Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОС ответы на билеты расширенные.docx

— 94.84 Кб (Скачать документ)

     Историческая  миссия человека – в продолжении человеческого рода, а цель жизни – ближе подойти к «не существованию». Т.к. половые влечения – выражение инстинкта воли к жизни, которая идеализируется, называясь любовью. Лучшая форма бытия, по Шопенгауэру, - аскетический и мистический образ жизни.

37. Основные  черты   философии   Ф.  Ницше.  Сущность  воли  к  власти  и  нигилизма.  Критика  Ф.  Ницше  христианской  религии  и   христианской  морали.

     Философия Фридриха Ницше имеет кардинальные отличия от немецкой классической философии, отличаясь скандальностью и необычностью. Философские труды Ницше отличались образностью изложения.

     Критика предыдущего развития философии, по Ницше, - в том, что его предшественники  в «поиске правды» ориентировались  на мораль, что кажется ему неправильными.  Особенностью своих работ Ницше называет недоступность их для современников, он считает их уделом послезавтрашнего дня. По собственному выражению, он «вступает в пределы запретного», т.е. разоблачает и христианство, и традиции философии.

      В основании мире, по Ницше, лежит мировая  воля – особая энергия, определяющая все стороны бытия. Но, в отличие  от Шопенгауэра, Ницше видит в  мировой воле позитивные начала, не впадая в пессимизм. Позитивная мировая  воля выражается в воли к власти, господству. Воля к власти – проявление силы, энергии. Воля к власти – требование самой жизни, потому что жизнь  – проявление в многообразии воли к власти. Волю к власти Ницше  рассматривает как суть и причину  бытия мира. Воля к власти не персонифицирована, потому такая персонифицированность свя-зана с христианством.

     Воля  к власти широко воплощается в  живой природе в виде инстинкта  по господству и подчинению. Инстинкт воли к власти по отношению к подчиняющемуся выражается в виде «аффекта превосходства». Человек, вообще, - носитель воли к власти, могущества. Именно инстинкт воли к власти позволяет выживать в борьбе за выживание. Чувство воли к власти со временем в человеке возрастает. В жизни действует закон выживания сильнейшего, ведущего борьбу за выживание, в этом состоит содержание жизни.

     Свобода воли к власти рассматривается как  устранение препятствий, стесняющих проявление «мощи к власти». К таким препятствиям относятся границы добра и  зла. Воля к власти выходит за эти  границы для проявления своих  потенций.

     «По ту сторону добра и зла» нет  ни требования добра, ни требования зла, но есть требования воли к власти, воли к выживанию сильнейшего. Эту  идею некоторые считают одной  из основ фашизма, но достоверно этого  утверждать нельзя.

      Ницше размышлял над поиском эпохи, в которой закон воли к власти воплощался абсолютно. В качестве такой  эпохи рассматривается дохристианский период – Античный мир, Древний Восток. Частично воля к власти воплощалась  в эпоху Европейского Возрождения. Общими для этих эпох являются яркие  волевые индивидуальности, не боящиеся препятствий на пути воли к власти. Такие индивидуальности не были ограничены предрассудками, стыдом. Они господствовали над слабыми, склонными к подчинению.

     Мир, в котором мы живем, Ницше считал «ошибочным», т.к. человечество утратило реальность влечений, инстинкт воли к  власти. Противоречие – в том, что  воля к власти – движущая сила мира и жизни.

      Ницше говорил о необходимости возвращение  к изначальным жизненным инстинктам: воле к власти. Человечество на последних  этапах его жизни можно считать  находящимся в стадии декаданса, деградации. Это объясняется тем, что человечество утратило инстинкт воли к власти, стало изнеженным.

     По  Ницше, в упадке виновна религиозная  христианская мораль. Христианские ценности тогда считаются заблуждениями, ведущими к нигилизму воли. Христианство Ницше обвиняет в «фальсификации природы», реальности внешнего и внутреннего  мира. Христианство делает человека больным, подменяя понятия добра и зла. Отсюда возникает упадок человечества, т.к. в течение двух тысячелетий  оно развивается под влиянием христианства.

      По  отношению к религиозным ценностям  обязателен нигилизм как условие  вечного возвращения к первообразу  человечества. Отсюда философию Ницше  иногда именуют философией нигилизма.

     Христианство, уничтожив в человеке инстинкт жажды  вла-сти и силы, приучило его вместо борьбы к смирению, превратив его в труса и страдальца. Идея о первородном грехе приучает человека к ощущению вины, необходимости искупления.

     Христианские  ценности стыда, честности и особенно сострадания Ницше считает ложными. Христианская мораль - мораль добровольного  страдания, причем человечность считается  у Ницше «предрассудком». По отношению  к современному ему человеку Ницше  испытывает чувство омерзения.

