Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека
Сегодня гедонизм становится
нормой безответственного
Именно преодоление
трудностей приносит подлинное удовлетворение
собой, радость победы над своей
косностью, над своими недостатками
и извращенными потребностями. И
тогда у молодого человека, вступающего
в жизнь, будет одна главная потребность:
всестороннее развитие своих способностей
и дарований.
А что будет, если
сохранится тенденция, сформировавшаяся
в современном мире с наступлением
техногенной цивилизации? Исчерпывающий
ответ на этот вопрос дал директор
Института философии АН России Степин
В. С. на научной конференции, посвященной
180-летию со дня рождения К. Маркса.
"Если будет продолжаться путь техногенного
прогресса, основанного на идеалах
потребительского общества, насилия
и технократического отношения
к природе?" - ставит вопрос В. С. Степин
и отвечает: "Тогда можно предсказать
нарастание глобальных кризисов и человечество
в этом сценарии ожидают необратимые
катастрофы".4
РАЗДЕЛ I.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ
ПОЗНАНИЯ
Человек как предмет
познания по своей многогранности сравним
с миром. В своем бытии он воплощает
все лучшие стороны мира. Эту особенность
человека выразил в своем определении
представитель
Эта идея Тердера
была популярно преобразована в
XX в. в следующее определение: человек
- существо, которое ходит прямо.
Он идет и падает, поднимается и
идет дальше. И снова падает, и
снова поднимается... Аналогично этому
и такое определение: человек - это
петух без перьев. В каждом из
приведенных здесь определений
человека содержится относительная
истина, но ни одно из них не может
претендовать на всеобщность определения.
Потому, что ни одна дефиниция не
в состоянии выразить всего многообразия
проявлений человека. Это многообразие
может найти более адекватное
отражение в понятиях, соответствующих
масштабу человеческого мира. Это
понятия "бытие", "сущность",
"существование", "природа человека"
и др.
Глава 1.
Бытие человека
Бытие человека - наиболее
общая категория философской
антропологии. Она отражает все проявления
человека, его индивидуальные и родовые
признаки. По своей всеобщности и
методологическому потенциалу бытие
человека сопоставимо с бытием мира.
Бытие человека представляет собой
фрагмент и высшую ступень мира,
оно есть бытие мира. Но в то время
как бытие человека, как индивидуального,
так и родового, ограничено во времени
и пространстве, с неизбежностью
превращается в небытие, бытие мира
вечно во времени и бесконечно
в пространстве. Мир был вчера,
есть сегодня и будет завтра. Знание
этого факта является источником
оптимизма, уверенности в будущем.
Огромное многообразие конечных, преходящих
видов бытия не может исчерпать
бесконечности бытия мира. Вместе
с тем, мир нуждается в бытии
человека как в своем высшем проявлении.
Хотя бытие человека - временно и
преходяще, в его лице мир обретает
сознание и берет свое развитие в
свои руки. Без человека мир был
бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным.
Смысл бытия человека в придании
смысла бытию мира.
С переходом отдельного
человека в небытие мир осмысливается
другим человеком, в бытии последующих
поколений. В бесконечной смене
поколений, в переносе бытия человека
на другие космические объекты - залог
бессмертия человечества, смысл жизни
человека как представителя рода.
Будучи высшей ступенью
бытия мира, бытие человека характеризуется
качественно новыми по сравнению
с природными признаками восходящего
мира. Дифференциация человеческого
бытия на отдельные формы открывает
путь к познанию тех качественных
особенностей человека, которые, вырастая
из природных форм, качественно превосходят
их по многим параметрам, внося новые
краски в многоцветную картину мира.
В рамках темы курса "Человек и
его потребности" выделение видов
бытия человека будет играть роль
исходного методологического
Биологическое бытие
человека
Как биологический
феномен человек существует, подчиняясь
зову своей телесности, в недрах
которой формируется комплекс естественных
потребностей, побуждающих человека
к действиям, направленным на их немедленное
удовлетворение. Естественные потребности
-питание и выделение, половое
влечение, деторождение, борьба за жизнь
в экстремальных условиях, экспансия
за пределы наличного жизненного
пространства - все это проявления
того инстинкта жизни, которые свойственны
человеку также как всему роду
животного мира. С первых дней своего
возникновения основные усилия человека
были направлены на преодоление своей
животности. Первый волевой акт выходящего
из лона природы человека был направленный
на обуздание своих животных страстей.
Но этот акт исходил не от отдельного
индивида, а от первобытного коллектива
и широко известен как табу запрет
иметь гарем. Так, во имя человека
необузданный сексуальный эгоизм отдельного
индивида был преодолен коллективными
усилиями. Преодолен ли? Сексуальная
"революция" XX века дает отрицательный
ответ да этот вопрос. Жизнь и
поведение так называемых сексуальных
меньшинств подтверждает появление
небывалого ранее прецедента - создание
общественного мнения, оправдывающего
де-факто извращения биологического
бытия человека в виде гомосексуализма
и лесбиянства. В исламских странах
Востока легализованы гаремы.
Современная биотехнология
и генная инженерия проникают
в святая святых биологического бытия
человека.. Становятся обыденностью структурные
изменения человеческого тела - пластические
операции, превращение женского организма
в мужской и наоборот. Но тут
возникает этический вопрос: стоит
ли так легко предаваться
Нельзя соглашаться
с теми представителями философской
антропологии, кто обосновывает тезис
о биологической сущности человека,
так как биологическое в
Биологическое бытие
человека - это субстрат, носитель и
предпосылка сущности человека, но
не сама эта сущность, ибо в этой
форме бытие человека идентично
со всеми другими формами
Но для этого
необходим высокий духовно-
Человеконенавистническая
суть фашизма нашла свое наиболее
яркое проявление в проповеди
исключительности арийской расы, богоизбранности
нордического характера, особого устройства
черепа, цвета волос и т. п.8 Фашизм
заинтересован в трактовке
Эти антропологические
особенности человека - вещественные
доказательства происхождения и
развития человеческого рода и преодоления
животности. Но изменение ан фонологических
признаков ничтожно малы по сравнению
с теми изменениями ландшафта
Земли и условий человеческого
бытия, которые произошли в результате
преобразующей деятельности человека.
Прогресс человеческого
общества - результат действия социально-деятельной
сущности человека, а не проявления
его биологического бытия. В процессе
эволюции природы на Земле появлялись
и исчезали сотни и тысячи новых
видов растений и животных, человек
же, не претерпев заметных изменений
своей биологической
Но все ли биологическое
бытие исчерпывается
Понятие "природа
человека" характеризует не только
биологические и
Если природа цивилизованного
человека отличается от природы первобытного
человека уровнем освоения и преобразования
природы, и природа человека XX века
превзошла все этапы
В условиях возрастания
угрозы деформации природы человека
и особенно его биологического бытия
в связи с развитием генно-