Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОС ответы на билеты расширенные.docx

— 94.84 Кб (Скачать документ)

10. Проблема  человека,  его природы  и  сущности в  средневековой  философии.  Соотношение  разума,  свободы и  воли.

     Средневековая христианско-религиозная философия (как и любая другая) возникает  в особых социально-исторических и  культурных условиях и обстоятельствах, которые во многом определяют если не содержание, то характер философии  и философствования. Для того, чтобы преодолеть всеобщий кризис необходимо было противопоставить ему новую систему ценностей всеобщего характера, которая могла бы придать всеобщему бытию устойчивый характер. Утверждение новых ценностей приобрело форму беспощадной и острой реакции против всеобщего разложения.

     На  этапе своего становления христианская религия нуждалась в философском  осмыслении и теоретическом обосновании  новой религиозной идеологии, а  также философском постижении и  обосновании сущности Бога.

     Одним из основателей патристической философии был Августин Блаженный. В своем "Исповедь" он формулирует основные принципы и задачи философии, приспособленные к нуждам религии и церкви. Предметом философии, по Августину, является постижение сущности порядка и единства универсума как творения Бога, а значит и постижение сущности Бога. А поскольку человек неизбежно вступает в отношения с Богом, то и познание человека, его сущности и его души, отыскание истинного пути человека к Богу также входит в предмет и задачу философии. Поэтому подлинное философствование заключается в постижении истины Бога, поскольку истина и есть Бог.

      По  религиозным догмам Бог является нам как откровение, которое нужно  понять. Но сначала человек должен обнаружить Бога как реальность. Вера и есть тот инструмент, с помощью  которого человек может обнаружить Бога, вне веры Бога для человека нет. Поэтому в религиозной философии  Вера находится на первом месте. Но вера сама по себе еще не дает знания, она дает лишь объект для познания, а Божественную сущность нужно описать, объяснить и понять. Это цель достижима  только посредством Разума, на основе деятельности которого мы получаем истинное знание о сущности Бога. Вера нуждается  в разуме как в инструменте  познания сущности Бога. Но Вера обязательно  предшествует Разуму, потому что без  Веры нет объекта познания: «Без Веры Разум пуст, а Вера без Разума слепа». Так в философии Августина  констатируется проблема единства Веры и Разума.

11. Философия  Возрождения  и  основные  её  черты.  Натурфилософия,  её  особенность  и  учение  о   материи. (Кузанский,  Дж. Бруно).

     Возрождение (Ренессанс) означает возвращение к  античным традициям, к пониманию  человека как части природы, к  античной культуре. Возрождение формируется  в 14 веке из-за консерватизма того времени  и всесилия схоластических, религиозных  и церковных догматов. Новый тип  мировоззрения уже не апеллирует к религии, теологии, а приобретает  светский характер. Зарождающийся новый  тип социально-экономических отношений  – капитализм, так же требует  свободы действия и мышления. Растет интерес к естественно-научным знаниям. Возрождение - это эпоха Великих географических открытий. Важное значение для формирования новой философии имела церковная реформа - Реформация. Реформаторы выдвинули идею личной независимости человека перед Богом без посредства церкви.

Постепенно теология утрачивает свое значение, и утверждается новых философский принцип – пантеизм. Суть пантеизма в том, что Бог присутствует во всем. Возвращение к античным традициям выразилось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, а светского познания законов природы посредством философии. Натурфилософия Возрождения опиралась на естественно-научные знания (в том числе и на учение Коперника) и математику, как всеобщий метод доказательства.

     Николай Кузанский, опираясь на принцип пантеизма, выдвигает идею о безграничности и вечности природы. Действительно, если Бог во всем, то он и в природе, а если Бог – абсолют, то природа  – это тоже абсолют, хотя и ограниченный. Никола Кузанский утверждает, что  природа совершенна, поскольку Бог  создает только совершенное.

     Джордано  Бруно, опираясь на гелиоцентрическую  теорию Коперника, выдвигает идею о  множественности миров, которые  могут быть обитаемы. На основе принципа пантеизма Бруно рассматривает  природу, как проявление Бога в вещах. Но из этих же соображений можно сделать вывод о том, что Бога нет вообще.

13. Основные  проблемы  философии  XVII  в.  Проблема  материи   и  субстанции  в философии 17 века(Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

     Философия XVII века, являясь естественным продолжением развития основных идей философии Возрождения, в тоже время сформировала новые  принципы философствования, наложившие отпечаток на все последующие  этапы развития научного знания как  такового. Закономерно создание научного метода познания становится одной из важнейших проблем в философии XVII века.

