Общественное и духовное бытие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат

Описание

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека

Работа состоит из  1 файл

Реферат бытие.docx

— 76.24 Кб (Скачать документ)

Другая часть людей  выбирает нисходящую линию развития. Они не затрудняют себя в формировании возвышенных потребностей, зацикливая свое развитие на удовлетворении биологических  и материальных потребностей, не расширяют  горизонт своего социального общения, живут по принципу: моя хата с  краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение принцип гедонизма - избегай страданий  и стремись к удовольствиям - эта  линия представляет обществу наибольшее число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев, мошенников и других категорий преступного  мира. 

Поэтому и оценка этих людей должна быть соответственной. Если человек представляет восхождение  линии, то ценность его действительно  огромна. Если человек представляет собой нисходящее развитие - это  хроническое вырождение, болезнь  индивида и общества. 

Хорошо подмеченную  здесь закономерность зафиксировал известный русский писатель В. Распутин. "В каждом человеке сидят два  существа - одно низменное животное и второе возвышенное духовное" (В. Распутин. У нас поле Куликово, у них - поле чудес. Советская Россия. 2.IV.98 г.) 

Мы убеждены, что  духовно и идейно устремленных молодых  людей больше, чем тех, кто стал заложником чумы XX века - СПИДа. Благородная  задача этой части молодежи - не проходить  мимо торговли наркотиками, объединенными  усилиями привлекать наркодельцов к  уголовной ответственности, стоять на защите чести, достоинства своего будущего и будущего своих близких. Недостаточно сказать: 

"Нет!" наркотикам, надо проявить волю и обезвредить  носителей зла. 

Надо повсеместно  и безбоязненно внедрять в жизнь  социалистические духовные и нравственные ценности: коллективизм, бескорыстие, уважение к человеку труда, неприятие  американского образа жизни, разумное использование свободного времени  и др. Искусственное отторжение социалистических ценностей наносит вред воспитанию молодежи, углубляет раскол общества на "красных" и "белых". 

Таким образом, богатство  человека - это богатство его потребностей и умение управлять ими. В неменьшей  степени характер потребностей, их совокупность и субординация зависят  от типа личности. Каков человек, таковы и его потребности. 

Изложенные в книге  обобщенные идеи о человеке и его  потребностях создают некоторые  предпосылки для составления  гипотетического прогноза о типе человека XXI века. 

Человек - продукт  общества, его перспективы определяются ведущей сферой общественного бытия. Когда Э. Фромм создавал обобщенную модель человека XX века как человека-потребителя, он отправлялся от характеристики ведущей  отрасли общественной жизни первой половины XX века. Такой отраслью было индустриальное развитие, и общество этой эпохи было индустриальным обществом. Уже в XIX веке и в начале XX века наблюдалась тенденция превращения  техники в ведущую отрасль  общественной жизни, а технического прогресса в доминирующую отрасль  развития общества. Наиболее отчетливо  эта тенденция отражена в социологических  исследованиях Маршалла Маклюэна о  масс-медиа. В них нашли отражение  основные черты новой эпохи - эпохи  технотронной цивилизации. Эпоха технотронной цивилизации нашла свое философское  обоснование в прогрессивных  выступлениях многих философов конца XX века.96 С небольшими дополнениями это определение современной  эпохи можно считать доказанным научным фактом и исходным пунктом  для теоретического предсказания типа человека XXI века. 

Эпоха технотронной цивилизации проявляется в стратегическом проникновении электроники во все  сферы общественной и, прежде всего, в информационной сети в ходе глобальной компьютеризации всех информационных процессов. Как это сказывается  на формировании человека нового типа? Прежде всего, человек все больше вытесняется из сферы непосредственного  производительного труда, оказываясь не обочине генеральной линии  общественного прогресса. Человек  не только освобождается от функций  тяжелого физического труда, но и  многих видов интеллектуальной деятельности. Как отмечал М. Маклюэн, человек  передает функции умственного труда  компьютером, а сам воспринимает мир при помощи органов чувств, превращаясь, таким образом, в "веселого робота". Веселый робот - очень  глубокая и емкая черта человека эпохи технотронной цивилизации. Еще  стоит подумать: радоваться нам этому  открытию или грустить. 

Формирование человека-робота связано с возникновением комплекса  отрицательных характеристик, означающих деградацию общества. 

Во-первых, человек-робот  не затрудняет себя в следовании разумным потребностям, в преодолении трудностей и жизненных коллизий. Он будет  следовать этическому принципу гедонизма: избегай страданий, стремись к наслаждениям. 

Во-вторых, у этого  человека отсутствует чувство долга  перед обществом и старшим  поколением. 

В-третьих, идет прогрессирующее  нарастание отрицательных черт характера: цинизма, эгоизма, ориентации на безответственное нарастание сиюминутных в своем  большинстве извращенных потребностей, дегуманизация отношений с ближними. 

Использование технических  нововведений (скоростной транспорт, переносные телефоны) в преступных целях усиливает  репрессивную функцию техники, часто  сводит на нет усилие правоохранительных органов. Проникновение техники  в область образования и культуры приводит к обесценению квалифицированного умственного труда, а в области  гуманитарных наук делает ненужным высококвалифицированных  специалистов. Усиление технических  функций приводит к дегуманизации  гуманитарных наук. Так, широко известно использование психологии для зомбирования людей и превращения их в предмет  манипулирования со стороны других. Роботизация создает много асоциальных  групп людей, лишенных чувства сопереживания  и взаимопомощи; усиливает социальное расслоение общества. 

