Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 01:33, реферат
Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других. Не вдохновляет людей и капитализм, он стал в России ругательным словом (вспомним, как на публичных демонстрациях в Москве, Риге и других городов поднимался лозунг: "Капитализм - это дерьмо").
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ
Глава 1. Бытие человека
Биологическое бытие человека
Общественное бытие человека
Духовное бытие человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
К введению
К главе 1. Бытие человека
Деятельность - универсальный,
принадлежащий исключительно
Резюмируя сказанное
об общественном бытии человека, можно
сделать следующий вывод: общественное
бытие человека есть жизнь человека
в обществе. Стержнем общественного
бытия, его субстанцией является
человеческая деятельность. Общественные
отношения - это социальная форма
общественного бытия. Единство деятельности
и общественных отношений образуют
способ общественного бытия человека.
Как не бывает деятельности вне общественных
отношений, также не бывает общественных
отношений вне деятельности. Общественные
отношения деятельностны, а деятельность
всегда и исключительно социальная
деятельность.
Духовное
бытие человека
Не могу не подчеркнуть,
что в становлении моего
В широком смысле
слова духовное бытие или духовная
жизнь - это как сознательное, так
и бессознательное стремление к
преодолению материального, интеллектуального
уровня индивидуального и
Надо заметить, что
между сознательным и бессознательным
стремлением существует известное
различие по принадлежности: если сознательное
стремление - феномен духовного, то
бессознательное стремление - феномен
душевного опыта.
Главный вопрос духовного
бытия - как оно существует? Объективно
или субъективно, постоянно или
прерывисто, рядом с материальным
бытием или в нем самом?
При всей трудности,
а порой и невозможности
Это не означает обязательной
"смерти" всех результатов деятельности
сознания. Сохраняются те из них, которые
преобразуются во вторую надындивидуальную
духовную форму, а также те, которые
непосредственно передаются другим
людям в процессе общения".30 Спорным,
на наш взгляд, этого определения
индивидуализированного духовного
является подчеркивание трех уровней
бессознательного духовного. Бессознательное
в жизни индивидов есть выражение
не духовного, душевного бытия, так
как в нем в равной степени
проявляется как стремление к
возвышению подлинно человеческого
бытия, так и стремление к выражению
животных форм бытия. Это замечание
относится к констатации не преодоленных
на сегодня трудностей определения
духовности в науке и философии.
Если же мы признаем духовным и его
бессознательные формы
Нельзя согласиться
также с отождествлением с
духовностью всех форм сознания. Можно
назвать много форм сознательной,
но бездуховной деятельности: наркоман,
например, сознательно накачивает себя
смертоносными наркотиками, но это
яркий пример бездуховности и
деградации личности. Вторая форма
бытия духовного -объективированное
духовное в отличие от индивидуализированного
духовного существует вне отдельных
индивидов, в различных формах духовной
культуры.
Объективированное
духовное обязательно материализуется
в языке, в звуках, в словах, в
телодвижениях и т. д. Наиболее ярким
примером объективирования духовного
является воплощение в жизни идей
справедливости, добра, красоты, истины.
Материальные носители объективированного
нравственного духовного - это материальные
предметы и процессы (книги, чертежи,
формулы, мрамор и бронза статуй, памятников,
фильмы ноты и многое другое). Специфика
объективированного бытия духовного
состоит в том, что его фрагменты
и целые сочинения могут
Духовная жизнь
общества, духовное богатство цивилизации
и культуры, социальная жизнь в
целом - это специфическое "место
бытия" объективированного духовного,
этим и определяется его место
в целостном бытии.
Количественно и
качественно духовное бытие, феномен
духовности рассредоточен крайне неравномерно
среди различных социальных и
профессиональных групп общества. Количественно
наибольшей мерой духовности обладают
священнослужители, религиозные фанатики.
