Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОС ответы на билеты расширенные.docx

— 94.84 Кб (Скачать документ)

40. Философия  Всеединства  и  Богочеловека  В.С. Соловьёва  и  основные  её  черты.

     Владимир  Сергеевич Соловьев – выдающий русский  религиозный мистический философ. В учении о Всеединстве Соловьев исходит из того, что Бог есть все, все в положительном смысле. Бог есть Универсум, Абсолютный субъект, все творящий из себя и дающий содержание всему существующему, в том числе  и природному миру. Субстанция Бога – в том, чтобы быть всем или  единством всего в вечном внутреннем акте. Сущность Бога носит идеальный  характер. Бог действенен: везде  утверждает себя, устраняя дуализм  идеально-духовной и природной реальности. Всеединство Бога – в том, что  он един не только в себе, но и во всем другом, что им порождается  как Универсальным субъектом.

     Бог есть первоначало. Бог – первосущность как Отец, что подчеркивает абсолютное выражение как субъекта. Абсолют Бога как Отца (субъекта) выражается трояко:

  1. все творит, обладает содержанием акта творения.
  2. полагание есть осуществление абсолютного содержания Бога как субъекта.
  3. Бог как Абсолют сохраняет и утверждает себя в этом содержании, которое есть результат деятельности Бога как субъекта.

Всеединство Бога выражается как триединство:

  1. Бог-отец, первоначало.
  2. Бог-слово, Божественная мудрость, София.
  3. Святой дух, нематериальная сущность.

   Эти три  ипостаси проявляются через волю как движущую силу Бога. При этом тело Бога как Абсолюта – София. Бог как Всеединство приобретает  форму бытия в виде мировой  души, активной и самостоятельной. Мировая  Душа не имеет собственного начала, она должна воспринять божественное начало, которое становится ее содержанием. Мировая Душа объединяет всех вокруг ценности Абсолютного Всеединства  Бога.

   Сущность  мирового процесса – постепенная  реализация идеального всеединства, природа  – стадия этого процесса.

   После того, как Мировая Душа и природный  мир отпали от Божественной идеи, природа  распалась на множество враждующих элементов, утрачивая единство с  Всеединством. Для возрождения единства в природном процессе должны пройти три ступени:

  1. космическая материя благодаря силе тяготения стягивается в космические тела – эпоха звездная (астральная).
  2. Эти тела становятся базисом развития более сложных сил – теплота, свет, магнетизм, химизм. Создается целостная гармо-ническая система.
  3. Благодаря всепроникающему эфир приобретает форму бытия в виде жизни организма.

   По Соловьеву, природа – лишь внешняя оболочка для Божественной идеи всеединства. Только в человеке Мировая Душа соединяется  с Божественным Логосом. В сознании человека природа перерастает себя и переходит в область Абсолютного, возможно достижение Всеединства.

   В человеке, по Соловьеву, возможно восстановление утраченного Всеединства. Это объясняется  тем, что человек – образ и  подобие Божие. Кроме того, сознание человека несет вечную божественную идею, человек имеет ту же внутреннюю сущность жизни – всеединство.  Человек как сознательно духовное существо потенциально может возродить  в себе всеединство. Человек, как  телесное существо, является посредником  между Богом и материей. Человек  как творение Бога рассматривается  как целостное телесное и духовное существо: 

  1. человек как  телесное существо предстает как  стихия материального бытия, подчиняющаяся  природным инстинктам
  2. человек как сознательное существо насеет в себе понимание всеединства, связующего его с Богом
  3. человек является свободным «Я», могущим определять себя по отношению к двум сторонам своего существа, утвердить себя в той или другой среде.

   Адам не в силах воплотить Всеединство, потому что он отпал от Идеи Бога, по собственной воле утратил первоначальную сущность. Отсюда – разорванность бытия человека. Грехопадение происходит после того, как человек становится духовным существом и наделяется волей. Грехопадение начинается с падения духа, дух человеческий становится греховным, отсюда меняется характер отношения телесного и духовного в человеке. Причина отпадения от Бога – эгоизм, источник его находится внутри человека. Причины грехопадения:

  1. соблазны: материальное благо, рабство плоти,
  2. искушение сделать свою силу орудием самоутверждения себя как Бога
  3. соблазн утверждения владычества над миром.

