Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Этот закон фиксирует цикличность развития, «триадный» характер развития присущ любым явлениям.
23. Диалектическая теория познания Гегеля. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Проблема единства бытия и мышления в философии Гегеля.
Важной частью философии Гегеля является его теория познания, учение об истине. Цель познания – достижение истинного знания Абсолютной идее о самой себе, происходит это посредством человека. Абсолютная идея приобретает форму бытия в виде мышления и знания. Содержание сознания, по Гегелю, - знание об Абсолютной идее и формах ее бытия. Тогда знание можно рассматривать как единство субъективного и объективного, субъекта и объекта. Процесс познания понимается Гегелем как живой процесс, жизненный процесс познающего субъекта.
Основа
познания – практическое отношение
человека к вещам. Это связано
с тем, что человек стремится
утвердить себя, подчинить себе мир
вещей. Отсюда возникает диалектика
раба и господина. Господином здесь
будет являться тот, кто обладает
знанием. Не обладающий знанием будет
рабом обстоятельств и
Субъект
познает сначала отдельные
Первый уровень познания – познание эмпирическое, непосредственное, предметы при этом познаются с внешней стороны в своей целостности. Чувственное познание не расчленяет предмет на его составляющие и не выявляет сущность предмета. Определяется внешняя сторона предметов (явлений), познается то, что есть, а не то, что должно быть. Предметы понимают как чувственно-воспринимаемые формы инобытия идеи и духа. Несмотря на то, что в чувственном понимании мы не постигаем сущность вещей, но понимаем, как она проявляется.
Абстрактное мышление позволяет познать сущность бытия идеи. Инструмент познания в данном случае – понятие, охватывающее явления с различных сторон. Понятийное познание не рассматривает конкретную данность вещей и предметов. Такое познание можно также считать теоретическим, опосредованным. Понятие – сущностная форма бытия объективной идеи, отсюда познание постигает сущности вещей. Благодаря мышлению вещь разлагается на составляющие, затем производится их синтез, благодаря чему делается умозаключение о всеобщей сущности вещей.
Истинно то знание, которое соответствует всеобщей сущности вещей. Истина – конкретность всеобщего. В ней открываются законы бытия идеи. Кроме того, истина – единство противоположностей, единство субъективного и объективного, конкретного и абстрактного. Относительной истиной Гегель считает достоверное знание о предметных формах бытия идеи. Тогда абсолютная истина – достоверное, неопровержимое знание о сущности объективной идеи и объективного духа. Абсолютная истина – совпадение понятия и идеи. Абсолютная идея – то же, что и абсолютная истина. Абсолютная истина есть синтез относительных истин, их преобразовании в единстве.
Мышление и бытие, познание и бытие совпадают по форме и содержанию, это противоречивое тождество. Реальность духа есть для него объективный мир, объективный мир есть идеальность, в которой дух познает сам себя.
Отсюда
следует взаимосвязь
Принципы диалектического метода:
По Гегелю, диалектика – учение о развитии и саморазвитии чего-либо. Выделяется два ее вида:
Эти виды диалектики взаимодействуют между собой.
Гегель выдвигает учение о трех диалектических законах:
Этот закон фиксирует цикличность развития, «триадный» характер развития присущ любым явлениям.
24. Гегелевская концепция развития истории. Движущие силы истории. Историческая свобода и историческая необходимость, их диалектика.
Человеческую и историю и общество Гегель считает областью бытия духа. История есть необходимый путь, который должен пройти дух в своем развитии, чтобы вернуться к самому себе в виде Абсолютного знания в себе, в форме самосознания и самопознания себя. История – закономерный процесс, реальная действительность духа. По Гегелю, историю нельзя считать хаосом случайных событий, т.к. в ней господствует разум как сторона объективного духа.
Как известно, объективный дух свободен сам в себе. В истории же конкретным образом проявляет свою свободу. Одной из задач философии Гегель считает познание свободы как необходимости.
Средством самореализации деятельного духа в истории является человек, как живое воплощение духа, наделенного разумом, и народ, как носитель объективного духа. Отсюда можно заключить, что именно индивид и народ являются реальными творцами истории. Люди творят историю не специально, но путем простой реализации собственной жизни. Действительно, целью человека является создание условий собственной жизни, исходя из эгоистических намерений. Именно из множества поступков людей складывается история в ее всеобщности. Получается, что люди подчиняются всеобщему характеру истории, не зная об этом.
Отсюда
следует диалектика случайности
и необходимости. История есть противоречивый
процесс саморазвития духа, люди стихийно
и бессознательно становятся творцами
истории. Они могут становиться
причиной и трагического характера
истории. По Гегелю, трагический характер
история приобретает тогда, когда
намерения расходятся с возможностями
их реализации в конкретных исторических
условиях. Трагедия проистекает из
иллюзии, в которую могут попадать
как индивиды, так и народы. Такая
иллюзия – результат
По Гегелю, свобода имеет исторических характер, содержание ее изменяется с изменением содержания исторической необходимости. Историческая свобода – способ и освоение исторической необходимости и принуждения ее целям саморазвивающегося объективного духа.
