Категория бытия в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа

Описание

Исходным понятием, на базе которого строится фи¬лософская картина мира, является категория бытия. Бы¬тие —это самое широкое, а значит и самое абстрактное по¬нятие. Разберемся какой смысл вкладывает философия в понятие бытия.
Прежде всего термин "быть" означает наличество¬вать, существовать. Признание факта существования мно¬гообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формиро¬вания картины мироздания.

Содержание

Введение. 3
Основные формы бытия. 5
Историческое осознание категории бытия. 17
Объективное бытие и Я- бытие. 20
Бытия мира как выражение его единства. 22
Мир как совокупная реальность. 23
Специфика размышлений о бытии. 24
Заключение. 26
Библиографический список. 27

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

Было бы наивно утверждать, что все про­граммисты, которым так или иначе пришлось отвечать на подобные вопросы, обратились или обратятся к философии. Это делают лишь немногие — те, кто создает новые програм­мы, разрабатывает концепции, положенные в основание научно-технической деятельности, связанной с «думающими» машинами. Но существенно то, что прежде сугубо автома­тизированное, часто бессознательное освое­ние человеком отношений бытия ныне все чаще приходится превращать в сознательное, осмысленное, философски грамотное. И это становится как раз конкретным делом людей, причем делом самым современным.

Обратимся к тем нашим мыслям и переживаниям, которые касаются мира, космоса, Земли, человечества и его судьбы. Чаще все­го это и есть выход к проблеме бытия, напри­мер к вопросу «быть или не быть» человече­ству, природе, Земле.

Многим из нас близок вопрос о космосе. Мы интересуемся тем, что есть космос сегод­ня и что с ним будет завтра. И опять-таки сама жизнь заставляет формулировать и обсуждать вопрос о космосе не только в терминах конк­ретных дел, но и как предельно общую и од­новременно напряженную проблему бытия.

Имея в виду какие-то известные факты и опираясь на свои вполне конкретные пережи­вания, мы все же не можем не ставить эти воп­росы в предельно общей форме. Ведь нас бес­покоят судьбы человеческого бытия и бытия в целом. Прав был Борис Слуцкий, когда писал:

 

Бытие, все его категории, жизнь, и смерть, и сладость, и боль, радость точно так же, как горе, я впитываю, как море — соль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

«Бытие» является исходной категорией в философском осмыслении окружающего нас мира. Во многом это объясняется тем, что каждый человек изначально убежден том, что окружающий мир, в котором на­ходят свое место и человек, и вещи, существует, и будет существовать всегда.

Иными словами, бытие - это чистое существование, не имеющее причи­ны. Бытие - причина самого себя. Оно является самодостаточным, ни из чего не выводится и ни к чему не сводится. Бытие - это действительность в полном смысле этого слова.

При этом следует иметь в виду, что под объективной реальностью обыч­но понимают мир вещей естественной природы. Это - мир физических, хи­мических и биологических явлений, состояний и процессов, а, кроме того, это и мир самого человека вместе с созданными им социальным миром и ми­ром вещей. Иначе говоря, объективная реальность - это материальный со-цио-природный мир. Субъективная реальность - это мир психических состо­яний человека, его сознания, его духовности.

В философии есть различные трактовки бытия. Оно рассматривается то, как нечто первичное, определяющее, то, как отражение некоторой сущности, недоступной чувственному восприятию, то, как бытие чело­века и т. д. Понятие «бытие» иногда отождествляют с такими поняти­ями как «действительность», «существование», «реальность» или свя­зывают с другими фундаментальными философскими категориями. В Древней Греции бытие нередко противопоставляли небытию, споря об изменчивости или неизменчивости первого, безоговорочно признавая его сущим, как изначально заданным условием существования дей­ствительного мира. В античной философии существовало и иное пони­мание бытия, где мир чувственных вещей представал как порождение мира «чистых идей», который и являлся сущим родом бытия. В фило­софии Средневековья бытие отождествлялось с Богом. В философии Нового времени категория «бытие» связывается с категорией «субстан­ция», которая могла быть материальной или идеальной, или с «чис­тым бытием», не имеющим никакого определения.

Антитезой бытия является ничто, бытие и ничто не могут существовать друг без друга: если их разделить таким образом, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все бы исчезло, сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которого оно рассыпалось бы  в «пыль небытия». Бытия вещей, как бы много времени оно не продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную. Небытие мыслиться как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.

Бытие небезразлично для составляющей его реальности. Слепой жаждой бытия переполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже  в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях. Бытие- настолько всеобъемлющая и первичная категория, что она заложена в глубинных формообразующих частях слова: суффикс «-сть»,свойственный абстрактным и общим понятиям, несет смысл существования, бытийности.

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопа­лимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исход. 3:14).

Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные вре­мена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1. Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 3. С. 521.

2. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1974. Т. 1, - 150 с.

 

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1- 275 с.

4. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1- 172 с.

 

 

5. Гартман Н. Старая и новая онтология//Историко-философский ежегодник - 88. М., 1988- 140 с.

 

 

6. Алексеев П. В., Панин А. В.

ФИЛОСОФИЯ: Учебник для ВУЗов- М: ТЕИС, 1996,- 504 с

7. Фролов И. Т. и др. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.:— В24       4-е изд., перераб. и доп. — М.: Культурная революция, Республика, 2007. — 623 с

8. Рычков А. К., Яшин Б. Л.Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Элит, 2005. – 480 с

9. Радугин А. А. Философия: курс лекций. Москва, 1996. 336 с, издание 2-е переработанное, дополненное.

 

 



[1] В истории индийской мысли понятие иллюзорности непосредственно воспри­нимаемого мира выражалось словом «майя», что значит «видимость», своего рода марево, через которое человек еще не проник в глубины сущности.

 

[2] Экзистенциальность здесь проявляется именно в таком личном переживании
бытия, как идея «вернуть билет» Создателю.

 


Информация о работе Категория бытия в философии