       Р. Декарт осознавал, что математика  не позволяет ответить на сугубо  философские вопросы бытия мира  – причины его бытия, единства  бытия мира, вечности бытия и  т.д. Поэтому он обращается  прежде всего к осмыслению  сущности субстанциональных основ  бытия мира.Только в мышлении мир предстает таким, каким он существует на самом деле (или в самом себе). Отсюда,  естественно, возникает разделение, в какой-то мере и противопоставление, субъекта и объекта в познании. Поскольку ум есть мыслящая субстанция, заданная в виде познавательной способности Богом (в этом смысле способность и талант человека мы часто и называем даром Божьим).

     Продолжением  складывающихся традиций рационалистической философии после Декарта явилась  система философских воззрений  нидерландского (голландского) философа Бенедикта Спинозы (1632 – 1677 гг.). Единство Божественного и природного Б. Спиноза  выражает через понятие субстанция, такой всеобъемлющей формы Бытия, которая является причиной самой  себя  и в силу этого ни в  чем дополнительном для своего существования  не нуждается. Это единство Бога и  природы, которое и приобретает  форму субстанционального бытия, постигаемого не в форме чувственного опыта  и познания , а в форме умозаключений в виде интеллектуально-интуитивной деятельности человека. Он сталкивается со сложной диалектикой единичного (конкретные вещи) и всеобщего (субстанции), определенным образом решая эту проблему: чтобы конкретное, единичное не ускользало из сферы всеобщего бытия (субстанции), а субстанция приобретала конкретно-предметные формы своей всеобщности.

     Он  вводит понятие модусов, под которым  он понимает конкретные формы бытия  субстанции. Он выделяет два типа модусов:

1) Модусы, которые  обладают протяжением, пространственными  характеристиками и движением,  главным образом механическим.

2) Второй тип модусов  Б. Спиноза отождествляет с  мышлением как бестелесной духовной  деятельностью, пребывающей в  вечности и бесконечности. Этот  модус обладает особым атрибутом  (свойством) – разумом. 

     Исходя  из рационалистической методологии, Б. Спиноза решает и проблему человека, воли и свободы.

     Идеи  рационалистического объяснения и  понимания бытия мира развил дальше, хотя и на свой лад, Готфрид Лейбниц (1646 – 1716 гг.), выдающийся немецкий ученый и философ. Исходная проблема, которую решает он – как объяснить, как воспроизвести в системе философского знания все многообразие качественно различных явлений в мире, которые, по его мнению, сугубо индивидуальны (он называет это принципом всеобщих различий), и в тоже время их единство, совпадение в определенных отношениях (принцип всеобщего тождества).Он, как и Декарт, и Спиноза, обращается к категории субстанции. Но в отличие от них он признает наличие в объективном мире множества отдельных субстанций, которые он называет монадами, которым свойственно индивидуальность, простота и неделимость. Все субстанции объединяет то, что им изначально присуща одна и также духовная сила и энергия, и предстают как живые точки. Они вечны, для них пространственные различия несущественны, они и не протяженны (своеобразная разновидность пантеизма). Не обходит Г. Лейбниц в своих философских поисках и такой фундаментальной проблемы как проблема свободы воли, имеющая практически-прагматическое значение в непосредственном бытие человека. В решении ее он также исходит из теории монадологии, предустановленной гармонии и принципа тождества. Сама свобода воли обнаруживает себя как реальность через действие случайности и необходимости. Исходя из теории монадологии, предустановленной гармонии и принципа тождества, Лейбниц приходит к концепции так называемого панлогизма. Суть которого заключается в следующем. Раз в мире все необходимо, а не случайно, то в самой реальности есть своя логика, которая воспроизводится в логике мышления.

       В определенной мере сама свобода  воли является необходимостью. Подводя  итог, можно сказать: философия  Г. Лейбница есть свидетельство  попытки создать универсальную  философскую систему, в которой  мир предстал бы как универсальная  и гармоничная система.

14. Эмпиризм  как   течение в философии  XVII  в.  и   его  сущность.  Учение Ф.Бэкона  о  методе  познания  и  истине.

