Общественное и духовное бытие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат

Описание

Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека

Работа состоит из  1 файл

Реферат бытие.docx

— 76.24 Кб (Скачать документ)

Деятельность - универсальный, принадлежащий исключительно человеку принцип его бытия. Хорошо сказал об этом принципе Иоганн Фихте. "Стоять и жаловаться на человеческое падение, не двинув рукой для его уменьшения, значит поступать по-женски. Карать и злобно издеваться, не сказав людям, как им стать лучше, не по-дружески. Действовать! Действовать! - вот для  чего мы существуем".28 Действовать, чтобы существовать, существовать, чтобы действовать- универсальный  принцип философии человека. 

Резюмируя сказанное  об общественном бытии человека, можно  сделать следующий вывод: общественное бытие человека есть жизнь человека в обществе. Стержнем общественного  бытия, его субстанцией является человеческая деятельность. Общественные отношения - это социальная форма  общественного бытия. Единство деятельности и общественных отношений образуют способ общественного бытия человека. Как не бывает деятельности вне общественных отношений, также не бывает общественных отношений вне деятельности. Общественные отношения деятельностны, а деятельность всегда и исключительно социальная деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Духовное  бытие человека 

Не могу не подчеркнуть, что в становлении моего духовного  мира и моего научного творчества решающую роль сыграло мое знакомство с творчеством А. М. Горького. С  большим душевным трепетом, обретением смысла собственного убеждения я  цитировал на вступительном экзамене по русской литературе в МГУ в 1955 г. слова героя пьесы Горького "На дне" Сатина: "Человек - это  звучит гордо, не жалеть, уважать надо человека". Этот тезис на многие годы определил стержень моих научных  интересов в области философии: проблема человека и гуманизма. Все  творчество Горького может служить  образцом формирования духовного бытия  человека. Вот одно из высказываний Горького по этому поводу: "Когда  природа лишила человека его способности  ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той  поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше!! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье… Стремление вперед - вот цель жизни. Пусть же вся  жизнь будет стремлением, и тогда  в ней будут высокопрекрасные часы".29 Здесь предельно ясно выражен  смысл духовного бытия человека - стремление к лучшему, к возвышенному. Путеводной звездой этого стремления является наличие идеала, смысла жизни, к которому человек стремится  и бессознательно, инстинктивно, и  сознательно, преднамеренно. 

В широком смысле слова духовное бытие или духовная жизнь - это как сознательное, так  и бессознательное стремление к  преодолению материального, интеллектуального  уровня индивидуального и общественного  бытия осуществляемого во всех формах бытия: в искусстве, литературе, религии, философии и производственной деятельности. 

Надо заметить, что  между сознательным и бессознательным  стремлением существует известное  различие по принадлежности: если сознательное стремление - феномен духовного, то бессознательное стремление - феномен  душевного опыта. 

Главный вопрос духовного  бытия - как оно существует? Объективно или субъективно, постоянно или  прерывисто, рядом с материальным бытием или в нем самом? 

При всей трудности, а порой и невозможности выделить духовность из многогранного потока жизнедеятельности индивидов и  больших групп людей, не пытаясь  также втянуть все сознание в  рамки духовного, можно согласиться  с предложенным в учебнике "Введение в философию" ч. II выделением двух видов духовного бытия: а) индивидуализированное  духовного и б) объективированное  духовное. "Специфика индивидуализированных  форм бытия духовного заключается  в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с  рождением и смертью отдельных  людей. 

Это не означает обязательной "смерти" всех результатов деятельности сознания. Сохраняются те из них, которые  преобразуются во вторую надындивидуальную  духовную форму, а также те, которые  непосредственно передаются другим людям в процессе общения".30 Спорным, на наш взгляд, этого определения  индивидуализированного духовного  является подчеркивание трех уровней  бессознательного духовного. Бессознательное  в жизни индивидов есть выражение  не духовного, душевного бытия, так  как в нем в равной степени  проявляется как стремление к  возвышению подлинно человеческого  бытия, так и стремление к выражению  животных форм бытия. Это замечание  относится к констатации не преодоленных на сегодня трудностей определения  духовности в науке и философии. Если же мы признаем духовным и его  бессознательные формы проявления, мы должны будем согласиться с  наделением духовностью всего живого на земле или, выражаясь в терминах Ф. Ницше - с признанием воли к власти как универсальным двигателем прогресса. 

