия
– метод рационального познания,
и философия благодаря своим
методам может доказать истинность
некоторых положений христианской
религии. К таким истинам относится
факт существования Бога, бессмертие
души, сотворение мира, единство
Бога, единичность Бога. Однако божественное
знание и божественная природа
настолько превышают человеческие
способности, что и здесь существует
предел. Так что философия не
может доказать существование
Пресвятой Троицы, воплощения Иисуса
Христа, искупление Иисусом Христом
человеческих грехов, грехопадение
и многие другие догматы, которые
не могут быть доказаны, но
познаются лишь верой.
Из этого не следует,
что эти догматы противоразумны.
Наоборот, поскольку многие положения
христианства могут быть доказаны,
а многие – не могут, то
говорит это о том, что эти
догматы не противоразумны, а
сверхразумны. Они не противоречат
разуму, а превосходят его. Поэтому
наука не противоречит религии,
а если и возникает кое-где
противоречие некоторых научных
положений христианским догматам,
то, памятуя о том, что философия
есть служанка богословия, мы
должны отдавать предпочтение
христианству перед наукой. Таким
образом, наука не отвергается
Фомой Аквинским. Наука приобретает
подчиненную роль, причем эта
роль такова, что теология всегда
может контролировать истины, которые
открываются наукой. Если эти
истины противоречат христианским
положениям, то Церковь должно
поправить науку и указать
ей на более истинную точку
зрения.