Фома же считал во-первых,
что познание рецептивно, а во-вторых,
что существует связь высшего
и низшего уровней, разумного
и чувственного познания.
1) Познание основывается
на уподоблении субъекта познаваемому
объекту. Оно является рецептивным
процессом, который базируется
на том, что объект вбивает
в душу свой «образ». Этот
отпечаток образа в душе человека
происходит при соприкосновении
с объектом, и контакт имеет
место при помощи чувств. Отсюда
и проистекает незаменимая роль
чувств при становлении познания.
В таком случае, человеческое
познание имеет эмпирическое
происхождение. Человек не обладает
врожденными идеями. Также неистинно,
чтобы мы, как это стремилась
показать августиновская школа,
познавали вещи с помощью их
вечных прообразов. Эти прообразы
в целом непосредственно нам
не видны, следовательно, они
не могут быть средством познания
объекта. Такого рода познание,
каким его представляли сторонники
августиновской школы, было невозможным.
Вполне допустимо, что оно человеку
не дано. Этот вид познания
характерен для «чистого разума»,
который не обладает телесностью и чувствами.
Это познание ангелов, а не людей.
2) Познавательные силы
человека являются либо чувственными,
либо разумными. Высшие силы
используют низшие, а именно: разумные
силы используют чувственные.
Процесс познания должен начинаться
с низших, чувственных сил. В
обыденной жизни разум, соединенный
с телом, не может обойтись
без помощи чувств. Но все измеряется
только разумным пониманием объекта.
Все начинается с восприятия
конкретных, единичных объектов, но
стремится к их познанию исходя
из общих сущностных характеристик.
Все начинается с чувств, но
затем выходит за их пределы.
Фома чисто эмпирически трактовал
генезис познания, а не его
предел. Мы обладаем разумом, и
благодаря ему познание развивается
по пути абстракции.
Особенности теории
познания Фомы проявляются в
решениях частных проблем:
1) материальные объекты
мы можем познавать разумом.
С его помощью мы получаем
общее и истинное знание. Этот
взгляд Фомы противопоставлялся
теории Платона, согласно которой
существенным объектом разумного
познания был нематериальный
мир. В то же время Фома
полагал, что разумное познание
всегда является обобщенным, следовательно,
разумом мы познаем только
виды объектов, а не отдельные
материальные образования;
2) собственную душу мы
познаем только опосредованно.
Это положение было результатом
объективной позиции Фомы: он
считал, так же как и греки,
что нам даны внешние вещи,
а не внутренние переживания.
Он также утверждал, что мы
познаем только то, что реально,
а не то, что только потенциально.
Непосредственно мы познаем только
факторы души, власть же души
и самое душу мы познаем
исключительно рефлексивным путем.
Здесь имело место противопоставление
с августиновской школой, и оно
было наиболее острым. Августиновская
школа утверждала, что душа познает
себя с помощью непосредственной
интуиции. Для нее познание собственной
души было наиболее важным
видом познания, из которого выводилось
все остальное знание, не исключая
познания внешних объектов.
Что доступно интуиции?
Непосредственно человеческим
разумом непознаваемы ни Бог,
ни душа, ни сущность материальных
вещей, ни какие-либо общие
понятия и истины. Фома полагал,
что разуму доступны только
единичные вещи. Они являются
исходными для любого познания.
В соответствии с
единичностью вещей Фома сформировал
свою концепцию бытия. Она должна
была выглядеть иначе, чем концепции
старой схоластики, которые исходным
пунктом своих рассуждений прямо
исходили из вечных идей или
понятия Бога.
Единичные вещи –
и только они – являются
субстанциями и обладают самостоятельным
бытием. Это было принципиальной
позицией Фомы, которая совпадала
со взглядами Аристотеля. Отсюда
берет начало взгляд на проблему
универсалий. Это был умеренно
реалистический взгляд в духе
Аристотеля. Всеобщее существует, но
только в связи с единичными
вещами. Оно существует в субстанциях
и в силу этого может быть
абстрагировано разумом, но само
всеобщее субстанцией не является.
