Категория бытия в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:31, контрольная работа

Описание

Исходным понятием, на базе которого строится фи¬лософская картина мира, является категория бытия. Бы¬тие —это самое широкое, а значит и самое абстрактное по¬нятие. Разберемся какой смысл вкладывает философия в понятие бытия.
Прежде всего термин "быть" означает наличество¬вать, существовать. Признание факта существования мно¬гообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формиро¬вания картины мироздания.

Содержание

Введение. 3
Основные формы бытия. 5
Историческое осознание категории бытия. 17
Объективное бытие и Я- бытие. 20
Бытия мира как выражение его единства. 22
Мир как совокупная реальность. 23
Специфика размышлений о бытии. 24
Заключение. 26
Библиографический список. 27

Работа состоит из  1 файл

Содержание.doc

— 266.00 Кб (Скачать документ)

Бытие индивидуального сознания (и бес­сознательного) — лишь относительно само­стоятельная форма бытия. Индивидуализиро­ванное духовное не оторвано от эволюции бытия как целого. Оно не существует отдель­но, обособленно и от совокупной жизнедея­тельности индивидуального человеческого существа, от которой во многих отношениях зависит. У сознания индивида нет какого-то особого «места бытия», помимо тела опре­деленного человека, его психики, духовного склада его целостной личности. И что осо­бенно важно, индивидуализированное духов­ное «локализовано» в общественном челове­ке и по своей сущности является особой раз­новидностью духовного, обусловленного так­же бытием общества и развитием истории. Вот почему индивидуализированное и внеиндивидуальное духовное так тесно переплете­ны, способны «переливаться» друг в друга. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного челове­ка могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне». И тогда возникает духов­ное второго типа — объективированное (вне-индивидуальное) духовное.

 

Бытие объективированного духовного. Как известно, индивидуализированное ду­ховное существует в виде сугубо индивиду­альных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и «ло­кализованных» в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рожда­ются в лоне человеческой культуры и принад­лежат к внеиндивидуальным формам ее бы­тия. Наиболее универсальны естественные и искусственные знаково-символические фор­мы существования, воплощения духовного.

Именно язык выступает одним из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. Связь язы­ка и сознания, языка и мысли несомненна. Язык — это форма, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результа­ты, процессы работы сознания. Вместе с тем буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила, богатые варианты разви­того языка выступают и как реальность, так­же обособленная от сознания отдельных ин­дивидов, поколений людей. Им эта реаль­ность дана как особый мир, запечатленный в «памяти» человеческой культуры, в памя­ти человечества. Языковая память культуры, человечества — сложное единство актуаль­ной памяти многих конкретных людей, гово­рящих и пишущих на данном языке, и объек­тивно существующих памятников (письмен­ных, а с некоторого времени — и звуковых документов). Только благодаря тому и друго­му обогащается, изменяется, хранится, а зна­чит, живет, существует язык как целое.

Как и где рождаются, существуют объек­тивированные формы бытия духовного? На примере языка можно видеть, что объективи­рованные формы возникают и «работают» в рамках индивидуализированных форм — прежде всего в сознании (но также и в недрах бессознательного, в виде так называемого коллективного бессознательного).

К примеру, когда-то в глубокой древности человек «нашел» идею колеса. Но достаточ­но было создать первые колеса, опробовать их и тем самым подтвердить плодотворность идеи — одной из самых успешных в техни­ческой мысли человечества, — как идея эта сначала воплотилась, «опредметилась» в ре­альных колесах, а потом стала вести и свое относительно самостоятельное существова­ние. Она воплотилась в знаниях о колесе, ко­торые передавались через практический опыт поколений, подтверждавших и обогащавших идею. Идея колеса сначала, видимо, приме­нялась к ограниченному кругу предметов, потом стала «работать» в великом множестве все более сложных устройств. И соответ­ственно она включалась во все более слож­ные виды человеческих знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она обо­собилась от индивидуального процесса созна­ния и действия. Началась жизнь идеи.

На примере плодотворных идей можно видеть, что они, действительно, свободно и широко «шествуют» в мире человеческой жизни, если, конечно, не вносить в этот об­раз никакого идеалистического буквализма. «Шествуют» идеи не сами по себе, а вместе с развитием других конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи стано­вятся своего рода общезначимыми принци­пами, правилами, схемами действия. По мере развития человека и человечества они преоб­разуются, иногда довольно существенно. Однако самые ценные идеи отбираются, накап­ливаются, в совокупности образуя духовное богатство человеческой цивилизации и куль­туры. Не вдаваясь в их анализ (он дается в главах, посвященных обществу, его культуре), отметим лишь то, что характеризует особый способ бытия объективированного (внеиндивидуалъного) духовного.