Нельзя согласиться  также с отождествлением с  духовностью всех форм сознания. Можно  назвать много форм сознательной, но бездуховной деятельности: наркоман, например, сознательно накачивает себя смертоносными наркотиками, но это  яркий пример бездуховности и  деградации личности. Вторая форма  бытия духовного -объективированное  духовное в отличие от индивидуализированного духовного существует вне отдельных  индивидов, в различных формах духовной культуры. 

Объективированное духовное обязательно материализуется  в языке, в звуках, в словах, в  телодвижениях и т. д. Наиболее ярким  примером объективирования духовного  является воплощение в жизни идей справедливости, добра, красоты, истины. Материальные носители объективированного нравственного духовного - это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, мрамор и бронза статуй, памятников, фильмы ноты и многое другое). Специфика  объективированного бытия духовного  состоит в том, что его фрагменты  и целые сочинения могут сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. 

Духовная жизнь  общества, духовное богатство цивилизации  и культуры, социальная жизнь в  целом - это специфическое "место  бытия" объективированного духовного, этим и определяется его место  в целостном бытии. 

Количественно и  качественно духовное бытие, феномен  духовности рассредоточен крайне неравномерно среди различных социальных и  профессиональных групп общества. Количественно  наибольшей мерой духовности обладают священнослужители, религиозные фанатики. Но качественно эта духовность не выдерживает критики диалектического  разума: она не всегда есть стремление к лучшему, возвышенному, к красоте  многостороннего развития личности. Духовность религиозного деятеля скована  религиозными догмами, иерархией церковных  чинов. 

Не высокой мерой  духовности обладают люди из "глубинки", сельские жители, городские обыватели, не преодолевшие планку обыденного сознания и здравого смысла. Но среди этих групп людей качеству духовности можно позавидовать духовенству  и интеллигентам. Большинство их не поддадутся искушениям деньгами, доходными  должностями, не соблазняться на посулы красивой жизни взамен предательства  интересов Родины, не впадут в духовную нищету алкоголизма, наркомании, гомосексуализма. 

Духовно богатые  люди - это люд честные, образованные, последовательные в реализации своих  жизненных идеалов, неподдающиеся  соблазну легкой жизни, способные жертвовать своим материальным состоянием во имя  достижения гуманных целей. 

В силу многогранности феномена духовности и ее интерпретации  в различных культурах, тема духовного  бытия человека не поддается однозначному объяснению и научной систематизации. Рост или уменьшение объема духовного  бытия в жизни каждого народа или больших групп людей не находятся в прямо пропорциональной зависимости от условий общественного  прогресса. Так, дикие племена в  эпоху господства мифического мировоззрения  уделяли огромное внимание ритуалам и магическим действиям по борьбе со "злыми духами" и удаче  на охоте, для чего обвешивались амулетами  и другими предметами, но реально  это не сказывалось на улучшении  их жизни, т. е. не было показателем роста  духовности. Объем духовного бытия  всецело зависит от уровня развития общественного бытия и, прежде всего, уровня развития производительных сил. Вместе с тем, развитие общественного  бытия не ведет автоматически  к развитию духовности. Так, в современных  США наиболее высокий уровень  научно-технического прогресса соседствует  с архаическими формами духовной культуры и невысокого качества системы  образования, с односторонним преувеличением Правового сознания и недооценкой  морали. 

В одно из журналов "Америка", издающегося на русском языке, сообщалось, что в США на каждые 50 граждан  один юрист. И приводился такой пример. Девушка договорилась с молодым  человеком о встрече, но он не пришел. Девушка подала на него в суд, и суд серьезно обсуждал вопрос. В журнале этот пример рассматривается как показатель высокого уровня правового сознания. В действительности же это показатель низкого уровня морального сознания. Поистине, право заменяет мораль там, где ее нет. 

Духовная нищета американцев хорошо описана в  репортажах из США в "Советской  России" (1997-98 гг.) русским публицистом  К. Ковалевым. 

Здесь была дана краткая  характеристика основных видов бытия  человека: биологического, общественного, духовного. Какова субординация этих видов, если ее рассматривать с позиций  материалистической философии и  с позиций ценностно-ориентированных (аксиологических). 

