Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
40. Философия Всеединства и Богочеловека В.С. Соловьёва и основные её черты.
Владимир
Сергеевич Соловьев – выдающий русский
религиозный мистический
Бог есть первоначало. Бог – первосущность как Отец, что подчеркивает абсолютное выражение как субъекта. Абсолют Бога как Отца (субъекта) выражается трояко:
Всеединство Бога выражается как триединство:
Эти три
ипостаси проявляются через волю
как движущую силу Бога. При этом
тело Бога как Абсолюта – София.
Бог как Всеединство
Сущность мирового процесса – постепенная реализация идеального всеединства, природа – стадия этого процесса.
После того, как Мировая Душа и природный мир отпали от Божественной идеи, природа распалась на множество враждующих элементов, утрачивая единство с Всеединством. Для возрождения единства в природном процессе должны пройти три ступени:
По Соловьеву,
природа – лишь внешняя оболочка
для Божественной идеи всеединства.
Только в человеке Мировая Душа соединяется
с Божественным Логосом. В сознании
человека природа перерастает себя
и переходит в область
В человеке,
по Соловьеву, возможно восстановление
утраченного Всеединства. Это объясняется
тем, что человек – образ и
подобие Божие. Кроме того, сознание
человека несет вечную божественную
идею, человек имеет ту же внутреннюю
сущность жизни – всеединство.
Человек как сознательно
Адам не в силах воплотить Всеединство, потому что он отпал от Идеи Бога, по собственной воле утратил первоначальную сущность. Отсюда – разорванность бытия человека. Грехопадение происходит после того, как человек становится духовным существом и наделяется волей. Грехопадение начинается с падения духа, дух человеческий становится греховным, отсюда меняется характер отношения телесного и духовного в человеке. Причина отпадения от Бога – эгоизм, источник его находится внутри человека. Причины грехопадения:
Задача восстановления всеединства с богом может быть решена после появления нового типа человека – «Богочеловека». Тогда человечество становится «Богочеловечеством» - человечеством, воссоединившимся с божественным началом через посредничество Христа. Эта задача необходима для сохранения человечества. В Богочеловеке нет противоречия между Божественным предопределением и свободной волей субъекта. В Богочеловеке происходит восстановление Абсолюта. Богочеловек – плод усилий не Христа, а людей.
Идеи Всеединства осуществляются в момент полового влечения, когда внутреннее единство или общность с другим конкретно воплощается в отношении к единичной особи другого пола. Любовь разрушает непроницаемость людей друг от друга. Половая любовь – действенная сила, поскольку она рождает новую жизнь, она есть деятельное начало. В момент любви люди перестает быть эгоистами.
Возможным концом всемирной истории Соловьев считал Апокалипсис.
41. Философия Н. Фёдорова. Проблема человека и его единства с миром в космоантропологической концепции н. Фёдорова.
Николай
Федорович Федоров –
Только действенная философия может достигнуть цели воскрешения. Осуществление целей общего дела возможно только в природе. Отсюда возникает необходимость познания законов природы, а равно и открытия причин смертности. Научное знание, по его мнению, должно быть доступно широким массам народа, потому что смерть следует из невежества.
Научное знание должно способствовать регуляции процессов в природе. Такая регуляция способна нейтрализовать слепые силы природы, направив их на воскрешение. Регуляция должна иметь космический масштаб, она должна стать производительным трудом всех людей, основанным на науке. Тогда воскрешение может стать результатом данного трудового акта, акта свободного и сознательного человека.
Регуляция,
по Федорову, противопоставляется
Воскрешение Федоров считает возможным, основываясь на предпосылках: смерть не влечет исчезновение телесной субстанции, но процесс превращения в прах. Возможен, следовательно, обратный процесс, основанный на теллурокосмической технологии – собирании отдельных космических частиц. Близлежащим таким объектом Федоров считает кладбище.
Человечество должно соединиться для общего блага, чтобы избежать конца мира и страшного суда, перейдя в вечную жизнь. Воскрешение нельзя сводить к ожиданию, оно должно быть активным действием.
Воскрешение должно стать новой религией – культом предков. Отношение к этому культу должно быть глубоко личностным. Силой, объединяющей людей в общество, должна быть любовь, основа братства всех людей – сыновняя любовь. Она может проистекать из любви детей к отцам, ибо по отцу все люди братья. Любовь же отца к детям может быть эгоистической, а любовь к женщине – основанной на сладострастии. Такую платоническую любовь Федоров связывает с Святой троицей: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.
Для достижения поставленных целей «общего дела» необходимо общества, основанное на патриархальных общинных отношениях, т.к. в таком обществе сильна братская и сыновняя любовь и нет эгоизма.
Для реализации общего дела необходим центр власти, направляющий деятельность людей – самодержавие.
Для выполнения миссии «общего дела» наиболее пригоден русский народ, объединенный чувством долга. Так, Федоров противопоставляет подобное родство гражданскому обществу, в котором, по его мнению, процветает эгоизм.
Делу всеобщего воскрешения должен способствовать труд, а именно земледелие, т.к. оно является процессом регуляции природы.
42. Основные черты религиозно-антропологической философии Н.А. Бердяева. Проблема свободы, творчества и смысла в философии Н. А. Бердяева.
Николай
Александрович Бердяев –
В центре философии Бердяева – проблема человека, что выдает в ней признаки антопологичности. Предмет его философии – свобода, творчество как условие и способы жизнепроявления человека как личности. Вообще, философию Бердяев считает наукой о духе, наукой о человеческом существовании. Практическое же приложение философии состоит в необходимости изменения мира. Философия, по Бердяеву, не может носить чисто рациональный характер, как не может быть и догматичной.
Свобода лежит в основании философии Бердяева, она первична по отношению ко всему существующему. Такая свобода не создается Богом, он сам из нее рождается. Свобода - положительная творческая мощь. Свобода предшествует природному бытию, потому что в нем предшествует только необходимость. Свободу Бердяев считает первоосновой жизни, а жизнь - проявлением Духа. Свобода изначально внеприродна. Бог всесилен над бытием, но не над ничто, не над свободой. Свобода порождает все. Свобода – необходимое условие бытия человека, становления его личности.
Дух – качество, стоящее вне всякой утилитарности. Дух – сила, освобождающая от власти стихии, возвышающаяся над ней. Дух повсюду и во всем действует. Дух есть творческая активность, все творящая из себя. Дух свободен, Бога и человека можно понять только через Дух.
Свойства духа:
Дух – истинная и подлинная реальность, он есть истина, добро. Бог – высшее воплощение духа. Природа, по Бердяеву, - бездуховный мир, падший мир, в нем нет свободы. Мир объективный лежит во грехе. Он сторонник в этом отношении преображения низшего в высшее. Это – миссия человека, когда он становится Богочеловеческой личностью.
По Бердяеву,
не только человек нуждается в
Боге, но и Бог нуждается в человеке.
Человек – результат
Как субъект, человек наделен душой. Она есть субъективное выражение и конкретная форма бытия духа. Душевность человека выражается в присутствии в душе истины, красоты, смысла и свободы как сущности Духа. Человек – точка пересечения двух миров, он принадлежит двум порядкам. Человек – целостное существо. Его целостность может быть восстановлена, если он станет творческим субъектом, богочеловеческой личностью, включающей все от духа и Бога как субъекта и Иисуса Христа как подлинного Богочеловека. Богочеловек у Бердяева – обычный человек, освобожденный от грехов и пороков, ставший личностью, движимой любовью и истиной.