Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Историческая миссия человека – в продолжении человеческого рода, а цель жизни – ближе подойти к «не существованию». Т.к. половые влечения – выражение инстинкта воли к жизни, которая идеализируется, называясь любовью. Лучшая форма бытия, по Шопенгауэру, - аскетический и мистический образ жизни.
37. Основные черты философии Ф. Ницше. Сущность воли к власти и нигилизма. Критика Ф. Ницше христианской религии и христианской морали.
Философия
Фридриха Ницше имеет кардинальные
отличия от немецкой классической философии,
отличаясь скандальностью и необычностью.
Философские труды Ницше
Критика
предыдущего развития философии, по
Ницше, - в том, что его предшественники
в «поиске правды»
В основании мире, по Ницше, лежит мировая воля – особая энергия, определяющая все стороны бытия. Но, в отличие от Шопенгауэра, Ницше видит в мировой воле позитивные начала, не впадая в пессимизм. Позитивная мировая воля выражается в воли к власти, господству. Воля к власти – проявление силы, энергии. Воля к власти – требование самой жизни, потому что жизнь – проявление в многообразии воли к власти. Волю к власти Ницше рассматривает как суть и причину бытия мира. Воля к власти не персонифицирована, потому такая персонифицированность свя-зана с христианством.
Воля к власти широко воплощается в живой природе в виде инстинкта по господству и подчинению. Инстинкт воли к власти по отношению к подчиняющемуся выражается в виде «аффекта превосходства». Человек, вообще, - носитель воли к власти, могущества. Именно инстинкт воли к власти позволяет выживать в борьбе за выживание. Чувство воли к власти со временем в человеке возрастает. В жизни действует закон выживания сильнейшего, ведущего борьбу за выживание, в этом состоит содержание жизни.
Свобода воли к власти рассматривается как устранение препятствий, стесняющих проявление «мощи к власти». К таким препятствиям относятся границы добра и зла. Воля к власти выходит за эти границы для проявления своих потенций.
«По ту сторону добра и зла» нет ни требования добра, ни требования зла, но есть требования воли к власти, воли к выживанию сильнейшего. Эту идею некоторые считают одной из основ фашизма, но достоверно этого утверждать нельзя.
Ницше
размышлял над поиском эпохи,
в которой закон воли к власти
воплощался абсолютно. В качестве такой
эпохи рассматривается
Мир, в котором мы живем, Ницше считал «ошибочным», т.к. человечество утратило реальность влечений, инстинкт воли к власти. Противоречие – в том, что воля к власти – движущая сила мира и жизни.
Ницше
говорил о необходимости
По Ницше, в упадке виновна религиозная христианская мораль. Христианские ценности тогда считаются заблуждениями, ведущими к нигилизму воли. Христианство Ницше обвиняет в «фальсификации природы», реальности внешнего и внутреннего мира. Христианство делает человека больным, подменяя понятия добра и зла. Отсюда возникает упадок человечества, т.к. в течение двух тысячелетий оно развивается под влиянием христианства.
По
отношению к религиозным
Христианство, уничтожив в человеке инстинкт жажды вла-сти и силы, приучило его вместо борьбы к смирению, превратив его в труса и страдальца. Идея о первородном грехе приучает человека к ощущению вины, необходимости искупления.
Христианские
ценности стыда, честности и особенно
сострадания Ницше считает
Христианская мораль лишает человека свободы, т.е. нерегламентированного проявления воли к власти, утверждаемой через оригинальность индивидуальности и активное действие. Ницше – сторонник индивидуальности, а не серой массы.
Один из самых скандальных девизов Ницше – «Пусть гибнут слабые и уродливые». Сострадание к слабым и калекам он считает вредным, слабостью безвольного человека.
38. Проблема свободы в философии Ницше. Диалектика «Воли к власти», «Сверхчеловека», «Сверхличности» в философии Ф. Ницше.
В основании мире, по Ницше, лежит мировая воля – особая энергия, определяющая все стороны бытия. Но, в отличие от Шопенгауэра, Ницше видит в мировой воле позитивные начала, не впадая в пессимизм. Позитивная мировая воля выражается в воли к власти, господству. Воля к власти – проявление силы, энергии. Воля к власти – требование самой жизни, потому что жизнь – проявление в многообразии воли к власти. Волю к власти Ницше рассматривает как суть и причину бытия мира. Воля к власти не персонифицирована, потому такая персонифицированность связана с христианством.
