Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Философия".
Сегодня возникло понятие консциентальной войны. Суть ее в борьбе различных форм организации сознания. Предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. Носители сознаний остаются, а типы сознаний вытесняются за рамки цивилизационно допустимых. Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение общностей, групп, которые являются носителями данного типа сознания. Пять способов поражения: 1.поражение нейро-мозгового субстрата радиацией, химическими веществами, отравляющими воздух, пищу и т.д.; 2. понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды, в которой живет сознание; 3. оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной передачи мыслеформ субъекту поражения; 4. специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов и текстов, которые разрушают работу сознания (психотропное оружие); 5. разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к деперсонализации. При этом широко используются средства массовой коммуникации, кино и т.п.
49. Понятие культуры. Концепции культуры. культура как форма самореализации человека. В переводе с латинского «культура» - возделывание (агрокультура как возделывание земли). Культура противопоставлялась природе, которую «пересоздает» человек. (Преобразованную природу часто называют «второй природой»).
Культура становится носителем определенных человеческих замыслов, смыслов и это становится главным в понимании культуры. Культуру делят на материальную и духовную. Однако предметы становятся предметами материальной культуры (артефактами), если в них воплощено (объективировано) духовное содержание. Т.е. культуры без сознания, без духовного компонента не бывает.
Культура может быть представлена в качестве системы объективаций – вещественных, знаковых (прежде всего это язык, как система материальных знаков), поведенческих. Отсюда, можно говорить о культуре поведения, культуре труда и отдыха, культуре речи, о живописи, скульптуре, пении, разного рода дизайне как явлениях культуры, если в них воплощается, объективируется система духовных (прежде всего, нравственных) ценностей. Еще раз повторим, что главное при этом – духовное содержание этих объективаций. Концепции культуры: Деятельностная концепция культуры. В этой концепции подчеркивается, что культура – это специфически человеческий способ деятельности (в том числе и по отношению к природе; отсюда можно говорить об экологической культуре). Что в человеческой деятельности специфически человеческого, отличающего ее от деятельности животных? – то, что она регулируется надбиологической системой средств – ценностей¸ знаний.
(мы уже говорили о культуре поведения, труда и т.п.) Семиотическая концепция культуры. Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. В этой концепции культура представляется как система знаков. Прежде всего, имеется в виду язык как система материальных знаков.
Основной функцией знаковых
систем, а значит, и культуры, является
передача сообщений и выражение
смыслов (в том числе и смыслов,
которые существуют в обществе по
отношению к природе – это
одна из функций экологической
Передаче смыслов должны служить системы образования, воспитания, СМИ, традиции и т.п. Все они и относятся к сфере культуры.
49(б) Функции культуры: Познавательная: достижения культуры используются для дальнейшего познания.; Информативная: культура накапливает и транслирует социальный опыт; Коммуникативная: культура позволяет людям вступать в общение, служит средой, условием общения; Нормативная: культура вырабатывает нормы, ценности, с помощью которых оценивает всё происходящее в обществе («цензура культуры» по Фрейду); Гуманистическая: воспитывает человека; Социально организующая.
Экологическая функция культуры. Классическая культура учила жизни, формулировала идеалы, цели развития. Современная массовая культура – это средство отвлечения от будней. Правда, говорят и о наличии элитарной культуры, однако она представляет собой чаще всего просто игру ума, без определенного смысла (не стремится к выработке смыслов жизни человека и общества, т.е. нет устремления в будущее – живи здесь и сейчас! Жить надо на поверхности, говорят постмодернисты).
Наше время – это время наступления бизнеса на природу и естественность. И это наступление стало чрезвычайно агрессивным – идеалы модных лица и фигуры, одежды и косметики, пропорций и объемов навязываются потребителям авторитетами в мире моды и красоты. Подчас они отражают личные пристрастия кумиров, но часто базируются на интуитивном постижении тайных желаний большинства (а люди рождаются прежде всего биологическими существами и массовая культура взывает к этим нашим особе6нностям…)
…бьюти-аддикция – новый вид психической зависимости… Бьюти-зависимость, юни-мания (против развития, против изменений – всегда быть молодым. Всегда одни и те же).
)
человек осознает себя человеком, т.е. общественным существом, в которых, через которые человек представляет себе природу и общество.
Функции общественного сознания: 1. познавательная; 2. выражение интересов социальных групп; 3. социально-практическая (люди на основе общих идей объединяются в группы, размежевываются с другими группами).
На ранних этапах общественного развития формы общественного сознания не были дифференцированы.
50. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире. Интерес к проблемам культуры и цивилизации не утихает вот уже два столетия. Понятие культуры возникает в античности. А идея культуры возникает в 18 веке. Противопоставление понятий культуры и цивилизации стало обсуждаться в конце 19 – начале 20 веков.
Первая мировая война, пробуждение Азии обострили внимание к культурно-региональным, поведенческим и мировоззренческим различиям Европы и других регионов. Концепции О.Шпенглера, А. Тойнби и других дали новый импульс к исследованию и соотношению понятий культуры и цивилизации.
Вторая мировая война,
крах колониализма, экономическое усиление
некоторых дальневосточных
Возникает вопрос: так что такое «цивилизация» и как она соотносится с понятием «культура»? Культура возникает и развивается вместе с возникновением и развитием человека и общества. Это-специфически человеческий способ жизнедеятельности. Нет культуры без человека и нет человека без культуры. Цивилизация же развивается с переходом к классовому, рабовладельческому обществу, когда формируются первые государства. «Цивильный» -от латинского «гражданский», «государственный».
