Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

экзамен философия..docx

— 375.01 Кб (Скачать документ)

 

Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.;  2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание;  3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения;  4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие);  5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п.

 

 

 

 

49. Понятие культуры. Концепции культуры. культура как форма самореализации человека. В переводе с латинского «культура» - возделывание (агрокультура как возделывание земли). Культура противопоставлялась природе, которую «пересоздает» человек. (Преобразованную природу часто называют «второй природой»).

Культура  становится носителем определенных человеческих замыслов, смыслов и  это становится главным в понимании  культуры. Культуру делят на материальную и духовную. Однако предметы становятся предметами материальной культуры (артефактами), если в них воплощено (объективировано) духовное содержание. Т.е. культуры без сознания, без духовного компонента не бывает.

Культура может быть представлена в качестве системы объективаций – вещественных, знаковых (прежде всего  это язык, как система материальных знаков), поведенческих. Отсюда, можно говорить о культуре поведения, культуре труда и отдыха, культуре речи, о живописи, скульптуре, пении, разного рода дизайне как явлениях культуры, если в них воплощается, объективируется система духовных (прежде всего, нравственных) ценностей.  Еще раз повторим, что главное при этом – духовное содержание этих объективаций. Концепции культуры: Деятельностная концепция культуры. В этой концепции подчеркивается, что культура – это специфически человеческий способ деятельности (в том числе и по отношению к природе; отсюда можно говорить об экологической культуре). Что в человеческой деятельности специфически человеческого, отличающего ее от деятельности животных? – то, что она регулируется надбиологической системой средств – ценностей¸ знаний.

(мы уже говорили о  культуре поведения, труда и  т.п.) Семиотическая концепция культуры. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков. Прежде всего, имеется в виду язык как система материальных знаков.

Основной функцией знаковых систем, а значит, и культуры, является передача сообщений и выражение  смыслов (в том числе и смыслов, которые существуют в обществе по отношению к природе – это  одна из функций экологической культуры).

Передаче смыслов должны служить системы образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и  относятся к сфере культуры.

 

 

 

 

49(б) Функции культуры: Познавательная: достижения культуры используются для дальнейшего познания.; Информативная: культура накапливает и транслирует социальный опыт; Коммуникативная: культура позволяет людям вступать в общение, служит средой, условием общения; Нормативная: культура вырабатывает нормы, ценности, с помощью которых оценивает всё происходящее в обществе («цензура культуры» по Фрейду); Гуманистическая: воспитывает человека; Социально организующая.

Экологическая функция культуры. Классическая культура учила жизни, формулировала идеалы, цели развития. Современная массовая культура – это средство отвлечения от будней. Правда, говорят и о наличии элитарной культуры, однако она представляет собой чаще всего просто игру ума, без определенного смысла (не стремится к выработке смыслов жизни человека и общества, т.е. нет устремления в будущее – живи здесь и сейчас! Жить надо на поверхности, говорят постмодернисты).

Наше время – это  время наступления бизнеса на природу и естественность. И это  наступление стало чрезвычайно  агрессивным – идеалы модных лица и фигуры, одежды и косметики, пропорций  и объемов навязываются потребителям авторитетами в мире моды и красоты. Подчас они отражают личные пристрастия  кумиров, но часто базируются на интуитивном  постижении тайных желаний большинства (а люди рождаются прежде всего биологическими существами и массовая культура взывает к этим нашим особе6нностям…)

…бьюти-аддикция – новый  вид психической зависимости… Бьюти-зависимость, юни-мания (против развития, против изменений  – всегда быть молодым. Всегда одни и те же).

 

 

)

 

 

человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек  представляет себе природу и общество.

Функции общественного  сознания: 1. познавательная; 2. выражение интересов социальных групп; 3. социально-практическая (люди на основе общих идей объединяются в группы, размежевываются с другими группами).

На ранних этапах общественного  развития формы общественного сознания не были дифференцированы.

 

 

 

 

 

50. Культура и  цивилизация. Диалог культур в  современном мире. Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков.

Первая мировая война, пробуждение Азии обострили внимание к культурно-региональным, поведенческим  и мировоззренческим различиям  Европы и других регионов. Концепции  О.Шпенглера, А. Тойнби  и других дали новый импульс к исследованию и соотношению понятий культуры и цивилизации.

Вторая мировая война, крах колониализма, экономическое усиление некоторых дальневосточных стран, быстрое обогащение нефтедобывающих  государств, рост исламского фундаментализма  потребовали объяснений. Рухнуло  противостояние капитализма и коммунизма. Стали говорить о других актуальных противостояниях – богатого Севера и бедного Юга, Западных и исламских  стран. Если в 19 веке были в моде идеи Гобино и Лебона о неравноценности рас, то теперь – идеи столкновения цивилизаций (С.Хантингтон).

