Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
10. Проблема человека, его природы и сущности в средневековой философии. Соотношение разума, свободы и воли.
Средневековая
христианско-религиозная
На
этапе своего становления христианская
религия нуждалась в
Одним из основателей патристической философии был Августин Блаженный. В своем "Исповедь" он формулирует основные принципы и задачи философии, приспособленные к нуждам религии и церкви. Предметом философии, по Августину, является постижение сущности порядка и единства универсума как творения Бога, а значит и постижение сущности Бога. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом, то и познание человека, его сущности и его души, отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и задачу философии. Поэтому подлинное философствование заключается в постижении истины Бога, поскольку истина и есть Бог.
По
религиозным догмам Бог является
нам как откровение, которое нужно
понять. Но сначала человек должен
обнаружить Бога как реальность. Вера
и есть тот инструмент, с помощью
которого человек может обнаружить
Бога, вне веры Бога для человека
нет. Поэтому в религиозной
11. Философия Возрождения и основные её черты. Натурфилософия, её особенность и учение о материи. (Кузанский, Дж. Бруно).
Возрождение
(Ренессанс) означает возвращение к
античным традициям, к пониманию
человека как части природы, к
античной культуре. Возрождение формируется
в 14 веке из-за консерватизма того времени
и всесилия схоластических, религиозных
и церковных догматов. Новый тип
мировоззрения уже не апеллирует
к религии, теологии, а приобретает
светский характер. Зарождающийся новый
тип социально-экономических
Постепенно теология утрачивает свое значение, и утверждается новых философский принцип – пантеизм. Суть пантеизма в том, что Бог присутствует во всем. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, а светского познания законов природы посредством философии. Натурфилософия Возрождения опиралась на естественно-научные знания (в том числе и на учение Коперника) и математику, как всеобщий метод доказательства.
Николай Кузанский, опираясь на принцип пантеизма, выдвигает идею о безграничности и вечности природы. Действительно, если Бог во всем, то он и в природе, а если Бог – абсолют, то природа – это тоже абсолют, хотя и ограниченный. Никола Кузанский утверждает, что природа совершенна, поскольку Бог создает только совершенное.
Джордано Бруно, опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника, выдвигает идею о множественности миров, которые могут быть обитаемы. На основе принципа пантеизма Бруно рассматривает природу, как проявление Бога в вещах. Но из этих же соображений можно сделать вывод о том, что Бога нет вообще.
13. Основные проблемы философии XVII в. Проблема материи и субстанции в философии 17 века(Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Философия XVII века, являясь естественным продолжением развития основных идей философии Возрождения, в тоже время сформировала новые принципы философствования, наложившие отпечаток на все последующие этапы развития научного знания как такового. Закономерно создание научного метода познания становится одной из важнейших проблем в философии XVII века.
Р. Декарт осознавал, что
Продолжением
складывающихся традиций рационалистической
философии после Декарта
Он вводит понятие модусов, под которым он понимает конкретные формы бытия субстанции. Он выделяет два типа модусов:
1) Модусы, которые
обладают протяжением,
2) Второй тип модусов
Б. Спиноза отождествляет с
мышлением как бестелесной
Исходя из рационалистической методологии, Б. Спиноза решает и проблему человека, воли и свободы.
Идеи рационалистического объяснения и понимания бытия мира развил дальше, хотя и на свой лад, Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.), выдающийся немецкий ученый и философ. Исходная проблема, которую решает он – как объяснить, как воспроизвести в системе философского знания все многообразие качественно различных явлений в мире, которые, по его мнению, сугубо индивидуальны (он называет это принципом всеобщих различий), и в тоже время их единство, совпадение в определенных отношениях (принцип всеобщего тождества).Он, как и Декарт, и Спиноза, обращается к категории субстанции. Но в отличие от них он признает наличие в объективном мире множества отдельных субстанций, которые он называет монадами, которым свойственно индивидуальность, простота и неделимость. Все субстанции объединяет то, что им изначально присуща одна и также духовная сила и энергия, и предстают как живые точки. Они вечны, для них пространственные различия несущественны, они и не протяженны (своеобразная разновидность пантеизма). Не обходит Г. Лейбниц в своих философских поисках и такой фундаментальной проблемы как проблема свободы воли, имеющая практически-прагматическое значение в непосредственном бытие человека. В решении ее он также исходит из теории монадологии, предустановленной гармонии и принципа тождества. Сама свобода воли обнаруживает себя как реальность через действие случайности и необходимости. Исходя из теории монадологии, предустановленной гармонии и принципа тождества, Лейбниц приходит к концепции так называемого панлогизма. Суть которого заключается в следующем. Раз в мире все необходимо, а не случайно, то в самой реальности есть своя логика, которая воспроизводится в логике мышления.
В определенной мере сама
14. Эмпиризм как течение в философии XVII в. и его сущность. Учение Ф.Бэкона о методе познания и истине.
Френсис
Бэкон является создателем индуктивного
метода познания. Обычно индуктивный
метод характеризуют как путь
от частного к общему. Рассматривая
философию как деятельность рассудка,
предметом которой являются: Бог,
природа и человек, он акцентирует
внимание на познании природы, выявлении
универсальных законов ее бытия
и получении истинного знания
о них. Считая мудрость и мудрствование
основой всякого
1. Идолы рода – склонность доверять чувствам, а не разуму (природное свойство человеческого разума).
2. Идолы пещеры
– заблуждения, вызванные
3. Идолы площади – влияние толпы и массового сознания, подавляющих индивидуальность.
4. Идолы театра
– заблуждения, созданные
Преодоление влияния этих идолов Бэкон видит в индуктивном методе, при условии, что он исходит из фактов. Тогда можно получить истинное знание о природе (т.е. такое знание, которое не противоречит фактам), которая существует сама по себе, хотя и сотворена Богом.
Таким
образом, Бэкон является одним из
основателей эмпиризма –
15. Рационализм как течение в философии XVII в. Учение Р. Декарта о сущности дедуктивного метода познания и истине. Критерии истины.
Рене
Декарт является одним из основоположников
рационалистической философии 17 века.
Он пытается применить математические
методы в философии и идею о
самодостаточности
Подлинное
бытие человека невозможно без мышления:
«Мыслю – значит, существую», «Как мыслю,
так и существую». Истинное знание
есть продукт мышления. Оно становится
таковым, когда становится очевидным
для разума. Истина есть соответствие
мыслей вещам. Истинное знание мы можем
получить только с помощью рационального
мышления – мышления в научных
понятиях. А когда мы имеем знание
об общем, мы можем получить знание
о частном с помощью
Р. Декарт рассматривает природу как сложный механизм доступный для рационального объяснения и понимания. Поскольку человек является частью природы, то и человека можно объяснить рационально. Поскольку в природе нет зла, то и человек по природе добр, а зло – это ошибка природы. Человек способен преодолеть зло только с помощью рационального понимания всеобщего блага и вытекающего из него долга.
16. Проблема человека и его сущности в философии XVII в. Идея разумного эгоизма. Свобода и необходимость в бытие человека.
Принцип рационализма и очевидности Р. Декарт распространяет и на понимание природы и сущности человека. Как природно-телесное существо человек есть особая машина, механизм, деятельность которого подпадает и определяется механическими законами. Страсти и влечения есть свойство и проявление телесной сущности человека. Своеобразный натурализм. Естественные чувства человека являются основанием альтруизма, укорененного в природе человека. Человек по природе своей склонен творить добро и благо (естественное благо), а зло есть всего лишь ошибка природы.