     Христианская  мораль лишает человека свободы, т.е. нерегламентированного  проявления воли к власти, утверждаемой через оригинальность индивидуальности и активное действие. Ницше –  сторонник индивидуальности, а не серой массы.

     Один  из самых скандальных девизов  Ницше – «Пусть гибнут слабые и уродливые». Сострадание к слабым и калекам он считает вредным, слабостью безвольного человека.

38. Проблема  свободы   в  философии   Ницше.  Диалектика  «Воли  к   власти»,  «Сверхчеловека»,   «Сверхличности»  в философии Ф.  Ницше.

     В основании  мире, по Ницше, лежит мировая воля – особая энергия, определяющая все  стороны бытия. Но, в отличие от Шопенгауэра, Ницше видит в мировой  воле позитивные начала, не впадая в пессимизм. Позитивная мировая воля выражается в воли к власти, господству. Воля к власти – проявление силы, энергии. Воля к власти – требование самой жизни, потому что жизнь – проявление в многообразии воли к власти. Волю к власти Ницше рассматривает как суть и причину бытия мира. Воля к власти не персонифицирована, потому такая персонифицированность связана с христианством.

     Воля  к власти широко воплощается в  живой природе в виде инстинкта  по господству и подчинению. Инстинкт воли к власти по отношению к подчиняющемуся выражается в виде «аффекта превосходства». Человек, вообще, - носитель воли к власти, могущества. Именно инстинкт воли к власти позволяет выживать в борьбе за выживание. Чувство воли к власти со временем в человеке возрастает. В жизни действует закон выживания сильнейшего, ведущего борьбу за выживание, в этом состоит содержание жизни.

     Свобода воли к власти рассматривается как  устранение препятствий, стесняющих проявление «мощи к власти». К таким препятствиям относятся границы добра и  зла. Воля к власти выходит за эти  границы для проявления своих  потенций.

     «По ту сторону добра и зла» нет  ни требования добра, ни требования зла, но есть требования воли к власти, воли к выживанию сильнейшего. Эту  идею некоторые считают одной  из основ фашизма, но достоверно этого  утверждать нельзя.

     Ницше говорил о необходимости возвращение  к изначальным жизненным инстинктам: воле к власти. Человечество на последних  этапах его жизни можно считать  находящимся в стадии декаданса, деградации. Это объясняется тем, что человечество утратило инстинкт воли к власти, стало изнеженным.

     Для того, чтобы достичь энергии величия воли к власти, необходим новый тип человека – «сверхчеловек». Он должен принадлежать к особой расе, образец такой расы – греки, прообраз – Заратустра, человек, воображенный Ницше. Такой герой - разрушитель существующих моральных ценностей. Он не размышляет, а действует. Такой герой имеет страсть к господству как основу бытия. Инстинкт воли к власти возведен в нем в абсолют. Аристократизм духа для сверхчеловека – не в сострадании или милосердии, а жестокости. Сверхчеловек должен переступать границы морали во имя долга – осуществления воли к власти. Он может приносить в жертву слабых во имя осуществления воли к власти.

      Ницше разрабатывает теорию здорового  общества в противопоставление современному ему больному обществу. Новое общество должно иметь четкую иерархию, разделение на три слоя людей, призванных выполнять  определенное назначение.

     Высшая  каста общества – «духовные по преимуществу» - сверхличности, призванные воплощать на земле счастье, красоту  и благо. Они жестоки и аскетичны. Жестокость их может проявляться как по отношению к себе, так и к другим. Сверхличности «не вольны быть вторыми».

     Второй  слой – люди с сильным темпераментом, стражи права и порядка. Это благородные  воины, блюстители закона. Они являются безоговорочными последователями  сверхличностей, и в месте с ними составляют элиту общества.

     Третий  слой – посредственные, не выдающиеся люди. Они должны выполнять всю профессиональную деятельность, для чего необходим средний уровень знаний и умений. В посредственности эти люди счастливы, это соответствует их природной предрасположенности. Они составляют почву для существования элиты общества.

     В обществе должно существовать право сильного на подчинение слабых. Неравенство прав, по Ницше, - нормальная ситуация. Такая система соответствует законам живой природы. Примерами такой организации общественной жизни он считает античную Грецию и Римскую империю.

     «Вечное возвращение» к инстинкту воли к  власти должно обеспечиваться «сверхлюдьми» и «сверхличностями».

39. Основные  черты   русской  философии  XIX – начала  XX вв.  Славянофильство   и  западничество   как  течения   в  русской   философии  XIX в,  их  особенности.

     Русская философия XIX – начала XX веков –  заметное явление в мировой философской  мысли. У нее есть ряд особенностей, связанных с общественно-историческими  предпосылками. Россия XIX века – отсталая страна с крепостным правом, господством  патриархальных экономических отношений, доминирующий фактор жизни – общинность. Это приводит к отсутствии индивидуализации в обществе. Доминирующим религиозным учением было православие, понимаемое как подлинная форма христианства. Геополитическое положение России между Западом и Востоком также играло немаловажную роль во всей ее истории.

