Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 06:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОС ответы на билеты расширенные.docx

— 94.84 Кб (Скачать документ)

     Объективная истина – содержание знания, которое  соответствует содержанию объективных  процессов в самом мире, существующем независимо от сознания познающего субъекта. Такое соответствие не может быть полным. Истина – результат противоречивого  взаимодействия субъекта и объекта. Марксизм рассматривает диалектику относительной и абсолютной истины в познании.

     Абсолютная  истина – достоверное и исчерпывающее  знание обо всем окружающем мире, его  объективных законах бытия, достигаемое  в бесконечной деятельности человеческого  рода. Абсолютная истина фиксирует  признание неисчерпаемых способностей, присущих человеку. Без признания  абсолютной истины нет позитивного  момента в познавательной деятельности человека.

     В объективной  истине всегда есть сторона относительной  истины. Относительная истина –  достоверное, но неполное знание о чем-либо. Такое истинное знание неопровержимо  в определенных пределах, относительно определенных законов. Относительная  истина проистекает из того, что  познанием занимаются конкретные люди со своими особенностями и ограниченностями. Родовая познавательная способность  человека в этом случае проявляется  не универсально, а конкретно. Процесс  познания всегда ограничен историческими  возможностями практики, что связано  с уровнем развития общества. В  марксистском учении об истин знание всегда носит конкретный характер.

     В объективной  истине есть диалектика абсолютного  и относительного знания. Познанию и объективному миру присущи одни и те же законы диалектики, но в своеобразном проявлении.

     Цель  познания – достижение истины. Для  изучения познания в марксистской философии  была создана диалектико-материалистическая теория познания. Исходит эта теория из того, что процесс познания –  процесс отражения объективного мира в сознании человека. Процесс  познания – многоуровневый.

     Низший  уровень – эмпирическое познание, включенное в практическую деятельность людей. Инструменты такого познания – ощущения, восприятия. На этом уровне сущностная сторона предметов нераскрыта. Эмпирическое знание – конкретное, достоверное, неполное, необобщенное.

     Второй  уровень – теоретическое знание. Это сфера действия мышления, оперирующего понятиями. Теоретическое знание, по Марксу и Энгельсу, - продолжение  эмпирического. Эмпирическое – предпосылка теоретического. Теоретическое - преобразование эмпирического посредством понятий. Теоретическое знание, также называемое абстрактным, отвлечено от непосредственного бытия. Инструменты теоретического знания – абстрактные понятия и умозаключения.

     Познание  – противоречивое единство эмпирического и теоретического. Отсюда истина – также единство эмпирического и теоретического, а также объективного и субъективного.

     Критерий  истины – общественно-историческая практика как совокупная деятельность людей. Отсюда практика имеет абсолютный и относительный характер. Абсолютный – в том, что практика может  проверить любое знание и теорию, она универсальный критерий истины. Относительность – в конкретно-историческом характере практики, в данный момент она может проверить истинность не любой теории, но ту, для которой  созрели необходимые предпосылки.

34. Проблема  человека,  его  природы   и  сущности  в марксистской  философии.  Свобода   и  необходимость   в  бытие  человека.

     Проблема  природы и сущности человека является важной частью марксистской философии. Человек воспринимается как природное, духовное и социальное существо, но при этом религиозное понимание  человека в марксизме полностью  исключено, т.к. атеистический характер ярко выражается в этом философском  направлении.

     С телесной точки зрения человек – высшее проявление природы, т.к. он наделен  сознанием и духом. При этом сущность человека – совокупность всех общественных отношений.

     Человек – историческое существо, т.е. он несет  следы того общества и того исторического  момента, в котором живет. В марксистской философии, каково общество, таков и  человек. Именно в обществе человек  развивает свою природу и проявляет  свои качества. Общество влияет на развитие тех или иных качеств человека, не изменяя при этом индивидуальности человека.

     Человек и общество всегда взаимообуславливают и взаимодополняют друг друга. Общество таково, какие возможно для развития индивидуальности оно предоставляет человеку.

     Телесная  природа человека постоянна и  неизменна, а по другим признакам  человек – развивающееся существо.

     Отношения между личностью и обществом  могут быть как в гармонии, так  и в дисгармонии. Определяется гармония и дисгармония по степени свободы  личности.