     Задача  восстановления всеединства с богом  может быть решена после появления  нового типа человека – «Богочеловека». Тогда человечество становится «Богочеловечеством» - человечеством, воссоединившимся с  божественным началом через посредничество Христа. Эта задача необходима для  сохранения человечества. В Богочеловеке нет противоречия между Божественным предопределением и свободной волей  субъекта. В Богочеловеке происходит восстановление Абсолюта. Богочеловек  – плод усилий не Христа, а людей.

     Идеи  Всеединства осуществляются в момент полового влечения, когда внутреннее единство или общность с другим конкретно воплощается в отношении к единичной особи другого пола. Любовь разрушает непроницаемость людей друг от друга. Половая любовь – действенная сила, поскольку она рождает новую жизнь, она есть деятельное начало. В момент любви люди перестает быть эгоистами.

Возможным концом всемирной  истории Соловьев считал Апокалипсис.

41. Философия  Н.  Фёдорова.  Проблема  человека  и   его  единства  с  миром   в  космоантропологической  концепции н. Фёдорова.

     Николай Федорович Федоров – основоположник теории «русского космизма», философии «общего дела».  По Федорову, человек в своей жизни должен ориентироваться на чувство вины и долга перед своими предками. Неоплаченность этого долга, по его мнению, ведет к зависимости, рабству и смерти. Оплаченным долгом можно считать возвращение жизни своим родителям, а значит, и возвращение свободы себе. Смерть – источник коллизий, катастроф и всяких бед, зла как такового. Отсюда поиск путей преодоления смерти становится «общим делом» всех людей. Идея воскрешения, также изучаемая Федоровым, подразумевает воскрешение духовной жизни, приобретающей свойства вечного бытия, но за пределами земного бытия. Он считает, что идея воскрешения может быть воплощена практически, и это определяет позитивный характер его философии. Возвращение жизни умершим может создать бессмертные существа, закончится антагонизм между человеческим и Божественным началом.

      Только  действенная философия может  достигнуть цели воскрешения. Осуществление  целей общего дела возможно только в природе. Отсюда возникает необходимость  познания законов природы, а равно  и открытия причин смертности. Научное  знание, по его мнению, должно быть доступно широким массам народа, потому что  смерть следует из невежества.

     Научное знание должно способствовать регуляции  процессов в природе. Такая регуляция  способна нейтрализовать слепые силы природы, направив их на воскрешение. Регуляция  должна иметь космический масштаб, она должна стать производительным трудом всех людей, основанным на науке. Тогда воскрешение может стать  результатом данного трудового  акта, акта свободного и сознательного  человека.

     Регуляция, по Федорову, противопоставляется промышленному  производству, основанному на частном  интересе, ведущему к истощению природы. Человек не в состоянии творить  природу, но он может воссоздать разрушенное им самим.

     Воскрешение Федоров считает возможным, основываясь  на предпосылках: смерть не влечет исчезновение телесной субстанции, но процесс превращения  в прах. Возможен, следовательно, обратный процесс, основанный на теллурокосмической технологии – собирании отдельных космических частиц. Близлежащим таким объектом Федоров считает кладбище.

     Человечество  должно соединиться для общего блага, чтобы избежать конца мира и страшного  суда, перейдя в вечную жизнь. Воскрешение  нельзя сводить к ожиданию, оно  должно быть активным действием.

     Воскрешение должно стать новой религией –  культом предков. Отношение к  этому культу должно быть глубоко  личностным. Силой, объединяющей людей  в общество, должна быть любовь, основа братства всех людей – сыновняя любовь. Она может проистекать  из любви детей к отцам, ибо  по отцу все люди братья. Любовь же отца к детям может быть эгоистической, а любовь к женщине – основанной на сладострастии. Такую платоническую  любовь Федоров связывает с Святой троицей: Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой.