В диалектико-материалистической концепции соотношения материи  и сознания общественное бытие представляется первичным, а общественное сознание, а, следовательно, и духовное бытие - вторичным. Нередко в антикоммунистических публикациях это положение вульгаризируется и собственно научная концепция  представляется как одновременно и  аксиологическая: марксизм, мол, рассматривает  все проблемы духовности через желудок  человека. Это фальсификация. Одно дело научная концепция первичности  общественного бытия и это  доказано всем ходом исторического  развития и научного познания, но это  не означает, что марксизм наделяет общественное бытие большей ценностью  по сравнению с духовным бытием. Наоборот. Марксизм обогатил общественное сознание путеводным идеалом, и этот идеал ценится намного выше преходящих материальных и, тем более, биологических  ценностей, т. е. ценность духовного  бытия выше ценности общественного  бытия. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Потребности человека характеризуют его индивидуальное бытие, его эмпирическую сущность (существование). Не все индивидуальные потребности  человека являются и потребностями  общества, они многократно превосходят  общественные потребности. У общества, к примеру, нет биологических  потребностей, они есть только у  индивидов, нет у общества сексуальных  потребностей, это потребности индивидуальные. 

Наблюдаемое в последние  годы повышение роли биологических (сексуальных) потребностей в жизни  атомизированных индивидов и  совершенствование технических  средств их удовлетворения отрицательно влияют на социальные потребности и, прежде всего, потребности объединяться для защиты общих интересов. Свидетельством тому является массовый отказ от участия  в выборах различных органов  власти, возрастание аполитичности  в широких слоях населения  и особенно молодежи. Односторонняя  ориентация на удовлетворение биологических  и материальных потребностей сужает поле деятельности общественных движений и политических партий, снижает возможность  общественного контроля за распределением общественных благ и средств гуманного  развития человека. 

Следствием этих процессов является утрата общественных идеалов, глобальная деидеологизация, безмерное развитие индивидуализма. В сумрачном закрытом бытии отдельных  индивидов формируются духовные эстракты о чудесном мистическом  перевоплощении человека в некое  бестелесное космическое существо, бытийствующее вне общества и  общественных отношений. 

Изучение потребностей человека убеждает нас в том, что  совокупность сформировавшихся потребностей оказывает весьма существенное влияние  на поведение человека, на его реакцию  на изменение социально-политической обстановки в обществе, на выбор  смысла жизни и путь индивидуального  развития. Разумные потребности, которые  в наибольшей степени формируют  людей, способных на самопожертвование, на защиту своего достоинства и достоинства  своей Родины, возникают не вдруг, их формирования требует больших  воспитательных усилий, концентрации воли, характера. 

Извращенные потребности  для овладения человеком не требуют  больших усилий, они возникают  спонтанно в тех человеческих общностях, где нет устойчивых моральных  принципов, где люди разучились управлять  потребностями. 

Глубина различия между  возвышенными и извращенными потребностями  выражена в притче о Сократе. Известно, что Сократ проводил свои философские  беседы на полянах, его слушатели  были мужчины. Однажды к нему подошла  женщина легкого поведения и  сказала: Вы им рассказываете о высоких  материях, а стоит мне поманить пальчиком, и каждый из ваших слушателей побежит за мной. Сократ ей сказал: Вы правы, побежит за вами, потому что  вы ведете вниз, а я веду вверх, а  вниз идти легче, чем вверх. 

Отдельные индивиды, находящиеся в плену у извращенных  потребностей, рассуждают так: "Какое  кому дело до того, что я заболею  СПИДом и даже умру от него. Ведь это  я умру, а я человек свободный, и никому нет дела до этого". Такие  вот "аргументы" приходится иногда слышать и от отдельных студентов. 

Стало быть, в зависимости  от способов формирования потребностей среди множества людей можно  выделить преобладание одной из двух линий индивидуального жизненного пути: восходящая и нисходящая. Одни, следуя закону возвышения потребностей, выбирают трудный путь приобретения образования, специальности, профессиональных и волевых навыков, опыт общения  и сотрудничества. Эти люди не довольствуются усвоением и использованием накопленных знаний, они идут дальше, совершают новые открытия, раздвигают границы общественного прогресса. 

Информация о работе Общественное и духовное бытие человека