     Френсис Бэкон является создателем индуктивного метода познания. Обычно индуктивный  метод характеризуют как путь от частного к общему. Рассматривая философию как деятельность рассудка, предметом которой являются: Бог, природа и человек, он акцентирует  внимание на познании природы, выявлении  универсальных законов ее бытия  и получении истинного знания о них. Считая мудрость и мудрствование  основой всякого философствования, Бэкон замечает, что естественная философия (т.е. философия природы  или натурфилософия) должна опираться  на факты, даваемые экспериментом. И  только на основе обобщения научных  фактов, посредством особого, индуктивного метода, можно получить достоверное  знание, не противоречащего рассудку. Но для этого необходимо преодолеть трудности, связанные с природой человеческого разума, склонного  к заблуждению и догматизму. Причиной заблуждения Бэкон считает «идолы»:

1. Идолы рода –  склонность доверять чувствам, а  не разуму (природное свойство  человеческого разума).

2. Идолы пещеры  – заблуждения, вызванные нашим  воспитанием, различными учениями, влиянием авторитетов и т.д.

3. Идолы площади  – влияние толпы и массового  сознания, подавляющих индивидуальность.

4. Идолы театра  – заблуждения, созданные различными  схоластическими учениями, основанными  на абсолютных догмах.

     Преодоление влияния этих идолов Бэкон видит  в индуктивном методе, при условии, что он исходит из фактов. Тогда  можно получить истинное знание о  природе (т.е. такое знание, которое  не противоречит фактам), которая существует сама по себе, хотя и сотворена Богом.

      Таким образом, Бэкон является одним из основателей эмпиризма – системы  получения научного знания: научного наблюдения и эксперимента. Принцип  эмпиризма Ф. Бэкон распространяет и на учение о человеке и морали. Он отличает два компонента души человека: одна - Боговдохновенная, производная  от духа Бога, недоступная для познания. Вторая, чувственная, подобная душе животных. Она является основанием разума. На основании своих убеждений Бэкон  проводит аналогию между человеком  и природой. В человеке, как и  в природе, есть проявление как единичного, так и всеобщего. Следовательно, в человеческом сообществе должны быть общие основы – доминанты. И таким доминантом, по мнению Бэкона, является благо, благо для общества. Каждый индивид, живущий в обществе, должен заботиться о благе для общества. В обществе равновесие основано на всеобщем благе.. Его знаменитый афоризм "Знание есть сила", послужил знаменем развития естественно научного знания и в последующие эпохи.

15. Рационализм  как  течение  в философии  XVII  в.  Учение Р. Декарта  о  сущности  дедуктивного  метода  познания  и  истине.  Критерии  истины.

     Рене  Декарт является одним из основоположников рационалистической философии 17 века. Он пытается применить математические методы в философии и идею о  самодостаточности человеческого  разума, чтобы получить неопровержимые истинные выводы. Декарт обращался  к осмыслению сущности субстанциональных  основ бытия мира. Следуя принципу пантеизма Р. Декарт понимает под субстанцией Божественную силу, всетворящую и вездесущую, которая проявляется в двух видах: 1.Мыслящая субстанция – свойственная человеческой душе и разуму, доступная только посредством интеллектуальной интуиции 2.Материальная – доступная человеку только посредством мышления. Только в мышлении мир предстает таким, какой он есть на самом деле. Само мышление – это деятельность ума на основе врожденных категорий, т.е. предельно обобщенных понятий.

      Подлинное бытие человека невозможно без мышления: «Мыслю – значит, существую», «Как мыслю, так и существую». Истинное знание есть продукт мышления. Оно становится таковым, когда становится очевидным  для разума. Истина есть соответствие мыслей вещам. Истинное знание мы можем  получить только с помощью рационального  мышления – мышления в научных  понятиях. А когда мы имеем знание об общем, мы можем получить знание о частном с помощью дедуктивного метода.

      Р. Декарт рассматривает природу как  сложный механизм доступный для  рационального объяснения и понимания. Поскольку человек является частью природы, то и человека можно объяснить  рационально. Поскольку в природе  нет зла, то и человек по природе  добр, а зло – это ошибка природы. Человек способен преодолеть зло  только с помощью рационального  понимания всеобщего блага и  вытекающего из него долга.

16. Проблема  человека  и  его сущности  в философии  XVII  в.  Идея  разумного эгоизма.  Свобода и необходимость в бытие человека.

     Принцип рационализма и очевидности Р. Декарт  распространяет и на понимание природы  и сущности человека. Как природно-телесное существо человек есть особая машина, механизм, деятельность которого подпадает  и определяется механическими законами. Страсти и влечения есть свойство и проявление телесной сущности человека. Своеобразный натурализм. Естественные чувства человека являются основанием альтруизма, укорененного в природе  человека. Человек по природе своей  склонен творить добро и благо (естественное благо), а зло есть всего лишь ошибка природы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"