Воля к власти широко воплощается в живой природе в виде инстинкта по господству и подчинению. Инстинкт воли к власти по отношению к подчиняющемуся выражается в виде «аффекта превосходства». Человек, вообще, - носитель воли к власти, могущества. Именно инстинкт воли к власти позволяет выживать в борьбе за выживание. Чувство воли к власти со временем в человеке возрастает. В жизни действует закон выживания сильнейшего, ведущего борьбу за выживание, в этом состоит содержание жизни.
Свобода воли к власти рассматривается как устранение препятствий, стесняющих проявление «мощи к власти». К таким препятствиям относятся границы добра и зла. Воля к власти выходит за эти границы для проявления своих потенций.
«По ту сторону добра и зла» нет ни требования добра, ни требования зла, но есть требования воли к власти, воли к выживанию сильнейшего. Эту идею некоторые считают одной из основ фашизма, но достоверно этого утверждать нельзя.
Ницше
говорил о необходимости
Для того, чтобы достичь энергии величия воли к власти, необходим новый тип человека – «сверхчеловек». Он должен принадлежать к особой расе, образец такой расы – греки, прообраз – Заратустра, человек, воображенный Ницше. Такой герой - разрушитель существующих моральных ценностей. Он не размышляет, а действует. Такой герой имеет страсть к господству как основу бытия. Инстинкт воли к власти возведен в нем в абсолют. Аристократизм духа для сверхчеловека – не в сострадании или милосердии, а жестокости. Сверхчеловек должен переступать границы морали во имя долга – осуществления воли к власти. Он может приносить в жертву слабых во имя осуществления воли к власти.
Ницше разрабатывает теорию здорового общества в противопоставление современному ему больному обществу. Новое общество должно иметь четкую иерархию, разделение на три слоя людей, призванных выполнять определенное назначение.
Высшая каста общества – «духовные по преимуществу» - сверхличности, призванные воплощать на земле счастье, красоту и благо. Они жестоки и аскетичны. Жестокость их может проявляться как по отношению к себе, так и к другим. Сверхличности «не вольны быть вторыми».
Второй
слой – люди с сильным темпераментом,
стражи права и порядка. Это благородные
воины, блюстители закона. Они являются
безоговорочными
Третий слой – посредственные, не выдающиеся люди. Они должны выполнять всю профессиональную деятельность, для чего необходим средний уровень знаний и умений. В посредственности эти люди счастливы, это соответствует их природной предрасположенности. Они составляют почву для существования элиты общества.
В обществе должно существовать право сильного на подчинение слабых. Неравенство прав, по Ницше, - нормальная ситуация. Такая система соответствует законам живой природы. Примерами такой организации общественной жизни он считает античную Грецию и Римскую империю.
«Вечное возвращение» к инстинкту воли к власти должно обеспечиваться «сверхлюдьми» и «сверхличностями».
39. Основные черты русской философии XIX – начала XX вв. Славянофильство и западничество как течения в русской философии XIX в, их особенности.
Русская
философия XIX – начала XX веков –
заметное явление в мировой философской
мысли. У нее есть ряд особенностей,
связанных с общественно-
Славянофилы
– особое течение в русской
философии. Основная проблема славянофилов
– судьба и роль России, ее особое
место в человеческой истории. Один
из основоположников славянофильства
– Киреевский Иван Васильевич. Он занимался
обоснованием особенного пути развития
России, отличного от европейского
пути. Основой бытия России он считает
православие как религию, сохранившую
первоначальную чистоту христианства.
В православии он видит основы
сохранения духовной ценности личности
и народа. Философия, по его мнению,
должна постигнуть фундаментальные
основания русской
Алексей
Степанович Хомяков – мыслитель,
поэт, другой основоположник славянофильства.
Бытие Хомяков рассматривает
как реализацию универсума Бога, который
представляет собой целостное единство.
Этот универсум Бога, по его мнению,
особым образом проецируется в человеческой
истории. Основание единства общественной
жизни и истории – «соборность»
Западничество.
Это течение в русской
Философские
взгляды Герцена развивались
под влиянием Гегеля и Фейербаха.
Герцен признает объективное существование
природы, существующей до человека и
независимо от него. Вообще, Герцен всецело
принадлежит к течению