Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека
Замечательно сказано!
Человек формирует свое отношение
к своей телесности, к природе
к космическим объектам, к продуктам
своего труда - товарам, но он осознает
все эти отношения как человек
лишь при условии, что все эти
отношения рассматривает чрез призму
своего отношения к другим людям,
к обществу.
Человек - существо общественное.
Поэтому все его многочисленные
проявления бытия - биологическое, духовное,
все его отношения к
Человек как обитатель
Вселенной, как духовный феномен
и "цветок природы" мог состояться,
как человек и может раздвинуть
границы своего бытия в пространстве
и времени лишь благодаря тому,
что он создал и продолжает укреплять
как высшую ценность свою "ойкумену"
- систему общественных отношений. Только
эта ойкумена -мировое сообщество
людей - способна сократить или продлить
границы бытия человека в мире,
взяв под свой контроль все природные
катаклизмы и возможности освоения
необозримых пространств
Общественные отношения
- универсальная сторона бытия
деятельной сущности человека, это - то
пространство, в пределах которого
только и возможно биологическое
и духовное бытие человека, его
самость и саморефлексия. Неправы
будут те, кто видит угрозу индивидуальности
и свободы личности в том, что
в весьма многообразных ситуациях
и обстоятельствах индивид
Рассматривая субстратную
предпосылку индивидуального
Какова перспективность
и результативность лечения агрессивности
биохимическими средствами и нет
ли здесь полной подмены морали и
человечности нейробиохимией и генетикой?
Представители биоэтики выступили
против подобной программы исследований.
Эти исследования проводятся за счет
налогоплательщиков в интересах
фармацевтических кампаний, которые
сделают миллиарды на производстве
лекарств от агрессивности. В интересах
тех же кампаний незадачливое правительство
будет принудительно
В глобальном масштабе
- лечение агрессивности и
Два американских автора
в журнале Journal conflict resolution сделали
противоположный вывод на основе
изучения 186 обществ: уровень агрессивности
и насилия в обществе прямо
пропорционален частоте, в какой
эти общества вовлекаются в войны.
Как только общество оказывается
вынужденным жить в мире - в течение
10 лет уровень насилия в нем
падает.
Причина этой зависимости
- особая "социализация на насилии",
которой подвергаются мальчики, играющие
в войну в обществах с
А разве не являются
подтверждением социального происхождения
фактов агрессивности и насилия,
убийства в американских школах учеников
как следствие нагнетания американской
военщиной атмосферы военных
приготовлений к "миротворческим"
акциям в различных районах земного
шара, последним примером чего является
варварская бомбардировка Югославии?
Подмена кропотливой
организационной и
Таким образом, агрессивность
и стремление к насилию Детерминируется
общественным бытием человека, а наличие
или отсутствие биохимических гормонов
в мозгу человека - следствие, проистекающее
из определенного состояния
Мы здесь снова
встречаемся с упоминавшимся
выше законом экспансии: энергия
социальной жизни может быть компенсирована
биологической энергией лишь на уровне
количественного измерения, все
же качественные преобразования в общественном
бытии человека возможны с использованием
исключительно социальной энергии.
Ресурсы биологического бытия человека,
попав под контроль социального
субъекта, могут быть использованы
как на пользу человека, так и
во вред ему.
Если общественные
отношения являются непременным
условием и социальной формой бытия
человека, то материальной субстанцией,
своеобразной исходной "клеточкой"
его бытия является человеческая
деятельность.17
Выделяя акт человеческой
деятельности в качестве исходной "клеточки"
бытия человека, необходимо уделить
внимание на различение его с применяемым
в психологии и социологии одно-порядковым
понятием "акт жизнедеятельности"
и понятием "акт социального
действия", применяемым в социологии.
В психологии понятие "акт жизнедеятельности"
впервые было введено И. М. Сеченовым
и истолковывалось им в контексте
рефлекторной теории как "цельный
натуральный процесс", синтезирующий
в себе физиологическое и духовное
начало в человеке.
В статье "Кому и
как разрабатывать психологию?"
И. М. Сеченов писал: "В предлагаемой
же мною системе заключаются элементы
для всестороннего изучения цельных
актов с их началами, серединами
и концами".18 И далее: "Мысль
о психическом акте как процессе,
движении, имеющем определенное начало,
течение и конец, должна быть удержана
как основная".19
В трехчленной цепи
акта жизнедеятельности И. М. Сеченов
раскрывает структуру, где "началом"
является раздражитель ("натуральный
толчок"), "серединой" - сознание
и "концом" - мышечное движение.
Такое изложение
акта жизнедеятельности, которое дальше
было развито и обогащено И. П.
Павловым и современной психологией
(А. Н. Леонтьевым) концентрирующем внимание
на сознании (или собственно психике)
как центральном звене акта, безусловно,
имеет важное методологическое значение
для изучения человека как субъекта
психической деятельности.
Оставляя вне поля
зрения такие элементы деятельности,
как цель, средство, предмет и
результат, психологический подход
не в состоянии представить
Эту ограниченность
психологического подхода признавал
А. Н. Леонтьев. "Можно при этом
требовать от исследователя, - писал
он, - чтобы он не терял из виду, что
человек является существом социальным
и т. п., но это требование не может
быть реально выполнено по той
простой причине, что основные понятия
берутся при этом из принципиально
другой системы отношений, чем отношения
"человек - общество". Поэтому усилия,
направленные на то, чтобы усложнить
или обогатить эти понятия
применительно к человеку... не могут
радикально разрешить вопрос и привести
к преодолению раздвоения психологии".20
Очевидна несостоятельность
попыток распространения
Следует заметить, что
психологический подход к деятельности
получил широкое
Структура акта социального
действия изложена в основном произведении
Парсонса "Структура акта социального
действия" (The structure of Social action. G. 1949) и
используется им в качестве универсального
философского принципа при формулировании
структуры личности, общественных отношений,
иерархии социальных институтов, играет
роль промежуточного звена между
эмпирическим и теоретическим уровнями
социологии.
Логическая структура
акта социального действия состоит,
по Парсону, из четырех элементов: цель,
средство, условия и социальные нормы.
Субъективистский, психологический
подход к структуре социального
действия заложены в самой "клеточке"
его теоретических построений - в
его понимании внутренней структуры
акта действия.
Во-первых, в представленной
выше структуре акта действия отсутствуют
такие элементы как предмет и
результат деятельности.
В силу этого действия
социального субъекта лишены своей
объективности, детерминированности
со стороны законов природы и
общества. Во-вторых, несмотря на свое
отрицательное отношение к
Акцент, который делает
Парсонс на нормативном аспекте
деятельности, и, особенно на версии о
"взаимодополнительности экспектации"22,
свидетельствует о том, что ему
не удалось преодолеть психологизма
в своей теории, а его стремление
к рационализации остается фразой и
сводится к рационализации на уровне
"здравого смысла".
Концепция "акта социального
действия" Парсонса игнорирует механизм
деятельностной детерминации, ориентируя
на адаптацию, приспособление индивида
к существующим условиям, а не на
выявление активно-творческого
Деятельность - не только
синтез элементов структуры и
диалектическое единство материального
и духовного, бытия и сознания.
Это - субстанция бытия человека. Поэтому
деятельностный подход к человеку -
это субстанциональный подход, снимающий
противоположность бытия и