Общественное и духовное бытие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат

Описание

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека

Работа состоит из  1 файл

Реферат бытие.docx

— 76.24 Кб (Скачать документ)

Сегодня гедонизм становится нормой безответственного легкомысленного  поведения во всех странах цивилизованного  мира. Руководствуясь принципом "избегать страданий, стремясь к удовольствиям" многие молодые люди употребляют  наркотики, не думая о том, что  вместо сиюминутных удовольствий их ждет мучительная, медленная смерть. В разделе "Классификация потребностей" настоящей книги будет уделено  значительное внимание раскрытию пагубности следования принципу гедонистической  этики на примерах бездумного удовлетворения извращенных потребностей (алкоголизм, наркомания, гомосексуализм, лесбиянство). Проблему можно сформулировать так: не получать наслаждения и удовольствия путем ухода от страданий, а, наоборот, через посредство преодоления трудностей и жизненных невзгод. "Удовольствия, - писал немецкий философ Кант, - есть чувство, споспешествующее жизни, а  страдание - чувство, затрудняющее ее... Всякому удовольствию должно предшествовать страдание, страдание всегда первое".3 

Именно преодоление  трудностей приносит подлинное удовлетворение собой, радость победы над своей  косностью, над своими недостатками и извращенными потребностями. И  тогда у молодого человека, вступающего  в жизнь, будет одна главная потребность: всестороннее развитие своих способностей и дарований. 

А что будет, если сохранится тенденция, сформировавшаяся в современном мире с наступлением техногенной цивилизации? Исчерпывающий  ответ на этот вопрос дал директор Института философии АН России Степин В. С. на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса. "Если будет продолжаться путь техногенного прогресса, основанного на идеалах  потребительского общества, насилия  и технократического отношения  к природе?" - ставит вопрос В. С. Степин и отвечает: "Тогда можно предсказать  нарастание глобальных кризисов и человечество в этом сценарии ожидают необратимые  катастрофы".4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ  ПОЗНАНИЯ 

Человек как предмет  познания по своей многогранности сравним  с миром. В своем бытии он воплощает  все лучшие стороны мира. Эту особенность  человека выразил в своем определении  представитель раннеитальянского  гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три  части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный".5 Это  высказывание Мирандолы - стержень ренессансного  мировоззрения антропоцентризма. Многочисленные попытки определить человека сводились  к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек  ходит прямо - иной причины нет".6 

Эта идея Тердера  была популярно преобразована в XX в. в следующее определение: человек - существо, которое ходит прямо. Он идет и падает, поднимается и  идет дальше. И снова падает, и  снова поднимается... Аналогично этому  и такое определение: человек - это  петух без перьев. В каждом из приведенных здесь определений  человека содержится относительная  истина, но ни одно из них не может  претендовать на всеобщность определения. Потому, что ни одна дефиниция не в состоянии выразить всего многообразия проявлений человека. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих  масштабу человеческого мира. Это  понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др. 

 

Глава 1. Бытие человека 

Бытие человека - наиболее общая категория философской  антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые  признаки. По своей всеобщности и  методологическому потенциалу бытие  человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой  фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время  как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени  и пространстве, с неизбежностью  превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать  бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии  человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и  преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в  свои руки. Без человека мир был  бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира. 

С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается  другим человеком, в бытии последующих  поколений. В бесконечной смене  поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог  бессмертия человечества, смысл жизни  человека как представителя рода. 

Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется  качественно новыми по сравнению  с природными признаками восходящего  мира. Дифференциация человеческого  бытия на отдельные формы открывает  путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят  их по многим параметрам, внося новые  краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и  его потребности" выделение видов  бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации  потребностей, их взаимовлияния и  трансформации. Мы выделяем три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного  феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение  сущности человека. 

