Категория бытия в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа

Описание

Исходным понятием, на базе которого строится фи¬лософская картина мира, является категория бытия. Бы¬тие —это самое широкое, а значит и самое абстрактное по¬нятие. Разберемся какой смысл вкладывает философия в понятие бытия.
Прежде всего термин "быть" означает наличество¬вать, существовать. Признание факта существования мно¬гообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формиро¬вания картины мироздания.

Содержание

Введение. 3
Основные формы бытия. 5
Историческое осознание категории бытия. 17
Объективное бытие и Я- бытие. 20
Бытия мира как выражение его единства. 22
Мир как совокупная реальность. 23
Специфика размышлений о бытии. 24
Заключение. 26
Библиографический список. 27

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

  Специфика человеческого бытия. Непосредственно существуя как природное тело, человек, как мы видели, подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы разви­тия и потребности тела не полностью, не од­нозначно воздействуют на бытие человека.

Можно сказать, что особенность челове­ческого существования состоит в возникно­вении специфической, уникальной для живой природы, «нежесткой» и неуниверсальной обусловленности бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как способность человека регулировать, контролировать свои фунда­ментальные потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с проявлениями природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и самосознанием индивида. Неуниверсаль­ность же состоит в том, что многие действия человека, которые могли бы определяться (и иногда определяются) своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регули­руются другими мотивами — духовно-нрав­ственными, социальными. Наиболее ярко это проявляется в жертвенных поступках, но не только в них.

Существование человека — не внеприродное, а природно-телесное. Специфика его со­стоит в соединении — пересечении, взаимо­действии — трех относительно разных бы-тийственных измерений.

Вдумайтесь в то, сколь уникальной явля­ется общность людей, ныне живущих на Зем­ле! «Человечество» в самом широком бытий­ном смысле — это общность, в которую в принципе входят все индивиды, когда-либо существовавшие на Земле, и те, кому еще предстоит родиться и прожить свою жизнь. Но те люди, которые сейчас, в данный момент живут на Земле, — это человечество в реаль­ном, конкретном смысле слова. Это «живое» бытие человеческого рода, его «сегодняшний день», неразрывно связанный с настоящим и будущим. Каждое преходящее существование включено, таким образом, в необозримую историческую цепь человеческого бытия и цепь бытия природы, в эволюцию социаль­ного мира и образует одно из звеньев соци­ально-исторического бытия.

Человеческое бытие —реальность, объек­тивная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельно­го человека. Но бытие людей отнюдь не аб­солютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным един­ством природного, вещественного и духовно­го, индивидуального и родового, личностно­го и общественного. Каждый из нас — реаль­ность для самого себя. Мы существуем, а вме­сте с нами реально существует наше сознание.

Каково же место и значение бытия челове­ка в целостном единстве бытия? Это очень важный и актуальный вопрос. Было немало философских идей и концепций, общий смысл которых заключался в том, что чело­век — не более чем песчинка в необозримом мире. Даже бытие человеческого рода рас­сматривалось лишь как «краткий» эпизод в безграничной длительности мира. Но сегод­ня все энергичнее развиваются другие идеи (их выражают не только философы): милли­он лет, столетия и даже десятилетия жизни человека и человечества — важные «мгнове­ния», ибо они включены в уникальный «че­ловеческий эксперимент». Люди не просто существуют в мире, они способны особенно мощно (в том числе и пагубно) влиять на мир и на самих себя. Но они же способны позна­вать собственное бытие и бытие как таковое, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Не­которые философы даже видят в способнос­ти человека «озаботиться» бытием главное его определение. Например, М. Хайдеггер пишет: «Ясно, что человек — нечто сущее. Как таковое он, подобно камню, дереву или орлу, принадлежит целому бытия. Здесь «при­надлежит» все еще значит: «встроен в бытие». Но отличие человека покоится на том, что он как мыслящее существо открыт бытию, по­ставлен перед ним, пребывает отнесенным к бытию и так ему соответствует. Человек, соб­ственно, есть это отношение соответствия, и только оно. «Только» значит здесь совсем не ограниченность, но избыток. В человеке пра­вит принадлежность к бытию, и эта принад­лежность прилежна и послушна бытию, ибо предана ему». Поэтому человек может и дол­жен осознать свою противоречивую роль в единой системе бытия и исполнять ее с вели­чайшей ответственностью. Еще тревожнее стоит вопрос об ответственности каждого человека за судьбы человечества, за бытие человеческого рода и человеческой цивили­зации, за планету Земля. И раз надежды воз­лагаются на духовное величие и разумность людей, то особенно важно осмыслить духов­ное как особое бытие.