49(а) Отсюда, одна из основных функций культуры – это трансляция смыслов.
3. Аксиологическая концепция культуры (аксиология – учение о ценностях).
В рамках этой концепции культура определяется как мир ценностей. Одно из главных определений культуры: Культура – это система ценностей.
Система ценностей (культура) является итогом предшествующей деятельности человека и представляет собой сложную иерархию значимых для конкретного общества духовных и материальных образований (в том числе и экологических).
Осваивая их, человек становится человеком. Отсюда, культуру определяют также как меру человеческого в человеке. И тогда говорят о культуре личности, культуре общества (в том числе об экологической культуре человека, общества).
Универсалии культуры
Универсалии культуры – это то, что есть в любой культуре (национальной, религиозной и т.п.). Это: язык, традиции, ценности, система символов, типичные связи (родственные, брачные отношения, ритуальные, обряды). В каждой культуре они разные, но в каждой культуре они есть. Человек становится человеком, когда усваивает и далее развивает все универсалии культуры.
Культура – это всегда характеристика взаимоотношений людей и к предметам, созданным людьми.
Экологическая культура – совокупность знаний, ценностных ориентаций (включая нравственно-эмоциональное отношение к природе), а также основанные на них умения и навыки взаимодействия с о средой обитания.
Источник развития культуры – борьба ее внутренних противоречий, прежде всего между традициями и новаторством.
50(а) Вместе с тем, понятие «цивилизация» достаточно многозначно. Оно употребляется в разных смыслах:
48(д0 Человек выпадает из разрушающейся общины и становится «атомарным», может перемещаться по социальным группам (профессиональным, территориальным и т.п., что связано с понятием «открытого» общества. Развиваются индивидуализм и демократическая форма правления, необходимые для рыночной конкурентной экономики. Данные процессы ведут к определенной «уравненности» людей. Еще в 18 веке возникло понятие «общественное мнение». Сегодня это важный элемент общественно-политической жизни, хотя оно неопределенно и неоднородно как и сама «общественность». Далее развиваются СМИ, для них нет социальных границ. Формируются духовные стандарты, большую роль начинает играть реклама, мода. Возник и был осознан феномен массового сознания. Понятие «масса» связано с 1. большим числом людей и 2. с определенным уравнением в ней индивидов. Появляется возможность манипулирования массовым сознанием. Правда, многие процессы в массовом сознании идут стихийно, не все контролируется элитой. Популярным становится понятие «менталитет». Его определяют по-разному, в частности, как не сформулированные четко и не вполне осознаваемые манеры мыслить, ценности, которые присущи эпохе, группе и т.д. Менталитет – это своего рода автоматизмы мысли, которыми люди пользуются, не замечая их. Это внеличные установки сознания. Они имеют тем более принудительный характер, что не осознаются. Идеи – это лишь видимая часть «айсберга» нашего сознания. Менталитет восходит к латинскому «mens» и обозначает способ мышления, образ мыслей, умонастроение, характер. Метод изучения ментальности – ее сопоставление с другой ментальностью. Ментальность всегда есть некая целостность («мировидение»), единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. Ментальность – глубинный пласт коллективного сознания, по сути то, что Э.Дюркгейм называл «коллективным бессознательным». Ментальность необходимо включает в себя ценности, но не исчерпывается ими.
48(ж) Доминируют потребительские ценности, которые начинают вступать резкое противоречие с ценностями природы. Главное – доход, прибыль, темпы роста, не является ценностью стремление к экологической сбалансированности развития. Современная цивилизация – это цивилизация «силы». Ценности ненасилия, взаимодействия в ней недостаточно укоренены. Западные социологи характеризуют современного человека как гедониста-индивидуалиста Реклама. Реклама все чаще аппелирует к коллективному бессознательному, актуализируя образное мышление и дискредитируя логику вербального мышления. Оперирование не понятиями, а образами ведет к господству стереотипов. Опора на эмоциональные связи между явлениями рождает, так называемое, «автоматическое мышление» (Московичи С. Век толпы.М.,1996.С.114). Одно из сильнейших средств воздействия на подсознание – суггестия, предполагающая снижение критичности восприятия и потому наиболее действующая на людей (известная формула рекламного воздействия: внимание, интерес, желание, действие, мотив). Реклама не только учитывает мировоззренческие, ценностные ориентации людей, но и формирует их, выстраивая определенную потребительскую идеологию. Потребление становится не только «конечной целью бытия», Но и критерием социальной стратификации. Положение человека в обществе оценивается не только не его заслугами перед обществом, но даже не тем, чем он владеет, а исключительно тем, что и в сколько он потребляет. Действуют мотивы престижа и уподобления. Исходя из надуманной моды многие товары становятся не настоящими, а «виртуальными». Возникает система виртуальных, неподлинных ценностей, не имеющая никакого отношения к реальному бытию. Денежно-рыночный порядок стал насильничать над жизнью. Он отлучает человека от духовного бытия, но организует толпу в общество. Наиболее легкий и естественный способ самоутверждения в обществе потребления – потреблять. Появляется тенденция не видеть разницы между реальным и ирреальным, жить иллюзиями. Подавляется личностное начало.