Оно, как и индивидуализированное духов­ное, обязательно материализуется, причем оба вида духовного материально воплощаются, бытийствуют в словах, звуках, знаках есте­ственного и искусственного языков. Матери­альные «носители» духовного — это матери­альные предметы и процессы (книги, черте­жи и формулы, проекты, холсты и краски кар­тин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и т. д.). Сегодня функции хранения и исполь­зования социальной памяти все чаще переда­ются современным машинам, что значитель­но повышает роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного.

Итак, внешние воплощения идей, мыслей, ценностей (как идеальных смыслов) различ­ны, но они обязательно имеются. В этом от­ношении никакие «чистые» (свободные от объективированных воплощений) идеи и цен­ности невозможны. Платон утверждал, будто где-то далеко-далеко, на «хребте неба» суще­ствуют, обособленно от всякой материи, идеи блага, истины, красоты и т. д. Разумеется, эта идеалистическая картина возникла не на пу­стом месте. Платон мистически истолковал удивительные особенности бытия объективи­рованного духовного, во многом опираясь на вполне реальные процессы. Мы их рассмот­рели на примере идеи колеса. Платон приво­дил другие, но сходные примеры. Ткацкий челнок, рассуждал он, может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имелся в виду хорошо продуманный принцип его из­готовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.

А идея-идеал красоты? Или справедливо­сти? Или истины? Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регули­рующие процессы художественного, нрав­ственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристал­лизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Мир идей обо­гащается, а тем самым приобретает все большее значение относительно самостоя­тельное бытие. Отсюда, однако, неправомер­но делать вывод об абсолютной независимо­сти бытия духовного от бытия мира природ­ного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человечес­кого мира, но изначально и непреложно вклю­чено в целостное бытие как таковое.

Утверждая это, ни в коей мере нельзя пе­речеркивать специфику бытия идей, этого наиболее яркого проявления бытия объекти­вированного духовного. Специфика этого объективированного бытия заключается в том, что его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные есте­ственные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Духовная жизнь че­ловечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь — это специ­фическое «место бытия» объективированно­го духовного, чем и определяется его место в целостном бытии.

Особую роль в этой сфере играют духов­но-нравственные принципы, нормы, идеалы, ценности, такие, как, скажем, красота, справедливость, истина. Они существуют в виде и индивидуализированного и объективиро­ванного духовного. В первом случае речь идет о сложном комплексе побуждений, мотивов, целей, которые определяют духовную струк­туру личности, во втором случае — о вопло­щенных в науке, культуре, массовом созна­нии (их документах) идеях, идеалах, нормах, ценностях. Оба эти вида духовно-нравствен­ного бытия играют существенную роль в раз­витии личности (как индивидуализированное духовное) и в совершенствовании культуры (как объективированное духовное).

Но в том-то и заключается смысл пробле­мы бытия, что все бытийные аспекты имеют равное значение, ибо каждый из них высве­чивает бытие в целом — как неразрывное, нерасторжимое единство, как целостность.

Как уже отмечалось выше, внимание че­ловечества и соответственно интерес фило­софии к проблеме бытия обостряется в кри­зисные, переломные эпохи. А поскольку наше время — XX и наступивший XXI век — от­мечено многими угрозами и опасностями, неудивительно, что вопрос о бытии целым ря­дом крупных мыслителей был признан самым существенным в философском «вопрошании». М. Хайдеггер, автор книги «Бытие и время», подчеркивал: только человек спосо­бен вопрошать о бытии, задавать вопрос о том, в чем состоит специфика бытия челове­ка; в этом смысле ему вверена судьба бытия. И отсюда проистекает, быть может, самая главная ответственность и высшая задача че­ловечества.

Социальное бытие- это совместное бытие людей, связанных между собой многообразными отношениями, представляющими целостную, развивающуюся систему, главным системообра­зующим признаком которой являются экономические отношения.

Внутри системы, называемой социальным бытием, выделяют различные подсистемы (сферы): производственно-экономическую, политическую, соци­альную и др.

Четвертой формой бытия является духовное бытие, к сфере которого от­носят, прежде всего, такие психические феномены, как сознание и бессозна­тельное, вместе с такими результатами их деятельности, как идеи, принци­пы, нормы и правила, знания и т.п. Духовное бытие обычно делят на инди­видуализированное духовное бытие и объективированное (интерсубъектив­ное) духовное бытие.

