Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОС ответы на билеты расширенные.docx

— 94.84 Кб (Скачать документ)

     Бог, по Шеллингу, - высшая основа всего сущего, идеальная сущность, все творящая из себя. Бог – живая сущность. Вообще, материя – бессознательная  часть Бога. Бог – единство противоположностей, в нем есть и эгоизм, и любовь – реальное и идеальное соответственно. Эгоизм – природное явление, любовь – духовное. Любовь преодолевает эгоизм

     Возникновение мира, по Шеллингу, - не случайно, а закономерно. Эта закономерность – необходимость  как откровение Бога.

30. Ф.  Шеллинг   о  развитии  истории. Проблема  свободы  и необходимости   в  истории.  Исторический  характер  свободы.

     История – сфера проявления свободы, результат  божественного откровения. История  не развивается по какому-либо определенному  плану, в ней правит произвол. При  этом своеобразие истории заключается  в сочетании свободы и необходимости, достижения идеала – «правового устройства». Отсюда критерий прогресса – приближение к этому «правовому устройству» - оно является условием свободы.

     Т.к. свобода и необходимость проявляются  через деятельность человеческой воли, то этот вопрос рассматривается в  практической философии.

     Здесь свобода – веление человека, подчиняющееся  сознанию. Свобода – проявление воли, опосредованной сознанием. Свободу  можно рассматривать и как  познание необходимости, на основе которой  отдельный индивид избирает вид  деятельности и поступков. Свобода  предполагает ответственность за совершенные  действия. Свободный человек противостоит ударам судьбы, а несвободный –  покоряется ей.

     Необходимость – свойства человека, проявляемые  бессознательно, исторические условия, созданные до человека, оказывающие  непосредственное влияние на его  жизнь. Историческая необходимость  прошлого остается в виде культуры, оставаясь предпосылкой будущего, новой  исторической необходимости, новой  культуры.

     Свобода и необходимость взаимообуславливают друг друга. В этом и состоит диалектика свободы и необходимости в истории по Гегелю. В свободной деятельности люди могут творить и то, что противоречит их мнению о результате поступка, а значит, идет наперекор их воле.

     Шеллинг задается  и вопросом о наличии  в истории цели и смысла. Цель истории – достижение всеобщего  правового устройства. Смысл –  обнаружить и понять в истории  отпечаток откровения божественного  абсолюта, т.к. сама история представляет постоянное осуществления откровения Абсолюта.

Шеллинг выделяет три  периода человеческой истории:

  1. Трагический, т.к. уничтожались великие государства древнего мира.
  2. Объединения народов, протекающего под влиянием сил судьбы. Исторические рамки – после расширения Римской республики до первой половины XIX века (когда и жил Шеллинг).
  3. Грядущее будущее, связанное с преобразованием царствовавших до того сил судьбы и природы. Должна происходить реализация правого устройства как постепенный процесс. При этом сама реализация такого устройства недоказуема ни опытно, ни теоретически, она может быть вечным символом веры творящего человека.

     Шеллинг осмыслил историю как противоречивый процесс, единство свободы и необходимости. Они становятся основанием достижения правового устройства. Шеллинг не желает мириться с произволом в истории  и надеется на божественное откровение, веру в Абсолют как вечную свободу, которая, становясь необходимостью, ограничивает произвол в истории. Методом  трансцендентального идеализма  Шеллинг уверует в исторический прогресс.

31. Сущность  и   основные  принципы  диалектико-материалистической  философии К.  Маркса.  Сущность  диалектического   метода  и   диалектики  в   марксистской  философии.  Основные  законы  динамики.

     Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс  и Фридрих Энгельс. Марксизм –  философия диалектического материализма с особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Все предшествующие марксизму философские теории рассматриваются как недостаточно научные. Тем не менее, работы Гегеля и Фейербаха послужили теоретической предпосылкой формирования теории бытия.

     Задача  марксизма – не только объяснение мира, но и изменение его. Марксизм рассматривается его создателями  как орудие революционного изменения  мира. Тем не менее, объяснение и  познание мира остаются необходимыми условиями изменения. Основной вопрос философии – соотношение материи  и сознания, бытия и мышления. В соответствии с общими принципами материализма, основой бытия мира является несотворимая  природа, которой ничего не предшествует. В рамках диалектического материализма природа способна к саморазвитию по естественным законам. В соответствии с принципом диалектики происходит развитие объективного мира, его качественное и направленное изменение.

     Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники  впоследствии применили и к развитию человеческой истории.

      В марксистской философии утверждается идея о развитии как особой формы  движения, как универсального способа  бытия мира, как природного, так  и общественного. Во-первых, развитие есть всегда качественное изменение  чего-либо. Во-вторых, развитие является «направленным и необратимым  процессом качественного изменения  от простых форм к более сложным, от низшего к высшему». В-третьих, высшие формы движения и развития включают в себя в преобразованном виде более низшие. Они не простая сумма низших, а преобразованный их синтез. В-четвертых, каждой форме движения и развития соответствует свой субстрат (материальный носитель), отличающийся по степени сложности строения.

      Выделяются  пять форм движения материя: механическая, физическая, химическая, биологическая  и социальная. Переход между формами  движения от низшей к высшей происходит скачкообразно. В процессе перехода существуют некие переходные формы движения, которые будут выявлены по мере развития науки. При этом можно считать, что объективному миру присущ принцип повышения своей организации. Такие законы развития применимы и к развитию общественных систем, что является важной частью марксистской философии.