Возникает вопрос: так что  такое «цивилизация» и как  она соотносится с понятием «культура»? Культура возникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это-специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры. Цивилизация же развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» -от латинского «гражданский», «государственный».

 

 

 

 

 

 

 

 

49(а) Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов.

3. Аксиологическая концепция культуры (аксиология – учение о ценностях).

В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных определений культуры: Культура – это система ценностей. 

Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную  иерархию значимых для конкретного  общества духовных и материальных образований (в том числе и экологических).

Осваивая их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. И тогда говорят о культуре личности, культуре общества (в том числе об экологической культуре человека, общества).

Универсалии культуры

Универсалии культуры – это  то, что есть в любой культуре (национальной, религиозной и т.п.). Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть. Человек становится человеком, когда усваивает и далее развивает все универсалии культуры.

Культура – это всегда характеристика взаимоотношений людей  и к предметам, созданным людьми.

Экологическая культура – совокупность знаний, ценностных ориентаций (включая нравственно-эмоциональное отношение к природе), а также основанные на них умения и навыки взаимодействия с о средой обитания.

Источник развития культуры – борьба ее внутренних противоречий, прежде всего между традициями и новаторством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50(а) Вместе с тем, понятие «цивилизация» достаточно многозначно. Оно употребляется в разных смыслах:

  1. часто отождествляют понятия «культура» и «цивилизация»;
  2. используют понятие локальных цивилизаций. Оно позволяет увидеть у разных стран и народов общее и особенное, сравнить их, так у Монтескье, Гердера, Тойнби, Данилевского цивилизация – это пространственно-временные группировки обществ, взятые в аспекте культурно-идеологической (религиозной) близости. Так, у П.Сорокина  - существуют восточная и западная цивилизации (можно сказать, что существуют восточная и западная культуры). Также и у С.Хантингтона, но он еще выделяет и другие цивилизации (культуры).
  3. сегодня говорят о формировании всемирной цивилизации. (Этот процесс сопровождается формированием массовой культуры).
  4. цивилизацию часто понимают как этап в развитии общества. Сначала было варварство (первобытность), а потом – цивилизация (можно говорить о первобытной культуре, но не о первобытной цивилизации).
  5. у О.Шпенглера цивилизация – это особая стадия в развитии культуры. Он понимал культуру по аналогии с биологическим организмом. Как организм, культура рождае Разведение понятий «культура» и «цивилизация» впервые обозначилось у Ж.-Ж. Руссо. Он считал, что общественный договор (образование государств) обеспечил все блага цивилизации – развитие индустрии, просвещения, науки и др.тся, зреет и умирает. Умирая, она превращается в цивилизацию.

48(д0 Человек выпадает из разрушающейся общины и становится «атомарным», может перемещаться по социальным группам (профессиональным, территориальным и т.п., что связано с понятием «открытого» общества. Развиваются индивидуализм и демократическая форма правления, необходимые для рыночной конкурентной экономики. Данные процессы ведут к определенной «уравненности» людей. Еще в 18 веке возникло понятие «общественное мнение». Сегодня это важный элемент общественно-политической жизни, хотя оно неопределенно и неоднородно как и сама «общественность». Далее развиваются СМИ, для них нет социальных границ. Формируются духовные стандарты, большую роль начинает играть реклама, мода. Возник и был осознан феномен массового сознания. Понятие «масса» связано с 1. большим числом людей и 2. с определенным уравнением в ней индивидов. Появляется возможность манипулирования массовым сознанием. Правда, многие процессы в массовом сознании идут стихийно, не все контролируется элитой. Популярным становится понятие «менталитет». Его определяют по-разному, в частности, как не сформулированные четко и не вполне осознаваемые манеры мыслить, ценности, которые присущи эпохе, группе и т.д. Менталитет – это своего рода автоматизмы мысли, которыми люди пользуются, не замечая их. Это внеличные установки сознания. Они имеют тем более принудительный характер, что не осознаются. Идеи – это лишь видимая часть «айсберга» нашего сознания. Менталитет восходит к латинскому «mens» и обозначает способ мышления, образ мыслей, умонастроение, характер. Метод изучения ментальности – ее сопоставление с другой ментальностью. Ментальность всегда есть некая целостность («мировидение»), единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного.  Ментальность – глубинный пласт коллективного сознания, по сути то, что Э.Дюркгейм называл «коллективным бессознательным». Ментальность необходимо включает в себя ценности, но не исчерпывается ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48(ж) Доминируют потребительские ценности, которые начинают вступать резкое противоречие с ценностями природы. Главное – доход, прибыль, темпы роста, не является ценностью стремление к экологической сбалансированности развития. Современная цивилизация – это цивилизация «силы». Ценности ненасилия, взаимодействия в ней недостаточно укоренены. Западные социологи характеризуют современного человека как гедониста-индивидуалиста Реклама.     Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание – суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию. Потребление становится не только «конечной целью бытия», Но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных  ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления – потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"