Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Бог, по Шеллингу, - высшая основа всего сущего, идеальная сущность, все творящая из себя. Бог – живая сущность. Вообще, материя – бессознательная часть Бога. Бог – единство противоположностей, в нем есть и эгоизм, и любовь – реальное и идеальное соответственно. Эгоизм – природное явление, любовь – духовное. Любовь преодолевает эгоизм
Возникновение мира, по Шеллингу, - не случайно, а закономерно. Эта закономерность – необходимость как откровение Бога.
30. Ф. Шеллинг о развитии истории. Проблема свободы и необходимости в истории. Исторический характер свободы.
История
– сфера проявления свободы, результат
божественного откровения. История
не развивается по какому-либо определенному
плану, в ней правит произвол. При
этом своеобразие истории
Т.к.
свобода и необходимость
Здесь свобода – веление человека, подчиняющееся сознанию. Свобода – проявление воли, опосредованной сознанием. Свободу можно рассматривать и как познание необходимости, на основе которой отдельный индивид избирает вид деятельности и поступков. Свобода предполагает ответственность за совершенные действия. Свободный человек противостоит ударам судьбы, а несвободный – покоряется ей.
Необходимость – свойства человека, проявляемые бессознательно, исторические условия, созданные до человека, оказывающие непосредственное влияние на его жизнь. Историческая необходимость прошлого остается в виде культуры, оставаясь предпосылкой будущего, новой исторической необходимости, новой культуры.
Свобода
и необходимость
Шеллинг задается и вопросом о наличии в истории цели и смысла. Цель истории – достижение всеобщего правового устройства. Смысл – обнаружить и понять в истории отпечаток откровения божественного абсолюта, т.к. сама история представляет постоянное осуществления откровения Абсолюта.
Шеллинг выделяет три периода человеческой истории:
Шеллинг осмыслил историю как противоречивый процесс, единство свободы и необходимости. Они становятся основанием достижения правового устройства. Шеллинг не желает мириться с произволом в истории и надеется на божественное откровение, веру в Абсолют как вечную свободу, которая, становясь необходимостью, ограничивает произвол в истории. Методом трансцендентального идеализма Шеллинг уверует в исторический прогресс.
31. Сущность и основные принципы диалектико-материалистической философии К. Маркса. Сущность диалектического метода и диалектики в марксистской философии. Основные законы динамики.
Основоположниками
марксистской философии были Карл Маркс
и Фридрих Энгельс. Марксизм –
философия диалектического
Задача
марксизма – не только объяснение
мира, но и изменение его. Марксизм
рассматривается его
Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.
В
марксистской философии утверждается
идея о развитии как особой формы
движения, как универсального способа
бытия мира, как природного, так
и общественного. Во-первых, развитие
есть всегда качественное изменение
чего-либо. Во-вторых, развитие является
«направленным и необратимым
процессом качественного
Выделяются пять форм движения материя: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Переход между формами движения от низшей к высшей происходит скачкообразно. В процессе перехода существуют некие переходные формы движения, которые будут выявлены по мере развития науки. При этом можно считать, что объективному миру присущ принцип повышения своей организации. Такие законы развития применимы и к развитию общественных систем, что является важной частью марксистской философии.
В учении
о причинно-следственных отношениях
исключается наличие
32. Проблема материи и сознания в марксисткой философии. Природа и сущность сознания, предпосылки его возникновения и развития.
Основоположниками
марксистской философии были Карл Маркс
и Фридрих Энгельс. Марксизм –
философия диалектического
Задача
марксизма – не только объяснение
мира, но и изменение его. Марксизм
рассматривается его
Марксистская
философия максимально близко связана
с естественнонаучным знанием, что
позволяет считать философию
рациональной и научной. Материя
– философская категория для
обозначения объективной
Теория развития материального мира была создана Марксом и Энгельсом на основе диалектического метода. Развитие рассматривается как особая форма движения, универсальный способ бытия мира природного и общественного. Развитие всегда качественное изменение чего-либо, изменение от простых форм к сложным, от низшего к высшему. Высшие формы движения и развития включают в преобразованном виде более низшие в их синтезе. Форме движения соответствует свой материальный носитель с некоторой сложностью строения.
Вопрос о природе и сущности сознания – один из основных вопросов философии. Появление сознания – результат развития животного мира. Здесь под сознанием понимается высшая форма психического отражения, присущая человеку как виду животного со сложным анатомическим строением. Мозг-субстрат сознания, одновременно это наиболее сложный вид материи.
Животные, в том числе и человекоподобные обезьяны, обладали развитыми анатомическими свойствами, приближающими их к человеку: прямохождение, элементарная речь, используемая для общения, способность использовать орудия труда. Это - природные предпосылки, необходимые для формирования сознания. Но можно сказать, что их для этого недостаточно. Для формирования сознания, по Марксу, необходимо общество. Более того, само сознание понимается как общественный, социальный продукт.
Кроме
общества, в формировании сознания
участвуют язык и труд. Язык для
формирования сознания должен быть достаточно
развитым, речь – членораздельной
для передачи различной информации.
Труд предполагает не только использование,
но и создание орудий деятельности,
что происходит путем изменения
некоторых объектов природы с
помощью преобразовательной деятельности.
Триединство языка, труда и общества
- необходимые и достаточные
Развитие сознания связывается с условиями бытия людей в конкретной исторической обстановке.
Содержанием сознания по-прежнему продолжает считаться знание, идеальное знание. В марксистской философии под идеальным понимается нечто материальное, «пересаженное в человеческую голову и преобразованное ею».
Знание формируется только как результат практического взаимодействия, взаимоотношения человека и окружающего мира. Знание – результат не только отражательной деятельности головного мозга. Оно также результат мыслительной деятельности человека посредством понятий. Следовательно, можно говорить, что сознание не только отражает мир, но и творит его, - изменяет не удовлетворяющий человека мир. В теоретическом преобразовании мира состоит активный характер сознания.
33. Теория познания в марксистской философии. Творческий характер познания. Понятие истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Роль практики в процессе познания.
Среди основополагающих принципов марксистской теории познания выделяют положение о познаваемости объективного мира, существующего вне познающего субъекта, в также положение о практике как основе и источнике познания. Практика – вся деятельность людей, направленная на преобразование предметно-вещного мира, проявляемая в обществе. Познание - мыслительная деятельность познающего субъекта, находящегося в обществе. Познающий субъект обязательно должен социальным субъектом. Познание как вид деятельности человека всегда имеет социально-исторический характер.
Практику
можно рассматривать как основу
познания, поскольку она побуждает
человека к познанию. Материальные
жизненные потребности
Истина
– знание, которое соответствует
содержанию объективных существующих
вне нас явлений материального
мира, законов бытия мира. Это
соответствие является результатом
творческой деятельности познающего субъекта.
Истина по форме – идеальное явление,
по форме – преобразованное