Всеобщее может иметь
3-який вид:
1) может содержаться в
единичной субстанции, устанавливая
ее сущность. Это те универсалии,
которые определялись Фомой как
непосредственно всеобщее;
2) всеобщее может быть
абстрагировано разумом, это всеобщее
Фома определил как рефлексивное
всеобщее. В этом виде оно не
существует в единичных вещах.
В действительности оно существует
лишь в разуме, а в единичных
вещах только имеет основания;
3) кроме того, необходимо
допустить наличие такого всеобщего,
которое существует независимо
от вещи,– это идея в Божественном
разуме, образец, в соответствии
с которым Бог создал реальный
мир.
Это тройное различение
связало все 3 принципиальные
концепции, которые проявились
в споре об универсалиях.
Воздействие на чувства
как источник знания
Блаженный Августин
использовал платоническое представление
о человеческой душе как независимой
от тела духовной субстанции,
обладающей способностью непосредственно
усматривать вечные несотворенные
истины (Идеи) в свете Божественного
просвещения (озарения, иллюминации).
Такое учение кажется Фоме
надуманно “возвышенным” и не
соответствующим действительности.
Фома Аквинат заменяет
его восходящим к Аристотелю
понятием души как формы тела.
Душа соединенная с
телом, лишена дара непосредственного
созерцания Бога и Божественных
Идей, но для нее открыт путь
рационального познания.
Это познание является
результатом совместной деятельности
чувств и интеллекта. Воздействие
объектов приводит к образованию
в душе их чувственных образов-подобий,
от которых интеллект абстрагирует
умопостигаемые формы – универсалии
(следы творения вещей с помощью
Божественных Идей).
В своей познавательной
деятельности интеллект руководствуется
первыми принципами, составляющими
начала всякого знания, например
логическими законами. Эти принципы
в латентном (скрытом) виде
предсуществуют в душе, но окончательно
формируются интеллектом только
в процессе познания чувственных
вещей.
Поскольку душа есть
форма тела, а познает человек
не индивидуальное, а общее, т.
е. то, что является формой тела,
то и душа может познавать
этот мир. Если бы в материальном
мире не было никакой формы,
никакого формального начала
и мир был бы полностью материальным,
то не было бы и никакого
познания, т. к. познание возможно
лишь путем познания подобного
подобным. Душа как нематериальная
может познавать в мире только
нематериальное. Таким нематериальным
в мире является формальное
начало.
Гносеология Аквинского
Итак, познание всегда
начинается с чувственного познания:
«Нет ничего в уме, чего первоначально
не было бы в чувствах» (nihil
est in intellectu quod prius non fuerit in sensu). То есть
все, что человек знает, приходит
в ум через органы чувств. Когда-то
Платон аргументировал против
этой сенсуалистической теории
познания, утверждая, что она уводит
к материализму и релятивизму
софистов от познания истины.
Фома не разделяет
этого платоновского пафоса, считая,
что чувства действительно играют
активную роль в познании. Однако
чувства познают лишь единичное
и потому не дают того истинного
знания, которое дается умом, интеллектуальной
способностью человека, которая,
не будучи актом какого-то телесного
органа, познает не индивидуальное,
не единичное, а сущностное
начало материи. Это начало
абстрагируется умственной способностью
от материи. Мы помним, что универсалии,
по Фоме Аквинскому, существуют
и в вещах, и после вещей,
т. е. в уме.
Органы чувств Фома
рассматривает не как нечто
однородное. Они отличаются по
степени истинности. Ниже всего
стоит осязание, а далее идут
вкус, обоняние, а выше всего слух
и особенно зрение как дающее
наиболее совершенное чувственное
познание. После того как человек
при помощи чувств получает
информацию о единичных конкретных
вещах, в органах чувств возникают
единичные чувственные образы, ибо
сам предмет в душе не присутствует,
а присутствует его подобие
в чувственных образах. Чувственный
образ направляется в сферу
действия внутренних чувств (это
положение также заимствовано
Фомой у Аристотеля). В первую
очередь речь идет об общем
чувстве, которое соединяет данные
от различных органов чувств
и дает человеку целостное
видение предмета. Затем эта синтезированная
картина предмета, этот чувственный
образ помещается в памяти, и
путем обработки памятью, воображением
и разумом происходит полная
дематериализация чувственного
образа – возникает умопостигаемый
образ. Умопостигаемый образ становится
объектом для разума.