Двойственна роль компьютеризации  творческих процессов научного труда. В обществе сложилась такая ситуация, что применении компьютеров в  размножении текстов научных  исследований стоит в два раза дороже работы с использованием пишущих  машин. Выигрывает владелец компьютера, но проигрывает ученый, создатель  новых идей. В итоге ускоряется процесс издательской деятельности за счет ущемления интереса ученого. Современное книгоиздательство  активно вытесняет машинопись как  тормоз технического прогресса. Кому это  выгодно??? 

Создание и внедрение  во все сферы общественной жизни  высоких технологий - альфа и омега  технотронной цивилизации. Наличие  высоких технологий и превращение  их в самоцель общественного прогресса  нивелирует роль человеческого фактора, гарантирует престиж той или  иной страны в мировом сообществе, обеспечивает высокий уровень безопасности, т. е. стимулирует гонку вооружений. Делает ли это людей более счастливыми, гармонически развитыми, равными в  обладании жизненными благами и  условиями своего гуманного развития? Ближайшее ознакомление с этим вопросом не внушает оптимизма о перспективе  человека XXI века. Об этом свидетельствуют  исследования многих ученых в рамках Римского клуба. Приведем высказывание одного из авторитетных членов этого  клуба - Джона Форрестера. "Сейчас возникает все больше сомнений в  том, что технологический прогресс является средством спасения человечества. И имеются основания для такого сомнения".97 А вот более свежее заявление руководителя Института философии РАН Степина, сделанное им на научной конференции, посвященной 180-летию со дня рождения К. Маркса. "Если будет продолжаться путь техногенного прогресса, основанного на идеалах потребительского общества, насилия и технократического отношения к природе... можно предсказать нарастание глобальных кризисов, и человечество в этом сценарии ожидают необратимые катастрофы".98 

Резюмируя сказанное  о перспективе человека XXI века можно  сделать вывод: сложившаяся в  конце XX века система технотронной цивилизации не представляет основания  для положительных изменений  типа человека - это будет человек-потребитель, потерявший шанс называться человеком  разумным (homo sapiens), в тенденции эволюционизирующий к аналогу своего творения - роботу, ибо технотронная цивилизация - это, в конечном счете, эра роботов. 

Человек XXI века - это  человек с прогрессирующим угасанием  социальных потребностей, с преобладанием  биологически потребностей эрзац-культуры и мистики в сфере духовных потребностей, что равносильно угасанию подлинной духовности и деградации личности. Это - бесхарактерный безвольный человек, легко поддающийся соблазнам  низкопробным увлечениям наркотиками, человек без патриотизма, космополит, "гражданин мира". 

Единственный способ уберечь человека от падения в  пропасть инстинктивной, животно-образной жизни - возрождение основных элементов  духовной и нравственной системы  социалистических ценностей - коллективизм, пионерские лагеря, уважение к общественно-полезному  бескорыстному труду, накопленный  обществом за многие годы воспитательный потенциал духовной культуры и т. п. 

Для уменьшения губительных  последствий роботизации и антигуманного  влияния технического прогресса  на человека необходимо ликвидировать  беспредел технических специалистов при внедрении новой техники, для чего надо создавать широкую  сеть социально-гуманистических экспертных комиссий для контроля за техническими нововведениями. Центральной заботой  общества должны стать не техника, а  гуманное развитие человека в гармонии с окружающей средой. 

Изложенная здесь  теоретическая модель человека XXI века не претендует на абсолютную истину и  представляет лишь первое приближение  к ней. Но она может представлять интерес для теоретических дискуссий  в студенческой аудитории и стимулировать  размышление молодежи по выбору профессии  и смысла жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

К введению 

Бережной Н. М. Социальная философия. 4.1. 1996 г., ч.2. 1997г. 

Ершов П. М. Потребности  человека. М. 1990 г. 

Самсин А. М. Социально-философские  проблемы исследования потребностей. М. 1987 г. 

Тарасов К. Е., Черненко Е. Ф. Социальный детерминизм и биология человека. М. 1979 г. 

Е. Fromm. Sosialist humanist, n. у. 1965. 

 

К главе 1. Бытие человека 

Ананьев Б. Г. Человек  как предмет познания. Л-д. 1968. 

Буева Л. П. Человек, деятельность, общение. 1974 г. 

Бережной Н. М. Проблемы человека в трудах К. Маркса. М. 1981г. 

Введение в философию. Ред. Фролов М. Т. 1989 г. ч. II, главы VJX. 

Какабадзе 3. М. Проблемы человеческого бытия. Тбилиси. 1985г. 

Карасаевская Т. В. Прогресс общества и проблема целостного биосоциального развития человека. М. 1977. 

Маркс К. Экономическо-философские  рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. 

Мысливченко А.Г. Человек  как предмет философского познания. М. 1972. 

Проблемы человека в современной западной философии. М. 1988. 

Панков В. Д. Пространственность человеческого бытия. Тамбов, 1996г. 

Михайлов Ф. Т. Карл Маркс и проблема тождества бытия  и сознания. В кн. Карл Маркс и  современная философия. М. 1999,стр.45-70. 
 
 
 
 
 

ГОУ ВПО Орловский  Государственный  университет

Факультет технологии, предпринимательства  и сервиса 
 
 
 
 
 
 

      Реферат

На  тему «Общественное  и духовное бытие 

человека» 
 
 

                  Выполнил: студент гр.3Д

                Оболешев  Денис Константинович

                                    Проверила: преподаватель кафедры ТПС

                Еськова Марина Михайловна 
                 
                 

Орел,2010

Информация о работе Общественное и духовное бытие человека