 

Биологическое бытие  человека 

Как биологический  феномен человек существует, подчиняясь зову своей телесности, в недрах которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их немедленное  удовлетворение. Естественные потребности -питание и выделение, половое  влечение, деторождение, борьба за жизнь  в экстремальных условиях, экспансия  за пределы наличного жизненного пространства - все это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны  человеку также как всему роду животного мира. С первых дней своего возникновения основные усилия человека были направлены на преодоление своей  животности. Первый волевой акт выходящего из лона природы человека был направленный на обуздание своих животных страстей. Но этот акт исходил не от отдельного индивида, а от первобытного коллектива и широко известен как табу запрет иметь гарем. Так, во имя человека необузданный сексуальный эгоизм отдельного индивида был преодолен коллективными  усилиями. Преодолен ли? Сексуальная "революция" XX века дает отрицательный  ответ да этот вопрос. Жизнь и  поведение так называемых сексуальных  меньшинств подтверждает появление  небывалого ранее прецедента - создание общественного мнения, оправдывающего де-факто извращения биологического бытия человека в виде гомосексуализма  и лесбиянства. В исламских странах  Востока легализованы гаремы. 

Современная биотехнология  и генная инженерия проникают  в святая святых биологического бытия  человека.. Становятся обыденностью структурные  изменения человеческого тела - пластические операции, превращение женского организма  в мужской и наоборот. Но тут  возникает этический вопрос: стоит  ли так легко предаваться исполнению индивидуальной прихоти, не рискуя потерять не только свое "я", но и унаследованную от предков биологическую неповторимость? Когда под скальпелем хирурга  оказывается не только человеческое тел'6, но и вековые моральные устои  человечества, возникает серьезное  сомнение относительно целесообразности использования новейших достижений генной инженерии и технических  средств манипулирования человеком. 

Нельзя соглашаться  с теми представителями философской  антропологии, кто обосновывает тезис  о биологической сущности человека, так как биологическое в человеке не выделяет его из ряда животного  мира, а лишь сближает. Вместе с тем, вполне уместно поставить вопрос о наличии человеческой сущности в биологическом бытии человека. Все биологическое бытие человека - способы принятия пи-Щи, половой  акт, течение болезни, взросление и  старость и пр. - отмечены печатью  человеческой сущности, что и делает это биологическое бытие человеческим бытием. "...Еда, литье, половой акт  и т. д. тоже суть подлинно человеческие Функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние  и единственные конечные цели, они  носят животный характер"7. Наличие  человеческого феномена в биологическом  бытии человека вряд ли кто может  подвергнуть сомнению. Но совершенно неправомерно этот человеческий феномен  в биологическом бытии определять как биологическую сущность человека именно потому, что в таком состоянии  он не содержит в себе ни грана биологического, а выражает лишь социальную форму  биологического бытия человека. 

Биологическое бытие  человека - это субстрат, носитель и  предпосылка сущности человека, но не сама эта сущность, ибо в этой форме бытие человека идентично  со всеми другими формами существования  животного мира. Проявление человеческого  в биологическом бытии человека выражает форму инобытия человека, его стремление преодолеть экспансию  жизни, начать новый ряд бытия. 

Но для этого  необходим высокий духовно-нравственный порыв, нужны вдохновляющие стимулы, нужна атмосфера бескорыстия, атмосфера  всеобщего презрения к зоологическому индивидуализму. Именно из факта следования иррациональным зоологическим инстинктам, из пренебрежения общечеловеческим нормам нравственности вырос в XX веке такой уродливый тип общества как фашизм. 

Человеконенавистническая  суть фашизма нашла свое наиболее яркое проявление в проповеди  исключительности арийской расы, богоизбранности  нордического характера, особого устройства черепа, цвета волос и т. п.8 Фашизм заинтересован в трактовке сущности человека как биологической сущности. Общеизвестно, что биологическое  бытие человека, происходящие в нем  соматические и физиологические  процессы, анатомия человека имеет  ряд особенностей, отличающих его  от бытия любого вида животных. Это - отсутствие волосяного покрова (что  дало основание А. Гелену назвать  человека биологически неспециализированным существом), преобразованные под  влиянием труда конечности, устройство нервной системы, особый характер удовлетворения сексуальных потребностей, устройство головного мозга и многое другое. 