Пассивный и активный разум
в учении Фомы Аквинского
Фома Аквинский различает
пассивный и активный разумы.
Пассивный, или возможностный,
разум называется так потому,
что включает в себя возможность
перехода от незнания к знанию.
В нашем разуме имеется возможность
обладать истиной. Пассивный разум
получает информацию от органов
чувств, а активный разум обрабатывает
эти данные, соединяя их, производя
дальнейшую дематермализацию. образуя
понятия – те самые универсалии,
которые существуют после вещей.
Соединяя понятия, человек образует
суждения; связывая суждения, человек
образует умозаключения и достигает
истины.
Таким образом, познание
начинается с чувств и включает
в себя ту информацию, которая
дается через чувства. Понятно,
что в конце концов знание
имеет нематериальную природу,
оно есть знание о тех универсалиях,
которые заключены в вещах,
но тем не менее человек
познает только материальное
и только посредством органов
чувств. Поэтому познание человека
несовершенно (ибо материя всегда
мешает человеку познавать общее,
будучи принципом индивидуации),
в отличие от познания Ангелов,
которые познают сущность без
материи и схватывают общие,
сущностные черты непосредственно и сразу.
Бога же человек тем более не может познавать
непосредственно; Бог для человека познаваем
только через Его творения, через материальный
мир. Это еще раз доказывает необходимость
доказательств бытия Бога космологического,
а не онтологического характера.
Активный разум, при
помощи которого человек обрабатывает
умопостигаемые образы, существующие
в его душе, – это есть Божественный
свет, без которого невозможно
познание. Он включает в себя
некоторые доопытные, априорные
принципы. Благодаря этим принципам
человек может познать свою
собственную душу, самого себя.
Фома трактовал разум
чисто психологически, как властителя
души, а не метафизически, как
Аверроэс, как отдельную субстанцию.
Вместе с Аристотелем он разделял
разум на активный и пассивный.
Активный разум сам непосредственно
не обладает познавательной силой.
Он, скорее, подобен свету, который
падает на воображаемое и освещает
скрытую в нем сущность. Эту
сущность познает пассивный разум,
поскольку он непосредственно
производит познавательные операции.
Пассивный разум относительно
сущности ведет себя также
пассивно и рецептивнб, подобно
тому как чувства относятся
к чувственным образам. В конечном
счете, разумное познание так
же, как и чувственное, является
рецептивным.
Такой была общая
теория познания у Фомы Аквинского.
Она явилась аналогом гилеморфического
дуализма, наподобие того, как теория
познания августинцев явилась
выражением их чистого спиритуализма.
С этой теорией в схоластику
влился более трезвый и более
считающийся с фактами поток
идей.
Фома Аквинский и проблема
универсалий
Не обошел Фома Аквинский
и знаменитую проблему универсалий.
В целом он встал на точку
зрения реалистов: идеи – мысли
Бога. Как и во многих положениях,
он старался положить конец
бесконечным спорам.
В вопросе об универсалиях
Фома Аквинский высказывался
так же, как Ибн-Сина (Авиценна). Существуют
3 рода универсалий.
1) Во-первых, универсалии
существуют в самих вещах, in rebus.
Эти универсалии, существующие
в вещах, и составляют сущность
этих вещей. Это есть непосредственная
универсалия.
2) Универсалии существуют
и в человеческом уме, который,
т. е. ум, путем абстракции извлекает
при помощи активного ума универсалии
из конкретных вещей. Т. е.
универсалии существуют и после
вещей, post res. Эти универсалии Фома
называет «мысленные универсалии».
3) Но, кроме того, универсалии
существуют и в божественном
Уме, до вещей, ante res. Эти универсалии
(“божественные универсалии”) –
и есть идеи, или первоначальные
формы, содержащиеся в божественном
Уме, и только лишь Бог является
первопричиной всего сущего, только
Он мыслит в Себе образцы
всех вещей. [У нас: тварные
идеи-воления Божии, притом только
парадигмы, но не идеи]