Бытие индивидуализированного духовного. Духовное — это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бес­сознательного (тоже многоразличные по кон­кретным формам своего существования и проявления), включает знания, воплощающи­еся, материализующиеся в формах естествен­ных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, прин­ципы человеческого общения, включая нор­мы и критерии нравственности, права, худо­жественного творчества. Имея в виду имен­но различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших подвида — на духовное, которое неотделимо от конкрет­ной жизнедеятельности индивидов (индиви­дуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует так­же и вне индивидов, или, говоря иначе, объек­тивируется (внеиндивидуальное, объективи­рованное духовное). Первый вид — индиви­дуализированное бытие духовного — вклю­чает прежде всего сознание индивида. Поставим вопрос, который может показаться неожиданным: как существует сознание? Как мы узнаем о нем? Довольно просто: оно «жи­вет» в нас, есть неотъемлемая часть нашего существа, нашего Я. С его помощью мы не только ориентируемся в мире, но и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» наблюдать за ним. Осуществляется, как гово­рят философы, рефлексия: сознание работа­ет, а человек с помощью сознания же размыш­ляет о нем, рефлектирует на него. Достаточ­но такого поворота внимания, чтобы понять: действительно и непосредственно сознание существует, бытийствует как (порожден­ный деятельностью мозга) невидимый и нео­братимый поток чрезвычайно быстро меня­ющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокуп­ность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и т. д. Несмотря на кажущуюся хаотичность, суще­ствование потока сознания отмечено опреде­ленным порядком, связанностью, единством, устойчивостью и всеобщностью структур.

Специфика существования сознания — в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бы­тие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосред­ственно ухватить этот поток — «самоотчет» индивида о происходящем в его сознании. Восстанавливать, реконструировать поток сознания в индивидуальной полноте и непов­торимости его бытия люди пока не научились. «Извлекаются» из потока сознания и фикси­руются лишь отдельные его элементы, фраг­менты, проявления (феномены), которые предстают как чисто субъективные впечатления или как объективно значимые результа­ты. Однако в процессе исторического разви­тия люди все же учатся наблюдать за тем, что происходит с их сознанием, сообщать об этом и обсуждать мысли, чувства, состояния своего сознания с другими людьми. На этом держится человеческое общение и в немалой степени зиждется культура: ведь она часто по­вернута именно к внутреннему опыту чело­века и основывается на особом умении худож­ников этот опыт описать и осмыслить. (Есть тут, правда, реальная трудность: сознание человека невозможно ухватить «в подлинни­ке», рассказ о сознании в литературе и искус­стве дан уже в «переводе» на их язык.)

Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что кон­кретные процессы сознания возникают и уми­рают вместе с рождением и смертью отдель­ных людей. Это не означает обязательной «смерти» всех результатов деятельности со­знания: сохраняются те из них, которые пре­образуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму, а также те, которые непос­редственно передаются другим людям в про­цессе общения.

«Микромир» бытия духовного в его инди­видуализированных формах, о котором сей­час идет речь, исследуют такие, например, науки, как психология. Но он пока еще недо­статочно изучен в науках о сознании и в фи­лософии. Более развиты те подходы к созна­нию, которые основаны на косвенных наблю­дениях за ним. Мы наблюдаем за поступка­ми людей и по ним судим о лежащих в их основании мотивах, побуждениях, целях, иде­ях, замыслах.

В науках о человеческом сознании широко и в определенных пределах эффективно при­меняются косвенные методы изучения созна­ния (например, физиологические или пове­денческие). Особых достижений в нашем сто­летии добилась наука о человеческом мозге1. И все же с успехами естественных наук о со­знании не разрешились, а, пожалуй, усугуби­лись те трудности, которые связаны с опре­делением специфики сознания.

В проблеме специфики сознания нас в дан­ном случае интересует один аспект — суще­ствование сознания. Несомненно, существо­вание сознания неотделимо от деятельности мозга и нервной системы индивида, от суще­ствования его тела. Но сложность и диалек­тика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоят, что сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических процессов, к ним принци­пиально несводимы.

Элементы сознания и само сознание, ко­нечно, «локализуются» в деятельности каких-то центров мозга. Но так же верно и то, что они по самой сути своей внепространственны: ведь мысль, переживание и образ не яв­ляются ни физическими предметами, ни чи­сто материальными состояниями. В мозгу они тоже не даны как какие-то пространствен­ные конфигурации. Они являются именно идеальными образованиями. Время сознания, тоже «локализуясь» в физическом времени мира, по сути своей обладает специфически­ми особенностями: мысль способна мгновен­но, превышая все предельные физические скорости, преодолевать пространства и вре­мена. Человек в состоянии мысленно воспро­изводить времена, в которые никогда не жил. С помощью памяти человеческое сознание способно «помещать» в настоящее также и прошлое, а с помощью воображения и рас­суждения — мыслить и тревожиться о буду­щем. Однако в человеческом сознании всегда существует только его настоящее: прошлое сознание уже кануло в поток переживаний и частично исчезло необратимо. Некоторые же прошлые переживания в трансформирован­ном виде хранятся в человеческой психике (часто «за порогом» сознания). Время от вре­мени прошлое сознания актуализируется, сно­ва делается его настоящим.