Индивидуализированное духовное бытие — это духовное бытие, принад­лежащее отдельному человеку. Это - духовный мир индивида, который от­ражает специфические особенности, неповторимость каждого человека: чер­ты его психики, мировоззрение, поведение, условия жизни и профессиональ­ной деятельности, уровень образования и т.д.

Объективированное или интерсубъективное духовное бытие пред­ставляет собой, коллективное сознание и коллективное бессознатель­ное, нравственные и эстетические ценности, различные идеи и знания, закрепленные в общественном сознании с помощью знаково-символических форм, которые служат средством объективации и передачи духов­ного опыта.

Индивидуализированное духовное бытие содержит в себе частично и ин­терсубъективное духовное бытие, и, наоборот, интерсубъективное бытие не может существовать вне индивидуализированного духовного бытия.

В последние годы широкое распространение в различных областях дея­тельности человека получил термин «виртуальнаяреальность» или «вир­туальное бытие». Чаще всего под этим термином понимают «выстроенную» с помощью компьютера модель реальности, создающую эффект присутствия в ней человека и позволяющую ему оперировать с воображаемыми объекта­ми. Другими словами, виртуальная реальность есть не что иное, как иллю­зорная, воображаемая реальность. Любой объект виртуальной реальности — это объект, являющийся результатом взаимодействия человека и компью­тера.

Специфическими особенностями виртуальной реальности являются ее порожденность (искусственность), актуальность, автономность и интерак­тивность. Виртуальное бытие вторично по отношению к объективному миру, к миру материальных вещей. Оно, в этом смысле, является разновидностью субъективной реальности, в которой по-особому предстают, например, про­странственно-временные отношения. Время здесь может быть и остановле­но, и даже «обращено», повернуто вспять: пропглое переживается человеком как бы заново, с учетом предыдущего опыта.

Порожденность виртуального бытия, его искусственность дает возмож­ность создавать разнообразные модели, имитировать различные принципи­ально возможные ситуации.

Интерактивность, которой обладает виртуальная реальность, позволя­ет ей осуществлять связь с объективной реальностью.

Актуальность виртуальности погружает сознание человека в свое «сей-час-и-здесь-бытие». Человек ощущает свою полную причастность к вирту­альному миру, он живет в нем, бытийствует.

Автономность виртуального мира позволяет человеку существовать в мире собственной рефлексии независимо от объективных условий его физи­ческого и социального бытия.

Проблема виртуальной реальности в последние годы активно исследуется психологами и философами. Виртуальное бытие оказывает значитель­ное воздействие на формирование личности человека, упраздняет границы человеческого общения и совместной деятельности, что побуждает ученых и философов осмыслить это явление, осознать его значение для человечества.

Кроме представленного варианта структуры бытия существуют и другие. Так, например, достаточно хорошо известен экзистенциальный подход к структуре бытия, где выделяются «бытие для себя», «бытие для другого» и «бытие для других», а, кроме того - «бытие в себе». Основанием для вы­деления каждого из представленных типов бытия в этом случае является степень освоения каждого из них человеком, степень субъективности (объек­тивности).

Интересной и продуктивной представляется сегодня и попытка разработ­ки модальной онтологии Гартманом, опирающейся на различия возможно­го, действительного и необходимого бытия. Все рассмотренные формы бытия имеют то или иное предельное основание, которое может быть материальным или нематериальным (духовным). Оба основания тесным образом связаны между собой, существуют в постоянном взаимодействии. Категории «материя» и «дух», «сознание» являются пре­дельно широкими, в силу чего каждая из них нередко определяется через свою противоположность. Эти категории играют значительную роль в философии, так как от их понимания зависит решение многих философских проблем.

Историческое осознание категории бытия.

 

В античной древности первое такое осознание, как единодушно полагают специалисты, принадлежит Пармениду. Среди мыслей, которые сами по себе субъективные порождения человеческого, он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую, не существование чего-то, а просто существование. Воодушевленные этой идеей философы дэлеаты приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное, за верховное единство, царящее над многоразличием. Для них, а затем для Платона, характерно различение «бытия по мнению» — видимой, внешней реальности — и «истинности бытия», доступного лишь Философскому разуму. Платон, например, под истинным бытием имел в виду «царство чистых мыслей и красоты» как нечто умо­постигаемое в отличие от мира чувственных вещей как чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения[1].

Информация о работе Категория бытия в философии