     В учении о причинно-следственных отношениях исключается наличие сверхъестественных причин развития мира, отрицается механистический  детерминизм (учение о универсальной взаимосвязи явлений объективной действительности). В марксизме увеличивается значение случайности в закономерном развитии мира. Случайность – форма проявления закономерности, ее дополнение. Таким образом, несостоятельными оказываются гипотезы и о предопределенности бытия мира, и о господстве случайности. Идея Гегеля о противоречии как источнике развития развивается в марксизме.

32. Проблема  материи   и  сознания  в  марксисткой  философии.  Природа и сущность  сознания,  предпосылки его возникновения и развития.

     Основоположниками марксистской философии были Карл Маркс  и Фридрих Энгельс. Марксизм –  философия диалектического материализма с особыми принципами объяснения и понимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Все предшествующие марксизму философские теории рассматриваются  как недостаточно научные. Тем не менее, работы Гегеля и Фейербаха  послужили теоретической предпосылкой формирования теории бытия.

     Задача  марксизма – не только объяснение мира, но и изменение его. Марксизм рассматривается его создателями  как орудие революционного изменения  мира. Тем не менее, объяснение и  познание мира остаются необходимыми условиями изменения. Основной вопрос философии – соотношение материи  и сознания, бытия и мышления. В соответствии с общими принципами материализма, основой бытия мира является несотворимая  природа, которой ничего не предшествует. В рамках диалектического материализма природа способна к саморазвитию по естественным законам. В соответствии с принципом диалектики происходит развитие объективного мира, его качественное и направленное изменение. 

      Марксистская  философия максимально близко связана  с естественнонаучным знанием, что  позволяет считать философию  рациональной и научной. Материя  – философская категория для  обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях  его, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Так  обозначается бесконечное многообразие объектов и систем разной сложности, развивающихся и находящихся  во взаимосвязи друг с другом.

     Теория  развития материального мира была создана  Марксом и Энгельсом на основе диалектического метода. Развитие рассматривается  как особая форма движения, универсальный  способ бытия мира природного и общественного. Развитие всегда качественное изменение  чего-либо, изменение от простых  форм к сложным, от низшего к высшему. Высшие формы движения и развития включают в преобразованном виде более низшие в их синтезе. Форме движения соответствует свой материальный носитель с некоторой сложностью строения.

     Вопрос  о природе и сущности сознания – один из основных вопросов философии. Появление сознания – результат  развития животного мира. Здесь под  сознанием понимается высшая форма  психического отражения, присущая человеку как виду животного со сложным  анатомическим строением. Мозг-субстрат сознания, одновременно это наиболее сложный вид материи.

     Животные, в том числе и человекоподобные обезьяны, обладали развитыми анатомическими свойствами, приближающими их к человеку: прямохождение, элементарная речь, используемая для общения, способность использовать орудия труда. Это - природные предпосылки, необходимые для формирования сознания. Но можно сказать, что их для этого недостаточно. Для формирования сознания, по Марксу, необходимо общество. Более того, само сознание понимается как общественный, социальный продукт.

     Кроме общества, в формировании сознания участвуют язык и труд. Язык для  формирования сознания должен быть достаточно развитым, речь – членораздельной  для передачи различной информации. Труд предполагает не только использование, но и создание орудий деятельности, что происходит путем изменения  некоторых объектов природы с  помощью преобразовательной деятельности. Триединство языка, труда и общества - необходимые и достаточные предпосылки  в возникновении сознания, а также  его развития по пути усложнения.

     Развитие  сознания связывается с условиями  бытия людей в конкретной исторической обстановке.

Содержанием сознания по-прежнему продолжает считаться знание, идеальное знание. В марксистской философии под идеальным понимается нечто материальное, «пересаженное в человеческую голову и преобразованное ею».

     Знание  формируется только как результат  практического взаимодействия, взаимоотношения  человека и окружающего мира. Знание – результат не только отражательной  деятельности головного мозга. Оно  также результат мыслительной деятельности человека посредством понятий. Следовательно, можно говорить, что сознание не только отражает мир, но и творит его, - изменяет не удовлетворяющий человека мир. В теоретическом преобразовании мира состоит активный характер сознания.

33. Теория  познания  в  марксистской  философии.  Творческий  характер  познания.  Понятие  истины.  Диалектика  абсолютной  и  относительной   истины.  Роль  практики  в процессе  познания.

     Среди основополагающих принципов марксистской теории познания выделяют положение  о познаваемости объективного мира, существующего вне познающего субъекта, в также положение о практике как основе и источнике познания. Практика – вся деятельность людей, направленная на преобразование предметно-вещного  мира, проявляемая в обществе. Познание - мыслительная деятельность познающего субъекта, находящегося в обществе. Познающий субъект обязательно  должен социальным субъектом. Познание как вид деятельности человека всегда имеет социально-исторический характер.

     Практику  можно рассматривать как основу познания, поскольку она побуждает  человека к познанию. Материальные жизненные потребности вынуждают  человека к познанию, а не чистое любопытство. Познавательный процесс  опосредуется социально-исторической практикой, т.к. только практически  изменяя мир человек может развить себя как особое родовое существо. Вне практики познания быть не может. Практику можно считать источником познания, поскольку через ее посредство человек обнаруживает свойства объективного мира, после чего их сущность теоретически осмысливается, когда и раскрываются законы бытия мира. Процесс практики необходимо рассматривать как противоречивый и постоянно изменяющийся.

      Истина  – знание, которое соответствует  содержанию объективных существующих вне нас явлений материального  мира, законов бытия мира. Это  соответствие является результатом  творческой деятельности познающего субъекта. Истина по форме – идеальное явление, по форме – преобразованное материальное явление.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"