Сознание человека — одновременно и его самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой лич­ности. Интересен и очень сложен вопрос: как

именно существует самосознание? Процессы самосознания могут быть выделены индиви­дом в потоке собственного сознания. Однако самосознание не существует отдельно от це­лостного потока сознания как совершенно обособленное от него. Самосознание — свое­образный центр нашего сознания. Недаром же крупные философы (например, И. Кант) тесно связывали единство, интегрированность, а значит, уникальность человеческой личности (что фиксировалось с помощью понятия «Я») именно с единством ее само­сознания. Человеческое Я и самосознание действительно неразрывны.

Некоторые философы полагают, что само­сознание существует только тогда, когда (с помощью давно и хорошо отлаженных меха­низмов) человек явно и целенаправленно «по­ворачивает внимание» на самого себя, свои переживания, мысли, действия. Другие счи­тают, что самосознание «работает» и тогда, когда мы этого не замечаем, и что любой акт сознания, в том числе и направленный на вне­шние предметы, невозможен без спонтанно синтезирующих наш опыт механизмов само­сознания.

Говоря об индивидуализированном духов­ном, мы должны иметь в виду не только про­цессы сознания, спонтанные или целенаправ­ленные, смутные или ясные. Индивидуализи­рованное духовное в широком смысле слова включает и бессознательное. Если относи­тельно существования сознания нет сомне­ний, то вопрос о том, существует ли бессоз­нательное, долгое время был, а для некото­рых исследователей еще и сегодня остается дискуссионным. Собственно, есть два вопро­са: существует ли бессознательное? А если существует, то как именно?

На первый вопрос многие ученые и фило­софы в наше время отвечают утвердительно. Если в начале XX века изучение бессознатель­ного в человеческом духовном мире, в пси­хике человека велось лишь немногими фило­софскими и психологическими направления­ми (например, фрейдизмом), то ныне оно осу­ществляется более широко, в том числе и в нашей стране. Специалисты считают, что бес­сознательное не просто существует, но и является важной стороной психической жиз­недеятельности индивида, его духовной целостности.

Не имея возможности рассмотреть здесь проблему бессознательного сколько-нибудь полно, попытаемся лишь, опираясь на разъяс­нения специалистов, кратко ответить на воп­рос: как именно существует бессознатель­ное, в чем особенности его бытия? Первый уровень бытия бессознательного — неосоз­нанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением некоторых наиболее про­стых нужд и потребностей тела. Этот конт­роль осуществляется автоматически (именно бессознательно). Механизмы бессознательно­го работают исправно. Что означает их нару­шение, видно на примере ряда психических расстройств (когда, например, человек «разучается» ходить здоровыми ногами). Бес­сознательны (или частично бессознательны) некоторые желания и побуждения, сны, пато­логические душевные состояния (фобии, па­ранойя и т. д.).

Второй уровень бессознательного — это процессы и состояния, сходные с сознанием человека в период бодрствования, но до поры до времени остающиеся неосознанными, хотя в принципе они могут перемещаться в поле сознания. Когда мы говорим: «созрела мысль», «мне подумалось», то, по существу, фиксируем рождение мысли, образа в недрах бессознательного и последующее осознание их. Сюда относятся и переживания, которые «вытеснены» из сознания во имя его защиты от слишком большого объема информации, от болезненных, тревожных впечатлений и т. д.

Третий уровень бессознательного находит проявление в некоторых процессах художе­ственной, научной, философской и иной ин­туиции, в вызревающих в душе человека выс­ших побуждениях духа. В этих процессах бессознательное тесно переплетено с созна­нием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Противоречие и трудность в проблеме су­ществования бессознательного состоит в том, что нам являются лишь отдельные фрагмен­ты бессознательного, причем уже в виде как то схваченных, уловленных сознанием пси­хических процессов. И все же внимательные, прямые наблюдения за тем, как всплывают из его глубин или погружаются в него эти фраг­менты (а также косвенные наблюдения пси­хологов, психиатров, философов, писателей, например, за процессами творчества, снови­дениями, психическими патологиями), позво­ляют обоснованно судить о существовании бессознательного и анализировать его.

Специально анализируя индивидуализиро­ванное духовное как особое бытие, филосо­фия одновременно рассматривает его в связи с бытием человека и бытием мира в целом. Каково место бытия индивидуализированно­го духовного в бытии мира в целом? Точно ответив на Этот вопрос, можно понять пафос тех традиционных и современных учений, создатели которых (подобно Р. Декарту, И. Канту, М. Хайдеггеру, Ж. П. Сартру) под­черкивали высочайшую значимость индиви­дуализированного духовного и его своеобраз­ный приоритет перед другими формами че­ловеческого существования.

Бытие индивидуализированного духовно­го — важнейшая сторона бытия индивида. Повторим еще раз: если бы не существовало человеческое тело (и, значит, природа не про­делала бы свою эволюцию), не существова­ло бы и сознание в его наличной сегодня фор­ме. Бывает, что человек «теряет сознание», но еще живет. Однако это ситуация экстремаль­ная. В норме человек живет, пока и посколь­ку существует, живет, развивается его созна­ние. Существование человека зависит и от существования бессознательного. Одним сло­вом, существование индивидуализированно­го духовного — интегральная составляющая, без которой невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие.

Информация о работе Категория бытия в философии