Общественное и духовное бытие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат

Описание

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека

Работа состоит из  1 файл

Реферат бытие.docx

— 76.24 Кб (Скачать документ)

Биологический ресурс человека - его физическая сила, здоровье, жизнестойкость организма, невосприимчивость  к заболеваниям, сексуальная энергия  и способность к деторождению - это тот природный потенциал, который определяет перспективу  и долговечность общественного  бытия человека, его профессиональную и общественную пригодность, продолжительность  его активной жизни как субъекта социальной деятельности. Сохранять, не расходовать попусту свой биологический  ресурс - благородная задача жизни  человека. Этот призыв к охране не только внешней естественной среды обитания, н и внутренней родовой природы  человека не будет казаться банальным. если его рассматривать в ракурсе  возрастающей угрозы экологической  катастрофы на Земле. Биологическое  бытие человека проходит испытание  на прочность в экстремальных  ситуациях, число которых возрастает по мере ускорения научно-технического прогресса. При авариях на АЭС, эпидемиях  заболеваний, транспортных катастрофах, стихийных бедствиях и др. биологическое  бытие человека приобретает высшую ценность, отодвигая на задний план социальный статус человека. Хроника  производственных и транспортных катастроф, которая, как правило, не предается  гласности и является ведомственным  секретом, могла бы представить богатейший материал для исследования способов выживания в экстремальных условиях. 

В связи с углублением  экологического кризиса и истощением биологических ресурсов человеческой природы среди естествоиспытателей  и их философских последователей формируется концепция эксцентризма. Центральной идеей этой концепции  является требование представить природу  и биологическое бытие человека как высшую ценность. 

Такая постановка вопроса  затрагивает фундаментальные вопросы  социальной философии и гуманизма. Если согласиться с тем, что человек - не "цветок природы" и высшая ценность, а всего-навсего лишь "тупиковая  ветвь" в развитие природы и  ее загрязнитель, то ставится под сомнение исходный философский принцип гуманизма - социально-деятельной сущности человека. Если человек перестает быть высшей ценностью в глобальном понимании  этого слова, то что тогда надо понимать под гуманизмом и не перемещается ли предмет гуманизма из обществознания в естествознание? 

Одной из разновидностей проявления биологического бытия человека является принадлежность больших групп  людей к расам. Деление людей  по расовым признакам (белая, черная и желтая раса) связано с тем, что  группы людей, населяющие различные  районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды обитания, что и выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Расовые различия людей являются по преимуществу внешними, морфологическими различиями и не оказывают сколь-нибудь заметного влияния на развитие умственных, физических и нравственных способностей людей. История богата примерами формирования выдающихся личностей в любой из вышеназванных рас. Наиболее свежий пример: Нельсон Мандела из ЮАР. Но такое понимание расовых различий людей утвердилось в общественном сознании лишь в середине XX века. Еще в начале XX века было распространено убеждение в превосходстве "белой расы" над всеми другими, и такие убеждения мы сегодня расцениваем, как расистские, но для этого многим представителям человечества надо было пройти испытания в фашистских лагерях смерти: Дахау, Майданек, Бухенвальд, Освенцим. Но еще в начале XX века ученый с прогрессивными взглядами немецкий биолог Э. Геккель писал: "Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей в общем хорошо известны, тем не менее, их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными... - это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас эти способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна расцениваться совершение по-разному".11 Вряд ли мог бы сказать то же самое Геккель в конце XX века. Расизм и геноцид - следствие преувеличения биологической природы человека, что в научном лексиконе именуется как биологизаторство. 

Значительно менее  опасной с позиции гуманизма, но не заслуживающий оправдания является другая крайность в оценке биологического бытия человека - социологизаторство. Она выражается в игнорировании  или недооценке биологического начала в человеке, в недооценке того чувства  порога, за пределами которого истощается природный ресурс человека и становится под сомнение сохранение человека как  биологического вида. Свидетельство  тому - накопленные запасы атомного и бактериологического оружия, угрожающий рост нервно-психических стрессов, загрязнение окружающей среды отходами промышленности и научно-технического прогресса, легкомысленное использование  достижений современной генной инженерии  для переделки собственной природы  и т. д. 