Несмотря на то, что все индивиды в какой-то мере являются творцами истории, выдающиеся личности играют в ней особую роль. Они наиболее активно влияют на исторические события. Чтобы выполнить положительную роль, выдающиеся личности должны быть выразителями народного духа, осознавать требования объективного духа и требования исторического момента. Такая личность должна ставить общие интересы выше собственных. Тогда она может стать орудием саморазвития объективного духа. Такая функция личности у Гегеля называется ее призванием.
По Гегелю, история есть проявление разума духа, потому результаты действия людей могут отличаться от желаемых. Гегель отмечает 4 ступени (периода) истории с точки зрения полноты воплощения разума и воли объективного духа:
Гегель
рассматривает историю как
Идеальным государством Гегель считает конституционную монархию, т.е. «народное государство».
Государство, воплощающее всеобщую цель, должно опираться на гражданское общество, т.к. без него невозможно счастье граждан. Основанием гражданского общества должна быть мораль и нравственность, т.к. они являются ступенью развития объективного духа.
25. Проблема человека, свободы и необходимости в философии Гегеля. Сущность свободы и её структура. Историческая личность и её роль в истории.
Деятельный
дух в самореализации себя в истории
нуждается в средстве. Таким средством,
по Гегелю, являются человек, как живое
воплощение духа, наделенного разумом,
и народ, как носитель объективного
духа. Так Гегель приходит к выводу
и открытию, что реальным и непосредственными
творцами истории являются индивид
и народ. Непосредственной целью
человека становится необходимость
создать условия и
Гегель подчеркивал исторический характер свободы, содержание которой изменяется в связи с изменением содержания исторической необходимости. Историческая свобода по Гегелю есть способ и освоение исторической необходимости и принуждения ее целям саморазвивающегося объективного духа. Исторический прогресс он и понимает как процесс саморазвития объективного духа.
Выдающихся исторических деятелей он называет героями. Но свою положительную и созидательную роль выдающиеся личности могут выполнить при ряде условий. Кроме личностных качеств, личность должна быть выразителем народного духа, осознавать требования объективного духа и требования исторического момента. Она должна ставить общие цели выше личных целей. Только в этом случае выдающаяся личность может стать орудием саморазвития объективного духа и достигает положительных успехов, сыграет свою историческую роль. Он апеллирует, как к примеру, к роли Наполеона.
Первой
формой самосознания абсолютного духа,
по Гегелю, становится искусство. Второй
формой самосознания абсолютного духа,
по Гегелю, становится религия. Третьей
формой самосознания абсолютного духа
является философия. Религия и философия
обладают одним и тем же предметным
содержанием – Бог как
26. Антропологический Материализм Л. Фейербаха, его основные черты. Фейербах о материи, сознании и познании.
Людвиг Фейербах противопоставлял себя идеализму, к которому относились Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг. При этом Фейербах продолжает оставаться в русле немецкой классической философии. Его можно считать родоначальником материализма в немецкой классической философии. Философия Фейербаха - антропологическая, ее центральная проблема – изучение сущности человека как природного существа. Человек становится универсальным предметом философии, т.к. природа рассматривается как базис человека. По Фейербаху, тело входит в сущность подлинного Я, оно составляет эту сущность. Отсюда природа, как и человек, становится важной частью учения немецкого философа.
Цель философии, по Фейербаху - прижать к своему сердцу природу, полюбить человека целиком, во всей его целостности. Вообще философию он считает наукой об абсолюте природы.
Природа – все, что мы можем видеть, что не является делом человеческих мыслей. Все те вещи и существа, чьи проявления появляются не из мыслей или воли, но из математических, физических, органических явлений. Природу Фейербах считает объективной, вечной и несотворимой. Это означает, что природе ничего не может предшествовать. Потому природа и является вечной, что она самодостаточна и несотворима.
Природа
существует независимо от нашего знания
о ней, сама по себе. Вообще, бытие
тогда рассматривается как
Пространство и время рассматривается как атрибуты материи, природа существует всегда в определенном месте и в определенное время. Пространство и время – формы бытия природы, не отделимые от самой природы. Пространство и время предполагают существование вещей, пространство предполагает наличие чего-либо протяженности, время – движения. Материя предшествует появлению времени и пространства, т.к. они не могут существовать без материи. Фейербах в рамках философии антропологического материализма создает свою теорию познания.
Познание – отражение объективного мира в сознании человека в специфических понятиях. По Фейербаху, бытие первично, мышление вторично. Именно чувственный опыт считается источником познания, что совпадает с принципами материалистического сенсуализма. Тем не менее, возможно абстрагирование познающего субъекта путем духовной деятельности от конкретных предметов, что позволяет получить знание о чем-либо общем, законах бытия. Абстрактное мышление понимается Фейербахом как свойство человека - природного существа. Но развивается это свойство в обществе, в культуре.