Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека
Другая часть людей
выбирает нисходящую линию развития.
Они не затрудняют себя в формировании
возвышенных потребностей, зацикливая
свое развитие на удовлетворении биологических
и материальных потребностей, не расширяют
горизонт своего социального общения,
живут по принципу: моя хата с
краю, я ничего не знаю. Взяв на вооружение
принцип гедонизма - избегай страданий
и стремись к удовольствиям - эта
линия представляет обществу наибольшее
число алкоголиков, наркоманов, тунеядцев,
мошенников и других категорий преступного
мира.
Поэтому и оценка
этих людей должна быть соответственной.
Если человек представляет восхождение
линии, то ценность его действительно
огромна. Если человек представляет
собой нисходящее развитие - это
хроническое вырождение, болезнь
индивида и общества.
Хорошо подмеченную
здесь закономерность зафиксировал
известный русский писатель В. Распутин.
"В каждом человеке сидят два
существа - одно низменное животное
и второе возвышенное духовное"
(В. Распутин. У нас поле Куликово,
у них - поле чудес. Советская Россия.
2.IV.98 г.)
Мы убеждены, что
духовно и идейно устремленных молодых
людей больше, чем тех, кто стал
заложником чумы XX века - СПИДа. Благородная
задача этой части молодежи - не проходить
мимо торговли наркотиками, объединенными
усилиями привлекать наркодельцов к
уголовной ответственности, стоять
на защите чести, достоинства своего
будущего и будущего своих близких.
Недостаточно сказать:
"Нет!" наркотикам,
надо проявить волю и
Надо повсеместно
и безбоязненно внедрять в жизнь
социалистические духовные и нравственные
ценности: коллективизм, бескорыстие,
уважение к человеку труда, неприятие
американского образа жизни, разумное
использование свободного времени
и др. Искусственное отторжение социалистических
ценностей наносит вред воспитанию
молодежи, углубляет раскол общества
на "красных" и "белых".
Таким образом, богатство
человека - это богатство его потребностей
и умение управлять ими. В неменьшей
степени характер потребностей, их
совокупность и субординация зависят
от типа личности. Каков человек, таковы
и его потребности.
Изложенные в книге
обобщенные идеи о человеке и его
потребностях создают некоторые
предпосылки для составления
гипотетического прогноза о типе
человека XXI века.
Человек - продукт
общества, его перспективы определяются
ведущей сферой общественного бытия.
Когда Э. Фромм создавал обобщенную
модель человека XX века как человека-потребителя,
он отправлялся от характеристики ведущей
отрасли общественной жизни первой
половины XX века. Такой отраслью было
индустриальное развитие, и общество
этой эпохи было индустриальным обществом.
Уже в XIX веке и в начале XX века
наблюдалась тенденция
Эпоха технотронной
цивилизации проявляется в
Формирование человека-робота
связано с возникновением комплекса
отрицательных характеристик, означающих
деградацию общества.
Во-первых, человек-робот
не затрудняет себя в следовании разумным
потребностям, в преодолении трудностей
и жизненных коллизий. Он будет
следовать этическому принципу гедонизма:
избегай страданий, стремись к наслаждениям.
Во-вторых, у этого
человека отсутствует чувство долга
перед обществом и старшим
поколением.
В-третьих, идет прогрессирующее
нарастание отрицательных черт характера:
цинизма, эгоизма, ориентации на безответственное
нарастание сиюминутных в своем
большинстве извращенных
Использование технических
нововведений (скоростной транспорт, переносные
телефоны) в преступных целях усиливает
репрессивную функцию техники, часто
сводит на нет усилие правоохранительных
органов. Проникновение техники
в область образования и
Двойственна роль компьютеризации
творческих процессов научного труда.
В обществе сложилась такая ситуация,
что применении компьютеров в
размножении текстов научных
исследований стоит в два раза
дороже работы с использованием пишущих
машин. Выигрывает владелец компьютера,
но проигрывает ученый, создатель
новых идей. В итоге ускоряется
процесс издательской деятельности
за счет ущемления интереса ученого.
Современное книгоиздательство
активно вытесняет машинопись как
тормоз технического прогресса. Кому это
выгодно???
Создание и внедрение
во все сферы общественной жизни
высоких технологий - альфа и омега
технотронной цивилизации. Наличие
высоких технологий и превращение
их в самоцель общественного прогресса
нивелирует роль человеческого фактора,
гарантирует престиж той или
иной страны в мировом сообществе,
обеспечивает высокий уровень безопасности,
т. е. стимулирует гонку вооружений.
Делает ли это людей более счастливыми,
гармонически развитыми, равными в
обладании жизненными благами и
условиями своего гуманного развития?
Ближайшее ознакомление с этим вопросом
не внушает оптимизма о
Резюмируя сказанное
о перспективе человека XXI века можно
сделать вывод: сложившаяся в
конце XX века система технотронной
цивилизации не представляет основания
для положительных изменений
типа человека - это будет человек-потребитель,
потерявший шанс называться человеком
разумным (homo sapiens), в тенденции эволюционизирующий
к аналогу своего творения - роботу,
ибо технотронная цивилизация - это,
в конечном счете, эра роботов.
Человек XXI века - это
человек с прогрессирующим
Единственный способ
уберечь человека от падения в
пропасть инстинктивной, животно-образной
жизни - возрождение основных элементов
духовной и нравственной системы
социалистических ценностей - коллективизм,
пионерские лагеря, уважение к общественно-полезному
бескорыстному труду, накопленный
обществом за многие годы воспитательный
потенциал духовной культуры и т.
п.
Для уменьшения губительных
последствий роботизации и
Изложенная здесь
теоретическая модель человека XXI века
не претендует на абсолютную истину и
представляет лишь первое приближение
к ней. Но она может представлять
интерес для теоретических
Литература
К
введению
Бережной Н. М. Социальная
философия. 4.1. 1996 г., ч.2. 1997г.
Ершов П. М. Потребности
человека. М. 1990 г.
Самсин А. М. Социально-философские
проблемы исследования потребностей.
М. 1987 г.
Тарасов К. Е., Черненко
Е. Ф. Социальный детерминизм и биология
человека. М. 1979 г.
Е. Fromm. Sosialist humanist, n. у.
1965.
К
главе 1. Бытие человека
Ананьев Б. Г. Человек
как предмет познания. Л-д. 1968.
Буева Л. П. Человек,
деятельность, общение. 1974 г.
Бережной Н. М. Проблемы
человека в трудах К. Маркса. М. 1981г.
Введение в философию.
Ред. Фролов М. Т. 1989 г. ч. II, главы VJX.
Какабадзе 3. М. Проблемы
человеческого бытия. Тбилиси. 1985г.
Карасаевская Т. В.
Прогресс общества и проблема целостного
биосоциального развития человека. М.
1977.
Маркс К. Экономическо-философские
рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 42.
Мысливченко А.Г. Человек
как предмет философского познания.
М. 1972.
Проблемы человека
в современной западной философии.
М. 1988.
Панков В. Д. Пространственность
человеческого бытия. Тамбов, 1996г.
Михайлов Ф. Т. Карл
Маркс и проблема тождества бытия
и сознания. В кн. Карл Маркс и
современная философия. М. 1999,стр.45-70.
ГОУ ВПО Орловский Государственный университет
Факультет
технологии, предпринимательства
и сервиса
Реферат
На тему «Общественное и духовное бытие
человека»
Выполнил: студент гр.3Д
Оболешев Денис Константинович
Еськова
Марина Михайловна
Орел,2010