Мобилизация сил  и ресурсов человечества для совершенствования  биологического бытия человека сегодня  становится не менее актуальной задачей, чем накопление экономических и  технических предпосылок общественного  прогресса. Поэтому, говоря о человека, как высшей ценности, мы, вместе с  тем, признаем в качестве этой ценности его естественную биологическую  природу, но природу очеловеченную  общественным бытием. Это значит, что  естественная природа человека, как  высшая ценность, не тождественна природе  вообще, но становится таковой лишь в контексте социально-деятельной сущности человека. Человек как высшая ценность, - аксиологическая экспликация  научной концепции сущности человека. Биологическое бытие человека - бытие  родственное жизни растений, животных, составная часть биосферы Именно в единстве и гармонии с природой внешней и собственной природой человек находится у дома Это - полнота жизни, без которой нет  ощущения радости счастья. 

В человеке генетически  заложена неистребимая потребность  следовать вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Эта потребность  аналогичны стремлению детей возвращаться к своим родителям, к матери-земле. С другой стороны, пожилые родители, общаясь с детьми, обретают ту искру  жизни, которой они лишились безвозвратно и которая вытеснена социальным бытием. 

Биологический ресурс человека - это та высота, обладая  которой, индивид обозревает перспективу  своего индивидуального бытия и  горизонт социальной деятельности. Горькая  ирония прозвучала в словах пожилой, женщины, сказавшей мне однажды: "У меня ничего н осталось биологического, есть только социальное". 

Быть наедине с  природой, слиться с ней всем своим  естеством - заветная мечта подавляющего числа членов рода "человек". В  этом состоянии человек расслабляется, обретает естественную свободу. В этом свете представляется вполне оправданным  лозунг, призывающий миллионы проживающих  в городских агломерациях людей - "Назад к природе". 

Весь вопрос в  том, насколько устойчиво и продолжительно это стремление человека жить в естественном изолированном от городской суеты, обставленном со всех сторон моральными и правовыми нормами жизни  обществе? В состоянии ли человек  во имя осуществления естественной свободы навсегда отказаться от комфорта и напряженного ритма цивилизованной жизни, от всех норм и правил общественного  бытия? Нет, такую перспективу человек  рассматривает как лишение свободы, как снижение уровня жизни. 

Гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель - кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего продолжительного состояния  покоя, душевного удовлетворения. 

Быть в слитности  с естественным - растительным и  животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы  личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей  несвободы или детерминировано  стремлением сделать более комфортабельным, благоустроенным свое общественное бытие. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым  лишь при условии, что человек  организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности. Организуя мир по законам истины и красоты, человек превращает природу  из себя-бытие в для-себя-бытие, в  человеческое бытие. Оставаясь самим  собой, человек не может не придать  природе признаков своего человеческого  бытия. Любить природу, как отмечал  Ортега-и-Гассет. значит, превращать ее в часть нас самих, расширять  наш индивидуальность, обогащать  ее жизненной энергией. 

С материалистической концепцией биологического бытия человека конкурируют околонаучные и откровенно мистические идеи сущности человека. Несть числа сторонникам этой идеи. Букет модификаций религиозно-философского видения бытия и сущности человека обнаружил себя на международной  конференции в Московском физико-техническом  институте в Долгопрудном в апреле 1995 г. Тема конференции: "Бог - человек - Вселенная. Соборные возможности Человечества перед лицом глобальной катастрофы". Организатор конференции - "Неосферная Синархия" - некое подобие религиозной  секты. Ведущий конференцию, он же глава  секты - доктор психологических наук Громов И. Г. 

На конференции  преобладал религиозно-философский  акцент, высокий взлет фантазии, переходящий в мистику. В докладах по проблеме сущности человека определенный интерес вызывает попытка "радикального обновления" философской антропологии путем реанимации и обновления идеи русского космизма (Н. Федоров, Э. Циолковский  и др.). 

Рассматривая "теокосмическую сущность" человека через призму идей космизма, сторонник "конститутивной антропологии" Антипенко Л. Г. считает  своей заслугой преодоление конкретно-научной  парадигмы биологического бытия  человека и обращение к космосу  как неизученному еще источнику  духовной энергии человека. "Феномен  человека, - отмечает Антипенко, недостатки эмпирических наук о человеке, - взятого  в качестве живого существа, описывается  в таких терминах, как ассимиляция  и диссимиляция, усвоение и выделение, вдох и выдох и т. п. Таким способом определяется два, и только два источника  его жизненной энергии - питание  и дыхание, снабжающие человеческий организм, с одной стороны, энергетическими  органическими веществами, с другой - кислородом. 

