Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа
Исходным понятием, на базе которого строится фи¬лософская картина мира, является категория бытия. Бы¬тие —это самое широкое, а значит и самое абстрактное по¬нятие. Разберемся какой смысл вкладывает философия в понятие бытия.
Прежде всего термин "быть" означает наличество¬вать, существовать. Признание факта существования мно¬гообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формиро¬вания картины мироздания.
Введение. 3
Основные формы бытия. 5
Историческое осознание категории бытия. 17
Объективное бытие и Я- бытие. 20
Бытия мира как выражение его единства. 22
Мир как совокупная реальность. 23
Специфика размышлений о бытии. 24
Заключение. 26
Библиографический список. 27
Было бы наивно утверждать, что все программисты, которым так или иначе пришлось отвечать на подобные вопросы, обратились или обратятся к философии. Это делают лишь немногие — те, кто создает новые программы, разрабатывает концепции, положенные в основание научно-технической деятельности, связанной с «думающими» машинами. Но существенно то, что прежде сугубо автоматизированное, часто бессознательное освоение человеком отношений бытия ныне все чаще приходится превращать в сознательное, осмысленное, философски грамотное. И это становится как раз конкретным делом людей, причем делом самым современным.
Обратимся к тем нашим мыслям и переживаниям, которые касаются мира, космоса, Земли, человечества и его судьбы. Чаще всего это и есть выход к проблеме бытия, например к вопросу «быть или не быть» человечеству, природе, Земле.
Многим из нас близок вопрос о космосе. Мы интересуемся тем, что есть космос сегодня и что с ним будет завтра. И опять-таки сама жизнь заставляет формулировать и обсуждать вопрос о космосе не только в терминах конкретных дел, но и как предельно общую и одновременно напряженную проблему бытия.
Имея в виду какие-то известные факты и опираясь на свои вполне конкретные переживания, мы все же не можем не ставить эти вопросы в предельно общей форме. Ведь нас беспокоят судьбы человеческого бытия и бытия в целом. Прав был Борис Слуцкий, когда писал:
Бытие, все его категории, жизнь, и смерть, и сладость, и боль, радость точно так же, как горе, я впитываю, как море — соль.
Заключение.
«Бытие» является исходной категорией в философском осмыслении окружающего нас мира. Во многом это объясняется тем, что каждый человек изначально убежден том, что окружающий мир, в котором находят свое место и человек, и вещи, существует, и будет существовать всегда.
Иными словами, бытие - это чистое существование, не имеющее причины. Бытие - причина самого себя. Оно является самодостаточным, ни из чего не выводится и ни к чему не сводится. Бытие - это действительность в полном смысле этого слова.
При этом следует иметь в виду, что под объективной реальностью обычно понимают мир вещей естественной природы. Это - мир физических, химических и биологических явлений, состояний и процессов, а, кроме того, это и мир самого человека вместе с созданными им социальным миром и миром вещей. Иначе говоря, объективная реальность - это материальный со-цио-природный мир. Субъективная реальность - это мир психических состояний человека, его сознания, его духовности.
В философии есть различные трактовки бытия. Оно рассматривается то, как нечто первичное, определяющее, то, как отражение некоторой сущности, недоступной чувственному восприятию, то, как бытие человека и т. д. Понятие «бытие» иногда отождествляют с такими понятиями как «действительность», «существование», «реальность» или связывают с другими фундаментальными философскими категориями. В Древней Греции бытие нередко противопоставляли небытию, споря об изменчивости или неизменчивости первого, безоговорочно признавая его сущим, как изначально заданным условием существования действительного мира. В античной философии существовало и иное понимание бытия, где мир чувственных вещей представал как порождение мира «чистых идей», который и являлся сущим родом бытия. В философии Средневековья бытие отождествлялось с Богом. В философии Нового времени категория «бытие» связывается с категорией «субстанция», которая могла быть материальной или идеальной, или с «чистым бытием», не имеющим никакого определения.
Антитезой бытия является ничто, бытие и ничто не могут существовать друг без друга: если их разделить таким образом, чтобы они не могли переходить друг в друга, то все бы исчезло, сущее лишилось бы одного из своих фундаментальных и неотъемлемых атрибутов, без которого оно рассыпалось бы в «пыль небытия». Бытия вещей, как бы много времени оно не продолжалось, приходит к концу и «уплывает» в небытие как данная качественная определенность. Переход в небытие мыслится как разрушение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную. Небытие мыслиться как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет.
Бытие небезразлично для составляющей его реальности. Слепой жаждой бытия переполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях. Бытие- настолько всеобъемлющая и первичная категория, что она заложена в глубинных формообразующих частях слова: суффикс «-сть»,свойственный абстрактным и общим понятиям, несет смысл существования, бытийности.
Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исход. 3:14).
Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии.
Библиографический список.
1. Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 3. С. 521.
2. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1974. Т. 1, - 150 с.
3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1- 275 с.
4. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1- 172 с.
5. Гартман Н. Старая и новая онтология//Историко-
6. Алексеев П. В., Панин А. В.
ФИЛОСОФИЯ: Учебник для ВУЗов- М: ТЕИС, 1996,- 504 с
7. Фролов И. Т. и др. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.:— В24 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Культурная революция, Республика, 2007. — 623 с
8. Рычков А. К., Яшин Б. Л.Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Элит, 2005. – 480 с
9. Радугин А. А. Философия: курс лекций. Москва, 1996. 336 с, издание 2-е переработанное, дополненное.
[1] В истории индийской мысли понятие иллюзорности непосредственно воспринимаемого мира выражалось словом «майя», что значит «видимость», своего рода марево, через которое человек еще не проник в глубины сущности.
[2] Экзистенциальность здесь проявляется именно в таком личном переживании
бытия, как идея «вернуть билет» Создателю.