Эти антропологические  особенности человека - вещественные доказательства происхождения и  развития человеческого рода и преодоления  животности. Но изменение ан фонологических признаков ничтожно малы по сравнению  с теми изменениями ландшафта  Земли и условий человеческого  бытия, которые произошли в результате преобразующей деятельности человека. 

Прогресс человеческого  общества - результат действия социально-деятельной сущности человека, а не проявления его биологического бытия. В процессе эволюции природы на Земле появлялись и исчезали сотни и тысячи новых  видов растений и животных, человек  же, не претерпев заметных изменений  своей биологической организации, продолжает численно расти, совершенствуя  свою социальную организацию, осваивая новые районы Земли и околоземное  космическое пространство. Даже такие  биологические изменения, как акселерация  современной молодежи, детерминированы  не эволюционными, а социально-историческими  факторами. Установлено, например, что  различие в весе и росте цейлонцев  зависит не от расового происхождения  и островного места обитания, а  от их экономического и социального  положения.9 Философская антропология перестанет быть сама собой, если она  перестанет рассматривать биологическое  бытие человека как альфу и  омегу своего предмета. Как и любая  другая антропология (медицинская, культурная, политическая и т. д.) философская  антропология будет начинать с изучения соматической природы человека, устройства его тела, с изучения собственно антропологических признаков человека. Человек - это, прежде всего, мужчина  или женщина, ребенок или взрослый, белый или чернокожий, высокий  или низкий, флегматик или сангвиник, дальтоник или ясновидящий и  т. д. 

Но все ли биологическое  бытие исчерпывается антропологическими характеристиками человека? Как избежать дублирования понятий "биологическое  бытие человека" и "природа  человека"? 

Понятие "природа  человека" характеризует не только биологические и антропологические  признаки человека, она значительно  содержательнее биологического бытия  и нередко употребляется как  синоним сущности человека. К такому расширительному толкованию природы  человека есть достаточно оснований. Во-первых, в "Экономическо-философских рукописях 1844 г." Маркс на примере отношения  мужчины к женщине, как непосредственном естественном отношении, показал, что  это природное отношение мужчины  к женщине становится человеческим отношением лишь при условии, что  оно освобождается от давления грубой физиологической потребности и  становится общественным бытием человека.10 Очевидно, что в этом раннем произведении Маркса природа человека не сводится к его биологическому бытию, а  выступает как диалектический синтез его естественного и общественного  бытия. Она есть субстратное выражение  родовой сущности человека. То есть по своей природе человек - биосоциальное  существо. В то же время "природа  человека" выражает реальное многообразие социального и биологического бытия  и по своему содержанию шире сущности человека, его родовой сущности, годовая сущность человека есть не что иное, как процесс становления  социально-деятельной сущности, процесс  выделения человека из природы. 

Если природа цивилизованного  человека отличается от природы первобытного человека уровнем освоения и преобразования природы, и природа человека XX века превзошла все этапы предшествующей истории радикальным преобразованием (и деформацией) своего биологического базиса (гомосексуализм, лесбиянство, трансформация полового статуса  человека и т. д.), то все эти изменения  лишь подтверждают многообразие форм реализации одной и той же социально-деятельной сущности человека. 

В условиях возрастания  угрозы деформации природы человека и особенно его биологического бытия  в связи с развитием генно-инженерной и иной технологии с целью изменения  биологической природы человека, возрастает потребность в создании социально-гуманистических и этических  экспертных комиссий, долженствующих осуществить контроль за гуманной направленностью  технологического воздействия на изменение  биологического бытия человека. Высшим критерием гуманности подобных акций  должно быть, на наш взгляд, реализация социально-деятельной сущности человека в общественно-полезных формах, с  сохранением генофонда для достойного продолжения человеческого рода, в формах, ограничивающих легкомысленные аморальные эксперименты над биологической  природой человека. Вряд ли заслуживает, на наш взгляд, морального одобрения  проведение во имя удовлетворения своих  эгоистических прихотей пластическая операция Аллы Пугачевой. Так и хочется  сказать: люди, берегите свою естественную природу, не допускайте над ней легкомысленных экспериментов!!! 

Информация о работе Общественное и духовное бытие человека