Конституитивная антропология указывает на третий конкретный источник жизненной энергии человека. По способу  его влияния на интеллект человека его можно назвать смысловым  полем. П. А. Флоренский именовал смысловое  поле Логосом, противостоящим хаосу. Логосу и хаосу он придавал вселенские масштабы... "Теокосмическая сущность человека раскрывается в несиловых связях человеческого индивида со всей Вселенной  через смысловое поле". (Цитировано по "Бог - человек -Вселенная". М. 1995, с. 147). "Философская антропология будущего, - пишет другой космист  Глушков В. А., - имеет смысл лишь в теокосмической парадигме рассмотрения проблемы. Человек ценен как микрокосм  сущего, поэтому антропология указывает  на реальный статус человека" (там  же, с. 143). 

За многочисленными  терминологическими ухищрениями, за "словесным  поносом" адептов новой философской  антропологии, к сожалению, не скрывается никакого "смыслового поля". Просматривается  лишь одно - попытка авторов самоутвердиться. Но зачем же мистифицировать идеи всемирно известных ученых - Вернадского, Циолковского? 

Нет слов, космос, если его толковать с научных материалистических позиций как глобальный материальный мир с гравитационными и иными  полями, а не как Логос, Божественный разум, заполненный таинственными  источниками божественной "энергии", влияет на бытие каждого отдельного индивида и человечество в целом. Но это влияние настолько малозначительно  в жизни человека, настолько трудно поддается фиксации и тем более  управлению, что его можно лишь с большой натяжкой назвать элементом  бытия человека. Еще меньше оснований  говорить о некоей "теокосмической" сущности человека. Всякие же мистические  рассуждения, ориентирующие индивида на поиск в себе этой "теокосмической сущности" и на подчинение всех сфер своей жизни попытке слиться  с космосом неизбежно ведут к  потере жизненных ориентиров, к разрушению личности. 

Признание человека продуктом космической (вселенской) эволюции и активным участником этой эволюции резюмируется в необходимость  расширения понятия "биологическое  бытие" новыми характеристиками не биологического, а природного происхождения  и описания этого естественного  бытия, не в спиритических терминах, а в терминах философской антропологии. 

Можно лишь пожалеть тех людей, которые, начитавшись  пророков о теокосмической сущности человека, начинают строить свои жизненные  планы по гороскопам и прогнозам  астрологов. Пустая трата времени! Для  подтверждения этой мысли, приведем высказывание не философа-марксиста, не политического деятеля, а человека, испытавшего в своей жизни  блага как капитализма, так и  социализма, - глубокого аналитика  жизни, всемирно известного артиста  кукольного театра Сергея Образцова. 

"Людей волнует,  под каким знаком Зодиака они  родились. В 1918 году это никого  не волновало. Заниматься таким  делом и верить в него - значит, самоотречением заниматься. Всякая  астрология, магия, парапсихология  для меня бред собачий, декадентство". Отвечая на возражение, что людей  всегда тянуло к мистике, он  сказал: "Тянет тогда, когда  нет настоящих идей. Нет-нет, не  спорьте, увлечение мистикой - это  плохой сигнал. Перестройка - не  для пропаганды мистики, идеалистических  восприятии. Я беспартийный, но абсолютно  уверен, что коммунизм наступит. Я проехал почти полсотни стран  и знаю, что так, как живут  во многих из них, жить нельзя".12 

Конечно, каждый человек  волен думать и писать о чем  угодно, в том числе и о "теокосмической" сущности человека. Но когда эти  мистические идеи овладевают сознанием  больших групп людей и превращаются в действия, они чреваты социальной опасностью. Подтверждением тому служат действия таких религиозных сект как "Белые братья" на Украине, "Дети матери Божией" в России, "Аум синрикё" в Японии и  других. 
 
 

Общественное  бытие человека 

Деятельность-субстанция и исходная "клеточка" общественного  бытия человека. 

"Человек - это  мир человека, государство, общество", - писал К. Маркс.13 Общественное  бытие человека - это бытие совместно  с другими представителями рода "человек", бытие среди других, для-себя бытие через других, бытие  в себе и для себя. Общество - это поле взаимодействия, в котором  человек отнесясь к другому  видит в нем и свое "я". Анализируя товар через призму  общественного бытия человека, Маркс  писал в 1-м томе "Капитала": "В некоторых отношениях человек  напоминает товар. Так как он  родится без зеркала в руках  и не фихтеанским философом  "я есмь я", то человек  сначала смотрит, как в зеркало,  в другого человека. Лишь отнесясь  к человеку Павлу как себе  подобному, человек Петр начинает  относиться к самому себе как  к человеку. Вместе с тем, и  Павел как таковой, во всей  его павловской телесности становится  для него формой проявления  рода "человек".14 

Информация о работе Общественное и духовное бытие человека