      Славянофилы – особое течение в русской  философии. Основная проблема славянофилов – судьба и роль России, ее особое место в человеческой истории. Один из основоположников славянофильства  – Киреевский Иван Васильевич. Он занимался  обоснованием особенного пути развития России, отличного от европейского пути. Основой бытия России он считает  православие как религию, сохранившую  первоначальную чистоту христианства. В православии он видит основы сохранения духовной ценности личности и народа. Философия, по его мнению, должна постигнуть фундаментальные  основания русской самобытности. Одним из таких оснований он считает  общинный характер общественной жизни, общинный дух народа, опору на православие. Патриотизм, по Киреевскому, является основой нравственно-религиозного воспитания народа. Киреевский понимал  значение европейской образованности, но считал необходимым ее переосмысление на основе православия. Только в этом случае возможно сохранение ее самобытности.

      Алексей Степанович Хомяков – мыслитель, поэт, другой основоположник славянофильства. Бытие Хомяков рассматривает  как реализацию универсума Бога, который  представляет собой целостное единство. Этот универсум Бога, по его мнению, особым образом проецируется в человеческой истории. Основание единства общественной жизни и истории – «соборность». Она реализуется посредством  любви в свободное единение людей. Необходимое условие такого единения – истинная вера, проявляемая в  православии. Также основанием соборности можно считать крестьянскую общину, идеализированную Хомяковым. Мировая  история понимается им как борьба двух этногеографических и культурных начал – иранского и кушитского. Иранский тип выражает свободную стихию духа личности, устремленности к духовному богатству, миру. Такой путь воплощается в православной России, поскольку любовь православного человека носит жертвенный характер. Кушитскому типу свойственно тяготение к материальному благу, прагматизм и меркантильность, в нем нет стремления к единству. Такой тип воплощается в католическом и протестантском Западе с характерным для него индивидуализмом. Хомяков идеализирует допетровскую эпоху развития России с ее чертами самобытной культуры. 

      Западничество. Это течение в русской философии  возникло на волне полемики со славянофилами. Западники отстаивали идею вплетенности России в единый эволюционный мировой процесс. Развитие Западной Европы и Америки они считали прогрессивным движением мировой истории. Для западного пути развития характерно развитие капитализма, свободного развития личности, создание гражданского общества, противодействие деспотии, развитие науки. Здесь свобода – необходимый атрибут исторического развития. Западники считали, что Россию ожидают соответствующие преобразования. Препятствием развития России считали наличие крепостного права и отсутствие политических и социальных свобод личности. Среди представителей западничества часто говорят о Герцене, Огареве, Кавелине и др. Эти идеи были поддержаны Белинским, Тургеневым, Анненковым.

     Философские взгляды Герцена развивались  под влиянием Гегеля и Фейербаха. Герцен признает объективное существование  природы, существующей до человека и  независимо от него. Вообще, Герцен всецело  принадлежит к течению материализма. Философия, по Герцену, стремится выявить  универсальные всеобщие законы бытия  природы и мира в целом, тяготея  к теоретическому знанию. Предмет  философии для него – познание всеобщего. Бытие, по Герцену, предшествует мышлению и сознанию, оно объективно. Законы бытия мира находятся в самом бы-тие, но они отражаются в сознании человека. Отсюда – единство мышления и бытия. Сознание у человека появляется после утра-ты единства с природой. Необходимое условие формирования человеческого мышления – язык, слово. Тогда человек может рассматривать развитие мира как процесс развития системы. В этом случае преодолевается противоречие между теоретическим и эмпирическим знанием, последнее включается в теоретическое, утрачивая свою самостоятельность. Отсюда познание можно рассматривать как движение от формы к содержанию, от внешнего к внутреннему по мере приближения к истинному знанию о сущ-ности бытия. По Герцену, в основе развития истории лежит борьба противоположностей. Источник этой борьбы – противоречие между индивидом, стремящимся к монополии, и массой, которая стремится растворить его в себе. Они взаимоисключают и взаимодополняют друг друга. Человек – творец своей истории и истории человечества. Он творит историю как социальное существо. Свобода, по Гегелю, - проявление его сознания и разума. Человек настолько свободен, насколько он осознает себя как общественное существо. Отсюда мотив истории – борьба за свободу личности, против насильственного воздействия на неё. Свободу также можно понимать как владение самим собою. Условие свободы – признание личной независимости. По Герцену, свобода всегда конкретна, исторична по своему содержанию. По его мнению, современная ему Россия двигалась в сторону буржуазной революции, но после приходит к мысли о переходе к социализму через крестьянскую общину.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"