Но качественно эта духовность не
выдерживает критики
Не высокой мерой
духовности обладают люди из "глубинки",
сельские жители, городские обыватели,
не преодолевшие планку обыденного сознания
и здравого смысла. Но среди этих
групп людей качеству духовности
можно позавидовать духовенству
и интеллигентам. Большинство их
не поддадутся искушениям деньгами, доходными
должностями, не соблазняться на посулы
красивой жизни взамен предательства
интересов Родины, не впадут в духовную
нищету алкоголизма, наркомании, гомосексуализма.
Духовно богатые
люди - это люд честные, образованные,
последовательные в реализации своих
жизненных идеалов, неподдающиеся
соблазну легкой жизни, способные жертвовать
своим материальным состоянием во имя
достижения гуманных целей.
В силу многогранности
феномена духовности и ее интерпретации
в различных культурах, тема духовного
бытия человека не поддается однозначному
объяснению и научной систематизации.
Рост или уменьшение объема духовного
бытия в жизни каждого народа
или больших групп людей не
находятся в прямо
В одно из журналов "Америка",
издающегося на русском языке, сообщалось,
что в США на каждые 50 граждан
один юрист. И приводился такой пример.
Девушка договорилась с молодым
человеком о встрече, но он не пришел. Девушка
подала на него в суд, и суд серьезно обсуждал
вопрос. В журнале этот пример рассматривается
как показатель высокого уровня правового
сознания. В действительности же это показатель
низкого уровня морального сознания. Поистине,
право заменяет мораль там, где ее нет.
Духовная нищета
американцев хорошо описана в
репортажах из США в "Советской
России" (1997-98 гг.) русским публицистом
К. Ковалевым.
Здесь была дана краткая
характеристика основных видов бытия
человека: биологического, общественного,
духовного. Какова субординация этих видов,
если ее рассматривать с позиций
материалистической философии и
с позиций ценностно-
В диалектико-материалистической
концепции соотношения материи
и сознания общественное бытие представляется
первичным, а общественное сознание,
а, следовательно, и духовное бытие
- вторичным. Нередко в антикоммунистических
публикациях это положение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребности человека
характеризуют его
Наблюдаемое в последние
годы повышение роли биологических
(сексуальных) потребностей в жизни
атомизированных индивидов и
совершенствование технических
средств их удовлетворения отрицательно
влияют на социальные потребности и,
прежде всего, потребности объединяться
для защиты общих интересов. Свидетельством
тому является массовый отказ от участия
в выборах различных органов
власти, возрастание аполитичности
в широких слоях населения
и особенно молодежи. Односторонняя
ориентация на удовлетворение биологических
и материальных потребностей сужает
поле деятельности общественных движений
и политических партий, снижает возможность
общественного контроля за распределением
общественных благ и средств гуманного
развития человека.
Следствием этих
процессов является утрата общественных
идеалов, глобальная деидеологизация,
безмерное развитие индивидуализма.
В сумрачном закрытом бытии отдельных
индивидов формируются духовные
эстракты о чудесном мистическом
перевоплощении человека в некое
бестелесное космическое
Изучение потребностей
человека убеждает нас в том, что
совокупность сформировавшихся потребностей
оказывает весьма существенное влияние
на поведение человека, на его реакцию
на изменение социально-
Извращенные потребности
для овладения человеком не требуют
больших усилий, они возникают
спонтанно в тех человеческих
общностях, где нет устойчивых моральных
принципов, где люди разучились управлять
потребностями.
Глубина различия между
возвышенными и извращенными потребностями
выражена в притче о Сократе. Известно,
что Сократ проводил свои философские
беседы на полянах, его слушатели
были мужчины. Однажды к нему подошла
женщина легкого поведения и
сказала: Вы им рассказываете о высоких
материях, а стоит мне поманить
пальчиком, и каждый из ваших слушателей
побежит за мной. Сократ ей сказал: Вы
правы, побежит за вами, потому что
вы ведете вниз, а я веду вверх, а
вниз идти легче, чем вверх.
Отдельные индивиды,
находящиеся в плену у
Стало быть, в зависимости
от способов формирования потребностей
среди множества людей можно
выделить преобладание одной из двух
линий индивидуального