35. Марксистская  концепция   развития  истории   и  общества  как  естественноисторического  процесса.  Историческая  закономерность  и  сознательная  деятельность  людей,  историческая  свобода   и  историческая.

     Анализ  развития человеческой истории –  один из важнейших вопросов марксистской философии. В частности, поднимается  проблема наличия в истории объективных  законов развития.

     Основной  постулат диалектико-материалистического  понимания истории – в том, что история есть только результат  деятельности людей. Отсюда история  – процесс смены видов и  способов деятельности и людей. Способ производства материальной жизни понимается как основа существования и развития истории, общества и людей. Способ производства включает производительные силы и производственно-экономические  отношения.

     Производительные  силы – люди, наделенные способностью к трудовой преобразовательной деятельности, а также орудия и технология в  распоряжении людей. Также производительной силой можно считать силы природы, используемые человеком для производства.

     Производственно-экономические  отношения – сложная система  отношений между людьми, в которые  вынуждены вступать субъекты производства. Технологические отношения - техническое  овладение людьми орудиями производства. Экономические отношения между  людьми, возникающие в процессе производства – отношения к собственности  на средства производства, они представляют собой владение, распоряжение и управление собственностью на средства производства. Отношения по поводу произведенных  материальных благ также входят в  производственно-экономические отношения.

     Производственно-экономические  отношения составляют реальный базис  общества, на нем возвышается юридическая  и политическая надстройка, ему соответствуют  определенные формы общественного  сознания.

     Методологический  принцип понимания истории состоит  в том, что способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процесс. Из общественного бытия возникает  сознание. Общественное сознание, духовная и политическая жизнь обладают относительной  самостоятельностью по отношению к  базису и могут влиять на его развитие прогрессивнотворчески.

      В марксизме вводится категория как  общественно-экономическая формация (ОЭФ) – общество, находящееся на определенной ступени исторического  развития, общество со своеобразным отличительным  характером. Ядро ОЭФ – исторический конкретный способ производства. Тогда  историю можно рассматривать  как естественную смену ОЭФ. Смена  ОЭФ – закон развития истории  от низших формаций к высшим, более  совершенным, открывающим простор  в развитии производительным силам, отношениям и человеку. Выделяют 5 типов  ОЭФ:

  1. Первобытнообщинная (первобытный коммунизм) - характеризуется общественной собственностью на средства производства, отсутствием социального разделения.
  2. Рабовладельческая – характеризуется особой формой частной собственности, распространяемой на орудия производства, землю и рабов, которые рассматривались как орудия. Появляется эксплуатация человека человеком, иерархия общества.
  3. Феодальная: форма частной собственности – земля как средство производства, появляется корпоративное ремесленное производство. Господствующий класс – феодалы, крупные землевладельцы. Крестьяне – в личной и общественной зависимости. Есть церковное сословие и группа ремесленников.
  4. Буржуазная (капиталистическая): экономическая база – частная собственность на орудия производства и финансовый капитал. Есть капиталисты и рабочие, находящиеся в экономической зависимости. Формирование правового государства и гражданского общества. Наука становится непосредственной производительной силой.
  5. . Социализм (коммунизм), способствует всестороннему развитию человека, его способностей, творческое саморазвитие без внешних ограничений и регламентаций. Такая ОЭФ, по Марксу, может быть достигнута при возникновении необходимых объективных предпосылок. Но такая ОЭФ не неизбежна. Обстоятельства:
    1. окончание эксплуатации человека человеком
    1. преодоление классовых противоречий в обществе через ассоциации производителей, общественную собственность на средства производства
    2. Промышленное производство достигает высокого уровня автоматизации. Наука становится производительной силой, а производство – технологическим воплощением достижений науки. Все граждане получают доступ к достижениям науки.
    3. Принцип равенства в распределении материальных благ.
    4. Государство – самоуправление трудящихся.
    5. Вместо жестокости в отношениях торжествует человечность.

     Источник  развития человеческой истории –  противоречия в обществе: противоречия между производительными силами и производственно-экономическими отношениями. Универсальный закон  развития истории: ни одна ОЭФ не погибает раньше, чем в ней до конца разовьются производительные силы, препятствием для которых являются наличные производственно-экономические  отношения, базирующиеся на определенной форме собственно-сти.