     Для достижения поставленных целей «общего  дела» необходимо общества, основанное на патриархальных общинных отношениях, т.к. в таком обществе сильна братская и сыновняя любовь и нет эгоизма.

     Для реализации общего дела необходим центр  власти, направляющий деятельность людей  – самодержавие.

     Для выполнения миссии «общего дела»  наиболее пригоден русский народ, объединенный чувством долга. Так, Федоров противопоставляет  подобное родство гражданскому обществу, в котором, по его мнению, процветает эгоизм.

     Делу  всеобщего воскрешения должен способствовать труд, а именно земледелие, т.к. оно  является процессом регуляции природы.

42. Основные  черты   религиозно-антропологической   философии   Н.А.  Бердяева.  Проблема  свободы,  творчества  и   смысла  в   философии  Н.  А. Бердяева.

     Николай Александрович Бердяев – выдающий русский философ 20 века. Его философию  можно считать религиозно-антропологической.

     В центре философии Бердяева – проблема человека, что выдает в ней признаки антопологичности. Предмет его философии – свобода, творчество как условие и способы жизнепроявления человека как личности. Вообще, философию Бердяев считает наукой о духе, наукой о человеческом существовании. Практическое же приложение философии состоит в необходимости изменения мира. Философия, по Бердяеву, не может носить чисто рациональный характер, как не может быть и догматичной.

      Свобода лежит в основании философии  Бердяева, она первична по отношению  ко всему существующему. Такая свобода  не создается Богом, он сам из нее  рождается. Свобода - положительная  творческая мощь. Свобода предшествует природному бытию, потому что в нем  предшествует только необходимость. Свободу  Бердяев считает первоосновой жизни, а жизнь - проявлением Духа. Свобода  изначально внеприродна. Бог всесилен над бытием, но не над ничто, не над свободой. Свобода порождает все. Свобода – необходимое условие бытия человека, становления его личности.

      Дух – качество, стоящее вне всякой утилитарности. Дух – сила, освобождающая  от власти стихии, возвышающаяся над  ней. Дух повсюду и во всем действует. Дух есть творческая активность, все  творящая из себя. Дух свободен, Бога и человека можно понять только через  Дух.

Свойства духа:

  1. Дух – настоящее, обращенное к вечности.
  2. Через дух конструируется сознание, через него переступаются границы сознания и происходит сверхсознание.
  3. Дух – вне времени и пространства.
  4. Дух целостен.
  5. Дух – смысл бытия, его истина.
  6. Дух есть победа над падшей природой.
  7. Дух восстает против богов природы, в нем есть порыв к свободному миру.
  8. Дух – не природа, а истина, красота, смысл, свобода. Дух есть высшая ценность.

   Дух – истинная и подлинная реальность, он есть истина, добро. Бог – высшее воплощение духа. Природа, по Бердяеву, - бездуховный  мир, падший мир, в нем нет свободы. Мир объективный лежит во грехе. Он сторонник в этом отношении преображения низшего в высшее. Это – миссия человека, когда он становится Богочеловеческой личностью.

   По Бердяеву, не только человек нуждается в  Боге, но и Бог нуждается в человеке. Человек – результат творческого  акта Бога. Человек - духовное и телесное, творческое и свободное существо одновременно. Понимание сущности Бога возможно только через самоосуществление  человека.

   Как субъект, человек наделен душой. Она есть субъективное выражение и конкретная форма бытия духа. Душевность человека выражается в присутствии в душе истины, красоты, смысла и свободы  как сущности Духа. Человек –  точка пересечения двух миров, он принадлежит двум порядкам. Человек  – целостное существо. Его целостность  может быть восстановлена, если он станет творческим субъектом, богочеловеческой личностью, включающей все от духа и  Бога как субъекта и Иисуса Христа как подлинного Богочеловека. Богочеловек  у Бердяева – обычный человек, освобожденный от грехов и пороков, ставший личностью, движимой любовью  и истиной.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"