     ОЭФ разрешаются через сознательную деятельность людей, борьбу классов, стремящихся  к своему освобождению. Объек-тивные законы развития в виде смены ОЭФ проявляются через сознательную деятельность людей. Действие законов не зависит от отдельных личностей – они могут только осознать силу их действия.

     Классовая борьба за уничтожение эксплуатации человека человеком присуща всем ОЭФ. Отсюда – вывод об исторической миссии пролетариата.

36. Сущность  и   основные  черты  философии  А.  Шопенгауэра.  Проблема  воли,  религии   и морали  в   философии   А.  Шопенгауэра.  Сущность  волюнтаризма.

     Философия Артура Шопенгауэра – постклассическая философия, связанная с иррациональностью в понимании бытия мира. Как и немецкая классическая философия, она стремится охватить мир во всем его многообразии. Философскую концепцию Шопенгауэра называют «волюнтаризмом».

     Сущностью бытия мира, управляющей миром, Шопенгауэр считает Мировую Волю, которая  стремится к самореализации и  подчинению среды, в которой она  действует. Действие Мировой Воли –  неразумно, бессознательно, она находится  вне пространства и времени, стремится  к самоутверждению и господству в мире. Она универсальна, т.к. действует  и в живой, и в неживой природе.

     Жизнь – концентрирование выражение Мировой  Воли. Мировая Воля устремлена к  саморазмножению, Шопенгауэр называет это «инстинктом жизни». Единственная цель Мировой Воли – подчинение всего, противостоящего ей. Она творит все, и не может контролироваться чем-либо, в том числе человеческим разумом. Применительно к Мировой  Воле нельзя говорить о рациональности и целеполагаемости. Миром правит именно Мировая Воля.

     Человек включен в действие Мировой Воли. В человеке она приобретает особую энергию. Воля к жизни бессознательно управляет действием человека, причем инстинкт к жизни нельзя объяснять  рационально. Именно поэтому философию  Шопенгауэра называют иррациональной.

     Мировая Воля – зло, поскольку стремится  к подчинению всего, что препятствует ее бесконечному размножению. Она абсолютно  эгоистична, что подталкивает ее к  движению и борьбе.

     Человек изначально также эгоистичен, что  проистекает из инстинкта к жизни. В человеческом сознании появляется соперничество индивидов, «война всех против всех», воплощаемая в повседневной жизни. Тогда жизнь состоит из страданий и мук, в ней торжествует  зло. Эгоизм, который к этому приводит, не может быть преодолен ни человеком, ни обществом, ни государством. Отсюда стремление к счастью неосуществимо, а счастье недостижимо. Счастье, по Шопенгауэру, - грезы, которыми предстают  явления жизни.

     Всякая  философия, по Шопенгауэру, теоретична, поскольку не дает конкретных указаний, а только занимается исследованиями.

     Познание  сродни срыванию покрывала с тайн бытия, открывает путь к познанию сущности жизни, ее ценностям. Подлинная  сущность Мировой Воли открывается, когда субъект познания выходит  за границы явлений. Познание может  только увеличить страдания, потому что возможна ситуация, когда постулаты, ранее понимаемые нами истиной, могут  оказаться ложью.

     Одна  из причин страдания человеческого  рода - противоречие между стремлением  к счастью, присущим каждому индивиду, и невозможностью достижения счастья.

     Нравственно сострадающий человек может воспринимать страдания других людей, а через  них – открывать страдания  Вселенной. Любое желание преодолеть страдания приводит к увеличению его масштабов, потому что человек не может преодолеть страданий, а только созерцает их.

     Критика религиозной морали – часть философии  Шопенгауэра. Это связано с тем, что религия дает человеку надежду  на преодоление страданий, искупление греха, попадание в рай.

     Достижение  блага Шопенгауэр видит в укрощении  воли к жизни, безмятежности и  отсутствии желаний. Человек тогда  достигает блаженства, нирваны, когда  происходит растворение индивида в  мире. Причина этого в том, что  отказ от воли к жизни снимает  напряженность самой жизни. Самоубийство, по Шопенгауэру, - не грех или слабость, а феномен утверждения воли к  жизни. Оно бесплодно и безумно, но оно устраняет страдания. Человек  в этом находит свободу воли.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"